Планируемые результаты изучения курса географии 6 класса
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
- освоения выпускниками основной школы программы по географии 6 класса заключаются в формировании и развитии посредством географических знаний:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию.
Предметными результатами:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мире;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни и культуры людей;
овладение элементарными практическими умениями использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
II. Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. Путешествия и географические открытия
РАЗДЕЛ V. АТМОСФЕРА
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.
Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.
Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.
Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.
Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
РАЗДЕЛ VI. Литосфера.
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра.
Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
РАЗДЕЛ VII. ГИДРОСФЕРА
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан— основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.
Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практическая работа. 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
РАЗДЕЛ VIII. БИОСФЕРА
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практическая работа. 5. Определение состава (строения) почвы.
РАЗДЕЛ IX. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая оболочка— прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
Раздел X. Географическая карта
Виды географических карт и их значение. Современные географические карты. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.Определение географических координат
Определение расстояний по градусной сетке.
III.Тематическое планирование
№ п.п. | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Атмосфера | 15 |
3 | Литосфера | 15 |
4 | Гидросфера | 15 |
5 | Биосфера | 11 |
6 | Географическая оболочка | 5 |
7 | Географическая карта | 7 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематическое планирование. География 6 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение | 2 | |
1 | Повторение правил работы с учебником, тетрадью и атласом | 1 | |
2 | Путешествия и географические открытия | 1 | |
Атмосфера | 15 | |
3 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена | 1 | |
4 | Нагревание воздуха и его температура | 1 | |
5 | Зависимость температуры от географической широты. | 1 | |
6 | Практическая работа №1. | 1 | |
7 | Влага в атмосфере. | 1 | |
8 | Атмосферные осадки. | 1 | |
9 | Давление атмосферы | 1 | |
10 | Ветры. | 1 | |
11 | Практическая работа №2. | 1 | |
12 | Погода | 1 | |
13 | Климат. | 1 | |
14 | Практическая работа №3. | 1 | |
15 | Человек и атмосфера. | 1 | |
16 | Итоговые задания по разделу «Атмосфера» | 1 | |
17 | Анализ итоговых заданий, работа над ошибками | 1 | |
Литосфера | 15 | |
18 | Внутреннее строение земной коры. | 1 | |
19 | Состав земной коры. | 1 | |
20 | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли | 1 | |
21 | Разнообразие форм рельефа Земли. | 1 | |
22 | Движение земной коры. | 1 | |
23 | Землетрясения. | 1 | |
24 | Вулканизм. | 1 | |
25 | Внешние силы, изменяющие рельеф. | 1 | |
26 | Работа текучих вод, ледников и ветров. | 1 | |
27 | Деятельность человека | 1 | |
28 | Главные формы рельефа суши. | 1 | |
29 | Рельеф дна океанов. | 1 | |
30 | Человек и земная кора. | 1 | |
31 | Итоговые задания по разделу «Литосфера». | 1 | |
32 | Анализ итоговых заданий, работа над ошибками | 1 | |
Гидросфера | 15 | |
33 | Вода на Земле. | 1 | |
34 | Круговорот воды в природе | 1 | |
35 | Мировой океан - основная часть гидросферы. | 1 | |
36 | Практическая работа №4 | 1 | |
37 | Свойства океанических вод. | 1 | |
38 | Движения воды в океане. Волны | 1 | |
39 | Течения. | 1 | |
40 | Реки. | 1 | |
41 | Жизнь рек | 1 | |
42 | Озёра и болота. | 1 | |
43 | Подземные воды. | 1 | |
44 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | |
45 | Человек и гидросфера. | 1 | |
46 | Итоговые задания по разделу «Гидросфера» | 1 | |
47 | Анализ итоговых заданий, работа над ошибками | 1 | |
Биосфера | | 11 |
48 | Что такое биосфера и как она устроена. | 1 | |
49 | Роль биосферы в природе | 1 | |
50 | Особенности жизни в океане. | 1 | |
51 | Распространение жизни в океане. | 1 | |
52 | Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 | |
53 | Жизнь в безлесных пространствах. | 1 | |
54 | Почва. | 1 | |
55 | Практическая работа №5. | 1 | |
56 | Человек и биосфера. | 1 | |
57 | Итоговые задания по разделу «Биосфера» | 1 | |
58 | Анализ итоговых заданий, работа над ошибками | 1 | |
Географическая оболочка | 5 | |
59 | Строение географической оболочки | 1 | |
60 | Особенности географической оболочки. | 1 | |
61 | Территориальные комплексы. | 1 | |
62 | Итоговые задания по разделу «Географическая оболочка» | 1 | |
63 | Анализ итоговых заданий, работа над ошибками | 1 | |
Географическая карта | 7 | |
64 | Виды географических карт и их значение | 1 | |
65 | Географическая широта | 1 | |
66 | Географическая долгота. | 1 | |
67 | Географические координаты | 1 | |
68 | Определение расстояний по градусной сетке | 1 | |
69 | Итоговые задания по разделу «Географическая оболочка» | 1 | |
70 | Анализ итоговых заданий, работа над ошибками | 1 | |
ИТОГО | 70 |