СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии.для 5 класса 2022-2023 гг.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации города Липецка

МБОУ СШ № 62 г. Липецка

РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета руководитель методического совета ______________ Котова О.В.

Протокол №
от " " 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2393829)
учебного предмета
«География»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СШ №62 г. Липецка ______________ Жбанова О.А.

Приказ №
от " " 2022 г.

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Хрипункова Екатерина Михайловна учитель географии













г. Липецк 2022



г. Липецк 2022



Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обу​чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;



5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля.
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.

Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света —экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы
2. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы
3. Определение направлений и расстояний по плану мест​ности.

4. Составление описания маршрута по плану местности.

Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью



масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы
5. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

6. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.


Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.

Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности
землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа
7. Описание горной системы или равнины по физической карте.

Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»



Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.

Практическая работа
8. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим



занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия

— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия



— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

— оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео​графического исследования;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических



проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

— владеть способами самоконтроля и рефлексии;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;



— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой
местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;



— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1.

Введение.

География - наука о планете Земля

2

0

1

05.09.2022 12.09.2022

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;
находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука);

Устный
опрос;
практическая работа;

http://www.rgo.ru
http://www.national-geographic.ru

1.2.

История
географических открытий

7

0

1

19.09.2022 07.11.2022

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;
характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия);
сравнивать способы получения географической информации на разных этапах
географического изучения Земли;

Устный
опрос;
практическая работа;
тестирование;

http://www.igras.ru/index.php?r=21

Итого по разделу

9


Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1.

Планы местности

6

0

2

14.11.2022 19.12.2022

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 1);
определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности;
составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 2);

Устный
опрос;
практическая работа;
тестирование;

http://mir-map.ru
http://www.outdoors.ru/orient/index.php http://wikimapia.org




2.2.

Географические карты

5

0

2

26.12.2022 30.01.2023

Различать понятия «параллель» и «меридиан»;
определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических работ № 1, 2);
определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;
объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;
различать понятия «план местности» и «географическая карта»;
применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС);

Письменный контроль;
Устный
опрос;
тестирование; практическая работа;

http://mir-map.ru
http://www.outdoors.ru/orient/index.php http://wikimapia.org

Итого по разделу

11


Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы

3.1.

Земля - планета Солнечной
системы

4

0

0

06.02.2023 27.02.2023

Приводить примеры планет земной группы;
сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса;
объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах;
использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях;
объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты;
объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;
объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах;
приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы;

Устный
опрос;
тестирование;

http://www.gao.spb.ru
http://www.solarviews.com

Итого по разделу

4


Раздел 4. Оболочки Земли




4.1.

Литосфера -
каменная оболочка Земли

9

0

1

06.03.2023 22.05.2023

Описывать внутренне строение Земли;
различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал» и «горная порода»;
различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения;
классифицировать изученные горные породы по происхождению;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и
биологического видов выветривания;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения;
различать горы и равнины;
классифицировать горы и равнины по высоте;
описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы №1);
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей
местности;
приводить примеры полезных ископаемых своей местности;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации;
применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления;
оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации;
оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе;
в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной
презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи;

Устный
опрос;
практическая работа;
письменный
контроль;
тестирование;

http://www.sgm.ru
http://www.fmm.ru
http://www.mchs.gov.ru
http://www.paleo.ru/museum

Итого по разделу

9


Раздел 5. Заключение




5.1.

Практикум
«Сезонные
изменения в
природе своей местности»

1

0

1

29.05.2023

Различать причины и следствия географических явлений;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
систематизировать результаты наблюдений;
выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы;
представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом,
температурой воздуха;
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений;
формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между
изменениями компонентов природы;
подбирать доводы для обоснования своего мнения;
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний;

Практическая работа;

http://www.rgo.ru

Итого по разделу

1


Резервное время

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

8





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Что изучает география?

Географические
объекты, процессы и явления.

1

0

0

05.09.22

Устный
опрос;

2.

Как география изучает
объекты, процессы и
явления. Географические
методы изучения объектов и явлений. Древо
географических наук.

Практическая работа №1

«Организация
фенологических
наблюдений в природе».

1

0

1

12.09.22

Практическая работа;

3.

Представление о мире в
древности (Древний Китай, Древний Египет, Древний Рим). Путешествие Пифея.

Плавание финикийцев
вокруг Африки. Экспедиция Т. Хейердала как модель
путешествия в древности. Появление географических карт.

1

0

0

19.09.22

Устный опрос;

4.

География в эпоху
Средневековья: путешествия и открытия викингов,
древних арабов, русских
землепроходцев.

Путешествия М. Поло и А. Никитина.

1

0

0

26.09.22

Устный опрос;




5.

Эпоха Великих
географических открытий. Три пути в Индию.

Открытие Нового света -экспедиция Х. Колумба.

Первое кругосветное
плавание - экспедиция Ф.

Магеллана. Значение
Великих географических
открытий. Карта миро после эпохи Великих
географических открытий.

1

0

0

03.10.22

Устный
опрос;

6.

Географические открытия XVII - XIX вв. Поиски
Южной Земли - открытие Австралии.

1

0

0

10.10.22

Устный
опрос;

7.

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая
русская кругосветная
экспедиция. Русская
экспедиция Ф.Ф.

Беллисгаузена и М.П.

Лазарева - открытие Антарктиды.

1

0

0

17.10.22

Устный
опрос;

8.

Географические
исследования в XX - XXI вв.

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.

Географические открытия Новейшего времени.

Практическая работа №2

«Обозначение на контурной карте географических
объектов, открытых в
разные периоды».

1

0

1

24.10.22

Практическая работа;

9.

Обобщающий урок по теме: "История географических открытий".

1

0

0

07.11.22

Тестирование;




10.

Виды изображения земной поверхности. Планы
местности. Разнообразие
планов (план города,
туристические планы,
военные, исторические и
транспортные планы, планы местности в мобильном
приложениях) и области их применения.

1

0

0

14.11.22

Устный
опрос;

11.

Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта.

1

0

0

21.11

Устный
опрос;

12.

Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности.

1

0

0

28.11.22

Устный
опрос;

13.

Практическая работа №3

«Определение направлений и расстояний по плану
местности».

1

0

1

05.12.22

Практическая работа;

14.

Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.

Абсолютная и
относительная высоты.

Профессия топограф.

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

0

0

12.12.22

Устный
опрос;

15.

Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка
местности. Практическая работа №4 «Составление
описания маршрута по плану местности».

1

0

1

19.12.22

Практическая работа;




16.

Различия глобуса и географических карт.

Способы перехода от
сферической поверхности глобуса к плоскости
географической карты.

Разнообразие
географических карт и их классификации. Способы изображения на
мелкомасштабных
географических картах.

Географический атлас.

Использование карт в жизни и хозяйственной
деятельности людей.

Профессия картограф.

Система космической навигации.

Геоинформационные системы.

1

0

0

26.12.22

Устный
опрос;

17.

Градусная сеть на глобусах и картах. Параллели и
меридианы. Экватор и
нулевой меридиан.

Искажение на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и
градусной сети. Определение расстояний по глобусу.

Практическая работа №5

«Определение направлений и расстояний по карте
полушарий».

1

0

1

09.01.23

Практическая работа;

18.

Географические
координаты. Географическая широта и географическая
долгота, их определение на глобусах и картах.


1

0

0

16.01.23

Письменный контроль;




19.

Географические
координаты. Географическая широта и географическая
долгота, их определение на глобусах и картах.

Практическая
работа №6 «Определение
географических координат объектов и определение
объектов по их
географическим
координатам».

1

0

1

23.01.23

Практическая работа;

20.

Обобщающий урок по теме: "Изображения земной
поверхности".

1

0

0

30.01.23

Письменный контроль;

21.

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения
Земли. Форма, размеры
Земли, их географические следствия.

1

0

0

06.02.23

Устный
опрос;

22.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг
Солнца. Смена времён года на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние
космоса на Землю и жизнь людей.

1

0

0

13.02.23

Устный
опрос;



23.

Неравномерное
распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Дни
весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.


1

0

0

20.02.23

Практическая работа;

24.

Обобщающий урок по теме: "Земля - планета Солнечной системы".

1

0

0

27.02.23

Тестирование;

25.

Литосфера - твёрдая
оболочка Земли. Методы изучения земных глубин.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.

Строение земной коры:
материковая и океаническая кора.

1

0

0

06.03.23

Устный
опрос;

26.

Проявление внутренних и внешних процессов
образования рельефа.

Движение литосферных плит.

1

0

0

13.03.23

Устный
опрос;

27.

Вещества земной коры:
минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

1

0

0

27.03.23

Устный опрос;




28.

Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности
землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений.

Профессия сейсмолог и вулканолог.

1

0

0

03.04.23

Устный
опрос;

29.

Разрушение и изменение
горных пород и минералов под воздействием внешних и внутренних процессов.

Виды выветривания.

Формирование рельефа
земной поверхности как
результат действия
внутренних и внешних сил. Рельеф земной поверхности и методы его изучения.

Планетарные формы
рельефа - материки и
впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и
равнины. Разнообразие
равнин по высоте. Формы равнинного рельефа,
крупнейшие по площади равнины мира.

1

0

0

10.04.23

Устный
опрос;

30.

Различия гор по высоте, величайшие горные
системы. Практическая работа №7 «Описание горной системы по физической карте».

1

0

1

17.04.23

Практическая работа;

31.

Рельеф дна Мирового
океана. Части подводных окраин материков.

Срединно-океанические
хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе
Океана, его рельеф.

1

0

0

24.04.23

Устный
опрос;




32.

Человек и литосфера.

Условия жизни человека в горах и на равнинах.

Деятельность человека,
преобразующая земную
поверхность, и связанные с ней экологические
проблемы.

1

0

0

15.05.23

Письменный контроль;

33.

Обобщающий урок по теме: "Литосфера - каменная
оболочка Земли".

1

0

0

22.05.23

Тестирование;

34.

Сезонные изменения
продолжительности
светового дня и высоты
Солнца над горизонтом,
температуры воздуха,
поверхностных вод,
растительного и животного мира. Практическая работа №8 «Анализ результатов
фенологических
наблюдений и наблюдений за погодой».

1

0

1

29.05.23

Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

8





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

География. Поурочные разработки. 5-6 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Николина. - 4-е издание - М. : Просвещение, 2020.

География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - 2-е издание., дополн. - М. : Просвещение, 2013.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.rgo.ru
http://www.national-geographic.ru
http://www.igras.ru/index.php?r=21
http://mir-map.ru
http://www.outdoors.ru/orient/index.php
http://wikimapia.org
http://www.gao.spb.ru
http://www.solarviews.com
http://www.sgm.ru
http://www.fmm.ru
http://www.mchs.gov.ru
http://www.paleo.ru/museum



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Карты настенные:
Физическая карта полушарий;
Физическая карта России;
Карта "Великие географические открытия";
Топографическая карта

Печатные пособия:
Портреты путешественников и мореплавателей;
Таблицы "Земля и Солнце"

Модели:
Глобус Земли физический демонстрационный

Натуральные объекты:
Коллекция горных пород и минералов

Компьютер

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Барометр-анероид
Компас-азимут
Курвиметр




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!