СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________________


_________________________


Протокол № ______ от

__________________ 2021г

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МКОУ «Гоцатлинская СОШ »


___________ ________


_______________ 2021г.

«Утверждаю»

Директор
МКОУ «Гоцатлинская СОШ»


______________ Т.П.Фадеева


Приказ № ______ от

«_____» ___________2021 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гоцатлинская СОШ»


Валиева Написат Магомедрасуловна,

учитель географии


5 класс









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

________________ г.










2020- 2021 учебный год



1. Пояснительная записка

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5—6 клас­сы) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России, Программы развития и формирова­ния универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу для са­моразвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Настоящая программа по географии для 5 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:

- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011. Регистрационный № 19993;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Учебного плана МБОУ СОШ № 119 на 2016/2017 учебный год;

- Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 119 основного общего образования на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработа­на в соответствии с учебным планом для ступени основного обще­го образования.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы», 2012-2016.;

  • Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь - практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;

  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;

  • Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;

  • Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2011-2012 г.;

  • Котляр Ольга Геннадьевна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.

Цель изучения предмета - заложить основы географического образования учащихся. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В основу программы положен принцип личностно - деятельного подхода в обучении.

В преподавании курса географии используются следующие формы работы с учащимися:

• Работа в малых группах (2-5 человек);

• Подготовка рефератов;

• Исследовательская деятельность;

• Информационно-поисковая деятельность;

• Выполнение практических работ.

Формы контроля знаний: срезовые, контрольные и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов), проекты.

Данная рабочая программа реализуется в 2016-2017 учебном году.


2. Общая характеристика учебного предмета, курса

География — единственный школьный предмет, синтезиру­ющий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гумани­зация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры моло­дого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологи­ческими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащим­ся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное зна­чение географии.

Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-эконо­мических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окру­жающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компо­нента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современно­го географического пространства на разных его уровнях (от ло­кального до глобального), что позволяет сформировать географи­ческую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природ­ных, экологических, социально-экономических, геополитичес­ких и иных процессов, происходящих в географическом прост­ранстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осу­ществления стратегии устойчивого развития в масштабах Рос­сии и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и терри­ториальной организации хозяйства в связи с природными, соци­ально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических усло­вий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потреб­ности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей прак­тической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «География» в 5 А и 5 Б классах 35 часов из расчета 1 час в неделю. Региональный компонент в данной рабочей программе не содержится. В течение учебного года запланировано 6 практических работ, 3 контрольных тестирований, промежуточная аттестация.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Изучение географии в 5 классе на основе материала учебника «География. Планета Земля» призвано обеспечить:

  • формирование основополагающих физико-географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;

  • овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;

  • формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;

  • формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.

Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освое­ния обучающимися основной образовательной программы основно­го общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематичес­ком планировании в виде конкретных учебных действий, которы­ми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содер­жания.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии в 5 классе

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  7. владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

  1. первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знани­ях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

  2. основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

  3. первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

  4. элементарные практические умения ис­пользования приборов и инструментов для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов географи­ческой среды, в том числе её экологических параметров;

  5. основы картографической грамотности и ис­пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. первичные навыки нахождения, использова­ния и презентации географической информации;

  7. начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. общие представления об экологи­ческих проблемах, уме­ния и навыки безопасного и экологически целесообразного по­ведения в окружающей среде.

Промежуточная аттестация учеников 5 класса по курсу География проводится по итогам года для 5 класса 22 мая 2017 года в форме контрольного тестирования (приложение 1).

Критерии оценки аттестационной работы зависят от процента выполнения тестовых заданий. За правильное выполнение 90 и более % заданий ставится оценка «5». За правильное выполнение 71 – 89 % заданий ставится оценка «4». За правильное выполнение 51 – 70 % заданий ставится оценка «3».

Перечень обязательной географической номенклатуры

5 класс

Тема ”Изображения земной поверхности и их использование”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Части света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.




6. Содержание программы (35 часов)

Название раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Развитие географических знаний о Земле

7

3

Изображения земной поверхности и их использование

12

4

Земля – планета Солнечной системы

5

5

Литосфера – каменная оболочка Земли

9

Итого

35


Введение (2 часа)

Развитие географических знаний о Земле.

География: древняя и современная наука. Термин «география». Эратосфен. Три вопроса географии. Физическая и общественная география.

География в современном мире. Географические объекты. Методы изучения географии, современные средства изучения.

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (7 часов)

Развитие представлений человека о мире.

География в древности. Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Географические знания в древней Европе. Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа. Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Выдающиеся географические от­крытия. Открытие Нового Света. Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба, значение открытия Нового Света.

Эпоха Великих географических открытий. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие.

Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды. Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле». Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы.

Контрольное тестирование № 1.

Раздел 2. Изображения земной поверхности и их использование (12 часов)

Источники географической информации.

Изображения земной поверхности. Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки.

Масштаб. Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность изображения местности от масштаба.

Условные знаки. Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Практическая работа № 1. Составление рассказа о путешествии с помощью условных знаков.

Способы изображения неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.

Практическая работа № 2. Построение профиля.

Стороны горизонта. Ориентирование. Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Съёмка местности. Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.

Составление плана местности.

Практическая работа № 3. Съемка местности

Географические карты. Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

Параллели и меридианы. Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Практическая работа № 4. Вычисление географических координат. Маршрут путешествия.

Географические информационные системы. Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. Географические методы изучения окружающей среды. На­блюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод географии

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование».

Контрольное тестирование № 2.

Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы (5 часов)

Земля — планета Солнечной системы. Земля в Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Форма, размеры и движения Земли, их гео­графические следствия. Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

Неравномерное распределение солнеч­ного света и тепла на поверхности Земли. Орбитальное движение Земли. Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.

Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы».

Контрольное тестирование № 3.

Раздел 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (9 часов)

Строение Земли. Горные породы. Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Практическая работа № 5. Горные породы.

Земная кора и литосфера. Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Рельеф Земли. Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океа­на. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа терри­тории по карте.

Практическая работа № 6. Крупные формы рельефа суши.

Внутренние силы Земли. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия. Условия жизни людей в районах распространения земле­трясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Промежуточная аттестация.

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли». Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы. Опасные природные явления, их предуп­реждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на лито­сферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.




7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Планируемый результат

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт



I четверть (9 часов)

Введение (2 часа)

1

География: древняя и современная наука

Урок ознакомления с новым материалом

1 час

Уметь рассказывать о зарождении науки о Земле. Знать систему географических наук. Определять понятие «география»

Познавательные УУД: Анализировать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе текста учебника и иллюстраций.

Личностные УУД: Развитие познавательных интересов,

внутренней позиции

на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД: Планировать свои

действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Развивать коммуникативные умения, задавать вопросы для организации собственной деятельности

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

03.09.16

03.09.16



2

География в современном мире

Урок закрепления изученного

1 час

Уметь рассказывать о географических объектах, явлениях и процессах. Уметь отвечать на вопрос: «Зачем человеку нужна география». Изучение Земли современной географии.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать географические явления, влияющие на географические объекты. Личностные УУД: Осознание ценностей особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Регулятивные УУД: Различать природные и антропогенные географические объекты. Коммуникативные УУД: Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.





Развитие географических знаний о Земле (7 часов)

3

География в древности

Урок ознакомления с новым материалом

1 час

Понимать информацию о мире древних цивилизаций, географических знаний в Древнем Востоке. Уметь рассказывать о Древнем Египте, Древнем Китае и Древней Индии.

Познавательные УУД: Сравнивать, анализировать мир древних цивилизаций.

Личностные УУД: Показывать по картам территорию древних государств Востока.

Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу и планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности





4

Географические знания в древней Европе

Комбинир.урок

1 час

Уметь рассказывать о географических знаниях и открытиях Древней Греции и Древнем Риме.

Познавательные УУД: Уметь сравнивать географические знания и открытия в Древней Греции и в Древнем Риме. Уметь обобщать факты и явления.

Личностные УУД: Показывать по картам территории Древних Государств Европы.

Регулятивные УУД: Принимать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные УУД: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества





5

География в эпоху Средневековья.

Комбинир.урок

1 час

Иметь представление об Арабском Востоке, путешествиях арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Познавательные УУД: Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Личностные УУД: Уметь прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Регулятивные УУД: Принимать и формулировать учебную задачу. Коммуникативные УУД: Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение открытий

А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию





6

Открытие Нового Света

Урок-экскурсия

1 час

Знать причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба, А. Веспуччи, история названия открытых

Х. Колумбом континентов. Значение открытия Нового Света.

Познавательные УУД: Приобретать навыки подбора интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для её народов. Личностные УУД: Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об открытии Нового Света.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию





7

Эпоха Великих географических открытий.


Урок-экскурсия

1 час

Уметь рассказывать о Южном морском пути в Индию. Об экспедиции Васко да Гаммы, Кругосветном путешествии Ф. Магеллана, Ф . Дрейк . Значение великих географических открытий.

Познавательные УУД: Уметь сравнивать и анализировать факты эпохи Великих географических открытий.

Личностные УУД: Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Коммуникативные УУД: Уметь находить информацию в Интернете и других источниках о путешественниках и путешествиях эпохи ВГО. Обсуждать значение открытия Нового Света и всех эпохи великих географических открытий.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию





8

Открытие Австралии и Антарктиды


Урок-экскурсия

1 час

Знать открытия и исследование Австралии (А. Тасман, Д.Кук).

Открытие исследования Антарктиды

(Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев).

Первое кругосветное путешествие.

Познавательные УУД: Сравнивать, классифицировать и обобщать факты открытий Австралии и Антарктиды. Личностные УУД: Уметь прослеживать по картам маршруты путешествий Д. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Находить информацию в Интернете и других источниках и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину





9

Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» Контрольное тестирование № 1

Урок закрепления изученного

1 час

Уметь обобщать ране изученные темы: исследования полярных областей Земли, Покорение Антарктиды. Исследования океанов, труднодоступных территорий. Вклад России в географические исследования.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Личностные УУД: Уметь находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые.

Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу и планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию





II четверть (7 часов)

Изображения земной поверхности и их использование (12 часов)

10

Изображения земной поверхности

Урок ознакомления с новым материалом

1 час

Уметь рассказывать

такие темы как:

«Наука о создании

карт. Глобус как

объёмная модель

Земли. План и карта.

Атлас.

Аэрокосмические снимки»

Познавательные УУД: Уметь сравнивать

планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Личностные УУД: Уметь распознавать различные виды

изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас и аэрофотоснимок.

Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия. Коммуникативные УУД: Уметь находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и не распознаваемые географические

объекты.

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли





11

Масштаб.


Комбинир.урок

1 час

Знать, что показывает масштаб. Виды записи масштаба (Численный , именованный , линейный). Линейный масштаб и его использование.

Познавательные УУД: Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Личностные УУД: Определять по топографической карте или плану местности расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Регулятивные УУД: Формировать учебную проблему. Коммуникативные УУД: Выявлять подробности изображения объектов на картах разных масштабов.

Форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам





12

Условные знаки.

Практическая работа № 1. Составление рассказа о путешествии с помощью условных знаков.

Комбинир.урок

1 час

Знать, что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные .

Познавательные УУД: Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительной подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Личностные УУД: Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Регулятивные УУД: Формулировать учебную задачу и планировать свои действия. Коммуникативные УУД: Описывать маршрут по топографической карте (Плану местности) с помощью чтения условных знаков.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества





13

Способы изображения неровностей земной поверхности.

Практическая работа № 2. Построение профиля.

Комбинир.урок

1 час

Знать абсолютную и относительную высоту. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкалу высот и глубин .

Познавательные УУД: Распознавать высоты (глубины на физических картах с помощью шкалы высот и глубин), подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Личностные УУД: Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы, горные вершины. На картах и планах местности показывать выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Регулятивные УУД: Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышение точек относительно друг друга.

Коммуникативные УУД: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества





14

Стороны горизонта. Ориентирование

Комбинир.урок

1 час

Знать основные промежуточные стороны горизонта способы ориентирования на местности. Ориентирование по компасу на местности.

Познавательные УУД: Определять по компасу направление на стороны горизонта определять углы с помощью транспортира.

Личностные УУД: Развивать познавательные интересы по данной теме.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи. Коммуникативные УУД: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам





15

План местности

Комбинир.урок

1 час

Уметь определять расстояния и азимуты на местности. Знать, что такое ориентирование и определять азимут на плане.

Познавательные УУД: Составление простейшего плана местности. Использование оборудования для глазомерной съёмки.

Личностные УУД: Развитие познавательных интересов, на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Коммуникативные УУД: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности





16

Съёмка местности.

Практическая работа № 3. Съемка местности.

Комбинир.урок

1 час

Уметь составлять простейший план местности.

Познавательные УУД: Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно

предметов и объектов, по плану местности.

Личностные УУД: Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности географических знаний, как важнейших компонентов научной карты мира. Регулятивные УУД: Ставить задачи и уметь их решать. Коммуникативные УУД: Определять азимуты по компасу на местности и на плане

(топографической карте), стороны горизонта на плане.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества





III четверть (10 часов)

17


Географические карты

Комбинир.урок

1 час

Уметь различать карту от плана, читать карты, определять местоположения объектов, абсолютных высот. Различать разнообразие карт.

Познавательные УУД: Определять зависимости карты от её масштаба сопоставлять карты разного содержания. Сравнивать глобусы и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов. Личностные УУД: Читать карты различных видов на основе анализы легенды. Развивать познавательные интересы.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности





18

Параллели и меридианы

Комбинир.урок

1 час

Знать понятия «параллели, меридианы». Градусная сетка .

Познавательные УУД: Сравнивать глобус и карты. Определять по картам стороны горизонта, и направление движения. Объяснять назначение сетки параллели и меридианов.

Личностные УУД: Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам





19

Географические координаты.

Практическая работа № 4. Вычисление географических координат. Маршрут путешествия.

Комбинир.урок

1 час

Уметь объяснять, что такое географическая широта и географическая долгота. Знать способы их определения.

Познавательные УУД: Находить объекты на карте по географическим координатам, определять по картам географические координаты объектов, расстояние с помощью градусной сетки.

Личностные УУД: Развитие познавательных интересов. Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Коммуникативные УУД: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества





20

Географические информационные системы

Комбинир.урок

1 час

Иметь представление понятий о ГИС. Возможности современной ГИС и их практическое применение.

Познавательные УУД: Выявлять причины появления ГИС и способы

использования.

Личностные УУД: Развитие познавательных интересов на уровне положительного положения

к школе.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия и оценивать

правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД: Находить информация в Интернете и других источниках о ГИС. Обсуждать значение ГИС.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности





21

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» Контрольное тестирование № 2

Урок проверки и коррекции знаний и умений

1 час

Уметь обсуждать проблемы из рубрики «Подведём итоги»

Учебник с.26.

Познавательные УУД: Выполнение вариантов контрольной работы.

Личностные УУД: Развитие познавательных интересов мотивационной основы учебной деятельности включающий социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Умение

задавать вопросы для организации

собственной деятельности.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе. Осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества





Земля - планета Солнечной системы (5 часов)

22

Земля в Солнечной системе.

Урок ознакомления с новым материалом

1 час

Иметь представление о составе Солнечной системы. Система «Земля – Луна».

Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Познавательные УУД: Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять «Космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» Личностные УУД: Развитие познавательных интересов. Осознание необходимости изучения данной темы.

Регулятивные УУД: Формировать

учебную проблему и планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: Находить информацию в Интернете и других источниках и подготавливать сообщения на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности».

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли





23

Осевое вращение Земли

Комбинир.урок

1 час

Иметь представление о вращении Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

Познавательные УУД: Выявлять продолжительность суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять, анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Личностные УУД: Развивать познавательные интересы воспринимать на слух и принимать информацию об осевом вращении Земли.

Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Коммуникативные УУД: Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во

времени часовых поясов.

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли





24

Орбитальное движение Земли

Комбинир.урок

1 час

Иметь представления о движении Земли по орбите и смене времён года. Тропики и полярные круги. Пояса освещения.

Познавательные УУД: Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги. Анализировать схему орбитального движение Земли и объяснять смену времен года.

Личностные УУД: Осознание ценностей географических знаний, необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов.

Регулятивные УУД: Формировать

учебную проблему и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Наблюдать действующую модель движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите.

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли





25

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Комбинир.урок

1 час

Уметь рассказывать о солнечной активности и жизни людей, о метеорах, метеоритах, кометах.

Познавательные УУД: Составлять описания происшествия на Земле, обусловленных космическими процессами, явлениями. Личностные УУД: Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД: Формулировать учебную проблему и уметь её решать. Коммуникативные УУД: Находить дополнительные сведения о проблемах, с которыми может столкнуться человечество космического пространства.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.





26

Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы»

Контрольное тестирование № 3

Урок закрепления изученного

1 час

Уметь использовать изученную информацию по всей теме.

Познавательные УУД: Выполнять варианты контрольной работы. Личностные УУД: Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь обсуждать проблемы, предлагаемые в рубрике «Подведём итоги» Учебник с. 64.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе. Осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества





IV четверть (9 часов)

Литосфера - каменная оболочка Земли (9 часов)

27

Строение Земли.

Урок ознакомления с новым материалом

1 час

Уметь рассказывать о внутреннем строении Земли, методы её

изучения.

Горные породы.

Познавательные УУД: Анализировать схему преобразования горных пород.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Личностные УУД: Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь добывать знания через Интернет и другие источники, по данной теме. Уметь работать друг с другом.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности





28

Горные породы.

Практическая работа № 5. Горные породы.

Комбинир.урок

1 час

Уметь определять горную породу и ее тип.

Познавательные УУД:. Сравнивать свойство горных пород

различного происхождения.

Личностные УУД: Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь добывать знания через Интернет и другие источники, по данной теме. Уметь работать друг с другом.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества





29

Земная кора и литосфера.

Комбинир.урок

1 час

Уметь рассказывать о строении континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействия.

Познавательные УУД: Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Личностные УУД: Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы

столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять

процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.





30

Рельеф Земли. Рельеф суши.

Практическая работа № 6. Крупные формы рельефа суши.

Комбинир.урок

1 час

Иметь представление о рельефе Земли, об основных формах рельефов суши. Уметь различать горы и равнины по высоте, описывать рельеф территории по карте.

Познавательные УУД: Выявлять особенности изображения на картах

крупных форм рельефа суши Земли и показать их.

Личностные УУД: Развивать интересы учащийся по данной теме. Регулятивные УУД: Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества





31

Рельеф дна океана.

Комбинир.урок

1 час

Иметь представление о рельефе дна океана.

Познавательные УУД: Выявлять особенности изображения на картах

крупных форм рельефа дна Океана и показать их.

Личностные УУД: Развивать интересы учащийся по данной теме. Регулятивные УУД: Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей.

Форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам





32

Внутренние силы Земли.

Комбинир.урок

1 час

Уметь рассказывать об образовании гор. Давать характеристику землетрясениям и вулканизму, их последствия.

Познавательные УУД: Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений. Личностные УУД: Развивать познавательные интересы учащихся.

Регулятивные УУД: Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь работать в группах. Уметь добывать информацию с Интернета и других источников.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности





33

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

Комбинир.урок

1 час

Уметь рассказывать о внешних процессах, изменяющих земную поверхность. О преобразовании рельефа, антропогенных формах рельефа.

Познавательные УУД: Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Личностные УУД: Развивать познавательные интересы учащихся по данной теме.

Регулятивные УУД: Уметь ставить задачи и планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: Уметь работать в группах. Уметь добывать информацию с Интернета и других источников. О влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием.

Форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам





34

Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли».

Промежуточная аттестация.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

1 час

Уметь использовать изученную информацию по всем темам.

Познавательные УУД: Выполнять варианты контрольной работы. Личностные УУД: Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Уметь обсуждать проблемы, предлагаемые в рубрике «Подведём итоги».

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе. Осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества





35

Человек и мир камня.

Урок закрепления изученного

1 час

Иметь представление о строительных материалах, драгоценных и поделочных камнях, полезных ископаемых. Знать об охране литосферы и воздействиях хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Познавательные УУД: Сравнивать, анализировать, уметь находить причину, обобщать. Личностные УУД: Развивать познавательные интересы учащихся по обобщению всей темы. Регулятивные УУД: Уметь ставить задачи и планировать свои действия. Выполнения вариантов контрольной.

Коммуникативные УУД: Уметь

обсуждать подготовленные проблемы, предлагаемые в рубрике

«Подведём итоги».

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!