Рассмотрено Утверждаю.
на заседании ПС Директор МБОУ
протокол № __ от «___» ______ 20___ г «Пикетинская СОШ»
___________ /О.А.Жнец./
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Марьяновского муниципального района
«Пикетинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного предмета
Шашко Ирины Владимировны,
учителя географии
по географии, 5 класс
2018– 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Учащийся должен уметь:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- объяснять значение понятий «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать на карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
Метапредметные
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описание объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
Личностные
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 часов)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали землю (5 часов)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытия Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2
Земля во Вселенной (9 часов)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Марс.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха. Почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности земли (4 часа)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3,4.
Природа Земли (10 часов)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, ДЖ. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва – особое природное тело. Почва ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Домашнее задание | Примечание |
План | факт |
Что изучает география (5 ч.) |
1 | Мир, в котором мы живем | 04.09.18 | | § 1 П/о: Что я могу сделать, чтобы сохранить живую природу. | |
2 | Науки о природе | 11.09.18 | | § 2 | Смысловое чтение и составление вопросов по тексту |
3 | География – наука о Земле | 18.09.18 | | § 3 стр. 21 зад. 3 (под рубрикой «Подумай») | |
4 | Методы географических исследований | 25.09.18 | | § 4. Повторить § 1 - 4 | |
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | 02.10.18 | | | Задания для подготовки к ОГЭ, составить кластер |
Как люди открывали Землю (5 ч.) |
6 | Географические открытия древности и Средневековья Практическая работа № 1 | 09.10.18 | | § 5, к/к стр. 2 - 3 Подготовить сообщения о Геродоте, Эратофене, Марко Поло. Контурная карта | Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад. |
7 | Важнейшие географические открытия | 16.10.18 | | § 6, 2.Подготовить сообщение о Х. Колумбе, Ф. Магеллане, В. Янсзоне, Ж. Куке. | |
8 - 9 | Открытия русских путешественников Практическая работа № 2 | 23.10.18 | | § 7, к/к стр. 4 - 5 2.Подготовить сообщения о Васка да Гама, А.Никитине, Д.Ливингстоне, Н.Пржевальском, Р.Амундсене, А.Гумбольдт, И.Крузенштейне. | |
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | 30.10.18 | | Повторить § 5 - 7 | Задания для подготовки к ОГЭ, составить кластер |
Земля во Вселенной (9 ч.) |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 13.11.18 | | § 8 Нарисовать Вселенную | Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 20.11.18 | | § 9 | Смысловое чтение и составление вопросов по тексту |
13 | Соседи Солнца | 27.11.18 | | § 10 Сделать макет любой планеты. | |
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | 04.12.18 | | § 11 | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 11.12.18 | | § 12 | |
16 | Мир звезд | 18.12.18 | | § 13 Подготовить сообщение о каком либо созвездии. | Смысловое чтение и составление вопросов по тексту |
17 | Уникальная планета - Земля | 25.12.18 | | § 14 | Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад |
18 | Современные исследования космоса | 15.01.19 | | § 15 П/о: Почему люди осваивают космос? | |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | 22.01.19 | | Повторить § 8 - 15 | Задания для подготовки к ОГЭ, составить кластер |
Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) |
20 | Стороны горизонта | 29.01.19 | | § 16 | |
21 | Ориентирование Практическая работа № 3 | 05.02.19 | | § 17, к/к стр. 8 - 9 П/о: Как можно без компаса найти дорогу в лесу в пасмурный день? | |
22 | План местности и географическая карта Практическая работа № 4 | 12.02.19 | | § 18, к/к стр. 12 - 13 Составить свой маршрут из дома до школы, используя условные знаки плана местности. | |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 19.02.19 | | Повторить § 16 - 18 | Задания для подготовки к ОГЭ, составить кластер |
Природа Земли (10 ч.) |
24 | Как возникла Земля | 26.02.19 | | § 19 | Смысловое чтение и составление вопросов по тексту |
25 | Внутреннее строение Земли | 05.03.19 | | § 20 Подготовить сообщение о какой-либо горной породе. | |
26 | Землетрясения и вулканы | 12.03.19 | | § 21 | |
27 | Путешествие по материкам | 19.03.19 | | § 22 1.Нанесите на контурную карту все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа. | |
28 | Вода на Земле | 02.04.19 | | § 23, к/к стр.16 - 17 П/о: Пользуясь рисунком 139, запишите в тетрадь моря, омывающие берега нашей страны. | |
29 | Воздушная одежда Земли | 09.04.19 | | § 24 П/о: Опишите погоду сегодняшнего дня. | |
30 | Живая оболочка Земли | 16.04.19 | | § 25 П/о: Какие растения и животные есть в с. Пикетное. | |
31 | Почва – особое природное тело | 23.04.19 | | § 26 Нарисуйте рисунок «Обитатели почвы с. Пикетное». | |
32 | Человек и природа | 30.04.19 | | § 27, к/к стр. 24 П/о: Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении. | Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад |
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | 07.05.19 | | Повторить § 1 - 4 | Задания для подготовки к ОГЭ, составить кластер |
34 | Контрольная работа по курсу: «География начальный курс» | 14.05.19 | | | |
35 | Резерв | 21.05.19 | | | |
36 | Резерв | 28.05.19 | | | |