Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Примерной рабочей программы основного общего образования «География» (для 5 – 9 классов образовательных организаций) Москва 2021 и Положения о рабочей программе МБОУ Октябрьская СОШ (пр. № 65 от 28.08.2020 г).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности эко- логической направленности.
Метапредметные результаты
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
—Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
—устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
—выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
—самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия
—Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
—формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
—формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
—проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
—оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
—прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды
Работа с информацией
—Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
—выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
—находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
—оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—систематизировать географическую информацию в разных формах
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
—Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
—в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—публично представлять результаты выполненного исследования или проекта
Совместная деятельность (сотрудничество)
—Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
—сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
—Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
—владеть способами самоконтроля и рефлексии;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
—Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
—признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
—Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
—приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
—сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
—различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
—применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
—различать питание и режим рек;
—сравнивать реки по заданным признакам;
—различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
—приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
—называть причины образования цунами, приливов и отливов;
—описывать состав, строение атмосферы;
—определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
—объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
—различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
—устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
—сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных уг лах падения солнечных лучей;
—различать виды атмосферных осадков;
—различать понятия «бризы» и «муссоны»;
—различать понятия «погода» и «климат»;
—различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
—применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;
—называть границы биосферы;
—приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
—различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
—объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
—сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
—применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс»,
«круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
—приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.
3. Содержание учебного предмета
Гидросфера — водная оболочка Земли.
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
3 Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
Характеристика растительности участка местности своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли (9 часов) |
1 | Состав и строение гидросферы. | 1 | |
2 | Мировой океан. | 1 | |
3 | Воды Океана. | 1 | |
4 | Реки – артерии Земли. | 1 | |
5 | Реки – артерии Земли. Практическая работа №1 «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам». | 1 | |
6 | Озера. Практическая работа №2 «Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации». | 1 | | |
7 | Подземные воды и ледники. | 1 | | |
8 | Гидросфера и человек. Практическая работа №3 «Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы». | 1 | | |
9 | Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли». | 1 | | |
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (11 часов) |
10 | Состав и строение атмосферы. | 1 | | |
11 | Тепло в атмосфере. Практическая работа №4 «Представление результатов наблюдений за погодой своей местности». | 1 | | |
12 | Тепло в атмосфере. | 1 | | |
13 | Атмосферное давление. | 1 | | |
14 | Ветер. | 1 | | |
15 | Влага в атмосфере. Практическая работа №5 «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды». | 1 | | |
16 | Влага в атмосфере. | 1 | | |
17 | Погода. | 1 | | |
18 | Климат. | 1 | | |
19 | Атмосфера и человек. | 1 | | |
20 | Обобщение по теме "Атмосфера – воздушная оболочка Земли" | 1 | | |
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни (5 часов) |
21 | Биосфера – оболочка жизни. | 1 | |
22 | Растительный и животный мир Земли. | 1 | |
23 | Почвы. | 1 | |
24 | Биосфера и человек. Практическая работа №6 «Характеристика растительности участка местности своего края». | 1 | |
25 | Обобщение по теме "Биосфера – живая оболочка Земли" | 1 | |
Заключение (4 часа) |
26 | Взаимосвязь оболочек Земли. | 1 | |
27 | Природно-территориальный комплекс. Практическая работа №7 «Характеристика локального природного комплекса по плану». | 1 | |
28 | Почва. | 1 | |
29 | Природная среда. Природные ООПТ. | 1 | |
| 5 часов - резервное время | | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание | Дата по плану | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
10