СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа подходит для учебника Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова изд. М.:Дрофа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Заместитель Директор МБОУ СОШ №21

Протокол № 1 директора по УВР им. И.С.Давыдова с. Обильного

от «26» августа 2021г. Приказ №___ от 31.08.2021г.

Руководитель МО _______ __________________ __________________________

О.И.Шулешко Н.В. Богачева С.В. Шевченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии

для 6 класса


учителя МБОУ СОШ№ 21 им .И.С.Давыдова

с.Обильного



Шулешко Ольги Ивановны










Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от 27 августа 2021 г.


2021 - 2022 учебный год



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации".
2Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

3. Примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 71 с. – (Стандарты второго поколения);

4. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы – И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012. – 409 с.);

Цель изучения предмета

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, необходимых для

усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий

развития географической оболочки.

Задачи предмета

При изучении курса решаются следующие задачи:

-формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

-формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

-развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

-развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

-развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.


Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.


2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Предметные результаты обучения


-освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

-овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии; воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.


1. Называть /или показывать:

-существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

-форму и размеры Земли (длина окружности);

-на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

-основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

-основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

-основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

-характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

-части Мирового океана;

-среднюю соленость вод океана;

-воды суши подземные и поверхностные;

-речную систему, речной бассейн;

-компоненты ПТК;

-правила поведения в природе;

-причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

-главную причину образования ветра;

-главную причину образования облаков, осадков;

-пояса освещенности Земли;

-географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

-характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

-связей между элементами погоды;

-изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

-воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

-влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

-меры по охране природы в своей местности;

-горных пород и минералов, их использования человеком;

-влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства в своей местности;

-взаимосвязей: река — рельеф;

-искусственных водоемов;

-з истории географических исследований и от­крытий.

3. Определять:

-атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

-стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

-абсолютные и относительные высоты;

-объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

-по карте географическое положение объектов;

-по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

-фенологические сроки начала времен года.


4. Описывать:

-географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение че­ловеком;

-давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

-особенности рельефа, климата, вод, биокомп­лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос­ти).


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

-давать характеристику географических объектов;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-основами экологической культуры.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-называть методы изучения Земли;

-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

-приводить примеры географических следствий движения Земли.

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (11 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практическая работа №1: «Изображение здания школы в масштабе».

Практическая работа №2*: «Определение направлений и азимутов по плану местности»

Практическая работа №3: «Составление плана местности методом маршрутной съемки».

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практическая работа №4*: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, читать план местности и карту;

-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на

местности;

-производить простейшую съемку местности, работать с компасом, картой;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;


СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. (19 ч)

ЛИТОСФЕРА (6 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа №5: «Описание форм рельефа»

ГИДРОСФЕРА (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные .Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа №6*: «Составление описания внутренних вод».

АТМОСФЕРА (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практическая работа №7*: «Построение графика хода и вычисление средней температуры». Практическая работа №8*: «Построение розы ветров». Практическая работа №9: «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным».


БИОСФЕРА, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практическая работа №10: «Составление характеристики природного комплекса (ПК)».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-объяснять значение понятий: «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

-называть и показывать основные географические объекты;

-работать с контурной картой;

-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и

относительную высоту точек, глубину морей;

-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

-объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

-описывать погоду и климат своей местности;

-называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

-называть меры по охране природы.


НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 ч)

Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-составлять описание природного комплекса;

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.


4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п


Раздел


Тема

Общее

кол-во часов


1

Введение


1


Виды изображений

поверхности Земли


11

2


Понятие о плане местности. Масштаб.


3


Стороны горизонта. Ориентирование


4


Составление простейших планов местности


5


Изображение на плане неровностей земной поверхности


6


Форма и размеры Земли. Географическая карта


7


Градусная сеть на глобусе и картах


8


Географическая широта.


9


Географическая долгота.


10


Географические координаты


11


Изображение на физических картах высот и глубин


12


Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли


Строение Земли.

Земные оболочки


19


Литосфера


6

13


Земля и ее внутреннее строение


14


Движение земной коры


15


Вулканизм


16


Рельеф суши. Горы


17


Равнины суши


18


Рельеф д Рельеф дна Мирового океана



Гидросфера


6

19


Вода на Земле. Части Мир. океана. Свойства вод океана


20


Движение воды в океане


21


Подземные воды


22


Реки


23


Озера


24


Ледники



Атмосфера


7

25


Атмосфера: строение,значение, изучение


26


Температура воздуха


27


Атмосферное давление.


28


Ветер


29


Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки


30


Погода


31


Климат. Причины, влияющие на климат



Биосфера. Географич. оболочка


2

32


Разнообразие и распространение организмов на Земле


33


Природный комплекс



Население Земли


1

34


Население Земли


35

Итоговый урок


1



Итого


35

Учебно-методический комплекс:

1. Программа. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы – И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2017. – 409с.)

2.Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа. 2018 г.

3.Методическое пособие. Т.П. Громова. Методическое пособие. География. 6 класс. М.: Дрофа. 2013 г.

4.Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа. 2020 г.

5.Контурные карты. 6 класс. М.: Дрофа. 2020 г. 6. Электронные ресурсы : http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/

Видеофрагменты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!