СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса географии 5 класс "Введение в географию" составлена на основе программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с ФГОС общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей

истории и географии

______________ Л.В.Фаттахова

Протокол № от « » 08 2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МАОУ «Кваркенская СОШ»

___________________ Е.Ю.Павлушкина

от « » 08 2019 г.




«Утверждаю»

Директор МАОУ «Кваркенская СОШ»

_________________ О.В.Фомина

Приказ от « » 08 2019 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

5-е КЛАССЫ






Гилязова Елена Леонидовна

учитель географии






2019 – 2020 учебный год



География. Введение

(5 класс, 35 часoв)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,

Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2012.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.


Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика учебного курса

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (12часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то мною добавлен 1 час. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

  • овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • уметь составлять схему наук о природе;

  • уметь составлять описание учебного кабинета географии;

  • уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

  • уметь организовывать наблюдение за погодой;


  • уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

  • уметь составлять план кабинета географии;

  • уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

  • уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

  • уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

  • уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;

  • уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;

  • уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка/

Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.

  • Составление описания учебного кабинета географии.

  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

  • Организация наблюдений за погодой.


Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;

  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Составление плана кабинета географии.

  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  4. Составление схемы наук о природе

  5. Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».


Тема 4. Природа Земли (2 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.


Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.


Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.



Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы


Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23

Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9


Перечень вариативных практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках

  4. Организация наблюдений за погодой

  5. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

  6. Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму

  7. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

  8. Составление плана кабинета географии

  9. Определение с помощью компаса сторон горизонта

  10. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

  11. Составление описания одного из путешествий по ключевым словам

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

  3. Организация фенологических наблюдений в природе

  4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

  5. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

  6. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

  7. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк

  8. Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций








Календарно-тематическое планирование


№п/п

№п/п

Тема урока


Содержание образования

Основные виды учебной деятельности

Результаты

Домашнее задание/

примечание

Практическая работа

Дата проведения фактич.

Личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Наука география (2 часа)

1.

1.1

Что такое география?

География как наука. Предмет географии.

Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли;

уметь организовывать 11аблюдена за погодой

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи


формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

§1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

Составление схемы наук о природе.



2.

1.2

Методы географических исследований

Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.


Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы;

уметь организовывать 12аблюдена за погодой.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

§2. Составить список источников информации.Вести дневник наблюдений за погодой.

Организация 12аблюдена за погодой.



Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

3.

2.1

От плоской Земли к земному шару.

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид,полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать 13аблюдена за погодой

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

§ 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получении тени. Вести дневник наблюдений за погодой



4.

2.2

Форма, размеры и движение Земли.

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.

Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать 14аблюдена за погодой

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

§4. Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор.

Вести дневник наблюдений за погодой.



5.

2.3

Глобус и карта.

Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ; уметь организовывать 15аблюдена за погодой.

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

§5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности.

Вести дневник наблюдений за погодой.



6.

2.4

Ориентирование на местности.

Компас. Ориентирование на местности.


Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами. Уметь организовывать 15аблюдена за погодой.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Умение работать с измерительными приборами.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

§6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой.

Определение с помощью компаса сторон горизонта.


7.

2.5

Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.


Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Уметь организовывать 16аблюдена за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.


Тема 3. История географических открытий (13 часов)

8.

3.1

По следам путешественников каменного века

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности, ;уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

§7. Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия.

Вести дневник наблюдений за погодой.



9.

3.2

Путешественники древности

Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

§8 Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.

Вести дневник наблюдений за погодой.



10.

3.3

Путешествия морских народов.

Географические открытия викингов.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

§9 Составить простой план параграфа.

Вести дневник наблюдений за погодой.



11.

3.4

Первые европейцы на краю Азии.

Путешествие Марко Поло.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий вропейцами в Азию; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло.

Вести дневник наблюдений за погодой.



12.

3.5

Хождение за три моря.

Хождение за три моря.

Формировать представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина;

уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.

§11 Проанализировать материалы предыдущих параграфов и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Вести дневник наблюдений за погодой.



13.

3.6.

Морской путь в Индию.

Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.

Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.

§12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?»Вести дневник наблюдений за погодой.



14.

3.7

Открытие Америки.

Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.

Формировать представления о причинах и следствиях открытия Америки; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§13. По картам атласа определить, какой океан пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию?

Вести дневник наблюдений за погодой.

Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.


15.

3.8

Первое кругосветное плавание.

Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§14 По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать.Вести дневник наблюдений за погодой.



16.

3.9

Открытие Южного материка.

Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материкаво времена Джеймса Кука.Вести дневник наблюдений за погодой.



17.

3.10

Поиски Южной земли продолжаются.

Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§16

Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.

Вести дневник наблюдений за погодой.



18.

3.11

Русские путешественники.

Роль русских исследований. «Коломбы Росские».

Формировать представления о совершенствовании и географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§17. Завершить работу по заполнению таблицы «Географическиие объекты, названные в честь русских первопроходцев».Вести дневник наблюдений за погодой.

Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»


19.

3.12

Вокруг света под русским флагом.


Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 17. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.



20.

3.13.

Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.


Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.

Вести дневник наблюдений за погодой.



Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

21.

5.1

Мировой океан и его части.

Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях.

Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.


Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

§19, ответы на вопросы с.102.

Вести дневник наблюдений за погодой.



22.

5.2

Значение Мирового океана для природы и человека.

Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.

§20, ответы на вопросы с.106.

Работа в контурной карте – нанести материки и океаны.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Обозначение на к/к материков и океанов.


23.

5.3

Путешествие по Евразии.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.

Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

§21, ответы на вопросы с.113.

Работа в контурной карте – нанести крупные государства.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Обозначение на к/к крупнейших государств материка.


24.

5.4

Путешествие по Африке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

§22, ответы на вопросы с.119.

Заполнить таблицу по живым организмам.

Вести дневник наблюдений за погодой.



25.

5.5

Путешествие по Северной Америке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка.

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства

§23, ответы на вопросы с.125.

Нанести на контурную карту государства Северной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.



26.

5.6

Путешествие по Южной Америке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки.

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства.

§24, ответы на вопросы с.131.

Нанести на контурную карту государства Южной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.



27.

5.7

Путешествие по Австралии.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Австралии.

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

§25, ответы на вопросы с.137.

Обозначить на контурной карте природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Организация фенологических наблюдена в природе.


28.

5.8

Путешествие по Антарктиде.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на контурной карте природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.



29.

5.10

Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»

См. уроки 21-30

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами

Понимание специфических черт природы и населения материков.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения материков.

Вести дневник наблюдений за погодой.



Тема 4. Природа Земли (3 часа)


30.

4.1

Что такое природа

Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.

Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком.

Осознание роли природы в жизни человека.

Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

Вести дневник наблюдений за погодой.



31.

4.2

Оболочки Земли

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.



32.

4.3

Оболочки Земли.

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.



33.

Урок обобщения и контроля за курс 5 класса.

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Вести дневник наблюдений за погодой.



34.

Итоговый урок за курс 5 класса.

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).

  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  4. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

  6. Компьютер.

  7. Выход в Интернет.

  8. Учебная геоинформационная система.

  9. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

  10. Справочно-информационная и научно-популярная литература.

  11. Глобус большой.

  12. Физическая карта полушарий.

  13. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  14. Карта великих географических открытий.

  15. Карта Мирового океана.

  16. Компасы.


Планируемые результаты изучения учебного курса

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в Мировом океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую инфолрмацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированныхзадач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры географических объектов;

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).


Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

Задание учащимся.

  1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.

  2. Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.

Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Задание учащимся.

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.

  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О



















Виды

облаков



















Осадки




















Направление ветра




















Сила

ветра



















Фенологические наблюдения




















Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

  2. Сделать записи в тетради.

Практическая работа №4

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

Задание учащимся.

  1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.

  2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.


Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства


Отличия




Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Задание учащимся.

  1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.

  2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

Задание учащимся.

  1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».

  2. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника











Практическая работа №7

Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы











Итоговая контрольная работа по географии 5 класс

1.1.1. Определять понятие «география». Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Основоположник науки «география» -

Геродот

Эратосфен

Аристотель

Пифагор.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Перевод слова «география» (с греческого языка) обозначает

землеописание

землеустройство

землепользование

земледелие.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

География в начале своего развития имела

описательное значение

научное значение

измерительное значение

художественное значение.

4. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Современная наука география занимается

описанием открытых и известных земель

изучением законов, по которым живет планета Земля

обеспечением человечества всем необходимым

законами, по которым должен жить человек на планете.

5. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Термин «белые пятна» в географии означает

территории, неизвестные человеку

пустыни, нанесенные на географическую карту

территории, покрытые снегом

территории, незаселенные людьми.


1. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Наука география возникла … лет назад

более 2 тыс.

более 1 тыс.

100.

2. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Область географических знаний и объект изучения.

Физическая география (наука о природе)

погода и климат

реки и озера

промышленность

Экономическая и социальная география (наука о населении и его хозяйственной деятельности)

народы

сельское хозяйство

транспорт

Правильный ответ: Физическая география (наука о природе): погода и климат; реки и озера. Экономическая и социальная география (наука о населении и его хозяйственной деятельности): промышленность; народы; сельское хозяйство; транспорт.

3. Задание повышенного уровня

Задание: Последовательность развития науки географии.

1. описание открытых и известных земель

2. установка связи между элементами природы и законов, по которым развивается природа

3. организация экспедиций в неизвестные районы Земли.

Правильный ответ:1;3;2.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Эратосфен в своей книге «География» рассказал о природе стран, расположенных на берегу

Черного моря

Северного моря

Средиземного моря

Балтийского моря.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Древняя география отличалась от современной географии

изучением научных гипотез и теорий

описанием природы и занятий народов открытых земель

организацией экспедиций в труднодоступные районы

составлением географических карт.

1.1.5. Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Находить информацию и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Первыми плавание вокруг Африки совершили

арабы

финикийцы

викинги.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Слово «викинги» в переводе на русский язык означает

жители степей

обитатели лесов

люди моря.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Первые европейцы, совершившие путешествие в Китай, были

купцы Поло

рыцари Круглого стола

крестоносцы.

4. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Путешествие Афанасия Никитина называют

«Плавание по берегам Волги»

«Путешествие на юг Азии»

«Хождение за три моря».

5. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Марко Поло и члены его семьи путешествовали по части света -

Азия

Европа

Америка.

1. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Главная зона расселения викингов - …

Пиренейский полуостров и остров Корсика

Скандинавский полуостров и остров Исландия

Аппенинский полуостров и остров Сицилия.

2. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Корабли викингов назывались … и изготавливались из …

драккары, дерево

струги, кожа

джонки, дерево.

3. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Произведение «Книга Марко Поло о разнообразии мира» является

источником сведений о многих странах

приключенческим романом

сборником сказок и легенд.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

К северу от Москвы на реке … стоит старинный русский город… Купцы плавали по реке до самого … моря торговать.

Ока, Пенза, Балтийское море

Волга, Тверь, Каспийское море

Дон, Ростов, Черное море.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Марко Поло получил сведения о природе и жизни людей Китая

из рассказов хана Хубилая

выполняя поручения хана Хубилая в разных частях страны

изучив книгу хана Хубилая.

1.1.6. Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах (открытие Нового света. Эпоха великих географических открытий). Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Путешественник, который первым из европейцев обогнул Африку и нашел путь в Индийский океан

принц Генрих Мореплаватель

Бартоломеу Диаш

Васко да Гама.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Путешественник, который проложил морской путь из Европы в Индию

принц Генрих Мореплаватель

Бартоломеу Диаш

Васко да Гама.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Христофор Колумб совершал путешествия по флагом

Португалии

Испании

Великобритании.

4. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Христофор Колумб решил плыть в Индию западным путем, потому что

путь вокруг Африки долог и опасен

плаванию на запад способствовали постоянные ветры

западный путь короче.

5. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Путешественник, который совершил первое кругосветное путешествие

Христофор Колумб

Хуан Себастьян Элькано

Фернан Магеллан.

1. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Рисунок 1.











Фернан Магеллан – известный путешественник. Совершите мысленно кругосветное путешествие и расставьте географические названия в порядке достижения их экспедицией Ф. Магеллана. Для ответа используйте рисунок 1.

Испания

Индийский океан

Магелланов пролив

Атлантический океан

Тихий океан.

Правильный ответ: Испания, Атлантический океан, Магелланов пролив, Тихий океан, Индийский океан.

2. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Имя путешественника и результат его деятельности.

  • Бартоломеу Диаш

  • Васко да Гама


  • организовал поиски морского пути в Индию

  • совершил первое путешествие к берегам Индии по морю

  • первым из европейцев обогнул мыс Доброй Надежды

Правильный ответ: Бартоломеу Диаш - первым из европейцев обогнул мыс Доброй Надежды; Васко да Гама - совершил первое путешествие к берегам Индии по морю.

3. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Эпоха Великих географических открытий началась с …

путешествия Марко Поло в Китай

путешествия Афанасия Никитина «за три моря»

п оиска морского пути в Индию.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Первым европейцем, которому удалось обогнуть Африку и найти путь в … океан, был португальский мореплаватель…

В

Рисунок 2

… году его корабли обогнули южную оконечность Африки, названную мысом … (рисунок 2).

Правильный ответ: Индийский океан – Бартоломеу

Диаш – 1488 год – мыс Доброй Надежды.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Имя Христофора Колумба носит

один из материков Нового света

одна из стран Южной Америки

одна из рек Испании.

1.1.7. Прослеживать по картам маршруты путешествий А. Тасмана, Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного путешествия.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Материк в Южном полушарии в период Средневековья назывался

Неоткрытая Южная Земля

Неизвестная Южная Земля

Таинственная Южная Земля.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Корабль, на котором Джеймс Кук совершил свое кругосветное плавание, назывался:

«Санта Мария»

«Индевер»

«Сантьяго».

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Цель первой русской кругосветной экспедиции было

открытие Антарктиды

налаживание торговых связей с Азией

исследование Тихого океана и поддержка русских поселений на Аляске.

4. Задание базового уровня.

Задание: Отметьте правильный ответ.

Открытие Антарктиды русскими моряками произошло

в 1820 году

в 1821 году

в 1819 году.

5. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Остров, расположенный на юго-востоке от Австралии, назвали в честь

Абеля Тасмана

Джеймса Кука

Луиса Торреса.

1. Задание повышенного уровня

Задание: Установите последовательность.

События, связанные с путешествиями Джеймса Куку и их хронологический порядок.

попытка обнаружения Южной земли

исследование восточных берегов Австралии

открытие Гавайских островов.

Правильный ответ: исследование восточных берегов Австралии - попытка обнаружения Южной земли - открытие Гавайских островов.

2. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

В честь Семена Дежнева назван географический объект -…

пролив между Азией и Америкой

крайняя восточная точка Евразии

одно из морей Северного Ледовитого океана

наивысшая точка России.

3. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Летом … года из гавани города Петропавловска вышли два российских корабля – «…» под командованием… и «…», командиром которого был …

Правильный ответ: 1741 год - «Святой Петр» - Витус Беринг – «Святой Павел» - Алексей Чириков.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

На двух кораблях «…» и «…» Ф. Ф. … и М.П. … совершили плавание, открыв …

Правильный ответ: «Мирный» - «Восток» - Ф. Ф. Беллинсгаузен - М.П. Лазарев – Антарктида.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Имена путешественников и названия кораблей, на которых они совершали путешествия.

  • Витус Беринг и Алексей Чириков

  • Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

  • Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев

  • «Мирный» и «Восток»

  • «Святой Петр» и «Святой Павел»

  • «Надежда» и «Нева»

Правильный ответ: Витус Беринг и Алексей Чириков - «Святой Петр» и «Святой Павел»; Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - «Надежда» и «Нева»; Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - «Мирный» и «Восток».

2.1.1. Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

2.1.3. Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Земля имеет форму

окружности

плоскости

шара

эллипсоида.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Утверждение, характеризующее глобус

дает представление о форме Земли

не дает верного представления о размерах географических объектов

не дает правильного представления о форме Земли.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Зеленый цвет на физической карте мира обозначает

леса

луга

равнины

тайгу.

4. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Разные оттенки синего цвета на физической карте мира показывают

температуру воды

соленость воды

глубину

мутность воды.

5. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Особенность космических снимков –

подробное изображение участков земной поверхности

истинное изображение больших по площади территорий

изображение территории в натуральную величину.

1. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Способ изображения земной поверхности и его характеристики.

  • Глобус

  • Физическая карта мира

  • План местности

  • Изображен небольшой по площади участок земной поверхности

  • Показаны только крупные географические объекты

  • Можно определить ширину дороги и улицы

  • Местность показана достаточно подробно

  • Плоский, уменьшенный во много раз чертеж земной поверхности

  • Можно увидеть форму Земли.

Правильный ответ: Глобус: показаны только крупные географические объекты, можно увидеть форму Земли; Физическая карта мира: плоский, уменьшенный во много раз чертеж земной поверхности; План местности: изображен небольшой по площади участок земной поверхности, можно определить ширину дороги и улицы, местность показана достаточно подробно.

2. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

На физической карте мира и глобусе материки, океаны, острова и другие географические объекты изображены …

в уменьшенном виде

в увеличенном виде

без изменения размеров.

3. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Цвет на карте и его значение.

  • Желтый

  • Зеленый

  • Коричневый

  • Горы

  • Низменности

  • Возвышенности

Правильный ответ: Желтый – Возвышенности; Зеленый – Низменности; Коричневый – Горы.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Изображение земной поверхности и способ изображения.

  • Плоское изображение

  • Объемное изображение


  • Карта

  • Глобус

  • План местности

  • Аэрофотоснимок

  • Космический снимок

Правильный ответ: Плоское изображение: Карта, План местности, Аэрофотоснимок, Аэрофотоснимок; Объемное изображение: Глобус.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Чертеж, изображающий земную поверхность сверху и в уменьшенном виде, называется …

карта

план местности

глобус

аэрофотоснимок

космический снимок.

2.1.5. Определять по компасу направления на стороны горизонта.

Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Солнце встает

на севере

на востоке

на западе

на юге.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Прибор для ориентирования называется

термометр

компас

барометр

флюгер.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Направление между севером и востоком называется

юг

северо-восток

юго-восток

запад.

4. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Брезентовая шляпа особой формы для моряков и рыбаков называется

пилотка

кепка

зюйдвестка

шлем.

5. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Компас был изобретен

в Индии

в Японии

в Китае

в России.

1. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Виды сторон горизонта и их названия.

  • Основные стороны горизонта

  • Промежуточные стороны горизонта

  • Север

  • Северо-восток

  • Северо-запад

  • Юг

  • Юго-запад

Правильный ответ: Основные стороны горизонта: север, юг; Промежуточные стороны горизонта: северо-восток, северо-запад, юго-запад.

2. Задание повышенного уровня

Задание: Установите соответствие.

Направление сторон горизонта и их направление.


Запад

Юг

Север

Восток

1

2

3

4


Правильный ответ: Запад 4; Юг 3; Север 1;Восток 2.

3. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните утверждение.

Определение своего положения относительно сторон горизонта называется

хронометраж

нивелирование

ориентирование.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Укажите правильную последовательность.

Последовательность работы с компасом.

подождать, пока магнитная стрелка успокоится

совместить синий конец магнитной стрелки с обозначением севера на шкале прибора

установить компас на горизонтальную поверхность.

Правильный ответ: установить компас на горизонтальную поверхность - подождать, пока магнитная стрелка успокоится - совместить синий конец магнитной стрелки с обозначением севера на шкале прибора.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Определение направления с использованием компаса начинается с определения направления

на север на восток

на юг на запад.















50



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя