СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кощинская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор

___/_____________/ УВР/ВР _____/ Барнев А.Н.

Протокол № _____ от ____/______________/ Приказ № _\____от

«___» _________2019_г. «____» ___________ 2019___г. «____» ___________ 2019__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Барневой Натальи Петровны

по географии 5 класс













Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № __ ______ от

«__» -08---- 2019г____




Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе:

•федерального образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий

Источник: Николина В. В.География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М.: Просвещение, 2019г

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для пятиклассников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. Изучение географии в 5 классе: всего 51 час в год, 1,5 часа в неделю. Практических работ 4.

Важнейшей целью курса является организация деятельности учащихся по усвоению его содержания, обеспечивающей реализацию личностного подхода ученика, смысла его учебных действий, ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, проявления своего отношения к усвоенному содержанию, применения географического содержания в жизненной практике. Изучение курса становится средством освоения географической культуры, представленной в учебнике. Курс ориентирован на усвоение учащимися:

— общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;

— опыта жизнедеятельности человека через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения традиций, использование современной техники и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства;

— опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов);

-опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов;

Цели и задачи курса :

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

  • Сформировать у обучающихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • Целостное восприятие мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;

  • Сформировать умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • Воспитать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

Задачи:

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

  • А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Учебник «География 5-6 класса» открывает предметную линию «Полярная звезда» для основной школы.

Курс географии 5 класса – начальный систематический курс, который обеспечивает формирование и воспитание у обучающихся:

- географической картины мира и общей культуры,

- географического (пространственно-временного) мышления,

- географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно - ценностного отношения к окружающей среде,

- осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии

- выживания человечества в единой социоприродной среде,


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные:

Выпускник 5 класса научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


Выпускник класса получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4.  строить простые планы местности;


5.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

6.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.

Требование к результатам освоения учебного предмета

Изучение учебного предмета направлено на достижение следующих личностных результатов:


Личностные УУД

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;


-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные УУД

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания


своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 5 класса

Тема 1. Введение (1час)

Тема 2 .Развитие географических знаний о Земле( 6 ч)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков.

X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Тема 2. Планета Земля (5 ч)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и полярная ночь. Пояса освещённости.

Тема 3. План и карта (18ч Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью



масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.

Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта и её отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.

Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способны создания карт. Часовые пояса.

Практикумы. 1.Составление плана местности. 2.Определение географических координат..

Тема 4. Человек на Земле (6 ч)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (14ч)

Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.



Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте.

Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.

Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Практикумы. 3.Описание по карте равнин по плану. 4. .Описание по карте гор по плану.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

Название разделов и тем

Всего часов

Количество часов практических работ


Примечание

1

Введение

1



2

Развитие географических знаний о Земле

6



3

Планета Земля

5



4

План и карта

18

2


5

Человек на Земле

6



6

Литосфера – верхняя оболочка земли.

14

2



Промежуточная аттестация.

1




Итого:

51

4


Календарно- тематическое планирование 5класс

урока

Тема урока


Планируемые результаты


Тип урока

Предметные

УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

План/ факт

Раздел I. Введение - 1 час

1

География, как наука.

Урок открытия нового знания

Узнают понятие « география»

Получат возможность выявлять особенности изучения Земли в сравнениюи с другими науками.



Овладеют навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным пособием.



Раздел II. Развитие географических знаний о Земле – 6 часов


2

Как люди открывали Землю

Урок открытия нового знания

Научатся устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки.

Научатся систематизировать информацию о путешествиях и открытиях и оформлять работу в виде таблицы.


Научатся систематизировать информацию о путешествиях и открытиях и оформлять работу в виде таблицы




Научатся систематизировать информацию о путешествиях и открытиях и оформлять работу в виде таблицы

Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников

Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, развитие коммуникативной компетенции

.


3




4



5







6

Как люди открывали Землю



Российские путешественники


Российские исследования в Мировом океане и Арктике



Урок повторения по теме: « Как люди открывали Землю».



Урок общеметодологической

Направленности

Урок открытия нового знания

Урок открытия нового знания

Урок повторения

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний


Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников



Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний


Осознание ценности географического знания как важнейшего  компонента научной картины мира


Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, развитие коммуникативной компетенции


Осознание ценности географического знания как важнейшего  компонента научной картины мира




7

География сегодня

Урок общеметодологической

направленности

Научатся различать природные и антропогенные географически объекты. Выявлять различные методы изучения науки. Составлять схему.

Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, извлекать информацию из различных источников, формирование умений аргументировать собственную точку зрения, делать умозаключения

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки



Раздел III. Планета Земля– 5 часа


8

Мы во Вселенной

Урок общеметодологической

направленности

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Осознание ценности географического знания как важнейшего  компонента научной картины мира



9

Движения Земли

Урок общеметодологической

направленности

Узнают закономерности вращения Земли вокруг оси и Солнца. Научатся анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, выполнять практические задания

Осознание ценности географического знания как важнейшего  компонента научной картины мира



10




11






12

Солнечный свет на Земле



Солнечный свет на Земле





Урок повторения по теме: « Планета Земля».



Урок общеметодологической

направленности

Урок общеметодологической

направленности.


Урок повторения

Узнают закономерность между высотой Солнца на разных широтах в разное время года и выявлять следствие этой закономерности.

Узнают закономерность между высотой Солнца на разных широтах в разное время года и выявлять следствие этой закономерности

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания


Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, выполнять практические задания.



Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Формирование познавательной культуры, развитие эстетического сознания


Формирование познавательной культуры, развитие эстетического сознания



Раздел IV. План и карта – 18 часов

13

План и карта

Урок открытия нового знания

Узнают определение «план местности» Научатся выявлять особенности плана местности, умение работать с новым источником информации. Узнают условные знаки и научатся определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты.

Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием

Формирование коммуникативной компетенции  в учебно-исследовательской деятельности



14

Ориентирование

Урок открытия нового знания

Научатся определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут.

Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием

Формирование коммуникативной компетенции  в учебно-исследовательской деятельности


15

Земная поверхность на плане и карте. Масштаб.

Урок открытия нового знания

Узнают определение «масштаб», виды масштаба. Уметь измерять расстояния с помощью масштаба.

Развитие познавательных интересов, формирование умений классифицировать материал, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество  и деятельность с учителем.

Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения



16

Изображения земной поверхности

Урок открытия нового знания

Узнают понятия «абсолютная» и «относительная» высота, понимать различия между двумя понятиями. Смогут на планах местности определять абсолютную и относительную высоты.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи

Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения



17

Измеряем расстояние с помощью масштаба

Урок открытия нового знания

Научиться измерять расстояние с помощью масштаба. .Выполнять практические задания по плану местности.

Формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты

Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях



18

Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам.

Урок

открытия нового знания

Формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты

Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях



19




20

П/р №1 «Составление плана местности»


Урок повторения по теме: « План местности».


Урок рефлексии



Урок рефлексии

Смогут обобщить полученные знания. Получат возможность применять их на практике. Разрабатывать простейшие проекты по заданной теме.

Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания

Формирование навыков работать в группе. Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях



21




22

Географическая карта



Карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

Урок общеметодологической

Направленности

Урок

открытия нового знания

Узнают понятие «карта». Научатся сравнивать планы местности и гео. карты. Определять направление на глобусе и карте. Выделять основные свойства карт. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

Формирование познавательной культуры, развитие навыков работы с учебными пособиями

Осознание ценности географических знаний в современном мире



23



24

Градусная сетка



Градусная сетка на глобусе и картах


Урок открытия нового знания

Научатся выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.

Формирование познавательной и информационной культуры, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений

Осознание ценности географических знаний в современном мире



25

Географические координаты

Урок открытия нового знания

Узнают понятие «географическая широта». Научатся определять широту места на карте.

Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях


26




27

Географическая широта



Географическая

долгота



Урок открытия нового знания

Урок открытия нового знания

Узнают понятие «географическая долгота». Научатся определять долготу места на карте. Определять географические координаты объектов на карте.

Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях



28





Практическая работа №2 «Определение координат объектов»

Урок развивающего контроля

Продолжат закреплять умение определять географические координаты объектов на карте.

Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания

Воспитание любви и уважения к своей Родине, формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню науки



29

Учимся с «Полярной звездой». Решение задач по карте

Урок рефлексии

Продолжат применять ЗУН при работе с планами местности и географическими картами.

Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях



30

Обобщение по теме «План и карта»

Урок развивающего контроля

Применять ЗУН при работе с планами местности и географическими картами.

Формирование умения пользоваться основными теоретическими и практическими знаниями, выполнять контрольные задания

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях


Раздел V. Человек на Земле – 6 часов

31

Как люди заселяли Землю

Урок общеметодологической

направленности

Научатся определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Продолжат формировать умение систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

Формирование умений ставить вопросы, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку



32





33

Расы и народы






Численность и плотность населения

Урок общеметодологической

направленности

Научатся выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные участки суши.

Формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников

Воспитание толерантности как нормы доброжелательного отношения к истории, религии, языку народов мира



34

Многообразие стран.

Урок открытия нового знания


Научатся работать с политической картой мира. Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине, расположению. Систематизировать новую информацию

Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Воспитание толерантности как нормы доброжелательного отношения к культуре, традициям, ценностям народов мира



35

Столицы и крупные города

Урок рефлексии

Разрабатывать индивидуальный проект. Уметь его презентовать.

Формирование умений находить информацию в различных источниках, классифицировать материал, формулировать выводы

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях. Воспитание любви и уважения к многообразию стран мира,



36

Обобщение по теме «Человек на Земле»

Урок развивающего контроля

Уметь работать с политической картой мира. Знать крупнейшие по площади и населению страны мира.

Формирование умения пользоваться основными теоретическими и практическими знаниями, выполнять контрольные задания

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях



Раздел V1. Литосфера – верхняя оболочка земли. 14ч

37




38




Земная кора – верхняя часть литосферы


Строение литосферы.

Урок открытия нового знания

Урок открытия нового знания


Узнают особенности внутренних оболочек Земли. Научатся устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал

Осознание географического знания как важнейшего компонента научной картины мира



39




40

Горные породы, минералы и полезные ископаемые


Разнообразие горных пород

Урок открытия нового знания

Продолжат формировать умение работать с различными источниками информации. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, умение работать в группе, самостоятельно оценивать свои действия

Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения



41



42

Движение земной коры.

Землетрясения.

Урок открытия нового знания

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма.

Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования, решать проблемы

Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях



43

Движение земной коры. Вулканы.

Урок открытия нового знания

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы

Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни.



44



45


46

Рельеф Земли. Равнины


Виды равнин


Пр.р№3 «Описание равнин по плану»

Урок открытия нового знания

Продолжат формировать умение работать с карта. Научатся выявлять количественные и качественные характеристики крупнейших равнин и гор мира и России, особенности их гео. положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Формирование познавательной и информационной культуры, осознание значимости географических знаний



47



48




49

Горы, их разнообразие.


Пр.р№4 «Описание гор по плану»


Формы рельефа в горах и на равнинах

Урок открытия нового знания

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Осознание значимости географических знаний, умение применить их на практике



50

Литосфера и человек

Урок общеметодологической

направленности

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Формирование умения на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде



51

Промежуточная аттестация

Урок общеметодологической

направленности

Навыков работы с географическими картами.

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия.

Осознание ценности географических знаний в современном мире и их практического применения




 Список литературы:

1. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-6» М., издательство «Просвещение», 2017г.

2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «Полярная звезда» «География 5-6» Мой тренажер. М., издательство «Просвещение», 2014г.

3. География. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева др. «Полярная звезда» (1DVD) ©ОАО «Издательство «Просвещение»

4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. М., Дрофа или Просвещение.

5. Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» 2015 г.

6. «Конструктор» текущего контроля. География 5-6. Издательство «Просвещение» 2012 г.

7. В.В. Николина География Поурочные разработки 5-6. Издательство «Просвещение» 2012 г.

8. В. И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт Физическая география, начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

9. О. В. Крылова Физическая география. 6 класс. М., Просвещение, 2000 г.

10. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

11. Никитина Н.А., Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии 6 класс к УМК Т. П. Герасимовой. Н. П. Неклюковой –М., «Вако», 2010 г.

12. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М. 2001 г.

13. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004г.

14. О. В. Крылова Уроки географии в 6 классе: Кн. для учителя М., Просвещение, 2002 г.

15. Технологические карты уроков в 6 классе / под ред. Г. Н. Элькина Санкт-Петербург, Паритет, 2001 г.

16. О. В. Крылова Практические работы по географии: Раб. тетр. для 6 кл. М., Вита-Пресс, 2002 г.

17. География в схемах и таблицах / авт.-сост. Данилова Е. А. – СПб.: Тригон, 2006 г.

18.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс. © ООО «Кирилл и Мефодий» 2004 г.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra

3. Диск «География 5-6 классы»

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/ 5. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/


Приложения

  1. Перечень обязательной географической номенклатуры для 5 классов:

Тема «План и карта»

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа, Океания.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины, Индо-Гангская, плоскогорье Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Восточно-Африканское плоскогорье.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Саяны, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Тема «Человечество на Земле»

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.


  1. Основные методы и формы организации процесса обучения

При изучении географии в 5 классе используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения.

Важно, чтобы форма обучения обеспечивала активность, самостоятельность обучающихся, способствовала реализации поставленных целей урока.

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум,

групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения,

игровая технология (дидактическая игра)

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся применительно к различным формам контроля

знаний.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!