Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1
____________ Д.В. Борисов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
(учебный предмет, курс)
основное общее, 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в год 34
в неделю 1
Учитель Алдошин Виктор Константинович
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии 5 класс, М.: Просвещение», 2012г.
Учебник
География 5 класс. Базовый уровень./А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, С. И . Болысов, Г.Ю. Кузнецова, 2018 г.
(автор, издательство, год издания)
Предметные результаты:
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
Умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
Формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
Освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
Формирование основ социально – критического мышления;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
2. Содержание программы
Развитие географических знаний о Земле( 4 ч.) Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы ( 4 ч.) Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
План и карта( 10 ч.) План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов..
Литосфера( 10 ч.) Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Заключение( 2ч.)
3. Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | Введение | 4.09- 8.09 | |
2 | Как люди открывали Землю(1) | 11.09- 15.09 | |
3 | Как люди открывали Землю(2) | 18.09- 22.09 | |
4 | География сегодня | 25.09- 29.09 | |
5 | Обобщающее повторение | 2.10- 6.10 | |
6 | Мы во вселенной | 16.10- 20.10 | |
7 | Движение Земли | 23.10- 27.10 | |
8 | Солнечный свет на Земле | 30.10- 3.11 | |
9 | Обобщающее повторение | 6.11- 10.11 | |
10 | Ориентирование на местности | 13.11- 17.11 | |
11 | Земная поверхность на плане и карте(1) | 27.11- 1.12 | |
12 | Земная поверхность на плане и карте(2) | 4.12- 8.12 | |
13 | Учимся с «Полярной звездой»(1) | 11.12- 15.12 | |
14 | Географическая карта | 18.12- 22.12 | |
15 | Градусная сетка | 25.12- 29.12 | |
16 | Географические координаты(1) | 10.01- 12.01 | |
17 | Географические координаты(2) | 15.01- 19.01 | |
18 | Учимся с « Полярной звездой»(2) | 22.01- 26.01 | |
19 | Как люди заселяли Землю | 29.01-2.02 | |
20 | Расы и народы | 5.02- 9.02 | |
21 | Учимся с « Полярной звездой»(3) | 12.02- 16.02 | |
22 | Обобщающее повторение. | 26.02- 2.03 | |
23 | Земная кора- верхняя часть литосферы | 5.03- 7.03 | |
24 | Земная кора- верхняя часть литосферы | 12.03- 16.03 | |
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 19.03- 23.03 | |
26 | Движение земной коры(1) | 26.03- 30.03 | |
27 | Движение земной коры(2) | 2.04- 6.04 | |
28 | Рельеф Земли. Равнины | 16.04- 20.04 | |
29 | Рельеф Земли. Горы. | 23.04- 27.04 | |
30 | Учимся с «Полярной звездой»(4) | 30.04- 4.05 | |
31 | Литосфера и человек | 7.05- 11.05 | |
32 | Обобщающее повторение по теме: «Литосфера» | 14.05- 18.05 | |
33 | Итоговое обобщение по курсу | 21.05- 25.05 | |
34 | Итоговое обобщение по курсу | 28.05- 31.05 | |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно- научного цикла Протокол от «____» __________________2017. №___ | Согласовано: Зам. по УВР Е.А.Фомичева «30» августа 2017 г. |
13