СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии:

- с Рекомендациями Минобрнауки РФ по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

- с Разъяснениями по реализации среднего полного (общего) образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.;

- с примерной программой ОУД «ГЕОГРАФИЯ» для профессиональных образовательных организаций Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.


Организация-разработчик: ОГБПОУ «Новомичуринский многоотраслевой техникум»



Разработчик:

Акишина Е.Н., преподаватель общеобразовательного цикла.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «География » является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности:

43.02.15 Поварское и кондитерское дело,

укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и является базовой общеобразовательной дисциплиной

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способенностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

− целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

− креативность мышления, инициативность и находчивость;

• метапредметных:

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

• предметных:

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

16

теоретические занятия

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение


1

1

Тема 1.1 Источники географической информации.

Содержание учебного материала

3

2

2






2


Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации, использование космических снимков, моделирование.

Геоинформационные системы, как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

Практические занятия

1


«Анализ карт различной тематики»


Тема 2.1 Политическая карта мира

Содержание учебного материала

6

2

Рассмотрение стран на политической карте мира.

Экономическая топология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Государственное устройство стран мира. «Горячие точки планеты»

2

Практические занятия

4


Знакомство с политической картой мира.

Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.

Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

Тема 3.1 География населения мира.

Содержание учебного материала

4

2

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.

Воспроизводство и миграция населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятость населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

1





2

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов

Практические занятия

2


Определение особенностей расселения, демографической ситуации и сопоставление культурных традиций в разных странах и регионах мира.

Тема 4.1. География мировых природных ресурсов.


Содержание учебного материала

3

2

Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем.

Природные ресурсы земли, их виды. Ресурсообеспеченность.

Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов земли. Основные типы природопользования.

1







2

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды

Практические занятия

1

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Тема 5.1. География мирового хозяйства.


Содержание учебного материала

5

3

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое размещение труда.

2



1


2



1

Международная специализация и кооперирование- интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы.

Внешние экономические связи — научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли

Практические занятия

2

Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.

Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды ме­ждународных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; фак­торов, определяющих международную специализацию стран и регионов
мира.

Тема 6.1. Регионы и страны мира.

Содержание учебного материала

4

2

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран.



1

Экономически развитые и развивающиеся страны(главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне -ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

Практические занятия

2


Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.


Тема 7.1. Россия в современном мире.


Содержание учебного материала

4

2

Россия на политической карте мира. Изменения географического, геополитического и геоэкономического положения России.


1

Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.


Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.

Практические занятия

2





Определение роли России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.

Тема 8.1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


Содержание учебного материала

4

2

Географические аспекты глобальных проблем человечества в настоящем и прошлом. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы, как особо приоритетные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические проблемы разных регионов Земли.


2

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.



Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические проблемы разных регионов Земли.

Практические занятия

2





Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической си­туацией, а также географических аспектов других глобальных проблем че­ловечества.

Дифференцированный зачет


2


Всего

36




3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

- экранно-звуковые средства обучения: видеофильмы (кинофильмы).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основной источник:

Баранчиков Е.В. География : учеб. Для студ. Учреждений СПО. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с.

Дополнительные источники:

Петрусюк О.А. география для профессий и специальностей социально – экономического профиля. Практикум: учеб.пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования – М.: издательский центр «Академия», 2010.-240с.

Петрусюк О.А. география для профессий и специальностей социально – экономического профиля. Дидактические материалы: учеб.пос. для образоват.учреждений нач. и сред.проф.образования. – М.: издательский центр «Академия», 2010.-144 с.

Интернет-ресурсы

  • www.wikipedia.org

  • www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

  • geo.historic.ru - географический справочник.

  • geo.1september.ru – журнал "География".

  • geographer.ru - туризм и путешествия.

  • geo-site.ru - географический портал Ойкумена. 

  • geo-tour.net - всё, что Вы хотели знать о географии.

  • rgo.ru - новости Русского географического общества.

  • webgeo.ru - портал география - Электронная Земля.

  • kino.rgo.ru - портал фильмов Русского географического общества

  • statdata.ru - сайт о странах, городах, статистике населения и пр.

  • geographyofrussia.com - география физическая, экономическая, общая, занимательная.

  • interesnie-fakty.ru - интересные факты обо всём в мире.

  • maps-world.ru - карты мира.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

*основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

*особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

*численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

еографические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

*особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


Умения:

*определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

*оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

*применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

*составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

*сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

*нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

*понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

пятибалльная система оценки знаний

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.


письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)


письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.





устный индивидуальный контроль


письменный фронтальный контроль,

устный индивидуальный контроль.







устный индивидуальный контроль







практический фронтальный и индивидуальный контроль



устный индивидуальный контроль


практический фронтальный и индивидуальный контроль







практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль






практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль







практический фронтальный и индивидуальный контроль

самоконтроль



самоконтроль



самоконтроль











самоконтроль





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!