СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6,7,8,9 специальные(коррекционные) классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6,7,8,9 специальные(коррекционные) классы»

Пояснительная записка


Изучение географии нашей страны и материков расширяет кру­гозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции позна­вательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся ана­лизировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мыш­ления. Систематическая словарная работа на уроках географии рас­ширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествоз­нанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математи­кой и другими школьными предметами.

Программа преподавания географии предусматривает повторя­емость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элемен­тарных географических знаний.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «География России», 8 класс — «География материков и океанов», 9 класс — «География России», «География своей местности».

Основной материал посвящен изучению географии России.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащие­ся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изу­чению природы России и природы своего края.

Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволя­ет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономичес­кого сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Се­верной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подбор материала в 9 классе («География России») предусмат­ривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социаль­ной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедея­тельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.

Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала — они остаются жить и работать в той местности, в которой учились — основное внимание в курсе географии следует обратить на реали­зацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овла­дение многими географическими знаниями, позволяет теснее увя­зать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в ре­шение доступных для них проблем окружающей действительности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класс

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов, их различия;

  • меры по охране воды от загрязнения;

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • масштаб, его обозначение;

  • основные направления на плане, географической карте;

  • условные цвета и знаки географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полу­шарий;

  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полуша­рий;

  • основные типы климатов;

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.


Учащиеся должны уметь:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, ком­пасу и местным признакам природы;

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;




Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класс

Учащиеся должны знать:

положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

природные зоны России, зависимость их размещения от клима­тических условий и высоты над уровнем моря;

природные условия и богатства России, возможности исполь­зования их человеком;

типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;

особенности географического положения своей местности и ее природы;

основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;

расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, фи­зической карте и природных зон России, давать элементарное опи­сание природы по зонам, пользуясь планом и картами;

показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на­звания на контурную карту;

устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

выполнять простейшие зарисовки географических объектов;

делать несложные макеты изучаемых природных зон;

принимать простейшие меры по охране окружающей среды; пра­вильно вести себя в природе.

делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

читать условные цвета и знаки географической карты;

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класс


Учащиеся должны знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский оке­аны и их хозяйственное значение;

  • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

  • государства, их положение на материке, основное население и столицы;

  • особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и сто­лицы этих государств.


Учащиеся должны уметь:

  • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описа­ние их природных условий;

  • находить на политической карте изученные государства и сто­лицы, переносить названия на контурную карту.

  • и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.

























Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класс


Учащиеся должны знать:

  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • границы, государственный строй и символику России;

  • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Учащиеся должны уметь:


  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.

  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • правильно вести себя в природе;

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.









Содержание учебного курса

6 класс

  1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяй­ственной деятельности.

  2. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. При­
    знаки времен года.

  3. Географические сведения о своей местности и труде населения.
    Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических пред­ставлений, проверки умений и навыков, полученных в 1—5 классах.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжитель­ность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе оз­накомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1—4 классы, природоведение — 5 класс).

Ориентирование на местности

  1. Горизонт. Линия горизонта.

  2. Стороны горизонта.

  3. Компас и правила пользования им.

7. Ориентирование. Определение основных направлений по
Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

8. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных
направлениях.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса; горизонтальная линия (изобразительное искусство).

Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1 . Зарисовка линии, сторон горизонта.

  1. Схематическая зарисовка компаса.

  2. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.

4.Упражнения в определении сторон горизонта по местным

признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

  1. Рисунок и план предмета.

  1. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане
    по масштабу. Использование плана в практической деятельности
    человека.

  2. План школьного участка.

  3. Условные знаки плана местности.

  4. План и географическая карта. Основные направления на
    карте. Масштаб карты.

  5. Условные цвета физической карты.

  6. Условные знаки физической карты (границы, города, моря,
    реки, каналы и т. д.).

  7. Физическая карта России. Значение географической карты
    в жизни и деятельности людей.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).

Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).

Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Упражнения в определении направлений на местности,
плане и карте.

2. Упражнения в умении обозначать направления на плане и
контурной карте.

3. Упражнения в измерении расстояний на местности и
изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

  1. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов,
    классной комнаты).

  2. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных
    знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

  3. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного
    участка, местности).
    Формы поверхности Земли

  1. Рельеф местности, его основные формы.

  2. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей ме­стности.

  1. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

  2. Овраги, их образование.

  3. Горы, различие по высоте.
    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5 класс).

Работа с пластилином. (ручной труд).

Предметы и явления неживой природы (естествознание).

Образование гор (история).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  1. Моделирование пластилина рав­нины, холма, горы, оврага.

  1. Зарисовка различных форм земной поверхности.

  1. Показ на физической карте России форм поверхности (не да­вая точных названий равнин, гор и т. п.)

Вода на Земле

  1. Вода на Земле. Океаны и моря.

  2. Острова и полуострова.

  3. Река, ее части.

  4. Горные и равнинные реки.

  5. Как люди используют реки.

27. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

28. Болота, их осушение.

  1. Родник, его образование.

  2. Колодец. Водопровод.

  3. Водоемы в нашей местности.

  4. Охрана воды от загрязнения.
    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Вода в природе. (природоведение 5 класс).

Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязне­ния (естествознание 6 класс).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобрази­тельное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  1. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

  2. Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с
пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

  1. Показ на физической карте России различных водоемов (не
    требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).

Земной шар

  1. Форма Земли.

  2. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полю­са. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

  3. Физическая карта полушарий.

  4. Распределение воды и суши на Земле.

  5. Океаны на глобусе и карте полушарий.

  6. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка.

  7. Материки: Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
    Антарктида.

  8. Первое кругосветное путешествие.

  9. Первое русское кругосветное путешествие.

42. Различие в освещении и нагревании солнцем земной
поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные
лучи).

  1. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы
    климата

  2. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изоб­ражение их на глобусе и карте полушарий.

  3. Природа тропического пояса.

46. Природа умеренных и полярных поясов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  1. Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

  2. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

  3. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов осве­щенности на земном шаре.

  4. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и
    жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Карта России

  1. Положение России на глобусе, карте полушарий, физичес­кой карте. Столица России — Москва.

  2. Границы России. Сухопутные границы на западе.

  3. Сухопутные границы России на юге.

  4. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

  5. Моря Тихого и Атлантического океанов.

  6. Острова и полуострова России.

53. Поверхность нашей страны возвышенности и плоскогорья. Работа с контурными картами.

55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (камен­ного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами.

  1. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

  2. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

  3. Озера: Ладожское и Онежское.

  4. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. ГЭС.

  5. Реки: Лена, Амур.

  6. Озеро Байкал.

  7. Наш край на карте России.

  8. Повторение начального курса физической географии.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс).

Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).

Практическая работа

  1. Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств,
    нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.









Содержание учебного курса 7 класс

Природа нашей Родины

Карта России. Повторение

  1. Сухопутные и морские границы России.

  2. Рельеф. Острова и полуострова России.

  3. Реки и озера России.
    Практическая работа

Нанесение изученных объектов на контурную карту России и надписывание их названий.

Природные зоны России

4. Разнообразие природных условий в России.

5. Природные зоны, закономерности их размещения на терри­тории России.

  1. Карта природных зон России.
    Зона арктических пустынь

  2. Положение на карте. Моря и острова.

  3. Климат. Особенности природы.

  4. Растительный и животный мир.

  1. Население и его основные занятия.

  2. Северный морской путь.
    Зона тундры

  1. Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность.
    Климат. Полезные ископаемые.

  1. Климат. Водоемы тундры.

  1. Особенности природы тундры. Растительный мир.

  1. Животные тундры.

  2. Население и его основные занятия.

  3. Города тундры.

  4. Охрана природы тундры.
    Лесная зона

  1. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые
    лесной зоны.

  2. Климат. Особенности природы.

  3. Реки, озера, каналы.

  4. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвой­ные леса.

  5. Смешанные и лиственные леса.

  6. Животный мир лесной зоны.

  7. Пушные звери.

  8. Какую пользу приносит лес.

  9. Население лесной зоны.

  10. Основные занятия населения.

  11. Лесной промысел, охота, рыболовство.

  12. Города Европейской части лесной зоны России.

  13. Города Азиатской части лесной зоны России.

  14. Охрана леса. Правила поведения в лесу. (Особенности лес­ного массива своей местности).

Зона степей

  1. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые.
    Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

  2. Особенности и охрана природы зоны степей.

  3. Растения зоны степей.

  4. Животный мир степей.

  5. Население и его основные занятия.

38.Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург.

Зона полупустынь и пустынь

  1. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

  2. Климат. Реки. Особенности и охрана природы.

  3. Растительный мир.

  4. Животный мир.

Основные занятия населения. Города: Астрахань, Элиста.
Зона субтропиков

  1. Положение на карте. Поверхность. Климат. Особенности и
    охрана природы.

  2. Растительный и животный мир влажных субтропиков.

48. Население и его основные занятия. Курортные города: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. Высотная поясность в горах

  1. Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Сая­
    ны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

  2. Растительный и животный мир гор. Заповедники.

  3. Население гор и его основные занятия.

  4. Города (Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Грозный,
    Нальчик, Иркутск, Горноалтайск — по выбору учителя).

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промыш­ленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие раститель­ного мира, охрана растений (естествознание).

Города нашей родины (природоведение 5 класс).

Работа с пластилином (ручной труд).

Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).

Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело).

Различение цвета и оттенков (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

(по теме «Природные зоны России»)

  1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

  2. Нанесение на контурные карты изученных объектов.

  3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных
    для изучаемой природной зоны растений и животных.

  4. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других
    схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Своя область (край, республика)

  1. Положение на карте, границы.

  2. Поверхность, полезные ископаемые.

  3. Реки и озера, их хозяйственное использование.

  4. Особенности природных условий для развития сельского
    хозяйства.

  5. Растительный мир. Охрана природы.

  6. Животный мир. Охрана природы.

  7. Население. Его состав.

  8. Характеристика хозяйства. Промышленность, ее ведущие
    отрасли.

  1. Растениеводство и животноводство, их специализация.

  2. Транспорт. Перспективы развития хозяйства.

  3. Областной (краевой) центр.

  4. Наш город (поселок, село, деревня).

  5. Экскурсия.

  6. Повторение курса «Природа нашей Родины».
    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сезонные изменения в природе, поверхность, полезные ископа­емые и водоемы нашей местности, средства сообщения (природове­дение 5 класс).

Вода, полезные ископаемые, почва. Семейство растений, типич­ных для нашей местности (естествознание 6—7 класс).

Транспорт, торговля, средства связи, учреждения и организации (социально-бытовая ориентировка 7 класс).

Практическая работа

  1. Запись в тетрадь названий местных водоемов, форм земной
    поверхности и т. д.

  1. Путешествие по карте (до ближайшего моря, гор, столицы и т. д.)















Содержание учебного курса 8 класс

География материков и океанов

Введение

1. Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.

Мировой океан

2.Атлантический океан.

3.Северный Ледовитый океан.

4.Тихий океан.

5.Индийский океан.

6. Современное изучение Мирового океана.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сравнение размеров океанов (математика)

ПРАКТИЧЕСКИ Е РАБОТЫ

1.Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Африка

7. Географическое положение.

8.Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

9.Природные зоны. Растительность тропических лесов.

10.Животный мир тропических лесов.

11. Растительный мир саванн.

12.Животный мир саванн.

13.растительный и животный мир пустынь.

14. Население и государства.

15.Государства Африки, их столицы (Алжир, Египет, Судан, Эфиопия, Заир, ЮАР - по выбору учителя).

Обобщающий урок «Африка».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полу­острова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Австралия

16. Географическое положение.

17. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

18.Растительный мир.

19. Животный мир.

20.Население.

21.Австралийский союз.

22. Океания. Остров Новая Гвинея.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.

2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Антарктида

23. Географическое положение. Антарктика.

24. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

25. Разнообразие рельефа, климат.

26. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.

27. Современные исследования Антарктиды.

28. Обобщающий урок по теме Антарктида.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1.Обозначение на контурной карте изучаемого материка.

2.Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

Северная Америка

29. Открытие Америки.

30. Географическое положение.

31.Разнообразие рельефа, климат.

32. Реки и озера.

33. Растительный и животный мир.

34. Население и государства.

35.Соединенные Штаты Америки.

36.Канада.

37.Мексика. Куба.

Практическая работа

1.Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.

Южная Америка

39. Географическое положение.

40.Разнообразие рельефа, климат.

41. Реки и озера.

42. Растительный мир тропических лесов.

43. Животный мир тропических лесов.

44.Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.

45. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.

46. Население и государства.

47. Бразилия.

48. Аргентина.

49. Перу.



Практическая работа

1. Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазон­ка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.

2. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Евразия

50.Географичес­кое положение.

51. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.

52. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.

53. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.

54. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.

55. Климат Евразии.

56. Реки и озера Европы.

57. Реки и озера Азии.

58. Растительный и животный мир Европы.

59. Растительный и животный мир Азии.

60. Население Евразии.

61. Культура и быт народов Евразии.

62. Обобщающий урок.

Практическая работа

1. Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежс­кое, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), ост­ровов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полу­островов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканс­кий, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крым­ский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракумы, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.

2. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

3. Запись в тетради названий растений и животных.









Содержание учебного курса 9 класс


География материков и океанов. Часть 2.

Государства Евразии.

Политическая карта Евразии.

Европа.

Западная Европа.

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

Франция (Французская Республика).

Германия (Федеративная Республика Германия).

Австрия (Австрийская Республика).

Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Южная Европа.

Испания. Португалия (Португальская Республика).

Италия (Итальянская Республика).

Греция (Греческая Республика).

Северная Европа.

Норвегия (Королевство Норвегия).

Швеция (Королевство Швеция).

Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа.

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Азия.

Центральная Азия.

Казахстан (Республика Казахстан).

Узбекистан (Республика Узбекистан).

Туркмения (Туркменистан).

Киргизия (Кыргызская Республика).

Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-западная Азия.

Грузия.

Азербайджан (Азербайджанская Республика).

Армения (Республика Армения).

Турция (Турецкая Республика).

Ирак (Республика Ирак).

Иран (Исламская Республика Иран).

Афганистан (Исламская Республика Афганистан).

Южная Азия.

Индия (Республика Индия).

Восточная Азия.

Китай (Китайская Народная Республика).

Монголия.

Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

Япония.

Юго-Восточная Азия.

Таиланд (Королевство Таиланд).

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия).

Россия.

Границы России.

Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.

Административное деление России.

Столица, крупные города России.

Обобщающий урок по России.

Обобщающий урок по географии материков и океанов.

Межпредметные связи

Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия («История»).

Практические работы

Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц. Нанесение границы Европы и Азии.

Географическая номенклатура

Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания, Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия.














Тематический план

Начальный курс физической географии. 6 класс

Название раздела

Количество часов

1

Что изучает география.

5

2

Ориентирование на местности

5

3

Формы поверхности Земли

4

4

Вода на Земле

10

5

План и карта

9

6

Земной шар

17

7

Карта России

20

Итого

70



Тематический план

Природные зоны России 7 класс

Название раздела

Количество часов

1

Особенности природы и хозяйства России

12

2

Природные зоны России

2

3

Зона арктических пустынь

4

4

Зона тундры

8

5

Лесная зона

18

6

Зона степей

8

7

Зона полупустынь и пустынь

7

8

Зона субтропиков

3

9

Высотная поясность в горах

6

10

Резерв

2

Итого

70





Тематический план

География материков и океанов. 8 класс

Название раздела

Количество часов

1

Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов.

1

2

Мировой океан.

6

3

Африка

15

4

Австралия

7

5

Антарктида

6

6

Северная Америка

10

7

Южная Америка

12

8

Евразия

13

Итого

70



Тематический план

География материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс

Название раздела

Количество часов

1

Политическая карта Евразии.

1

2

Европа.

Западная Европа.

Южная Европа.

Северная Европа.

Восточная Европа.

Обобщающий урок по теме «Европа».

29

7

5

3

13

1

3

Азия.

Центральная Азия.

Юго-Западная Азия.

Южная Азия.

Восточная Азия.

Юго-Восточная Азия.

Обобщающий урок по теме «Азия».

26

5

7

3

7

3

1

4

Россия.

Обобщающий урок по теме «Россия».

11

1

Итого

68




































Календарно- тематическое планирование по географии, 6 класс

(2 ч в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Повторение. Признаки времен года. Сезонные изменения.

1


2

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1


3

Наблюдения за изменением высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды.

1


4

Географические сведения о своей местности и труде населения.

1


5

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, полученных в 1-5 классах.

1


6

Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта, стороны горизонта. Практическая работа. Зарисовка линии, сторон горизонта.

1


7

Компас и правила пользования им. Схематическая зарисовка компаса.

1


8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звёздам, местным признакам, природным объектам.

1


9

Упражнения в определении сторон горизонта по компасу.

1


10

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

1


11

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1


12

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

1


13

Овраги, их образование. Зарисовка различных форм земной поверхности.

1


14

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. Практическая работа: моделирование из пластилина вулкана.

1


15

Значение воды для жизни на Земле.

1


16

Круговорот воды в природе.

1


17

Родник, его образование.

1


18

Колодец. Водопровод. Зарисовка схемы колодца.

1


19

Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.

1


20

Озера, водохранилища, пруды. Разведение птиц и рыб.

1


21

Болота, их осушение.

1


22

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

1


23

Острова и полуострова. Практическая работа: зарисовка схем острова и полуострова.

1


24

Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

1


25

План и карта. Рисунок и план предмета.

1


26

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.

1


27

План класса. Практическая работа: вычерчивание простейших планов класса.

1


28

План школьного участка. Практическая работа: чтение простейших планов школьного участка с опорой на таблицу условных знаков.

1


29

Условные знаки плана местности. Практическая работа: зарисовка условных знаков плана. Чтение простейших планов с опорой на условные знаки.

1


30

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

1


31

Условные цвета физической карты. Зарисовка в тетради условных знаков и цветов физической карты.

1


32

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки) показ на карте.

1


33

Урок повторения. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1


34

Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1


35

Планеты.

1


36

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.

1


37

Освоение космоса.

1


38

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса.

1


39

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.

1


40

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1


41

Материки на глобусе и карте полушарий. Практическая работа: обозначение на карте материков.

1


42

Первые кругосветные путешествия. Магеллан, Крузенштерн, Лисянский.

1


43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1


44

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

1


45

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Практическая работа: вычерчивание схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

1


46

Природа тропического пояса.

1


47

Природа умеренных и полярных поясов.

1


48

Практическая работа: оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

1


49

Урок повторения. «Земля планета Солнечной системы».

1


50

Урок повторения «Физическая карта».

1


51

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва.

1


52

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1


53

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

1


54

Моря Северного Ледовитого океана.

1


55

Моря Тихого и Атлантического океана.

1


56

Острова и полуострова России.

1


57

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту.

1


58

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами.

1


59

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

1


60

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

1


61

Река Волга.

1


62

Реки: Дон, Днепр, Урал.

1


63

Реки Сибири: Обь, Енисей.

1


64

Реки: Лена, Амур.

1


65

Озёра Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

1


66

Крупные города России. Москва, Санкт-Петербург.

1


67

Крупные города России. Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск.

1


68

Работа с контурными картами.

1


69

Наш край на физической карте России.

1


70

Повторение начального курса физической географии.

1























Календарно-тематическое планирование по географии, 7 класс

(2 ч в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1.

Географическое положение России на карте мира

1


2.

Европейская и азиатская части России

1


3.

Административное деление России. Работа с картой

1


4.

Разнообразие рельефа

1


5.

Полезные ископаемые их основные месторождения. Работа с картой

1


6.

Климат России

1


7.

Водные ресурсы России и их использование

1


8.

Население России. Народы России

1


9.

Промышленность – основа хозяйства, ее отросли

1


10.

Сельское хозяйство – его отросли

1


11.

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России

1


12.

Обобщение по теме: «Особенности природы и хозяйства России»

1


13.

Природные зоны России. Размещение природных зон территории России

1


14.

Карта природных зон России

1


15.

Положение на карте

1


16.

Климат арктических пустынь.

1


17.

Растительный и животный мир

1


18.

Население и его основные занятия

1


19.

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1


20.

Климат. Водоемы Тундры

1


21.

Растительный мир

1


22.

Животный мир

1


23.

Хозяйство. Население и его основные занятия

1


24.

Города Тундры: Мурманск, Архангельск, Воркута, Норильск, Анадырь, Нарьян – Маар

1


25.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы Тундры

1


26.

Повторение темы: «Зона Тундры»

1


27.

Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

1


28.

Климат

1


29.

Реки, озера, каналы

1


30.

Растительный мир. Хвойные леса (Тайга)

1


31.

Смешанные и лиственные леса

1


32.

Животный мир

1


33.

Повторение учебного материала по теме: «Лесная зона»

1


34.

Значение леса

1


35.

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны

1


36.

Промышленность и сельское хозяйство центральной России

1


37.

Города центральной России

1


38.

Особенности развития хозяйства Северно Западной России

1


39.

Города Северо - Западной России. Санкт Петербург, Новгород, Псков, Калининград

1


40.

Западная Сибирь

1


41.

Восточная Сибирь

1


42.

Дальний Восток

1


43.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана природы

1


44.

Обобщающий урок по теме: «Лесная зона»

1


45.

Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки

1


46.

Растительный мир

1


47.

Животный мир

1


48.

Хозяйство. Население и его основные занятия

1


49.

Города лесостепей и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1


50.

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград

1


51.

Города степной зоны: Ставрополь, Ростов – на –Дону, Краснодар

1


52.

Охрана природной зоны степей

1


53.

Полупустыни и пустыни. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

1


54.

Климат. Реки

1


55.

Охрана природы

1


56.

Растительный мир и его охрана

1


57.

Животный мир. Охрана животных

1


58.

Хозяйство. Население и его основные занятия. Города курорты

1


59.

Города зоны полупустынь

1


60.

Положение на карте. Поверхность. Климат

1


61.

Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы

1


62.

Курортное хозяйство. Население и его занятие

1


63.

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай)

1


64.

Поверхность. Полезные ископаемые. Климат

1


65.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

1


66.

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала

1


67.

Алтайские горы. Население. Хозяйство

1


68.

Восточная Сибирь

1


69,70.

Резерв.

2













Календарно - тематическое планирование по географии, 8 класс

(2 ч в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.

1


2

Мировой океан.

1


3

Атлантический океан.

1


4

Северный Ледовитый океан.

1


5

Тихий океан.

1


6

Индийский океан.

1


7

Современное изучение Мирового океана.

1


8

Африка. Географическое положение.

1


9

Разнообразие рельефа, климат, реки и озёра.

1


10

Природные зоны. Растительность тропических лесов.

1


11

Животный мир тропических лесов.

1


12

Растительный мир саванн.

1


13

Животный мир саванн.

1


14

Растительный и животный мир пустынь.

1


15

Население и государства.

1


16

Египет.

1


17

Эфиопия.

1


18

Танзания.

1


19

Демократическая республика Конго.

1


20

Нигерия.

1


21

Южно-Африканская республика (ЮАР).

1


22

Обобщающий урок по теме «Африка»

1


23

Австралия. Географическое положение.

1


24

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1


25

Растительный мир.

1


26

Животный мир.

1


27

Население.

1


28

Австралийский союз.

1


29

Океания. Остров Новая Гвинея.

1


30

Антарктида. Географическое положение. Антарктика.

1


31

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

1


32

Разнообразие рельефа, климат.

1


33

Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.

1


34

Современные исследования Антарктиды.

1


35

Обобщающий урок по теме «Антарктида».

1


36

Северная Америка. Открытие Америки.

1


37

Географическое положение.

1


38

Разнообразие рельефа, климат.

1


39

Реки и озера.

1


40

Растительный и животный мир.

1


41

Население и государства.

1


42

Соединенные Штаты Америки.

1


43

Канада.

1


44

Мексика. Куба.

1


45

Обобщающий урок по теме «Северная Америка».

1


46

Южная Америка. Географическое положение.

1


47

Разнообразие рельефа, климат.

1


48

Реки и озера.

1


49

Растительный мир тропических лесов.

1


50

Животный мир тропических лесов.

1


51

Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.

1


52

Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.

1


53

Население и государства.

1


54

Бразилия.

1


55

Аргентина.

1


56

Перу.

1


57

Обобщающий урок по теме «Южная Америка».

1


58

Евразия. Географическое положение.

1


59

Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.

1


60

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.

1


61

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.

1


62

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.

1


63

Климат Евразии.

1


64

Реки и озера Европы.

1


65

Реки и озера Азии.

1


66

Растительный и животный мир Европы.

1


67

Растительный и животный мир Азии.

1


68

Население Евразии.

1


69

Культура и быт народов Евразии.

1


70

Обобщающий урок по теме «Евразия».

1


Итого

70






















Календарно – тематическое планирование по географии, 9 класс

(2 ч в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Политическая карта Евразии.

1


2

Великобритания: Географическое положение, природа, экономика.

1


3

Великобритания: население, культура, обычаи и традиции.

1


4

Франция: географическое положение, природа, экономика.

1


5

Франция: население, культура, обычаи и традиции.

1


6

Федеративная Республика Германия.

1


7

Австрийская республика.

1


8

Швейцария.

1


9

Королевство Испания.

1


10

Португалия.

1


11

Италия: географическое положение, природа. Экономика.

1


12

Италия: население, культура, обычаи и традиции.

1


13

Греция.

1


14

Норвегия.

1


15

Швеция.

1


16

Финляндия.

1


17

Польша.

1


18

Чехия.

1


19

Словакия.

1


20

Венгрия.

1


21

Румыния.

1


22

Болгария.

1


23

Сербия. Черногория.

1


24

Страны Балтии. Эстония.

1


25

Латвия.

1


26

Литва.

1


27

Республика Белоруссия.

1


28

Украина.

1


29

Молдавия.

1


30

Обобщающий урок по теме «Европа».

1


31

Центральная Азия. Казахстан.

1


32

Узбекистан.

1


33

Туркмения.

1


34

Киргизия.

1


35

Таджикистан.

1


36

Грузия.

1


37

Азербайджан.

1


38

Армения.

1


39

Турция.

1


40

Ирак.

1


41

Иран.

1


42

Афганистан.

1


43

Индия: географическое положение, природа, экономика.

1


44

Индия: население.

1


45

Индия: культура, обычаи и традиции.

1


46

Китай: географическое положение, природа, экономика.

1


47

Население Китая.

1


48

Китай: культура, обычаи и традиции.

1


49

Монголия.

1


50

Корейская народно-демократическая республика (КНДР).

1


51

Республика Корея.

1


52

Япония: географическое положение, природа, экономика.

1


53

Таиланд.

1


54

Вьетнам.

1


55

Индонезия.

1


56

Обобщающий урок по теме «Азия».

1


57

Границы России.

1


58

Россия – крупнейшее государство Евразии.

1


59

Административное деление России.

1


60

Столица и крупные города России.

1


61

Работа с контурными картами. Нанесение на карту изученных объектов.

1


62

Обобщающий урок по теме «Россия».

1


63

Родной край.

1


64

Растительный мир нашей местности.

1


65

Животный мир нашей местности.

1


66

Наш город (село, деревня).

1


67

Обобщающий урок. Родной край.

1


68

Повторение. География материков и океанов. Государства Евразии.

1



Итого

68























Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сб. 1, Москва «Владос» 2012 год.

  2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2007.

  3. Лифанова Т. М. География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.

  4. Лифанова Т. М. Природные зоны России: 7 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

  5. Лифанова Т. М. Начальный курс физической географии: 6 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2015. – 184 с.



















Географическая номенклатура

Африка

Океаны и моря, омывающие Африку. Остров Мадагаскар, полуостров Сомали, пустыня Сахара, реки Нил, Нигер, Заир, Атласские горы, Суэцкий канал. Изученные государства.

Австралия

Океаны и моря, омывающие Австралию. Острова Тасмания и Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра, Сидней, Мельбурн.

Антарктида

Океаны и моря, омывающие Антарктиду. Южный полюс.

Северная Америка

Океаны, моря и заливы, омывающие Северную Америку. Острова Гренландия, Куба, полуострова, Лабрадор, Аляска, Флорида, Калифорния, горы Кордильеры, реки Миссисипи и Миссури, Великие озера. Изученные государства.

Южная Америка

Океаны, омывающие Южную Америку. Остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская низменность, горы Анды, река Амазонка, Магелланов пролив. Изученные государства.

Евразия

Моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Средиземное, Черное, Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное.

Заливы: Бенгальский, Персидский.

Острова: Великобритания, Шри-Ланка, Индонезийские, Японские, Сахалин.

Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Камчатка.

Горы: Альпы, Карпаты, Кавказ, Тянь-Шань, Тибет, Гималаи.

Реки: Дунай, Днепр, Дон, Волга, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья, Обь, Енисей, Лена, Амур.

Озера: Балхаш, Байкал, Иссык-Куль, Каспийское, Аральское.

Пустыни: Гоби, Каракум, Кызылкум.