СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС на основе учебника География. Землеведение. 5 - 6 классы для общеобразовательных учреждений / под ред. О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2018

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС на основе учебника География. Землеведение. 5 - 6 классы для общеобразовательных учреждений / под ред. О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2018»


Ростовская область Кашарский район с.Сариновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сариновская основная общеобразовательная школа





«Утверждаю»

Директор МБОУ

Сариновской ООШ

Приказ от _______№____


_______ /Е.Н.Подгорнова/.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По предмету: география

Уровень обучения: основное общее, 5 класс

Количество часов: 1 час в неделю, всего 35 часов



учителя географии высшей категории Гилевой Людмилы Николаевны.






Рабочая программа составлена на основе учебника География. Землеведение. 5 - 6 классы для общеобразовательных учреждений / под ред. О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2018.








2021 г.



1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 30.12.2020г. №517-ФЗ,от 26.05.2021 №144-ФЗ).

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287; «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020г. №254).

4. Рабочей программы География. 5–9 класс к линии УМК под ред. О.А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2020.

5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Сариновской ООШ на 2021-2022 учебный год.

6. Положения о рабочей программе МБОУ Сариновской ООШ, утвержденного приказом по МБОУ Сариновской ООШ от 25.08.2021г. №25.1

7. Недельного учебного плана МБОУ Сариновской ООШ на 2021-2022 учебный год в рамках реализации ФГОС для основного общего образования (5-9 классы).

8.Календарного учебного графика МБОУ Сариновской ООШ на 2021-2022 уч.год.

9. Расписания уроков МБОУ Сариновской ООШ на 2021-2022 учебный год.


Место учебного предмета «География. Землеведение 5 класс» в учебном плане:


Недельный учебный план ОУ в рамках реализации ФГОС для основного общего образования (5-9 классы) отводит для обязательного изучения предмета на базовом уровне в 5 классе 35ч, из расчета 1 ч в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком работы и расписанием уроков МБОУ Сариновской ООШ на 2021-2022 учебный год реализация программы рассчитана на 35 ч.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонентов общего образования:

Социально-личностные компоненты:

- подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;

- формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному»— индустриальному, историческому, культурологическому пространству;

- выработка у учащихся геоэкологического поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;

- формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;

- развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира;

- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

- понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;

- знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного

поведения — важных элементов общей культуры человека;

- формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности;

- освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;

Общекультурные компоненты:

- формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.


Предметные результаты изучения курса «География» в 5 классе:

 Обучающийся научится: - объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

- объяснять значение понятий: «путь изваряг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- производить простейшую съемку местности;

- работать с компасом, картой;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,

«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- описывать погоду своей местности;

- вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- вести полевой дневник.

Обучающийся получит возможность научится:

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией умениями и знаниями по теме.

Метапредметные результаты обучения

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

составлять описания объектов;

составлять простой план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;.

выявлять причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научится:

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

Обучающийся получит возможность научится:

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- оценивать работу одноклассников

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

 Обучающийся получит возможность научится:-

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;


Формирование ИКТ –компетентности

Обучающийся научится:

  • --подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  • -соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

  • -правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • - осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • - выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  • - соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.


Личностные результаты.

У обучающегося будет сформировано:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

Обучающийся получит возможность для формирования :

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

3. Содержание программы.

Раздел I. Как устроен наш мир 10 ч

Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.

Представления об устройстве мира. Звезды и галактики.Солнечная система. Луна - спутник Земли. Земля - планета Солнечной системы.

Тема 2.Облик Земли 4 ч.

Облик земного шара. Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Градусная сетка, параллели и меридианы.

Урок-практикум: Глобус как источник географической информации.

Контрольная работа №1 по теме: Как устроен наш мир.


Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности 9 ч

Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.

Способы изображения земной поверхности. История географической карты.

Тема 4. История открытия и освоения Земли. 6 ч.

Географические открытия древности. Географические открытия Средневековья. Великие географические открытия. В поисках Южной Земли. Исследования Океана и внутренних частей материков.

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.

Контрольная работа №2 по теме: Развитие географических знаний о земной поверхности


Раздел III. Как устроена наша планета - 15 ч.

Тема 5. Литосфера.5ч.

Внутреннее строение Земли. Горные породы и их значение для человека.

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа Земли.

Тема 6. Гидросфера. 3 ч.

Мировой круговорот воды в природе. Мировой океан и его части. Вода – «кровеносная система» Земли.

Тема 7. Атмосфера. 3 ч.

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Погода.

Урок-практикум.Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

Тема 8. Биосфера. 2 ч

Биосфера - живая оболочка Земли.

Урок-практикум. Экскурсия на природу.

Тема 9. Природа и человек. 2 ч.

Воздействие человека на природу Земли

Контрольная работа №3 по теме: Как устроена наша планета

Итоговый урок за курс «Землеведение»


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

По плану

фактически


Раздел I. Как устроен наш мир.

Тема 1. Земля во Вселенной

10 ч

5 часов




1

Введение в предмет. Представления об устройстве мира.

1

02.09


2

Звёзды и галактики.

1

09.09


3

Солнечная система.

1

16.09


4

Луна – спутник Земли.

1

23.09


5

Земля – планета Солнечной системы.

1

30.09



Тема 2.Облик Земли


4 часа



6

Облик земного шара.

1

07.10


7

Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

1

14.10


8

Параллели и меридианы. Градусная сеть

1

21.10


9

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

1

28.10

11.11

10

Контрольная работа №1 по теме: Как устроен наш мир.

1

11.11

18.11


Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности.

Тема 3. Изображение Земли


9 часов


2 часа



11

Способы изображения земной поверхности.

1

18.11

25.11

12

История географической карты.

1

25.11

25.11


Тема 4. История открытия и освоения Земли


6 часов



13

Географические открытия древности.

1

02.12


14

Географические открытия Срдневековья

1

09.12


15

Великие географические открытия

1

16.12


16

В поисках Южной Земли.

1

23.12


17

Исследования Океана и внутренних частей материков.

1

13.01


18

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации.

1

20.01


19

Контрольная работа №2 по теме: Развитие географических знаний о земной поверхности

1

27.01



Раздел III. Как устроена наша планета

Тема 5. Литосфера Внутреннее строение Земли

15 часов

5 часов



20

Внутреннее строение Земли

1

03.02


21

Горные породы и их значение для человека.

1

10.02


22

Урок-практикум.Работа с коллекцией горных пород и минералов.

1

17.02


23

Рельеф и его значение для человека.

1

24.02


24

Основные формы рельефа

1

03.03



Тема 6. Гидросфера.

3 часа



25

Мировой круговорот воды.

1

10.03


26

Мировой океан и его части

1

17.03


27

Гидросфера – кровеносная система Земли.

1

31.03



Тема 7. Атмосфера

3 часа



28

Атмосфера Земли и ее значение для человека.

1

07.04


29

Погода.

1

14.04


30

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

21.04



Тема 8 Биосфера

2 часа



31

Биосфера – живая оболочка Земли

1

28.04


32

Урок-практикум. Экскурсия в природу

1

05.05



Тема 9. Природа и человек


1 час



33

Воздействие человека на природу Земли.

1

12.05


34

Контрольная работа №3 по теме: Как устроена наша планета

1

19.05


35

Итоговый урок за курс «Землеведение»

1

26.05




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол № заседания МО учителей

Заместитель директора по УВР

естественно-математического цикла

_________ Ерунова А.В.

от « » августа 2021г.

Руководитель МО Сариновской ООШ « » августа 2021 г.

__________ /Л.Л.Афанасенко/

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает не полно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Нормы оценок выполнения практических работ.

“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Проведение наблюдений.

отметка «5» ставится, если ученик провел наблюдение и в результате точно отразил особенности объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильно формулировал выводы; аккуратно оформил наблюдение.

отметка «4» ставится, если ученик провел наблюдение, но допустил неточности в отражении признаков объекта или явления; правильно формулировал выводы; имеются незначительные ошибки в оформлении наблюдений.

отметка «3» ставится, если ученик допускает неточности в проведении наблюдений; выделяет не все особенности объектов и явлений; допускает неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

отметка «2» ставится, если ученик выполнил наблюдение неправильно; не сделал выводы на основе наблюдений; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений или оно не оформлено.

Работа с контурными картами.

отметка «5» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии с правилами; местоположение всех географических объектов обозначено, верно; не допущено орфографических ошибок в написании географических объектов.

отметка «4» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии правилами, но есть небольшие помарки, или не указано местоположение двух-трёх объектов, или допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «3» ставится, если оформление контурной карты не соответствует правилам, указаны основные географические объекты, но имеются неточности в их расположении и (или) допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «2» ставится, если задание на контурной карте выполнено не верно, либо ученик не сдал контурную карту на проверку учителю