Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании ШМО учителей Естественно-математического цикла Протокол №______ от «____»_____2019г. Руководитель ШМО В.А. Андрова_______ | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Е.А. Модина_____ «____»___________2019г. | Утверждаю Директор школы _______________ Н.Н. Караваева Приказ №_______ от «____»________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География
6 класс
Составитель:
Учитель географии высшей категории
Андрова Валентина Александровна
Коса – 2019г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании ШМО учителей Естественно-математического цикла Протокол №______ от «____»_____2018г. Руководитель ШМО_______ | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Е.А. Модина_____ «____»___________2018г. | Утверждаю Директор школы _______________ Н.Н. Караваева Приказ №_______ от «____»________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География
6 класс
Составитель:
Учитель географии высшей категории
Андрова Валентина Александровна
Коса – 2018г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании ШМО учителей Естественно-математического цикла Протокол №______ от «____»_____2017г. Руководитель ШМО_______ | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Караваева Н.Н._____ «____»___________2017г. | Утверждаю Директор школы _______________ С.А.Пахтусова Приказ №_______ от «____»________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
География
6 класс
Составитель:
Учитель географии высшей категории
Андрова Валентина Александровна
Коса – 2017г.
Пояснительная записка.
Предмет: География.
Класс: 6 класс.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- примерной программы основного общего образования по географии;
- учебника «Географии» 5-6 класс предметной линии «Полярная звезда»;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- школьной программы развития и формирования универсальных учебных действий; - программы духовно – нравственного развития и воспитания личности. Курс ориентирован на усвоение учащимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;
- опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.
Количество часов: за год: 34 часа, в неделю: 1 час
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5–6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цели и задачи:
— формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
— формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
— познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
— формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
— формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
— формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
— понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
— всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.
Методы обучения ля усвоения учебного материала: - объяснительно – иллюстративный; - частично – поисковый; - исследовательский; - проблемный; - репродуктивный; - практический;
Формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Виды деятельности учащихся: - Устные сообщения; - Обсуждения; - Мини – сочинения; - Работа с источниками; - Доклады; - Защита презентаций, проектов; - Рефлексия.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Ученик 6 класса научится:
1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик 6 класса имеет возможность научиться:
1. Работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. Строить простые планы местности;
5. Создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Учебно-тематическое планирование.
Класс- 6
Количество часов в год – 34.
В неделю – 1 час.
№ | Название разделов и тем | Всего часов | Из них количество часов |
теоретических | практических |
1 | Гидросфера | 11 | 9 | 2 |
2 | Атмосфера | 11 | 8 | 3 |
3 | Биосфера | 3 | 2 | 1 |
4 | Географическая оболочка Земли | 6 | 4 | 3 |
5 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 24 | 10 |
Основное содержание.
Всего 34 часа (1 час в неделю)
Тема 1. Гидросфера - (11ч).
Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.
Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».
Практические работы.
№1. Описание «реки моего детства». № 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. (15 мин) . № 3. Описание озера и долота своей местности. (15 мин) .№ 4. Проект «я пью чистую воду»
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.
Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».
Практические работы.
№ 5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. № 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. (15 мин). №7. Построение и анализ розы ветров. № 8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. №9. Анализ погоды на ближайшие два-три дня. (15 мин).
Тема 3. Биосфера - (3 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.
Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».
Практические работы.
№10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. №11. Описание одного растения или животного своей местности. (15 мин).
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)
Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».
Практические работы.
№12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Повторение - (2 час)
Анализ физической карты мира
Решение задач по карте
Анализ физической карты России
Решение задач по физической карте России
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные:
Выпускник 6 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать географические карты;
4. создавать простейшие географические карты различного содержания;
5. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
6. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
7. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
8. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
9. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
13. Формирование ответственного отношения к учению.
14. Формирование основ экологической культуры.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые личностные результаты | Планируемые предметные результаты | Характеристика деятельности обучающихся |
1. § 28 | Гидросфера. Состав гидросферы | 11 | 1 чет-верть 5.09 | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным пособием. | Определять понятие «гидросфера» Выявлять особенности состава гидросферы | Устанавливать основные приемы работы с учебником и картой. Выявить важнейшие свойства и роль воды в природе |
2. § 29 | Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. | | 10.09 | Формировать умение ставить вопросы, давать определения понятиям, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников. | Овладение географическими умениями и знаниями, навыками их применения в жизни. | Выявлять знания по географической карте, нахождение океанов, покровных и горных ледников. Выявить понимание мирового круговорота воды в природе. | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Определить значение Мирового круговорота воды в природе. |
3. § 29 | Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. | | 17.09 | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Умение планировать пути достижения цели. Умение работать с картами. | Понимать значение Мирового океана и его составных частей в жизни планеты и человечества. | Объяснять, что такое Мировой океан, океан, море, окраинное и внутреннее море, залив, пролив. Выявлять знания по географической карте. | Определять местонахождение морей, заливов, проливов и наносить в контурные карты. |
4. § 30 | Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана | | 24.09 | Формирование и развитие географических знаний посредством выявления познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся | Осознание ценности географического знания о рельефе дна мирового океана для мореплавателей во избежание катастрофы | Наносить острова и полуострова на контурную карту. Обсуждать значение знаний рельефа под океаническими водами | Определять местонахождение островов и полуостровов в Мировом океане |
5. § 32 | Температура и солёность вод Мирового океана. Движение вод в океане. | | 1.10 | Умение извлекать информацию из различных источников о свойствах океанических вод, формирование умений аргументировать собственную точку зрения, делать умозаключения. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки о полезности и вредности различных свойств морских вод. | Выявлять особенности океанических течений на современном этапе, их влияние на материки. | Определять значение современных географических исследований о свойствах вод морей и океанов и океанических течений. |
6. § 33 | Воды суши. Реки – артерии земли. Проект «Река моего детства» | | 8.10 | Формирование самостоятельного приобретения новых знаний, умения извлекать информацию из учебника и карты. Составление мини-проекта о «реке моего детства» | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. Воспитание любви к реке детства. | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения проекта «река моего детства» | Систематизировать информацию о новых понятиях по теме «Реки России и нашей местности». Выполнение мини-проекта. |
7. § 34 | Реки – артерии земли. Речная система. Питание и режим рек. Пр. работа «Обозначение на контурной карте рек мира и России» | | 15.10 | Формирование и развитие учебной компетентности посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины окружающего мира | Находить на карте мира и России реки | Самостоятельно нанести на контурную карту рек мира и России |
8. § 35 | Озёра. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот | | 22.10 | Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, выполнять практические задания по описанию озёр и болот нашей местности | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Осознание ценности озёр и болот нашей местности. | Объяснять, почему в нашей местности преобладают пойменные озёра, почему много болот | Выявить типы озёр нашей местности. Самостоятельно нанести на контурную карту озёра мира и России |
9. § 36 | Подземные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. | | 29.10 | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в природе (между Мировым круговоротом воды в природе и подземными водами, ледниками) | Осознание ценности и полезность подземных вод и ледников. Воспитание бережного отношения к подземным водам | Знать роль подземных вод в нашей жизни, роль ледников в жизни и безопасности планеты | Определить роль водопроницаемых и водоупорных пород в образовании подземных вод. Выявить опасность таяния ледников на Земле. |
10. § 37 | Гидросфера и человек. Охрана водной оболочки. Проект «Я пью чистую воду» | | 2четверть 12.11 | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между человеком и загрязнением водоёмов. Умение на практике применять теоретические знания. Составление мини-проекта о «Я пью чистую воду» | Формирование коммуникативной компетенции в проектно -исследовательской деятельности. Осознание ценности водной оболочки для природы и всего человечества. | Выявить основные способы экономии воды каждым человеком и для чего её экономить. | Определить источники загрязнения гидросферы. Выявить последствия загрязнения гидросферы Выявить способы охраны водной оболочки. |
11. | Обобщение по теме «Гидросфера» | | 19.11 | Формирование осознанной, адекватной и критической оценки учебной деятельности , умение самостоятельно оценивать свои действия. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и деятельность с учителем | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию саморазвитию. Овладение знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения. | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | Определять с помощью условных знаков изображённые на карте водные объекты. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, определять их глубину. |
12. § 38 | Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Наблюдение за погодой. | 11 | 26.11 | Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным пособием. Овладение географическими знаниями и умениями | Определить понятие «Атмосфера». Выявить особенности состава атмосферы. Учиться правильно делать выводы. Находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности. | Устанавливать основные приемы работы с учебником. Выявить важнейшие свойства и роль тропосферы для живой природы и для человека. Продолжать наблюдать за погодой. |
13. § 38 | Атмосферные Явления – обычные и необычные. | | 3.12 | Формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний. | Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения в жизни | Определить благоприятные и неблагоприятные, обычные и необычные атмосферные явления | Выявить атмосферные явления нашей местности и найти им практическое применение. |
14-15. § 39, 40 | Распределение солнечного тепла и света на Земле. Пр. работа «Определение средних температур по наблюдениям» | | 10.12 | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли вокруг Солнца и получением планетой тепла и света. Формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты. | Умение применять собственные наблюдения в практической деятельности. Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях. | Определение угла падения солнечных лучей на разных широтах планеты. Определение среднесуточной, среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха на основе собственных наблюдений. | Выявление разных углов падения солнечных лучей на отдельных широтах. Составление таблиц на основе наблюдений, подсчёт средних температур. Подведение итогов своей деятельности. |
16. § 41 | Атмосферное давление | | 17.12 | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между толщиной атмосферы и высотой земной поверхности в получении атмосферного давления Формирование познавательной культуры, развитие навыков работы с учебными пособиями. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента для понимания потенциального влияния атмосферного давления на здоровье людей. Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях. | Выявление причин, влияющих на атмосферное давление. Сравнение атмосферного давления разных широт разных рельефов. | Выявить причины, влияющие на атмосферное давление. Систематизировать и применять знания, полученные по темам «литосфера» и «тепло атмосферы». |
17. § 42 | Ветер. Пр. работа «Построение и анализ розы ветров» | | 20.12 | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между атмосферным давлением и силой ветра. Формирование познавательной и информационной культуры, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты. Формирование умений строить схемы и графики по наблюдениям. | Умение применять собственные наблюдения в практической деятельности. Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях. Осознание ценности географических знаний в современном мире. | Выявление причин, влияющих на образование ветра Определение преобладающего направления ветра в нашей местности по наблюдениям. | Понять, что такое ветер и почему он дует. Выявить причины образования ветра на морском берегу. Построить «розу ветров» по своим наблюдениям. Сделать правильные выводы. |
18-19. § 43, 44 | Водяной пар в атмосфере. Облака и их виды. Осадки | | 27.12 | Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, полученными в разных жизненных ситуациях. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха ветром, влажностью и образованием облаков. Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты. | Овладение системой географических знаний и умений, навыками их практического применения в жизненных ситуациях. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки. | Определять понятия «относительная» и «абсолютная» влажность воздуха. Презентация «Виды облаков и осадки» с применением своих наблюдений. | По рисунку 98 определить зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от температуры. Определение относительной влажности. Просмотр презентации «Виды облаков и осадки». Работа с картой. Определить самые влажные и сухие места на Земле. Подсчёт количества осадков по своим наблюдениям. |
20. § 45 | Погода. Климат и причины, влияющие на климат. | | 3 четверть 14.01 | Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, выполнять познавательные задачи. Умение пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем, прогнозирования. Умение самостоятельно выдвигать гипотезу и обосновывать её. | Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения. Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с дневниками наблюдений. | Формирование умений, навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов. Определение и сравнение понятий «погода» и «климат». Выявление причин, влияющих на климат. | Выявить и понять, что такое погода, из каких компонентов состоит, причины её изменения. Сравнить погоду и климат. Найти сходство и отличия. Выявить причины, влияющие на климат. |
21. § 46 | Учимся с Полярной звездой. Атмосфера и человек. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Пр.работа «Характеристика климата своей местности» | | 21.01 | Умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определить общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию саморазвитию. Овладение знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения. | Формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения различных явлений, самостоятельного оценивания уровня адаптации к условиям территории проживания. Применить знания при решении практических задач. | Выявить как погода влияет на здоровье людей. .Выявить опасные атмосферные явления. Характеристика климата своей местности, его влияние на жизнь, хозяйственную деятельность человека. |
22. § 47 | Обобщение по теме «Атмосфера» Анализ погоды. | | 28.01 | Формирование осознанной критической оценки в учебной деятельности, умение оценивать свои действия и одноклассников, обосновывать правильность или ошибочность ответа и способа действия. Формирование умений ставить вопросы, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции. | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Объяснение причин происходящим атмосферным явлениям. | Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня. Групповая работа и работа парами. Решение практических задач. Рефлексия. |
23. § 48 | Биосфера – живая оболочка. Состав и роль биосферы, связь с другими оболочками Земли. Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли» | 3 | 04.02 | Формирование и развитие учебной компетентности в области использования технических средств ИКТ как основы развития коммуникативных и познавательных УУД; умение планировать пути достижения целей, выделять альтернативные способы достижения цели, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географии. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков работы с техническими средствами информационных технологий | Формирование представлений о биосфере как живой оболочке. Её роли во взаимодействии всех оболочек планеты. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как живой планеты. Овладение основными навыками презентации географической информации. | Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. Презентации «Развитие жизни на земле», «Круговорот веществ в биосфере» |
24. § 49 | Почва как особое природное образование. Описание одного растения или животного. | | 11.02 | Умение определять цели и пути их достижения. Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Овладение системой географических знаний и умений, навыками их практического применения в жизненных ситуациях. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки. | Знать и объяснять понятия «почва», «плодородие». Перегной (гумус). Выявить влияние растительности и животных на образование и обогащение почвы. | Самостоятельное приобретение новых знаний. Презентация об образовании почв и типологии почв. Систематизировать новую информацию. Выявить, почему и от чего нужно беречь почвы. Описать по выбору одно растение или животное |
25. § 50 | Биосфера – сфера жизни. Человек – часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера» | | 18.02 | Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные. | Осознание географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Формирование коммуникативной компетенции в проектно -исследовательской деятельности. Осознание ценности водной оболочки для природы и всего человечества. Формирование толерантности как нормы доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Выявить причины жизни человека только внутри биосферы Выявлять особенности размещения живых организмов на Земле. Раскрыть многообразные связи человека с живой природой. | Выявлять особенности биосферы. Выявить значение биосферы для жизни человека. Раскрыть взаимосвязь биосферы с другими оболочками. |
26. § 51 | Географическая оболочка Земли. Понятие «географическая оболочка» | 6 | 25.02 | Формирование умений давать определения понятиям. Формирование и развитие учебной компетентности в области использования технических средств ИКТ как основы развития коммуникативных и познавательных УУД; умение планировать пути достижения целей и познавательную рефлексию | Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географии. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков работы с ИКТ. | Формирование представлений о географической оболочке. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как живой планеты. Овладение основными навыками презентации географической информации. | Презентация географической оболочки. Построение схемы географической оболочки. Выявление свойств географической оболочки. |
27. § 51 | Природный комплекс | | 03.03 | Умение определять цели и пути их достижения. Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Овладение системой географических знаний и умений, навыками их практического применения в жизненных ситуациях. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как живой планеты. Овладение основными навыками презентации географической информации. | Анализировать схему «природный комплекс». Выявить компоненты природного комплекса научится определять взаимосвязи между ними. Выявить размещение природных комплексов на Земле от самых крупных к более мелким и локальным ландшафтам |
28. § 51 | Свойства географической оболочки | | 10.03 | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи в географической оболочке между сферами, формулировать выводы. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы. | Осознание географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Овладение системой географических знаний и умений, навыков их применения в жизни. | Выявлять закономерности взаимосвязей между литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой внутри географической оболочки. Укреплять навыки составления схемы. | Выявить свойства географической оболочки. Описать природные комплексы разных уровней и величин с проговариванием свойств географической оболочки. |
29. § 52 | Природные зоны – зональные природные комплексы. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах» | | 17.03 | Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Формирование познавательной и информационной культуры, осознание значимости географических знаний. Осознание географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Овладение системой географических знаний и умений, навыков их применения в жизни. | Определить размещение природных зон на карте мира. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах» | Совместить природные зоны с природными комплексами, провести сравнительную характеристику между ними. Выявлять и показывать природные зоны на карте мира. |
30. § 53 | Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт» | | 24.03 | Формирование умений давать определения понятиям. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Формирование и развитие учебной компетентности в области использования технических средств ИКТ как основы развития коммуникативных и познавательных УУД; умение планировать пути достижения целей и познавательную рефлексию | Осознание значимости географических знаний, умение применить их на практике. Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения. Формирование целостного мировозрения, соответствующего современному уровню развития географии. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков работы с ИКТ. | Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды. | Знакомство с новым понятием «ландшафт» культурный, промышленный, сельскохозяйственный, культурный, антропогенный при помощи технических средств ИКТ. |
31 | Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли» | | 07.04 | Формирование осознанной критической оценки в учебной деятельности, умение оценивать свои действия и одноклассников, обосновывать правильность или ошибочность ответа и способа действия. делать выводы. Формирование умения самостоятельно оценивать свои действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности. | Осознание значимости географических знаний, умение применить их в различных жизненных ситуациях. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции. Формирование основ экологического сознания, необходимости ответственного, бережного отношения к окруж. среде. | Формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения различных явлений, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.. | Выявлять особенности географической оболочки. Выявить значение географической оболочки для биосферы и для жизни человека. Раскрыть взаимосвязи всех оболочек внутри географической оболочки. |
32 | Повторение. Анализ физической карты мира и России. | | 14.04 | Формирование и развитие учебной компетентности в области картографии. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (физической картой мира и России). | Овладение основами картографической грамотности. Умение на практике пользоваться географическими картами, знать номенклатуру. | Работа парами. Выявить знания по географическим координатам, горы и их вершины, равнины, реки, озёра, моря, заливы, проливы, океанические течения, острова и полуострова. |
33-34 | Итоговый тест за 6 класс и работа над ошибками. Подведение итогов по теме: «Оболочки Земли» | | 21.04 | Формирование умения оценочных действий. Умение выбирать наиболее эффективный способ для осуществления рефлексии. | Выявление коммуникативной компетенции в области географической науки. | Создание основы для формирования интереса к дальнейшему углублению географических знаний. | Самостоятельное выполнение теста. Проверка и разбор заданий. выполненных с ошибками. |