Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе следующих нормативных правовых документов:
ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897
3. Примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
4. Учебный план МАОУ Дубровинская СОШ.
5. Положение о рабочей программе МАОУ Дубровинской СОШ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию
ориентироваться в актуальной тематике региона;
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть основные способы изучения Земли в прошлом
и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты
географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
ориентироваться в актуальной тематике региона;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культу.
2. Содержание учебного предмета, курса
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Актуальна тематика для региона:
с.Дубровное, свалка ТБО, образовательная экскурсия
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Природа Земли (11 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши.
Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Теоретические | Практические |
1 | Что изучает география (5 ч) | 5 | 5 | |
2 | Как люди открывали Землю (5 ч) | 5 | 3 | 2 |
3 | Земля во Вселенной (9 ч) | 9 | 9 | |
4 | Виды изображений поверхности Земли (4 ч) | 4 | 2 | 2 |
5 | Природа Земли (11ч) | 11 | 11 | |
| Всего | 34 | 30 | 4 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 5 класс
№ пп | Количество часов | Тема, содержание урока |
Что изучает география |
1 | 1 | Мир, в котором мы живем |
2 | 1 | Наука о природе |
3 | 1 | География-наука о Земле |
4 | 1 | Методы географических исследований |
5 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» |
Как люди открывали Землю |
6 | 1 | Географические открытия древности и Средневековья |
7 | 1 | Важнейшие географические открытия |
8 | 1 | Открытия русских путешественников |
9 | 1 | Открытия русских путешественников. Практическая работа |
10 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» |
Земля во Вселенной |
11 | 1 | Как древние люди представляли себе Вселенную |
12 | 1 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней |
13 | 1 | Соседи Солнца |
14 | 1 | Планеты-гиганты и маленький Плутон |
15 | 1 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты |
16 | 1 | Мир звезд |
17 | 1 | Уникальная планета — Земля |
18 | 1 | Современные исследования космоса |
19 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» |
Виды изображений поверхности Земли |
20 | 1 | Стороны горизонта |
21 | 1 | Ориентирование |
22 | 1 | План местности и географическая карта |
23 | 1 | Обобщение знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли» |
Природа Земли |
24 | 1 | Как возникла Земля |
25 | 1 | Внутреннее строение Земли |
26 | 1 | Землетрясения и вулканы |
27 | 1 | Путешествие по материкам |
28 | 1 | Вода на Земле |
29 | 1 | Воздушная одежда Земли |
30 | 1 | Живая оболочка Земли |
31 | 1 | Почва — особое природное тело |
32 | 1 | Годовая контрольная работа за курс географии 5 класса |
33 | 1 | Человек и природа. |
34 | 1 | Повторение |
7