СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы "География"В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. Предметная линия учебников "Полярная звезда" 5-9 классы ,-М.: Просвещение, 2020г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»




РАССМОТРЕНО

 Руководитель МО

 

 

____________/ ________/

 

Протокол

 ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

 

 

 

Протокол

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»

 

________________//

 

Приказ №







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета « География » 5 класса

основного общего образования



на 2019 - 2020 учебный год






Составитель: учитель географии Майорова Татьяна Владимировна








г. Бийск, 2019



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета география для 5класса составлена на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева »,

  • Примерные рабочие программы « География» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы, - М.: Просвещение, 2020г.

  • Примерной программы основного общего образования по географии


Курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека.

Важнейшей целью курса являются организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно – деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.

Курс ориентирован на освоение учащимися:

- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;

- опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения ( карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информации, техника и т. д._, способствующие изучению, освоению географического пространства; опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека ( планов, карт, приборов, природных объектов);

- опыта реализации личностных социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.


Характеристика организации учебного процесса

  • Сроки освоения программы: 1 год.

  • Объем учебного времени: 35 часов из них 4 часа резервное время

  • Форма обучения: очная.

  • Режим занятий: 1 час в неделю


Контроль и оценивание.

Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В.Токарева»

Фонды оценочных средств:

  • География 5-6 класс. Проверочные работы/ М. В. Бондарева, И. М. Шидловский

М. : просвещение, 2020

  • География Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина. -М.: Просвещение, 2020

  • Практические работы. 5-6 классы: С. П. Дубинина. – М.: Просвещение, 2020





Содержание тем учебного предмета

Раздел 1.  Географическое изучение Земли (7 часов).

Введение. География – наука о планете Земля (1 ч)

Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю.

Практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе».


Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.( 6 часов)

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний восток, Древняя Греция. Ученые античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды»

Географические открытия XVII – XIX вв. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева – открытие Антарктиды.

Практическая работа «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.


Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы ( 5 часов)

Земля в солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого вращения Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».

Практическая работа «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности».

Раздел 3. Изображение земной поверхности

Тема 2. План и топографическая карта.

Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съемка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.

Практическая работа «Проведение полярной съёмки и составление плана местности».

Тема 3. Географические карты.

Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт и жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практическая работа «Определение направлений и расстояний на карте»

Практическая работа «Определение географических координат точек на глобусе и картах»

Раздел 4.

Тема 4.Литосфера – каменная оболочка Земли

Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая ( континентальная) и океаническая кора.

Вещество земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.

Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание – разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно – океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Практическая работа «Сравнение свойств горных пород»

Практическая работа «Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.

Практическая работа «Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте».


Тематический план рабочей программы

учебного предмета «география»

(вариант: 1 ч. в неделю; 35 учебных недель)


Название тем

Количество часов

В том числе практические работы


Введение. География – наука о планете Земля.

1

1

Развитие географических знаний о Земле.

6

2

Земля- планета солнечной системы

5

2

План и карта

11

3

Литосфера- каменная оболочка Земли

8

3

Резерв

4


Итого

35

11


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм по ведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее много национального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных пред почтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям на родов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, за данных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а так же во взрослых сообществах; формирование основ социально критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного по ведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира творческой деятельности эстетической направленности


Метапредметные результаты:

освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы раз вития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, УГЕОГРАФИИ

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты

на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.


Предметные результаты:

освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географи ческой информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени сред него полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Календарно-тематическое планирование

учебного предмета « География»

(вариант: 1 ч. в неделю; 35 учебных недель)

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Дата


Корректировка даты


Раздел I

Географическое изучение Земли






Введение. География – наука о планете Земля

1




1

Как география изучает Землю.

Практическая работа: организация фенологических наблюдений в природе

1




Тема 1

Развитие географических знаний о Земле

6




2

География в древности

1




3

География в древности и в эпоху Средневековья

1




4

Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа: обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды

1




5

Географические открытия XVII – XIX в.в.

Практическая работа: составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

1




6

Современные географические исследования

1




7

Обобщение по теме

1




Раздел II

Земля – планета Солнечной системы

5




8

Земля – планета Солнечной системы

1




9

Движение Земли

1




10

Солнечный свет на Земле

1




11

Практическая работа «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний

1




12

Практическая работа «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года в своей местности»

1




Раздел III

Изображение земной поверхности

11




Тема 2

План и топографическая карта

5




13

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

1




14

Изображение земной поверхности на плане и топографической карте. Условные знаки. Масштаб и его виды.

1




15

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

1




16

Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам.


1




17

Практическая работа: проведение полярной съемки и составление плана местности

1




Тема 3

Географические карты

6




18

Изображение земной поверхности на географической карте

1




19

Градусная сетка

1




20

Практическая работа «Определение направлений и расстояний по карте»

1




21

Географические координаты. Географическая широта.

1




22

Географические координаты. Географическая долгота. Практическая работа «Определение географических координат точек на глобусе и картах»

1




23

Решение практических задач по плану и карте

1




Раздел IV

Оболочки Земли





Тема 4

Литосфера – каменная оболочка Земли

8




24

Земная кора и литосфера

1




25

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Практическая работа: сравнение свойств горных пород.

1




26

Движения Земной коры

1




27

Движения земной коры. Вулканизм

1




28

Рельеф Земли. Равнины.

1




29

Рельеф Земли. Горы.

Практические работы: 1) нанесение на контурную карту географических объектов: островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира;(домашняя)

2) описание местоположения горной системы или равнины по физической карте

1




30

Решение практических задач по карте

1




31

Литосфера и человек

1




Раздел V

Резервное время

4




32

Резервное время (1)

1




33

Резервное время (2)

1




34

Резервное время (3)

1




35

Резервное время (4)

1





Итого

35




Лист корректировки календарно - тематического планирования


Класс

Дата

Количество

непроведен-

ных

уроков

Причина

Коррекция

Согласование с курирующим заместителем директора
















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!