СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс 2 часа в неделю

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учетом обновленного ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс 2 часа в неделю»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23





Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 23

__________________П.А. Петровсков

Приказ от 24.06.2022г. № 252-ОД




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии



Уровень основного общего образования 5 А,Б класс

Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)

Учитель: Мельник Наталия Викторовна

Программа разработана на основе Рабочей программы по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душинина, В.И. Сиротин. Москва «Дрофа»











г. Новочеркасск



Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится  2 часа в неделю в 5 классе, всего - 68  часов.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Раздел 1. Географическое изучение Земли

Введение. География — наука о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа

1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.

Тема 1. История географических открытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы

1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы.

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Раздел 3. Изображения земной поверхности

Тема 1. Планы местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы

1. Ориентирование. 

2. Определение направлений и расстояний по плану мест­ности.

Тема 2. Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы

1. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.

Раздел 4. Природа Земли.

Тема 1. Внутреннее строение Земли. Землетрясения и вулканы.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Практическая работа

1.  Землетрясения, вулканы, закономерности их распространения на Земле и значение в географической оболочке. Тема 2. Путешествие по материкам. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Практическая работа

1. Путешествие по материкам.

Тема 3. Оболочки Земли

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Практическая работа

1. Вода на Земле. Мировой океан.

2. Вода на Земле. Воды суши.

Тема 4. Человек и природа.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Раздел 5. Заключение

Повторение курса. Выполнение творческих работ.  Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

  • выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

  •  приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;

  •  различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

  • различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

  • различать горы и равнины;

  • классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;

  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

  •  классифицировать острова по происхождению;

  • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 №
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контроль-ные работы

практи-ческие работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1.

Введение. География - наука о планете Земля


7


1


1

01.09.2022 – 22.09.2022

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;
находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука);

Устный опрос; Письменный опрос;
Практическая работа; Тестирование

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


1.2.

История географических открытий

9


4

28.09.2022 – 26.10.2022

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;
характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия); сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли

Устный опрос; Письменный опрос;
Практическая работа

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


Итого по разделу

16

 

Раздел 2. Земля - планета Солнечной системы

2.1.

Земля - планета Солнечной системы

15

1


27.10.2022 – 22.12.2022

Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса;
объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;
находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научные гипотезу и факт

Устный опрос; Письменный опрос; Тестирование

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


Итого по разделу

15

 

Раздел 3. Изображения земной поверхности

3.1.

Планы местности

9


3

28.12.2022 – 02.02.2023

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач

Устный опрос; Письменный опрос;
Практическая работа

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


3.2.

Географические карты

6

1

1

08.02.2023 – 01.02.2023

Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты по картам; объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;
различать понятия «план местности» и «географическая карта»; применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и ГИС

Устный опрос; Письменный опрос;
Практическая работа; Тестирование

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


Итого по разделу

15

 

Раздел 4. Природа Земли

4.1.

Внутреннее строение Земли. Землетрясения и вулканы.

7


1


02.03.2023 – 05.04.2023


Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал» и «горная порода»;
различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения;
классифицировать изученные горные породы по происхождению; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения

Устный опрос; Письменный опрос;
Практическая работа

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


4.2

Путешествие по материкам

2


1

06.04.2023 – 12.04.2023


показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте

Устный опрос; Письменный опрос;
Практическая работа

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


4.3

Оболочки Земли.

8


2

13.04.2023 – 10.05.2023

Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; формировать и развивать творческие способности учащихся; формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

Устный опрос; Письменный опрос;
Практическая работа

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


4.4

Человек и природа.

2



11.05.2023 – 17.05.2023

Уметь отвечать на вопросы: Что чело­век берет из природы? Почему так опасно загрязнение при­роды? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны стро­иться взаимоотношения человека и природы?

Устный опрос; Письменный опрос

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


Итого по разделу

19

 

Раздел 5. Заключение

5.1.

Обобщающее повторение. Выполнение творческих работ.

3


1


18.05.2023 – 25.05.2023

Различать причины и следствия географических явлений;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы;
формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы;
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний

Устный опрос; Письменный опрос; Тестирование

https://www.yaklass.ru

https://videouroki.net

https://resh.edu.ru


Итого по разделу

3

 

Резервное время

0

 

Общее количество часов по программе

68

4

13

 











Поурочное планирование



урока п/п

Тема урока


Количество часов

Дата изучения

Виды, Форма

контроля

всего

контроль-ные работы

практичес-кие работы

Введение.

География – наука о планете Земля.


1

0

0

01.09.2022

Устный опрос

Мир, в котором мы живем

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос

Науки о природе

1

0

0

08.09.2022

Устный опрос; письменный опрос

География— наука о Земле

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос; письменный опрос

Методы географических исследований

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос; письменный опрос

П/р №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

1

0

1

21.09.2022

Устный опрос; практическая работа

Обобщение знаний. Тест.

1

1

0

22.09.2022

Тестирование

Географические открытия древности.

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос

Географические открытия Средневековья.

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос

П/р № 2/1 «Как люди открывали Землю»

Часть 1.

1

0

1

05.10.2022

Устный опрос; Тренировочная работа в к/к

П/р № 2/2 «Как люди открывали Землю»

Часть 2.

1

0

1

06.10.2022

Устный опрос; Тренир раб в к/к

Важнейшие географические открытия.

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос

Открытия русских путешественников


1

0

0

13.10.2022

Устный опрос

П/р №3 «Открытия русских путешественников»

1

0

1

19.10.2022

Самостоятельная работа в к/к

Десять великих путешественников

1

0

0

20.10.2022

Устный опрос

П/р №4 «Имена русских путешественников на карте мира»

1

0

1

26.10.2022

Самостоятельная работа в к/к

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

0

0

27.10.2022

Устный опрос

Два великих грека.

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

0

0

10.11.2022

Устный опрос

Учёные, перевернувшие мир

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос

Соседи Солнца

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос; письменный опрос

Планеты гиганты и маленький Плутон

1

0

0

23.11.2022

Устный опрос

Астероиды. Кометы.

1

0

0

24.11.2022

Устный опрос

Метеоры. Метеориты.

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос; письменный опрос

Мир звезд.

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос

Мир звезд. Созвездия.

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос

Уникальная планета— Земля

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос; письменный опрос

Вращение Земли. Пояса освещённости Земли.

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос

Современные исследования космоса

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос

Важнейшие даты в освоении космоса.

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос; письменный опрос

Обобщение знаний. Тест.

1

1

0

22.12.2022

Тестирование

Стороны горизонта

1

0

0

28.12.2022

Устный опрос

Ориентирование.


1

0

0

11.01.2023

Устный опрос; письменный опрос

П/р № 5 «Ориентирование по компасу»

1

0

1

12.01.2023

Устный опрос; Практическая работа

Изображение земной поверхности – план, карта, аэрофотоснимок.

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос

Планы местности.

1

0

0

19.01.2023

Устный опрос; письменный опрос

Масштаб и его виды.

1

0

0

25.01.2023

Устный опрос; письменный опрос

Способы изображения рельефа земной поверхности.

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос

П/р №6 «Условные знаки плана местности. План местности» Часть 1.

1

0

1

01.02.2023

Устный опрос; Тренировочная работа в к/к

П/р №6 «Условные знаки плана местности. План местности» Часть 2.

1

0

1

02.02.2023

Самостоятельная работа в к/к

Географическая карта.


1

0

0

08.02.2023

Устный опрос

Параллели. Меридианы.

1

0

0

09.02.2023

Устный опрос

Градусная сеть.

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос

П/р №7 «Определение географических координат»

1

0

1

16.02.2023

Устный опрос; Тренировочная работа в к/к

Обобщающий урок «Изображения земной поверхности»

1

0

0

22.02.2023

Устный опрос

Обобщение знаний. Тест.

1

1

0

01.03.2023

Тестирование

Как возникла Земля

1

0

0

02.03.2023

Устный опрос

Учёные, объяснившие происхождение Земли.

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос

Внутреннее строение Земли

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос; письменный опрос

Горные породы и минералы.

1

0

0

16.03.2023

Устный опрос

Землетрясения и вулканы

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос

Внутренние силы Земли.

1

0

0

23.03.2023

Устный опрос; письменный опрос

П/р №8 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов»

1

0

1

05.04.2023

Устный опрос; Тренировочная работа в к/к

Путешествие по материкам. Острова и архипелаги.

1

0

0

06.04.2023

Устный опрос

П/р №9 «Путешествие по материкам»

1

0

1

12.04.2023

Самостоятельная работа в к/к

Вода на Земле

1

0

0

13.04.2023

Устный опрос

П/р №10 «Вода на Земле. Мировой океан»

1

0

1

19.04.2023

Устный опрос; Тренировочная работа в к/к

П/р №11 «Вода на Земле. Воды суши»

1

0

1

20.04.2023

Самостоятельная работа в к/к

Воздушная одежда Земли

1

0

0

26.04.2023

Устный опрос

Погода, причины её изменений.

1

0

0

27.04.2023

Устный опрос; письменный опрос

Беспокойная атмосфера.

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос

Живая оболочка Земли

1

0

0

04.05.2023

Устный опрос; письменный опрос

Почва— особое природное тело

1

0

0

10.05.2023

Устный опрос

Человек и природа

1

0

0

11.05.2023

Устный опрос

Охрана природы.

1

0

0

17.05.2023

Устный опрос

Обобщающее повторение за курс «География. Начальный курс»

1

0

0

18.05.2023

Устный опрос

Итоговое тестирование по курсу 5 класса

1

1

0

24.05.2023

Тестирование

Выполнение творческих работ.

1

0

0

25.05.2023

Устный опрос


Итого 68 часов

68

4

13













Критерии оценивания.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке учебных достижений учащихся необходимо обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования исторической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка учебных достижений предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4.Ответ самостоятельный;

5.Наличие неточностей в изложении материала;

6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2.Не делает выводов и обобщений.

3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

7.Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок;

2. Допустил не более двух недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более двух ошибок;

2. Или не более трех недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. Не более четырех ошибок;

2. Или не более трех ошибки и одного недочета;

3. Или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. Если правильно выполнил менее половины работы;

3. Не приступал к выполнению работы.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.


Критерии выставления оценок за тестовые работы.

  • Оценка «5» - 90 – 100 % правильных ответов,

  • Оценка «4» - 75 – 89 % правильных ответов,

  • Оценка «3» - 50 - 74 % правильных ответов,

  • Оценка«2» - менее 50 % правильных ответов оценки планируемых результатов.


Оценка качества выполнения практических работ.

Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения практических работ источники знаний, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.


Отметка "4"

Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.


Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.


Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.



Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

МБОУ СОШ № 23

от 27.05.2022г. № 6


­____________О.И. Макаренко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Л.Е. Гапонова

_____________2022года






























График проведения практических работ и контроля знаний

п\п

Тема

Форма контроля

Дата

Практическая работа № 1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Пр. работа

21.09.22

Обобщение знаний по разделу.

Тестирование

21.09.22

Практическая работа № 2/1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»

Работа в к/к

24.11.22

Практическая работа № 4. «Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей»

Работа в к/к

19.01.23

Практическая работа № 5 «Океанические течения»

Работа в к/к

02.02.23

Самостоятельная работа «Описание по карте ГП одной из крупнейших рек Земли»

Самостоятельная работа

09.03.23

Практическая работа № 6 «Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды»

Самостоятельная работа

06.04.23

Самостоятельная работа. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Самостоятельная работа

20.04.23

Практическая работа № 7 «Описание природных зон Земли»

Самостоятельная пр.работа

04.05.23

Итоговое тестирование по курсу 6 класса

Тестирование

18.05.23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!