СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса для 6 класса составлена на основе:

Программы по географии 6-10 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по географии 6 класс ФГОС

Рабочая программа учебного курса географии для 6 класса составлена на основе:

Программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений Е.М. Домогацких, М, «Русское слово - РС», 2010 г.

Учебника: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Физическая география» Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. ООО Русское слово, 2015. Казан. Татарстан китап нәшрияте.2015.

Стандарта основного общего образования по географии.

Примерной программы основного общего образования по географии.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и учебного плана филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сармановская средняя общеобразовательная школа» «Каташ-Каранская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района РТ на 2018-2019 учебный год. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии и авторской программой учебного курса Е.М. Домогацких.


Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Авторская программа рассчитана на 34 часа. Учебный план для образовательного учреждения отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Начальный курс», из расчета 1 учебный час в неделю. Один час отвела на итогово-обобщающий урок.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Программой предусмотрено проведение 8 практических работ.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов.

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией.

Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и геосфера» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Примечание: На основании положения МБОУ «Сармановская СОШ» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов и предметов МБОУ «Сармановская СОШ» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 29.08.16 г., протокол № 1, утверждённого Приказом директора № 109 от 29.08.16, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно пункта 5 данного положения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «География 6 класс»

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения курса «География» 5 классе являются следующие умения:

- осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

- понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Тема раздела

Количество часов

1

Введение


2

2

Земля как планета


5

3

Способы изображения земной поверхности 


4

4

Литосфера


6

5

Атмосфера


8

6

Гидросфера


4

7

Биосфера


2

8

Почва и геосфера


3

9

Итогово-обобщающий урок


1





Содержание программы

Введение (2 часа)

География как наука.Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.


Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов.  /обучающая/


Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

 Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы:

№1. Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат.(итоговая, с оценками всего класса)

№2 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. (итоговая, с оценками всего класса)


Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы *Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей (демонстрационная).

*Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). (демонстрационная)

№3 Составление схемы различий гор и равнин по высоте (итоговая, с оценками всего класса)  


Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера,тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: * Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. (обучающая)

№4 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. (итоговая, с оценками всего класса)


Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: * Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды (демонстрационная). * Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.(обучающая)  *Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей (обучающая).

№5 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. (итоговая, с оценками всего класса) 

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Практическая работа: Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.(демонстрационная, экскурсия) 

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия:почва, плодородие,природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: * Изучение строения почвы на местности (обучающая).

* Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности (демонстрационная)

*   Описание природных зон Земли по географическим картам. (демонстрационная)































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Сроки

план

факт

1/1

Введение (2 часа)

Кереш (2 сәгать)


Что такое география?

Нәрсә ул география?

Воспринимают на слух информацию


05.09


2/2

Земля как планета (5 часов)

Планета буларак Җир (5 сәгать)


Земля и Вселенная

Җир һәм Галәм

Повторяют информацию о планетах Солнечной системы.

12.09


3/1

Планеты Солнечной системы 

Кояш системасы планеталары

Повторяют информацию о планетах Солнечной системы.

19.09


4/2

Форма, размеры и движение Земли.

Җирнең формасы, үлчәмнәре һәм хәрәкәте.

Определяют форму,размеры и движение Земли

26.09


5/3

Система географических координат 

Географик координаталар (киңлек һәм озынлык).

Определяют:

географические координаты;

особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

географические следствия движений Земли.

03.10


6/4

Практическая работа №1Определение по карте географических координат различных географических объектов.  /обучающая/

Практик эш: Географик картада төрле объектларның географик координаталарын билгеләү.

Умение определять:

географические координаты;


10.10









7/5

Времена года. Пояса освещенности 

Ел фасыллары. Яктылык пояслары.

Чтение о свойствах географической карты и плана местности;

специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштабов; значение планов и карт в практической деятельности человека.

Узнают о

существенных признаках плана, карты и глобуса;

классифицируют по заданным признакам план, карту, глобус;

расстояния по карте; азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читают условные знаки; масштаб карты.

17.10





8/1

Способы изображения земной поверхности (4 часа)

Җир өслеген сурәтләү ысуллары (4 сәгать)


Карта. Масштаб карты.

Географик карта һәм аның масштабы

Определяют:

существенные признаки плана, карты и глобуса;

классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

расстояния по карте;

азимут по карте местности;

абсолютную и относительную высоту;

читать условные знаки;

масштаб карты.

24.10



9/2

Виды условных знаков 

Практическая работа №2. «Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат» (итоговая, с оценками всего класса)

Шартлы билгеләрнең төрләре.

Практик эш «Карта буенча юнәлешне ераклыкны һәм географик координатны билгеләү»

Читают условные знаки;

масштаб карты.

07.11













10/3

Стороны горизонта. Изображение рельефа на карте 

Горизонт яклары. Картада рельефны сурәтләү.

Определяют:

азимут по карте местности;

абсолютную и относительную высоту;

читать условные знаки;

масштаб карты.

14.11




11/4

Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности» (итоговая, с оценками всего класса)

Практик эш  «Компас ярдәмендә горизонт якларын һәм азимутны билгеләү. Урынның планын төзү»

Определяют

азимут по карте местности;

абсолютную и относительную высоту;

читать условные знаки;

масштаб карты.

21.11




12/1

Литосфера (6 часов)

Литосфера (6 сәгать)


Строение земного шара  

Җирнең эчке төзелеше

объясняют:

особенности внутреннего строения Земли;

причины и следствия движения земной коры;

действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах. определяют:

существенные признаки понятий;

по заданным признакам горные породы и минералы;

отличие видов земной коры;

виды форм рельефа;

районы землетрясений и вулканизма

28.11


13/2

Виды горных пород. Полезные ископаемые 

Җир кабыгын тәшкил итүче тау токымнары. Файдалы казылмалар.

Узнают об

Особенностях внутреннего строения Земли;

Причинах и следствиях движения земной коры;

Действии внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Определяют:

существенные признаки понятий;

по заданным признакам горные породы и минералы;

отличие видов земной коры;

виды форм рельефа;

районы землетрясений и вулканизма

05.12





14/3

Движения земной коры  

Җир кабыгының хәрәкәтләре

Определяют существенные признаки понятий;

по заданным признакам горные породы и минералы;

отличие видов земной коры;

виды форм рельефа;

районы землетрясений и вулканизма

12.12


15/4

Выветривание горных пород  

Тау токымнарының ашалуы.

Объясняют причины и следствия движения земной коры;

действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;


19.12


16/5

Рельеф суши и дна океана   

Коры җирнең һәм бөтендөнья океаны төбенең төзелеше.

Читают об особенностях внутреннего строения Земли;

Причинах и следствии движения земной коры;


09.01


17/6

Практическая работа №4 «Составление схемы различий гор и равнин по высоте» (итоговая, с оценками всего класса)

Практик эш «Төрле биеклектәге тауларның схемасын төзү»

объясняют:

особенности внутреннего строения Земли;

причины и следствия движения земной коры;


16.01


18/1

Атмосфера (8 часов)

Атмосфера(8 сәгать)

Строение атмосферы  

Атмосфераның төзелеше

Повторяют о:

закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

причины возникновения природных явлений в атмосфере;

зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Определяют существенные признаки понятий;

основные показатели погоды.

23.01


19/2

Температура воздуха  

Һава температурасы.

Находят закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;


30.01


20/3

Атмосферное давление  

Атмосфера басымы.


Узнают о:

закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

06.02


21/4

Движение воздуха. Ветер 

Һаваның хәрәкәте. Җил.

Объясняют причины возникновения природных явлений в атмосфере;

зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

13.02


22/5

Вода в атмосфере    

Атмосферада су.

Читают об изменении давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

причины возникновения природных явлений в атмосфере;

20.02


23/6

Погода 

Һава торышы

Повторяют:

существенные признаки понятий;

основные показатели погоды

27.02


24/7

Климат 



Находят информацию о :

существенных признаках погоды;

основные показатели погоды

06.03


25/8

Практическая работа №5 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды»

 (итоговая, с оценками всего класса)

Практик эш«Җилләр розасы,болытлылык һәм явым-төшем диаграммасы төзү. Һава торышының үзгәрүен ачыклау»

Определяют существенные признаки погоды;

основные показатели погоды

13.03



26/1

Гидросфера (4 часа)

Гидросфера (4 сәгать)


Единство гидросферы. Круговорот воды в природе 

Гидросфераның бердәмлеге. Табигатьтә су әйләнеше.

Объясняют закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

выделение существенных признаков частей Мирового океана;

особенности состава и строения гидросферы;

условия залегания и использования подземных вод;

условия образования рек, озер, природных льдов;

характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

существенные признаки понятий;

вид рек, озер, природных льдов;

особенности размещения и образования объектов гидросферы.

20.03





27/2

Мировой океан: океаны, моря, заливы, проливы  

Бөтендөня океаны: океаннар, диңгезләр, култыклар, бугазлар.

Читают озакономерности географической оболочки на примере гидросферы;

выделение существенных признаков частей Мирового океана;

.

03.04





28/3

Воды суши. Реки. Озера. Практическая работа №6 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком»   (итоговая, с оценками всего класса)

Коры җир сулары.Елгалар. Күлләр.

Практик эш «Карта буенча Җир шарының берәр эре елгасының географик урынын билгеләү: юнәлеше, кеше тарафыннан куллану»   

Определяют существенные признаки понятий;

вид рек, озер, природных льдов;

особенности размещения и образования объектов гидросферы.

10.04











29/4

Подземные воды. Природные льды.

Җир асты сулары һәм табигый бозлыклар.

Объясняют особенности состава и строения гидросферы;

условия залегания и использования подземных вод;

условия образования рек, озер, природных льдов;


17.04


30/1

Биосфера (2 часа)

Биосфера (2 сәгать)


Царства живой природы

Терек табигать патшалыклары.

Находят закономерности географической оболочки на примере биосферы;

особенности приспособления организмов к среде обитания;

роль царств природы;

необходимость охраны органического мира.

Умение определять:

существенные признаки понятий;

сущность экологических проблем;

причины разнообразия растений и животных;

характер взаимного влияния живого и неживого мира.

24.04









31/2

Природный комплекс.

Табигый комплекслар

Читают о закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки;

взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

законы развития географической оболочки;

сущность влияния человека на географическую оболочку.

Определяют условия образования почв;

характер размещения природных зон Земли.

01.05






32/1

Почва и геосфера (3 часа)

Туфрак һәм географик сүрү(2 сәгать)

НРК. Почва .Обучающая практическая работа: * Изучение строения почвы на местности

Туфрак. Практик эш №7 : * Урыннын туфрак төзелешен өйрәнү

Находят особенности строения и состава географической оболочки;

взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

законы развития географической оболочки;

сущность влияния человека на географическую оболочку.


08.05


33/2

Природные зоны

Табигый зоналар  

Узнают условия образования почв;

характер размещения природных зон Земли.

15.05




34/3

Демонстрационные практические работы №8: НРК. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

* Описание природных зон Земли по географическим картам

Практик эш* Кешенең хуҗалы эшчәнлеге нәтиҗәсендә табигатьнең үзгәрүен билгеләү

начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

22.05


35.

Итоговый - обобщающий урок

Гомумиләштерү дәресе.


29.05



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. –  (ФГОС.Инновационная школа).

  2. Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

  7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru

Приложение

Контрольно-измерительные материалы




Пояснительная записка

Цель: проверка знаний, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации, соответствующих основному разделу Начальный курс География

Программа: Примерная программа основного (общего) образования по географии министерства образования и науки Российской Федерации

1.Учебники и другие материалы, использованные при подготовке теста:

- А.А, Летягин Начальный курс географии. 6 класс. – Москва: Вентана Граф 2013;

- А.А, Летягин Тесты по географии: 6 класс: К учебнику А.А. Летягин «Начальный курс Географии. 6 класс». – Москва: Вентана Граф 2014г.;

- Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 6 класс. – Москва: Дрофа, 2010;

2. Количество вариантов: 2.

3.Способ формирования вариантов: параллельный.

4.Структура теста: 3 раздела – А В С

Раздел А содержит 30 заданий с выбором ответа (из четырех вариантов ответа, среди которых только один является верным) - базовый уровень

Раздел В содержит 5 заданий с кратким ответом. Ответ должен быть дан в виде числа (цифры) или слова, обозначения - повышенный уровень

Раздел С содержит 2 задания ответ дается числовым значением- высокий уровень.

5. Во время выполнения теста разрешается пользоваться транспортиром, линейкой, атласом для 5-6 классов..

Время тестирования: 60 минут

Кодификатор



Декомпозиция содержания

Позиция задания в тесте

Количество заданий

1

История географических открытий

Начало географического познания

Великие географические открытия

Земля – планета Солнечной системы.



А 1

А 2

А 3



1

1

1

2

Изображение земной поверхности

План местности.

Масштаб.

Ориентирование на местности и по плану.

Изображение рельефа на топографических картах и планах неровностей земной поверхности.

Съёмка местности.



В1

А5

А4,А6,В5

А7,А8,В4



1

1

3

3

3

Географическая карта.

Глобус – модель Земли.

Географическая карта.

Градусная сетка.

Географическая широта и долгота. Географические координаты.

Определение на физических картах высот и глубин.



А10

А9

А12,В3

А11

А13



1

1

2

1

1

4

Литосфера.

Строение Земли и свойства земной коры.

Минералы.

Движение земной коры.

Выветривание и перемещение горных пород..

Рельеф земной поверхности. Горы.

Рельеф земной поверхности. Равнины суши.

Рельеф дна Мирового океана.



А14,А15,А17

А20

В2

А21,А22,

А18,А19,А23

А24,А30

А26,



3

1

1

2

3

2

4

4

Гидросфера

Воды Мирового океана

Воды суши

Рельеф дна Мирового океана.



А27,А28,А29

А16

А25



3

1

1



Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым результатам предметного, матапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице



№ задания

уровень

Что проверяется

Тип задания

Примерное время выполнения задания

А1 – А30

базовый

1.1 – 1.30

Тест с выбором ответа

20

В1 – В5

повышенный

 

Выполнить задание по интрепритации географической номенклатуры; установить соответствие названия геосфер и их особенностей; проводить классификацию; Умение использовать знания о географических законах и закономерностях.

15-20

С1 – С2

высокий

 

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

15-20



Ответы на тест

Вариант 1

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

3

4

2

2

1

4

1

3

3

3

3

1

2

2

3



А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

2

4

3

3

1

4

2

4

4

1

4

3

3

1

1



Часть В

В1

Кустарник

В2

Горст

В3

1

В4

Северо-западный

В5

135°

С1

С2 65*с.ш. 60.В.д.



Вариант 2

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

3

1

3

2

4

2

2

2

4

2

4

3

4

3

2



А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

1

2

1

4

1

3

1

1

3

4

2

4

4

2

3



Часть В

В1

Луг

В2

Грабен

В3

5

В4

Юго-восточный

В5

315°

С1

С2 50*с.ш. 86*в.д.



Критерии оценивания заданий по географии.

Объем выполненной работы

Количество заданий

90-100%

35-46

75-89%

34-22

50-74%

21-14

24-49%

21-14



Тест по географии для 6 класса





Вариант 1

Часть А

А1. Термин «география» принадлежит греческому учёному

1) Геродоту 2) Гомеру 3) Эратосфену 4) Аристотелю



А2. Первое кругосветное путешествие совершил

1) М. Поло 2) А. Никитин 3) Х. Колумб 4) Ф. Магеллан



А3. Период вращения Земли вокруг своей оси равен

1) 12 часов 2) 24 часа 3) 365 суток 4) 366 суток



А4. Стороны горизонта определяют при помощи

1) нивелира 2) компаса 3) термометра 4) линейки



А5. Определите, какой из масштабов наибольший

1) 1 : 1000 2) 1 : 5000 3) 1 : 10000 4) 1 : 500000



А6. Какому азимуту соответствует направление на запад

1) 0 ° 2) 90 ° 3) 180 ° 4) 270 °



А7. Превышение точки земной поверхности над другой точкой по отвесной линии называется

1) относительная высота 2) абсолютная высота 3) высота 4) горизонталь



А8. Условная линия, соединяющая точки с одинаковой высотой над уровнем моря, - это

1) азимут 2) бергштрих 3) горизонт 4) горизонталь



А9. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков, называется

1) рисунок 2) аэрофотоснимок 3) географическая карта 4) схема



А10. Площадь поверхности нашей планеты составляет

1) 170 000км2 2) 40 000 км 3) 510 000 000 км2 4) 20 000 км



А11. Географическая широта бывает

1) западной и северной 2) западной и южной 3) южной и северной 4) западной и восточной



А12. Линии, проведенные параллельно экваторы называются

1) параллели 2) горизонтали 3) меридианы 4) изобаты



А13. Список всех условных знаков, которые использованы на карте называется

1) план 2) легенда 3) рассказ 4) шкала



А14. Материковая кора на равнинах в среднем составляет

1) 20 – 30 км 2) 30 – 40 км 3) 70 – 100 км 4) 130 – 140 км



А15. Литосфера – это

1) воздушная оболочка Земли 2) водная оболочка Земли 3) твердая оболочка Земли 4) оболочка, где развивается жизнь



А16. К магматическим горным породам относятся

1) известняк 2) гранит 3) кварцит 4) торф



А17. В центре Земли находится

1) мантия 2) земная кора 3) эпицентр 4) ядро



А18. Все неровности земной поверхности образуют

1) горы 2) равнины 3) рельеф 4) впадины





А19. Наивысшая точка Земли имеет высоту

1) 1000 м 2) 1842 м 3) 8848 м 4) 11022 м



А20. Наука о землетрясениях – это

1) сейсмология 2) почвоведение 3) география 4) геология



А21. Самый высокий действующий вулкан России

1) Этна 2) Везувий 3) Килиманджаро 4) Ключевская Сопка



А22. Периодически фонтанирующие горячие источники называются

1) вулкан 2) гейзер 3) родник 4) фонтан



А23. Какие горы расположены на материке Северная Америка

1) Кавказские 2) Драконовы 3) Анды 4) Кордильеры



А24. Отвалы пустой породы возле шахт называются

1) ямы 2) горы 3) карьеры 4) терриконы



А25. Часть материковой земной коры продолжающейся под океанами до глубины 200 м называют

1) шельфом 2) котловиной 3) ложем 4) впадиной



А26. Архипелаг – это

1) небольшой участок суши в океане 2) участок суши, глубоко впадающий в океан 3) огромный участок суши

4) группа островов, лежащих недалеко друг от друга



А27. Самый маленький океан на Земле

1) Атлантический 2) Индийский 3) Северный Ледовитый 4) Тихий



А28. Какую часть земной поверхности занимает Мировой океан

1) ½ 2) 2/5 3) ¾ 4) 2/6



А29. Лава, выбрасываемая из кратера вулкана в виде мелких частиц – это

1) вулканический пепел 2) вулканические бомбы 3) вулканические газы 4) хлопушки



А30. Каким цветом на физической карте обозначают равнины

1) зелёным 2)желтым 3)коричневым 4) синим







Часть В

В1. Подпишите, какой условный знак изображен на рисунке под буквой В

В2. Определите, что изображено на рисунке под буквой Б

А Б

В3. Какой цифрой показан на карте Африки Южный тропик?

В4. Какой склон холма изображенного на рисунке более крутой?

В5. По какому азимуту нужно идти, чтобы попасть из точки М в точку К? Ответ запишите цифрами.



С1 Определи координаты столицы Бразилия , найди и запиши объект 50*с.ш.86* в.д.

С2 Определи протяженность Западно Сибирской низменности с запада на восток, используя масштаб карты.

Вариант 2

Часть А

А1. «География» в переводе

1) измерение Земли 2) изучение Земли 3) описание Земли 4) исследование Земли

А2. Первым европейцем, достигшим Китая, был:

1) М. Поло 2) А. Никитин 3) Х. Колумб 4) Ф. Магеллан



А3. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за

1) 12 часов 2) 24 часа 3) 365 суток 4) 370 суток



А4. Азимут измеряется в

1) часах 2) градусах 3) метрах 4) километрах



А5. Определите, какой из масштабов наименьший

1) 1 : 1000 2) 1 : 5000 3) 1 : 10000 4) 1 : 500000



А6. Какому азимуту соответствует направление на восток

1) 0 ° 2) 90 ° 3) 180 ° 4) 270 °



А7. Превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря по отвесной линии называется

1) относительная высота 2) абсолютная высота 3) высота 4) горизонталь



А8. Направление склонов указывают короткие черточки, которые называются

1) азимут 2) бергштрихи 3) горизонт 4) горизонталь



А9. На политических картах нанесены

1) заводы 2) горы и равнины 3) природные зоны 4) границы государств



А10. Длина нашей планеты по окружности равна

1) 170 000км2 2) 40 000 км 3) 510 000 000 км2 4) 20 000 км



А11. Географическая долгота бывает

1) западной и северной 2) западной и южной 3) южной и северной 4) западной и восточной



А12. Линии, показывающие кратчайший путь от Северного полюса до Южного называются

1) параллели 2) горизонтали 3) меридианы 4) изотермы



А13. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами называются

1) параллели 2) горизонтали 3) меридианы 4) изобаты



А14. Материковая кора в горах в среднем составляет

1) 20 – 30 км 2) 30 – 40 км 3) 70 – 100 км 4) 130 – 140 км



А15. Гидросфера – это

1) воздушная оболочка Земли 2) водная оболочка Земли 3) твердая оболочка Земли 4) оболочка, в которой развивается жизнь



А16. К осадочным горным породам относятся

1) известняк 2) гранит 3) кварцит 4) мрамор



А17. На поверхности Земли находится

1) мантия 2) земная кора 3) эпицентр 4) ядро



А18. Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся более чем на 200 м, называется

1) гора 2) равнина 3) низменность 4) впадина



А19. Самая глубокая впадина в океане имеет глубину

1) 1000 м 2) 1842 м 3) 8848 м 4) 11022 м



А20. Прибор, регистрирующий колебания земной коры, - это

1) сейсмографы 2) барометры 3) термометры 4) эхолоты



А21. Самый высокий потухший вулкан в Африке

1) Этна 2) Везувий 3) Килиманджаро 4) Ключевская Сопка



А22. Горы, которые имеют кратер и жерло называются

1) вулканы 2) гейзеры 3) родники 4) фонтаны



А23. Какие горы расположены на материке Евразия

1) Кавказские 2) Драконовы 3) Анды 4) Кордильеры



А24. При открытой добыче полезных ископаемых образуются ямы, которые называются

1) русла 2) канавы 3) карьеры 4) терриконы



А25. Глубину океана можно измерить при помощи

1) сейсмографа 2) барометра 3) термометра 4) эхолота



А26. Полуостров – это

1) небольшой участок суши в океане 2) участок суши, глубоко впадающий в океан 3) огромный участок суши

4) группа островов, лежащих недалеко друг от друга



А27. Самый большой океан на Земле

1) Атлантический 2) Индийский 3) Северный Ледовитый 4) Тихий



А28. Мировой океан занимает

1) более 20 % земной поверхности 2) более 30 % земной поверхности 3) более 50 % земной поверхности 4) более 70 % земной поверхности



А29. Лава, выбрасываемая из кратера вулкана в виде крупных кусков – это

1) вулканический пепел 2) вулканические бомбы 3) вулканические газы 4) хлопушки



А30. Каким цветом на физической карте обозначают горы

1) зелёным 2) желтым 3) коричневым 4) синим

Часть В

В1. Подпишите, какой условный знак изображен на рисунке под буквой А

В2. Определите, что изображено на рисунке под буквой А

А Б

В3. Какой цифрой показан на карте Африки Северный тропик?

В4. Какой склон холма изображенного на рисунке более пологий?

В5. По какому азимуту нужно идти, чтобы попасть из точки К в точку М? Ответ запишите цифрами.





С1 Определи координаты Москва, Определи и запиши объет 65* с.ш. 60* в.д.По карте

С2 Определи расстояние Уральских гор, используя масштаб карты.



СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительной работы по географии 6 класс


  1. Назначение работы– оценить уровень освоения каждым учащимся основного содержания курса географии 6-го класса за год обучения.

2. Содержание итоговой работыопределяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального компонент государственного стандарта основного общего образования.

2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

В работу по географии включено 12 заданий, среди которых:

1) 8 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

2) 4 заданий - задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде слова или словосочетания.

Работа представлена двумя вариантами.

Таблица 1.

Распределение заданий по разделам курса ___________.

Разделы курса географии

Число заданий


Максимальный балл

Планета Земля. Изображение земной поверхности.

2

2

Геосферы Земли.

10

10

итого

12

12

Таблица 2.

Распределение заданий по разделам курса ____________

Основные умения и виды деятельности

Число заданий


Требования: «знать/понимать»

географические следствия движений Земли. смысл основных теоретических категорий и понятий

1

проводить простейшую классификацию изученных географических объектов

1

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи

между ними,

1

географическую номенклатуру.

1

результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

1

Требования: «уметь»

сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств.

2

применять полученные знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

1

находить в разных источниках и анализировать информацию,

необходимую для изучения географических объектов и явлений,

разных территорий Земли,

1

использовать знания о географических законах и закономерностях

1

строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

2


4. Время выполнения работы


На выполнение всей работы отводится 45 минут.


5. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении промежуточной аттестации разрешается использование атласов.


6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

1. Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.

2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.

Все задания работы с выбором ответа оцениваются в 1 балл.

Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом,

полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл работы составляет – 12 баллов.

на « 5 » - 11-12 баллов на « 4 » - 10-9 баллов на «3 » - 8-6 баллов

Вариант 1.

1. Отчего на Земле бывают лето и зима?

а) земля вращается вокруг своей оси б) Земля вращается вокруг Солнца

в) Зимой Солнце греет слабее г) Летом Солнце не заходит за горизонт.

2.Самая большая параллель на глобусе и карте называется:

а) Экватор б)180 меридиан в) тропик г) Нулевой меридиан.

3.Средняя соленость Мирового океана равна:

а)35 промилле б) 40 промилле в) 25 промилле г) 20 промилле.

4.Между Черным и Каспийским морями протянулись высочайшие горы нашей страны.

Какие это горы?

а) Уральские б) Анды в) Кавказские г)Гималаи.

5. Первое кругосветное путешествие совершил:

а) Х. Колумб б) Ф. Магеллан в) Васко да Гама г) Матко Поло.

6. Равнина, высота которой над уровнем моря равна более 500метро в называется:

а) Возвышенность б) Плоскогорье в) Нагорье г) Холмистая.

7. Для Западно-Сибирской равнины характерны:

а)холмистый рельеф, 0-500м высота, огромные размеры территории

б) плоский рельеф, менее 0м высотой, небольшие размеры территории

в) холмистый рельеф, выше 500м высотой, небольшие размеры территории

г) плоский рельеф, 0-200м высота, огромные размеры территории.

8. В каком направлении дует ночной бриз:

а)С моря на сушу б) Зимой – с суши на море, летом – с моря на сушу в) С суши на море.

9.Для составления краткой характеристики Северного Ледовитого океана укажите признаки:

1)Занимает ________ место по площади. 2) Расположен на _______ Земли. 3)Омывает берега таких материков как _________________, _________________________ .

10.Закончите предложение:

Условные линии на карте, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте, называются: _____________ .

11.Закончите предложение:

К Мировому океану, по мимо морей относятся __________, _________.

12.Строительствло водохранилищ на равнинных реках приводит к _________________ .

Вариант 2.

  1. Длина окружности Экватора равна:

а) 30 000км б) 40 000км в) 20 000км г) 10 000км.

2.День сменяет ночь, потому что Земля:

а)Вращается вокруг Солнца б) Вращается вокруг своей оси с запада на восток в) Имеет шарообразную форму.

3. При движении от ядра к земной коре температура и давление

а) понижается б) не изменяется в) повышается г) повышается, а затем понижается.

4. Если на Кавказе это гора Эльбрус, то на Урале –это:

а) Белуха б) Победа в) Народная г) Казбек.

5.Морской путь из Европы в Индию вокруг Африки совершил:

а) Васко да Гама б) Марко Поло в) Х.Колумб г) Ф. Магеллан.

6. Если абсолютная высота равнины от 200 до 500метров, то её называют:

а)Возвышенностью б) Горный хребет в)Плоская г) Плоскогорье.

7.Самая полноводная река мира:

а) Лена б) Нил в) Амазонка г) Амур.

8. Ветер, дующий с юго-востока, называется:

а) Северо-восточный б) Юго-восточный в) Юго-западный г) Северо-западный.

9.Для составления краткой характеристики Индийского океана укажите признаки:

1) Занимает ________ место по площади. 2) Расположен в основном в ___________ полушарии. 3) Омывает берега таких материков, как ________, ______, ______, ________ .

10. Закончите предложение:

Самое мощное течение во всем Мировом океане, имеющее длину 30 тыс. км, ширину 2500км называется __________________ .

11.Закончите предложение:

К поверхностным водам суши, помимо ледников и болот относятся __________________.

12. Главный загрязнитель вод Мирового океана -____________, которая попадает в воду при её добыче со дна морей, авариях наливных судов.

КОДИФИКАТОРА И СПЕЦИФИКАЦИИ

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе

по географии 6 класс.


Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе

1.


Планета Земля. Изображение земной поверхности.


1.1

Движение земли/ Размеры Земли.


1.2

Градусная сетка/ Движение Земли.

2.


Геосферы Земли.


2.1

Свойства вод Мирового океана/ Внутреннее строение Земли.


2.2

Рельеф земной поверхности. Горы суши.


2.3

Равнины и плоскогорья суши.


2.4

Равнины и плоскогорья суши./ Воды суши.


2.5

Великие географические открытия


2.6

Движение воздуха


2.7

Мировой океан.


2.8

Рельеф земной поверхности/ Течения Мирового океана.


2.9

Части Мирового океана/ Внутренние воды.


2.10

Природная среда. Охрана природы.






Перечень требований к уровню подготовки учащихся,

достижение, которого проверяется на контрольной работе по географии 6 класса.


Код требования

Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной работе.

1


ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:


1.1

географические следствия движений Земли. смысл основных теоретических категорий и понятий


1.2

проводить простейшую классификацию изученных географических объектов.


1.3

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи

между ними,


1.4

географическую номенклатуру.


1.5

результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

2.


Уметь:


2.1

сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств.


2.2

сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств.


2.3

применять полученные знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.


2.4

находить в разных источниках и анализировать информацию,

необходимую для изучения географических объектов и явлений,

разных территорий Земли,


2.5

использовать знания о географических законах и закономерностях.


2.6

строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.


2.7

строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ответы) Вариант 1, 2


1 вариант

2 вариант

1

Б

Б

2

А

Б

3

А

А

4

В

В

5

Б

А

6

Б

А

7

Г

В

8

В

Б

9

  1. – 4

  2. – Севере

  3. - Евразии, Северной Америки

  1. – 3

  2. – южном, восточном

  3. – Африки, Евразии, Австралии, Антарктиды

10

Горизонтали или изогипсы

Течение Западных ветров

11

Проливы и заливы

Реки и озера

12

Регулированию речного стока

нефть

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

                                             Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья:Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки:Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера. 

Результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности

Приложение

Контрольная работа за курс 6 класса. (ФГОС)

Итоговый тест.



ВАРИАНТ 1
  1. Какое из перечисленных явлений относится к физическим?

1) восход солнца

2)листопад

3)смена окраски меха животных зимой

4)цветение деревьев

2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?

  1. астрономия

  2. география

  3. физика

  4. химия

3. Кто из великих ученых древности сумел вычислить размеры земного шара?

  1. Геродот

  2. Эратосфен

  3. Пифей

  4. Бартоломео Диаш



4. В чем заслуга экспедиции С.И. Дежнёва?

  1. было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой

  2. была открыта Антарктида

  3. был открыт Северный полюс

  4. были открыты Командорские острова

5. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?

  1. Юпитер

  2. Сатурн

  3. Уран

  4. Нептун

6. Если встать лицом на юг, то справа окажется

  1. север

  2. восток

  3. запад

  4. северо-запад

7.В самом центре Земли находится

  1. мантия

  2. земная кора

  3. литосфера

  4. ядро

8. Больше всего пресной воды содержится

  1. в ледниках

  2. в озерах

  3. в реках

  4. в болотах

9. Установите соответствие между открытием и именем путешественника. Впишите в таблицу получившееся соответствие.

Открытия Путешественники

А) английский мореплаватель, 1) Ф. Магеллан

исследователь южных морей 2) Дж.Кук

Б) мореплаватель, совершивший 3) Васко да Гама

первое кругосветное путешествие

В) Нашел морской путь в Индию.



10.Расставьте параллели в порядке убывания их длины.

    1. 10 °

    2. 60°

    3. 40°

    4. экватор

11.Запишите к каждому материку буквы, под которыми указаны принадлежащие ему объекты: формы рельефа, крупные озера и реки.

1) Евразия А) река Нил

2)Африка Б)озеро Байкал

3) Австралия В)горы Анды

4) Южная Америка Г)река Муррей

12.Дополните. Самая большая часть гидросферы.-------------------------

13. Смерч, ураган, торнадо- это атмосферные------------------------(дополните).

14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится справа

от вас?

15.Какое значение имело путешествие Васко да Гама.



Вариант 2.

1.Земля отличается от других планет Солнечной системы

  1. наличием спутника

  2. наличием жизни

  3. вращением вокруг оси

  4. наличием атмосферы

  1. В чем заслуга экспедиции Ф. Магеллана?

1)было доказано, что Америка- новый материк

2) было доказано единство Мирового океана

  1. был найден кратчайший путь в Индию

  2. была открыта Австралия

  1. Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали

    1. Солнце

    2. Землю

    3. сферу неподвижных звёзд

    4. Луну

  2. Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры?

    1. Юпитер

    2. Сатурн

    3. Уран

    4. Нептун

5.Что показано зеленым цветом на географической физической карте?

  1. растительность

  2. низкие равнины

  3. болота

  4. места, где живут люди

6.Что называется литосферой?

  1. твердое ядро Земли

  2. вещество между ядром и земной корой

  3. верхняя твердая оболочка Земли

  4. все горные породы и минералы

7. В Южной Америке протекает самая полноводная река мира

  1. Нил

  2. Миссисипи

  3. Янцзы

  4. Амазонка

8. Гидросферой называется

  1. вся вода Мирового океана

  2. водяной пар в атмосфере

  3. водная оболочка нашей планеты

  4. вода в жидком состоянии

9. Выберите три правильных ответа из шести.

В освоении севера Европы и Азии приняли участие:

1) С. Дежнёв 4)И. Москвитин

2)В. Беринг 5)А. Чириков

3)А. Никитин 6) В. Атласов

10. Расставьте параллели в порядке увеличения их длины.

1)10 °

2)60°

3)40°

4)экватор

11.Выберите соответствие между материком и географическим объектом.

1.Австралия А) остров Сахалин

2.Евразия Б) озеро Эри

3.Северная Америка В) река Нил

4.Африка Г) горы Кордильеры.

12.Допишите предложение.

Великий математик Пифагор предположил, что Земля имеет форму ______________.

13. Выберите соответствие.

Когда произошли эти события?

1) Первый полёт человека в космос А) 12 апреля 1961г.

2) Первый выход человека в космос. Б) 21 июля 1969г.

3) Первая высадка людей на Луну В) 18 марта 1965г.

14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится позади

вас?

15.Какое значение имело путешествие Фернана Магеллана?



Вариант 3.

1.Наука о происхождении небесных тел, их строении и движении называется

  1. география

  2. физика

  3. химия

  4. астрономия

2.Кто из средневековых путешественников побывал в Китае и описал жизнь и быт

китайцев.

  1. Марко Поло

  2. Бартоломео Диаш

  3. Васко да Гама

  4. Христофор Колумб

3.Какая из планет земной группы имеет спутники?

  1. Меркурий

  2. Венера

  3. Марс

  4. Нептун

4.Метеоритами называют космические тела, которые

  1. упали на Землю

  2. сгорели в земной атмосфере

  3. имеют твердое ядро и хвост из газов и мелкой пыли

  4. вращаются вокруг Солнца и образуют пояс между Марсом и Юпитером.

5.К какой стороне горизонта нужно повернуться лицом, чтобы справа оказался

север?

  1. к югу

  2. к востоку

  3. к западу

  4. к северо-востоку

6.Землетрясения и извержения вулканов чаше всего происходят

    1. в южных районах

    2. в центрах плит земной коры

    3. на границах плит земной коры

    4. на побережье океана.

7.В Африке расположена величайшая пустыня Земли

  1. Килиманджаро

  2. Сахара

  3. Виктория

  4. Эйр

8. Почва-это

  1. объект живой природы

  2. объект неживой природы

  3. особое природное тело

  4. результат деятельности человека.

9.Дополните. Зеленым цветом на плане местности показана ___________________________.

10. Расставьте параллели в порядке убывания их длины.

  1. 20°

  2. экватор

  3. 30°

  4. 70°

11.Выберите соответствие между материком и географическим объектом

1) Евразия А)гора Килиманджаро

2)Африка Б) река Амазонка

3)Южная Америка В)река Волга

4)Австралия Г) река Муррей.

12.Дополните. Это самый большой материк с разнообразным рельефом: высочайшими горами мира и самым глубоким озером.

13.Определите по карте какими океанами омывается Африка.

14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится слева

от вас?

15.Какое значение имело путешествие Христофора Колумба?



Ответы: 1 вариант: 1.1; 2.3; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.1; 9.А-2; Б-1; В-3; 10.4, 2, 3, 1;

11.1-Б; 2-А; 3-Г ; 12.Мировой Океан; 14. Рано утром солнце находится справа, если мы двигаемся в северном направлении; 15. Нашел морской путь в Индию.

2 вариант: 1.2; 2.2; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.3; 9.1,4,6; 10.1,3,2,4; 11.1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В;

12.шара; 13.1-А, 2-В, 3-Б; 14. Если рано утром солнце находится позади, то нужно двигаться в западном направлении; 15. Было доказано единство Мирового океана.

3 вариант:1.4; 2.1; 3.3; 4.1; 5.3; 6.3;7.2; 8.3; 9.Растительность; 10. 2,1,3,4; 11.1-В, 2-А,

3-Б, 4-Г; 12.Евразия; 13.Африка омывается Атлантическим и Индийским океанами;

14.Если рано утром солнце находится слева, то двигаться надо в южном направлении;

15.Христофор Колумб открыл Америку.





















                                           












43



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!