МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Принято на заседании педагогического совета
Зам. директора по УВР Протокол №___от «__»_____________2018 г.
___________Терехова М.Г.
«___» ____________2018 г.
Утверждаю
Директор школы __________Бородкин В. Д.
Протокол №_______от «__»________ 2018г.
Рабочая программа по предмету
« География »
7 класс
Разработала:
Терехова М.Г.
Учитель
первой квалификационной категории
Становое 2018 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Реализуется на основе следующих документов:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- Основной образовательной программы МКОУ «Становская СОШ».
- в рабочей программе учтены рекомендации пособия: Поурочные разработки по географии 7 класс. Никитина Н.А., по учебному комплекту Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов (М.: Дрофа.).
-«В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 68 часов, 2 часа в неделю учебного предмета «География материков и океанов»
Цели, задачи курса.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основные цели и задачи курса:
- создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
-воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
-по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
-изменение климатов Земли;
-оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
-основные взаимосвязи природы и человека;
Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
-особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
-особенности расового и этнического состава населения;
-особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
-основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
-применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Описывать:
-основные источники географической информации;
-географическое положение объектов (по карте);
-по схемам круговороты вещества и энергий;
-компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
-объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
· географическую информацию по картам различного содержания;
· вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и показывать:
-важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
-основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
-факторы формирования климата;
-крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
-природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание обучения
Введение – 3 час
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.
Географическая карта – величайшее творение человечества
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.
Раздел 1.
Земля – уникальная планета - 10 часов
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.
Литосфера и рельеф Земли
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Практическая работа 2. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Атмосфера и климаты Земли
Гипотезы происхождения атмосферы.
Гидросфера. Мировой океан.
Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Географическая оболочка
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Земля – планета людей
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана.
Раздел 2. Материки и океаны - 53 часов
Тема 1. Океаны-4 часа
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов.
Практическая работа №3. Сравнение двух океанов.
Тема 2. Африка
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.
Практическая работа 4. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
Практическая работа 5. Описание природных, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 3. Австралия и Океания
Австралия. ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Практическая работа№ 6.
Географическое положение Австралии.
Океания. ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 4. Южная Америка
ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры.
Практическая работа№ 7.
Описание реки Южной Америки.
Тема 5. Полярные области Земли
Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.
Тема 6. Северная Америка
ГП, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Практическая работа №8.
Природные богатства Северной Америки.
Тема 7. Евразия
ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Практическая работа №9.
Описание по картам и другим источникам сравнения одной из стран зарубежной Европы и одной из стран Азии.
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом - 2 часа
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Предварительный , текущий, итоговый .
Тестовый контроль, проверочные и практические работы, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
Практическая работа №1. Определение по картам расстояний между точками в градусах и километрах.
Практическая работа №2. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит .
Практическая работа №3. Сравнение двух океанов.
Практические работы. №4. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
Практическая работа №5. Описание природных, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Практическая работа№ 6.
Географическое положение Австралии.
Практическая работа№ 7.
Описание реки Южной Америки.
Практическая работа №8.
Природные богатства Северной Америки.
Практическая работа №9.
Описание по картам и другим источникам сравнения одной из стран зарубежной Европы и одной из стран Азии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
Введение (3 часа) |
1 | | | Что изучают в курсе географии материков и океанов | | |
2 | | | Как люди открывали и изучали Землю | |
3 | | | Карты материков и океанов Практическая работа №1. Определение по картам расстояний между точками в градусах и километрах. | |
Раздел1. Главные особенности Земли Литосфера и рельеф Земли (3 часа) |
|
4 | 13.09 | | Происхождение материков и океанов | | |
5 | 19.09 | | Рельеф Земли Практическая работа №2. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит . | |
6 | 20.09 | | Обобщение по теме «Литосфера» | |
Атмосфера и климаты Земли (3 часа) | |
7 | 26.09 | | Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха и осадков на Земле | |
8 | 27.09 | | Воздушные массы и постоянные ветры | |
9 | 03.10 | | Климатические пояса Земли | |
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы(3 часа) | |
10 | 04.10 | | Мировой океан. | | |
11 | 10.10 | | Схема поверхностных течений | |
12 | 11.10 | | Жизнь в океане | |
Географические оболочки (1 час) |
13 | 17.10 | | Природные комплексы и природная зональность. Обобщение по теме «Главные особенности Земли» | |
|
Раздел 2. Океаны и материки Океаны (5ч) | |
14 | 18.10 | | Тихий океан | |
15 | 24.10 | | Индийский океан | |
16 | 25.10 | | Атлантический океан (конференция) | |
17 | 07.11 | | Северный ледовитый океан | |
18 | 08.11 | | Обобщение по теме «Океаны» Практическая работа №3. Сравнение двух океанов. | тест |
Африка ( 10 часов) | |
19 | 14.11 | | Географическое положение. Исследование Африки .Практические работы. №4. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. | |
20 | 15.11 | | Рельеф, полезные ископаемые | |
21 | 21.11 | | Климат Африки | |
22 | 22.11 | | Внутренние воды . Реки Африки | |
23 | 28.11 | | Внутренние воды. Озера | | |
24 | 29.11 | | Природные зоны: влажные экваториальные леса | |
25 | 05.12 | | Природные зоны: пустыни. Жестколистные леса | |
26 | 06.12 | | Население | |
27 | 12.12 | | Страны Африки. Практическая работа №5. Описание природных, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. | |
28 | 13.12 | | Обобщение по теме «Африка» | |
Австралия и Океания (8 часов) | |
29 | 19.12 | | Географическое положение Австралии. История открытия Практическая работа№ 6. Географическое положение Австралии. | |
30 | 20.12 | | Рельеф и полезные ископаемые Австралии | |
31 | 26.12 | | Климат | |
32 | 27.12 | | Внутренние воды Австралии | |
33 | 10.01 | | Природные зоны Австралии. Природные комплексы | |
34 | 16.01 | | Население. Австралийский Союз. | |
35 | 17.01 | | Океания | |
36 | 23.01 | | Обобщение по теме «Австралия и Океания» | |
Южная Америка ( 9 часов) | |
37 | 24.01 | | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | |
38 | 30.01 | | Рельеф и полезные ископаемые | |
39 | 31.01 | | Климат Южной Америки | |
40 | 06.02 | | Внутренние воды Практическая работа№ 7.Описание реки Южной Америки. | |
41 | 07.02 | | Природные зоны Южной Америки | |
42 | 13.02 | | Высотная поясность в Андах | |
43 | 14.02 | | Население и страны | |
44 | 20.02 | | Страны Южной Америки | |
45 | 21.02 | | Обобщение по теме «Южная Америка» | |
Антарктида (2 часа) | |
46 | 27.02 | | Географическое положение. История открытия и исследования Антарктиды. | |
47 | 28.02 | | Природа Антарктиды | |
Северная Америка (8 часов) | |
48 | 06.03 | | Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки | |
49 | 07.03 | | Рельеф и полезные ископаемые Практическая работа №8. Природные богатства Северной Америки. | |
50 | 13.03 | | Климат Северной Америки | |
51 | 14.03 | | Внутренние воды | |
52 | 20.03 | | Природные зоны Северной Америки. Высотная поясность. Национальные парки | |
53 | 21.03 | | Население Северной Америки | |
54 | 03.04 | | Страны Северной Америки | |
55 | 04.04 | | Обобщение по теме «Северная Америка» | |
Евразия (11 ч) |
56 | 10.04 | | Географическое положение Евразии | |
57 | 11.04 | | История открытия и исследования | |
58 | 17.04 | | Рельеф и полезные ископаемые | |
59 | 18.04 | | Климат | |
60 | 24.04 | | Внутренние воды. Реки | |
61 | 25.04 | | Внутренние воды. Озера | |
62 | 02.05 | | Природные зоны | |
63 | 15.05 | | Население | |
64 | 16.05 | | Страны Европы | |
65 | 22.05 | | Страны Азии .Практическая работа №9. Описание по картам и другим источникам сравнения одной из стран зарубежной Европы и одной из стран Азии. | |
66 | 23.05 | | Обобщение темы «Евразия» | |
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом (2 ч) |
67 | 29.05 | | Географическая оболочка | |
68 | 30.05 | | Воздействие человека на природу (конференция) | |