4
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №119
Калининского района Санкт-Петербурга
РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА Педагогический совет Образовательной организации ГБОУ СОШ №119 Калининского района Санкт-Петербурга Протокол №__1__ от « 30 » _августа__________ 2019 г. | | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБОУ СОШ № 119 Калининского района Санкт-Петербурга И.В.Бусуёк Приказ № _235__ от « 30 » ___августа_______2019 г. . |
Рабочая программа предмета
география
для 5а,б,в классов
Составитель: _Коновалова Евгения Алексеевна
учитель географии
квалификационная категория : первая
Санкт-Петербург
2019 – 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «география» для 5 а,б,в класса составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» и от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
3. Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018-2019 учебный год.
4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5. Рабочая программа по географии в 5-9 классах под редакцией А.И Алексеева, В.В Николиной, Е.К Липкиной Издательство " Просвещение" 2015
Учебник «География 5-6 класс» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина ОАО "Издательство "Просвещение" 2019.
6. Учебный план ГБОУ СОШ №119 Калининского района Санкт-Петербурга на 2019-2020учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа.
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ №119 на изучение учебного предмета «география» в 5а,б,в классах отводится 1 час в неделю,34 часа в год.
Место предмета в учебном плане: Согласно федеральному базисному учебному плану, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
,
Учебно-методический комплект,
включая электронные ресурсы,
и дополнительно используемые информационные ресурсы
Используемая литература учебник -«География 5-6 класс» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина ОАО "Издательство "Просвещение" 2019.
Для ученика-атлас и контурные карты –география 5 класс.
Для учителя В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс Москва « Просвящение» 2012 г.
Электронное приложение к учебнику (доступно для скачивания на сайте издательства «Просвещение» ) ;
Дополнительные информационные ресурсы
Электронные учебные пособия Название ресурса: УРОКИ ГЕОГРАФИИ.5- 6 КЛАСС.
Адрес в интернет: http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm.
Целесообразно использовать презентации с ресурса http://school2100.com/
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате изучении курса «география» 5 класса обучающийся должен
Знать и уметь:
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
(согласно локальному нормативному акту образовательной организации).
Уровень обучения: базовый.
Форма организации учебного процесса: групповая.
Формы контроля:
самостоятельная работа с учебником, контрольная работа, устный опрос, письменный опрос, тестирование, практическая работа, индивидуальные задания, решение географических задач, практическая работа в т. ч. в формате требований ГИА и ЕГЭ
Периодичность и порядок текущего контроля:
предусматривается вводный контроль, две административные контрольных работы по результатам 1 и 2 полугодия
Система оценивания: традиционная (контрольные работы).
Содержание учебного курса
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
График контрольных работ
Виды контроля | I | II | III | IV | год |
Административный контроль ЗУНов | | 1 | | 1 | 2 |
Районные ДКР | | | | | |
ВПР | | | | | |
| | | | | |
Плановых: контрольных работ | 1 | 1 | | | 3 |
практических работ | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Контрольных тестов | | | | | 1 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Часы по примерной или авторской учебной программе | Количество контрольных работ | Количество практических работ | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1. | Развитие географических знаний о Земле. | 5 | 1 | | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач; Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе; Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. |
1 | Земля-планета Солнечной системы | 5 | 1 | 1 | Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле; Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. |
2 | План и карта | 10 | 1 | 3 | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; |
3 | Человек на Земле | 3 | | | Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников; Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
4 | Литосфера-твёрдая оболочка Земли | 11 | 1 | 1 | Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся;Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
| Итого | 34 | 3 | 5 | |
Календарно-тематическое планирование
Линия учебников издательства «Полярная звезда» под редакцией
В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной
автор учебника А.И. Алексеев
География.
(5 класс, 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Контроль | Универсальные учебные действия | дата |
| | | | | личностные | предметные | метапредметные | План | Факт |
1 | Географические методы изучения окружающей среды | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией . Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | | Фронтальный Работа с картой | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. | Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко-географического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | |
2 | Развитие географических знаний о Земле | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. | | Фронтальный Работа с картой | Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах. | Регулятивные Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | |
3 | Выдающиеся географические открытия | Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама Х. Колумб Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев Ермак, И. Москвин, С. Дежнев Р. Амундсен Р. Пири | | Фронтальный Работа с картой | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. | Познавательные Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте Поиск информации о путешественниках Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте коммуникативный Обсуждение значения открытий Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях | |
4 | Современный этап научных географических исследований. | Источники географической информации. Географические информационные системы Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | | Фронтальный Работа с картой | | Выявлять особенности изучения географии на современном этапе. | Познавательные Поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом коммуникативный Обсуждение значения географической науки в парах, группах | |
5 | Контрольная работа « Развитие географических знаний о Земле» | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | | Контрольная работа № 1 | | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | | |
6 | Земля – планета Солнечной системы | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. | | Работа с учебником | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | | Регулятивные Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Коммуникативные Оценить действие партнеров | |
7 | Форма, размеры и движение Земли. | Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. | | Работа с учебником | | Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года ( Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений | |
8 | Пояса освещённости. Часовые пояса. Практическая работа № 1 Решение задач на определение поясного времени | Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности | Практич раб № 1 | | | |
9 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли | | | | |
10 | Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы» | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | | Контрольная работа № 2 | | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | | |
11 | Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. | Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Условные знаки. | | фронтальный | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Распознавать условные знаки планов местности .Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка. | Познавательные Иметь представления о понятиях Знать определение «Азимут» и уметь определять его Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Научиться читать план местности с помощью условных знаков Коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | |
13 | Практическая работа№ 2 «Определение масштаба» | | Практич раб № 2 | | | | |
14 | Изображение земной поверхности на плоскости. | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. | | фронтальный | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. | Познавательные Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности Регулятивные решение задач по определению абсолютной и относительной высоты Уметь составлять план местности простейшим способом коммуникативный работа в группах | |
15 | Практическая работа № 3 «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности» | Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. | Практич раб № 3 | Работа с картой | |
16 | Географическая карта – особый источник информации. | Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | | Фронтальный Работа с картой | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карт от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты. Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. | Познавательные Регулятивные Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. коммуникативные Формировать компетентности в общении. | |
17 | Градусная сетка. | Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте | | Фронтальный Работа с картой | | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. | Познавательные Регулятивные Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | |
18 | Географическая широта. | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | | Фронтальный Работа с картой | |
19 | Географическая долгота. Географические координаты. | | | | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. | Познавательные Отработка навыков по определению географических координат Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети | |
20 | Решение практических задач по плану и карте. | | | П.16 Стр. 54 - 56 |
21 | Практическая работа № 4 «Определение географических координат» | Определение географических координат городов | Практ раб № 4 | | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | | |
22 | Заселение человеком Земли | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. | | Работа с картой народы России | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | | коммуникативные Организовывать работу в паре Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | |
23 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. | | Работа с картой народы мира | | коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | |
24 | Земная кора и литосфера. | Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и океанами | | фронтальный | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры » Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. | Познавательные Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. коммуникативные Оценить действия партнеров | |
25 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | | фронтальный | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. | Познавательные Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам коммуникативный работа в группах Регулятивные Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам | |
26 | Литосферные плиты, их движение и взаимодействие | Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. | | фронтальный | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит | Познавательные Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит) коммуникативные Работа в группе | |
27 | Землетрясение и вулканизм. Практическая работа »Определение районов вулканизма» | Практич.раб № 5 | фронтальный | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования. | Познавательные Регулятивные Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры коммуникативные Организовывать работу в паре | |
28 | Рельеф Земли. Равнины. | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. | | Работа с картой | | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. | Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики Регулятивные Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит коммуникативные Оценить действие партнеров | |
29 | Рельеф Земли. Горы. | Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. | | фронтальный | | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. | |
30 - 31 | Выполнение проекта « Скульптурный портрет планеты» | Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты» Правила работы с контурной картой | | фронтальный работа с картой работа с учебником | | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) | коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | |
32 | Человек и литосфера. | Значение литосферы для человека Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. | | фронтальный | | | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору коммуникативные Формировать компетентности в общении. | |
33 | Итоговое тестирование | | | Контрольный тест | | | |
34 | Повторение курса географии 5 класса | | | | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | | |