Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии:
- с Рекомендациями Минобрнауки РФ по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- с Разъяснениями по реализации среднего полного (общего) образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.;
- с примерной программой ОУД «ГЕОГРАФИЯ» для профессиональных образовательных организаций Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Новомичуринский многоотраслевой техникум»
Разработчик:
Акишина Е.Н., преподаватель общеобразовательного цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География » является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности:
43.02.15 Поварское и кондитерское дело,
укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и является базовой общеобразовательной дисциплиной
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способенностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
теоретические занятия | 18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | | 1 | 1 |
Тема 1.1 Источники географической информации. | Содержание учебного материала | 3 2 | 2 2 |
Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации, использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы, как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения. |
Практические занятия | 1 | |
«Анализ карт различной тематики» | |
Тема 2.1 Политическая карта мира | Содержание учебного материала | 6 2 |
Рассмотрение стран на политической карте мира. Экономическая топология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Государственное устройство стран мира. «Горячие точки планеты» | 2 |
Практические занятия | 4 | |
Знакомство с политической картой мира. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории. Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям. |
Тема 3.1 География населения мира. | Содержание учебного материала | 4 2 |
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграция населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения. Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятость населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов. | 1 2 |
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов |
Практические занятия | 2 | |
Определение особенностей расселения, демографической ситуации и сопоставление культурных традиций в разных странах и регионах мира. |
Тема 4.1. География мировых природных ресурсов. | Содержание учебного материала | 3 2 |
Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов земли. Основные типы природопользования. | 1 2 |
Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды |
Практические занятия | 1 |
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. |
Тема 5.1. География мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | 5 3 |
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое размещение труда. | 2 1 2 1 |
Международная специализация и кооперирование- интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы. |
Внешние экономические связи — научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли |
Практические занятия | 2 |
Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. |
Тема 6.1. Регионы и страны мира. | Содержание учебного материала | 4 2 |
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. | 1 |
Экономически развитые и развивающиеся страны(главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне -ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы |
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения. |
Практические занятия | 2 | |
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. |
Тема 7.1. Россия в современном мире. | Содержание учебного материала | 4 2 |
Россия на политической карте мира. Изменения географического, геополитического и геоэкономического положения России. | 1 |
Характеристика современного этапа развития хозяйства. Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура. | |
Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России. |
Практические занятия | 2 |
Определение роли России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами. |
Тема 8.1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | Содержание учебного материала | 4 2 |
Географические аспекты глобальных проблем человечества в настоящем и прошлом. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы, как особо приоритетные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические проблемы разных регионов Земли. | 2 |
Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | | |
Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические проблемы разных регионов Земли. |
Практические занятия | 2 |
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. |
Дифференцированный зачет | | 2 |
| Всего | 36 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
- экранно-звуковые средства обучения: видеофильмы (кинофильмы).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения Основной источник:
Баранчиков Е.В. География : учеб. Для студ. Учреждений СПО. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с.
Дополнительные источники:
Петрусюк О.А. география для профессий и специальностей социально – экономического профиля. Практикум: учеб.пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования – М.: издательский центр «Академия», 2010.-240с.
Петрусюк О.А. география для профессий и специальностей социально – экономического профиля. Дидактические материалы: учеб.пос. для образоват.учреждений нач. и сред.проф.образования. – М.: издательский центр «Академия», 2010.-144 с.
Интернет-ресурсы
www.wikipedia.org
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
geo.historic.ru - географический справочник.
geo.1september.ru – журнал "География".
geographer.ru - туризм и путешествия.
geo-site.ru - географический портал Ойкумена.
geo-tour.net - всё, что Вы хотели знать о географии.
rgo.ru - новости Русского географического общества.
webgeo.ru - портал география - Электронная Земля.
kino.rgo.ru - портал фильмов Русского географического общества
statdata.ru - сайт о странах, городах, статистике населения и пр.
geographyofrussia.com - география физическая, экономическая, общая, занимательная.
interesnie-fakty.ru - интересные факты обо всём в мире.
maps-world.ru - карты мира.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: *основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; *особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; *численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; *географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; *особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; Умения: *определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; *оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; *применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; *составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; *сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; *нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; *понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. | пятибалльная система оценки знаний письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов) письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль письменный фронтальный контроль, устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль устный индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль самоконтроль самоконтроль самоконтроль самоконтроль |
6