Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боронукская средняя общеобразовательная школа» МО «Верхоянский район»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы ___________Горохова М.А. __________Стручкова А.Т. ___________ Потапова Н.А.
ГЕОГРАФИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 7 класса общеобразовательных учреждений
(к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География. Материков и океанов»)
2019 - 2020 учебный год
Составитель: Ноговицына С.В.,
учитель географии
п. Боронук, 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, а также программы. Автор программы И.В. Душина « Материки, океаны, народы и страны». Данная программа опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных школ. 6-11 классы. География.- М.: Дрофа, 2008г.
Количество часов: по программе за год — 69 часов
по учебному плану —69 часов, 2 раза в неделю
География материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль и общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Изучение географии направлено на достижение следующих основных целей:
• создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
• раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.;
• воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Применяемые технологии связаны с использованием коллективной, групповой, индивидуальной, фронтальной работой учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Проверка усвоения материала практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, творческие работы.
Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2016. – 335 с.
Атлас География материков и океанов с комплектом контурных карт 7 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010
Рабочая тетрадь
Применяемые технологии связаны с использованием коллективной, групповой, индивидуальной, фронтальной работой учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Проверка усвоения материала практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, творческие работы.
Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)
Содержание обучения
Введение – 2 час
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Географическая карта – величайшее творение человечества
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Раздел 1. Главные особенности природы Земли. (11 часов)
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.
Литосфера и рельеф Земли.
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Атмосфера и климаты Земли
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Гидросфера. Мировой океан.
Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Географическая оболочка
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Раздел 2. Материки и океаны - 46 часов
Тема 1. Океаны-3 часа
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Тема 2. Южные материки
Особенности географического положения, общие черты рельефа. Климат и внутренние воды. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.
Тема 3. Африка
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.
Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.
Практическая работа. Описание природных, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 4. Австралия и Океания
Австралия. ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Океания. ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 5. Южная Америка
ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор месс для создания охраняемых территорий.
Тема 6. Полярные области Земли
Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Северный Ледовитый океан. ГП. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Тема 7. Северная Америка
ГП, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стан Англосаксонской Америки (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Тема 8. Евразия
ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия. Испания. Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия Центральная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и др. страны.
Восточная Азия. Китай. Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом - 4 часа
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик 7 класса должен:
1. Оценивать и прогнозировать:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли в целом и на отдельных материках;
- природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные особенности природы в связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия.
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории
- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
№ пункта | Основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение ( 2 часа) |
Раздел 1. Главные особенности природы Земли ( 14 часов) |
1 | Литосфера и рельеф Земли | 2 | Основные образовательные идеи: Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света. Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек. Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли. Метапредметные умения: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. Предметные умения: Умение объяснять: географические явления и процессы в литосфере; причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс; местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса. |
2 | Атмосфера и климаты | 3 | Основные образовательные идеи: Метапредметные умения: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. Предметные умения: Умение объяснять: географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров; формирование климатических поясов; действие климатообразующих факторов. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера; местоположение климатических поясов. |
3 | Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы | 4 | Основные образовательные идеи: Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли. Мировой океан — колыбель жизни. Метапредметные умения: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. Предметные умения: Умение объяснять: географические явления и процессы в гидросфере; формирование системы поверхностных океанических течений. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение; местоположение крупнейших морских течений. |
4 | Географическая оболочка | 5 | Основные образовательные идеи: Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности Природные зоны и человек. Метапредметные умения: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. Предметные умения: Умение объяснять: явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс; местоположение природных зон. |
Раздел 2. Материки и океаны (51 час) |
5 | Океаны | 4 | Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов Предметные умения: Умение объяснять: особенности рельефа дна океанов образование течений и их влияние на природу прилегающей суши различия в природе отдельных частей каждого из океанов. Умение называть и показывать : важнейшие географические объекты каждого из океанов; ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых; природные пояса; виды хозяйственной деятельности человека; примеры антропогенных изменений природы; меры по охране вод; крупнейшие порты. |
6 | Южные материки | 2 | Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы Южных материков ; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: |
7 | Африка | 10 | Основные образовательные идеи: Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга. Африка – материк равнин. Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности. Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир. Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур. Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки; Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
8 | Австралия | 4 | Основные образовательные идеи: Самый маленький и самый засушливый материк. Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны. Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы Изменение человеком природы: завезенные растения и животные. Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы. Океания — особый островной мир. Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
9 | Океания | 1 | Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы географические особенности отдельных стран; Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
10 | Южная Америка | 8 | Основные образовательные идеи: Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями. Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши. Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны. Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
11 | Антарктида- холодное сердце | 2 | Основные образовательные идеи: Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка. Антарктида — материк без постоянного населения. Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
12 | Северные материки | 1 | Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы Северныхматериков ; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
13 | Северная Америка | 8 | Основные образовательные идеи: Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой. Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет. Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса. Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки. Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
14 | Евразия | 12 | Основные образовательные идеи: Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли. Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию. Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа. Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария. Евразия — самый заселенный материк Земли. Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная). Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. |
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом ( 4 часа) |
15 | Закономерности развития географической оболочки | 4 | Основные образовательные идеи: Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности Природные зоны и человек. Метапредметные умения: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса; местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Тип и форма урока | Основные требования к уровню подготовки обучающихся | Географические понятия | Формы контроля, измерителя | Практические работы | Оборудование | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
1 | 2 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | | | |
| ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА) | | | |
1 | Что изучает география материков и океанов | вводный | Знать: предмет изучения географии материков и океанов; части света; карты материков. Уметь: читать и анализировать географические карты. | Континент, часть света, | Фронтальный опрос, работа с контурными картами | Обозначение на контурной карте материков и океанов, частей света и крупных островов | Учебник, атласы, физическая карта мира | Р.т. с 5 №3 | 2.09 | | |
2 | Как люди открывали и изучали Землю. Карты материков и океанов | изучения нового материала | Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь: называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснить построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом. | | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Характеристика карт по плану. | Учебник, атласы, физическая карта мира | Р.т. с 7 №1,4 | 4.09 | | |
| РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (11 ЧАСОВ) | | |
| ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ЧАСА) | | |
3 | Происхождение материков и океанов | комбинированный | Знать: строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. | Пангея, Гондвана, Лавразия, Тетис, И. Кант, П. Лаплас, А. Вегенер, О. Шмидт | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем от возраста и особенностей строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов. | | На К/к отметить формы рельефа | 9.09 | | |
4 | Рельеф Земли | комбинированный | Литосферная плита, платформа, сейсмичекие пояса, щит | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Учебник, атласы, физическая карта мира, карта строения земной коры | Р.т. с18 №8,9 | 11.09 | | |
| АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ЧАСА) | | |
5 | Распределение температуры воздуха на Земле | комбинированный | Знать: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов. Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику. | Озоновый слой, парниковый эффект, изотерма | Фронтальный опрос, парный | Анализ климатических карт Анализ карты климатических поясов Земли. | Учебник, атласы, физическая карта мира, картосхема «Климатические пояса и воздушные массы» | Р.т. с 20 №5 | 16.09 | | |
6 | Распределение осадков на Земле Климатические пояса Земли | комбинированный | Воздушные массы, пассаты, западные ветры Алисов, основные, переходные | Фронтальный опрос, парный Фронтальный опрос, групповой, рабо-та с контурными картами | Р.т. с 21 №7 | 18.09 | | |
| ГИДРОСФЕРА ЗЕМЛИ (3 ЧАСА) | | |
7 | Воды Мирового океана | комбинированный | Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши. Уметь: описывать примеры воздействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений. | Водная масса | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | | Учебник, атласы, физическая карта мира | Р.т. с 24 №6 | 23.09 | | |
8 | Схема поверхностных течений. Жизнь в океане | комбинированный | Холодные и теплые течения, Гольфстрим, Куросио Планктон, нектон, бентос | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами Фронтальный опрос, индиви-дуальный | Обозначение на контурной карте течений | Р.т. с 25 №7 | 25.09 | | |
9 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | комбинированный | | | Фронтальный опрос, индиви-дуальный | | | С 55 №2,3,6 | 30.09 | | |
| ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ЧАСА) | | |
10 | Строение и свойства географической оболочки | комбинированный | Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность. Уметь: анализировать карту природных зон | Вернадский, круговорот | Фронтальный опрос, индиви-дуальный | | | Р.т. с 27 №3,4 § прочитать | 2.10 | | |
11 | Природные комплексы Природная зональность. | комбинированный | Природный комплекс, антропогенный комплекс, зональность, поясность | Фронтальный опрос, групповой, рабо-та с контурными картами | Анализ карты природных зон | Учебник, атласы, физическая карта мира, карта природных зон | § прочитать, пересказ | 7.10 | | |
12 | комбинированный | подготовиться к контр. работе С 68, ответить на вопросы №2,4,10,18 | 9.10 | | |
13 | Урок обобщения и контроля знаний по разделу «Главные особенности природы Земли» | Обобще-ние и систематизации знаний | | | Тестирование, | | | | 14.10 | | |
| НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ | 3ч | | | | | | | | | |
14 | Численность населения Земли. Народы и религии мира | Изучение нового материала | | | | | | Р.т. с 33 № 4, 8, 10, 12 | 16.10 | | |
15 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население | Комбинированный | | | | | | Р.т. с 36 №15, 16,17 | 21.10 | | |
16 | Четвертная контрольная работа | | | | | | | | 23.10 | | |
| РАЗДЕЛ II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (46 ЧАСОВ) | | |
| ОКЕАНЫ (3 ЧАСОВ) | | |
17 | Тихий океан Индийский океан | изучения нового материала | Знать: особенности природы каждого из океанов Земли, рельефа дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов. Уметь: показывать океаны и их части на карте. | Тайфуны, огненное кольцо, Марианский желоб Мадагаскар, Шри Ланка | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | | Учебник, атласы, физическая карта мира | Р.т с 40 №1,4 | 6.11 | | |
18 | Атлантический океан Северный Ледовитый океан | комбинированный | Саргассово море, Исландия Грумант, «Фрам» | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | | Р.т. с 41 № 5, 11 | 11.11 | | |
19 | Обобщение знаний по теме «Океаны» | Обобще-ние и систематизации знаний | | | Индивидуаль-ный, тестиро-вание | | | | 13.11 | | |
20 | Южные материки. Общая характеристика | изучения нового материала | | | Фронтальный опрос, выбо-рочный | | Учебник, атласы, физическая карта мира | С 106, №6,8 | 18.11 | | |
| АФРИКА (7 ЧАСОВ) | | |
21 | Географическое положение. История исследования. | комбинированный | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работ. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Ливия, Афригия, Сомали, Вавилов, Ливингстон | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. | Учебник, атласы, физическая карта мира, физическая карта Африки | Р.т. с 45, №2, 6 | 20.11 | | |
22 | Особенности форм рельефа | комбинированный | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Атлас, Килиманджаро, | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Р.т. с 46, №9, 10 | 25.11 | | |
23 | Климат. Внутренние воды | комбинированный | Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Знать: основные речные системы и озера материка. Уметь: показывать внутренние воды на карте. | Самум, климатограмма Вади, Нил, Ассуан, Конго, Замбези | Фронтальный опрос, , парный, работа с контурными картами | Чтение климатических диаграмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | Р.т. с 47 №16, 19, 25 | 27.11 | | |
24 | Природные зоны | комбинированный | Знать: особенности природных зон материка, заказники и национальные парки на территории Африки. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Саванны, окапи, цеце, алое, баобаб | Фронтальный опрос, групповой, рабо-та с контурными картами | Описание одной из природных зон по типовому плану, пользуясь картами. Обозначение на контурной карте природных зон. | | § прочитать, подготовить сообщения, р.т. 49 №27,28 | 2.12 | | |
25 | Население. Страны Северной, Западной, Центральной Африки. | комбинированный | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, главные особенности населения: быт, язык, народные промыслы, религия; современную политическую карту; черты различия между странами; крупные города. Уметь: определять на карте географическое положение страны и ее столицы, показывать на карте крупные страны и их столицы. | Арабы, береберы, пигмеи, колонии, нилоты | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Описание географического положения страны по политической карте. | Учебник, атласы, физическая карта мира, политическая карта мира | Р.т. с 51 №35, 36, 38 | 4.12 | | |
26 | Страны Восточной, Южной Африки, ЮАР. | | | | | | | Р.т. с 53 № 40 | 9.12 | | |
27 | Обобщение знаний по теме «Африка» | Обобще-ние и систематизации знаний | | | Тестирование, дифференцированный контроль | | | | 11.12 | | |
| АВСТРАЛИЯ (5 ЧАСОВ) | | |
28 | Географическое положение, история открытия. | изучения нового материала | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работ. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Тасман, Кук, большой Барьерный риф | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. | Учебник, атласы, физическая карта мира, физическая карта Австралии | Р.т. с 57 №2 | 16.12 | | |
29 | Особенности компонентов природы Австралии | комбинированный | Знать: особенности рельефа, зависимость рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Австралии. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте. | Крик, скрэб, Муррей, Эйр, утконос, эхидна. | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | Р.т. с 58 №7 | 18.12 | | |
30 | Австралийский Союз. Океания | комбинированный | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, главные особенности населения: быт, язык, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: определять на карте географическое положение Австралийского Союза и его столицы. Знать: особенности природы и населения Океании. | Аборигены, резервация | Фронтальный опрос | Описание географического положения страны по политической карте. | Учебник, атласы, физическая карта мира, политическая карта мира | Составить кроссворд «Австралия» § прочитать Р.т. с 61, №1,4 | 23.12 | | |
31 | Четвертная контрольная работа | Урок обобщения и закрепления | | | Работа с контурными картами, тестирование | | | | 25.12 | | |
| ЮЖНАЯ АМЕРИКА (8 ЧАСОВ) | | |
32 | Географическое положение. История исследования. | комбинированный | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работ. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Перешеек, А. Веспуччи | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. | Учебник, атласы, физическая карта мира, физическая карта Южной Америки | Р.т. с 62 №3 | 13.01 | | |
33 | Особенности форм рельефа | комбинированный | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Анды, Аконкагуа | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Р.т. с 64 №7 | 15.01 | | |
34 | Климат | комбинированный | Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Атакама | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Чтение климатических диаграмм. | Р.т. с 65 №11, 16 | 20.01 | | |
35 | Внутренние воды | комбинированный | Знать: основные речные системы и озера материка. Уметь: показывать внутренние воды на карте. | Амазонка, Анхель, Игуасу | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | Прочитать параграф | 22.01 | | |
36 | Природные зоны | комбинированный | Знать: особенности природных зон материка, заказники и национальные парки на территории Южной Америки. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Гевея, сейба, кебрачо, пампа, анаконда | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Описание одной из природных зон по типовому плану, пользуясь картами. Обозначение на контурной карте природных зон. | Р.т. с 67 №21-23 | 27.01 | | |
37 | Страны и народы | комбинированный | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, главные особенности населения: быт, язык, народные промыслы, религия; современную политическую карту; черты различия между странами; крупные города. Уметь: определять на карте географическое положение страны и ее столицы, показывать на карте крупные страны и их столицы. | Инки, метисы, мулаты, самбо | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Описание географического положения страны по политической карте. | Учебник, атласы, физическая карта мира, политическая карта мира | § прочитать, подготовиться к контрольной работе | 29.01 | | |
38 | Обобщение знаний по теме «Южная Америка» | Практикум | | | Работа с контурными картами, составление картосхем, графиков, диаграмм | | | Р.т. с 70 №31-32 | 3.02 | | |
39 | Контроль знаний по теме «Южная Америка» | Обобще-ние и систематизации знаний | | | Тестирование, дифференцированный контроль | | | | 5.02 | | |
| АНТАРКТИДА (3 ЧАСА) | | |
40 | Географическое положение. История исследования. | изучения нового материала | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работ. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Кук, Амундсен, Скотт | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. | Учебник, атласы, физическая карта мира, физическая карта Антарктиды | Р.т. с 73 №3 | 10.02 | | |
41 | Природа Антарктиды | комбинированный | Знать: особенности рельефа, зависимость рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Антарктиды. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте. | Эребус, пингвин, антарктический оазис и пустыня | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Р.т. с 77 №13 | 12.02 | | |
42 | Северные материки. Общая характеристика | комбинированный | | | Фронтальный опрос, выборочный | | | § прочитать | 17.02 | | |
| СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (8 ЧАСОВ) | | |
43 | Географическое положение. История исследования. | комбинированный | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работ. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Гудзон, Маккензи, Аляска | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. | Учебник, атласы, физическая карта мира, физическая карта Северной Америки | Р.т. с 78 №2,3 | 19.02 | | |
44 | Особенности форм рельефа | комбинированный | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Мак – Кинли, каньон, Аппалачи | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Р.т. с 80 №7,8 | 24.02 | | |
45 | Климат | комбинированный | Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Торнадо, смерч | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Чтение климатических диаграмм. | Р.т. с 81 №10,11 | 26.02 | | |
46 | Внутренние воды | комбинированный | Знать: основные речные системы и озера материка. Уметь: показывать внутренние воды на карте. | Миссисипи, Колорадо | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | Р.т. с. №16,17 | 2.03 | | |
47 | Природные зоны | комбинированный | Знать: особенности природных зон материка, заказники и национальные парки на территории Северной Америки. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Тундра, тайга, прерия, Йелоустонский парк | Групповой, выборочный | Описание одной из природных зон по типовому плану, пользуясь картами. Обозначение на контурной карте природных зон. | Р.т. с 83 №19,20,21 | 4.03 | | |
48 | Страны и народы | комбинированный | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, главные особенности населения: быт, язык, народные промыслы, религия; современную политическую карту; черты различия между странами; крупные города. Уметь: определять на карте географическое положение страны и ее столицы, показывать на карте крупные страны и их столицы. | | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Описание географического положения страны по политической карте. | Учебник, атласы, физическая карта мира, политическая карта мира | Р.т. с 85 №25,30 | 9.03 | | |
49 | Обобщение знаний по теме «Северная Америка» | Практикум | | | Работа с контурными картами, составление картосхем, графиков, диаграмм | | | Подготовиться к к.р. | 11.03 | | |
50 | Подготовка к впр | | | | | | | | 16.03 | | |
51 | Четвертная контрольная работа | Обобще-ние и систематизации знаний | | | Тестирование, дифференцированный контроль | | | | 18.03 | | |
| ЕВРАЗИЯ (11 ЧАСОВ) | | |
52 | Географическое положение. История исследования. | изучения нового материала | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работ. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Пржевальский, Тянь – Шанский, Иссык – Куль | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. | Учебник, атласы, физическая карта мира, физическая карта Евразии | Р.т. с 88 №2,3 | 30.03 | | |
53 | Особенности форм рельефа | комбинированный | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Гималаи, Везувий, КМА | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Р.т. с 90 №7-9 | 1.04 | | |
54 | Климат | комбинированный | Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Черапунджи, тайфуны | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Чтение климатических диаграмм. | Р.т. с 94 №21, 22 или 23 | 6.04 | | |
55 | Внутренние воды | комбинированный | Знать: основные речные системы и озера материка. Уметь: показывать внутренние воды на карте. | Байкал, Хуанхэ, Амур | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | Р.т. с 96 №28-31 | 8.04 | | |
56 | Природные зоны | комбинированный | Знать: особенности природных зон материка, заказники и национальные парки на территории Евразии. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Такла – Макан, Гоби, Тар | Фронтальный опрос, индиви-дуальный, рабо-та с контурными картами | Описание одной из природных зон по типовому плану, пользуясь картами. Обозначение на контурной карте природных зон. | Р.т. с 97 №32,34,35 | 13.04 | | |
57 | Страны и народы | комбинированный | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, главные особенности населения: быт, язык, народные промыслы, религия; современную политическую карту; черты различия между странами; крупные города. Уметь: определять на карте географическое положение страны и ее столицы, показывать на карте крупные страны и их столицы. | Тюрки, монголы, славяне, Норвегия, Швеция, Исландия | Парный, групповой | Описание географического положения страны по политической карте. | Учебник, атласы, физическая карта мира, политическая карта мира | Р.т. с 101 №40-44 | 15.04 | | |
58 | комбинированный | Италия, Турция, Монголия | 20.04 | | |
59 | комбинированный | Китай, Япония | 22.04 | | |
60 | комбинированный | Индия, Индонезия | Подготовиться к контрольной работе | 27.04 | | |
61-62 | Обобщение знаний по теме «Евразия» | Практикум | | | Работа с контурными картами, составление картосхем, графиков, диаграмм | | | Р.т. с 104 №46,47 | 29.05 4.05 | | |
63 | Контроль знаний по теме «Евразия» | Обобще-ние и систематизации знаний | | | Тестирование, дифференцированный контроль | | | Р.т. с 106 №51 | 6.05 | | |
| РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ (4) | | |
64 | Закономерности географической оболочки | изучения нового материала | Знать: этапы развития географической оболочки. Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами. | Зональность, цикличность, целостность, ритмичность | | | Учебник, схемы | Р.т. с 118 №3,4 | 11.05 | | |
65 | Взаимодействие природы и общества | комбинированный | Знать: как взаимодействуют природа и общество. Уметь: объяснять причины географической зональности. | | | | Учебник | Р.т. с 120 №9 | 13.05 | | |
66 | Изменение природы хозяйственной деятельностью человека | комбинированный | Знать: как влияет деятельность человека на природу. Уметь: объяснять значение природных богатств для человека, влияние человека на природу. | | | | Учебник, таблица | Р.т. с 123 №5-9 | 18.05 | | |
67 | Урок обобщения и повторения за вес курс «География материков и океанов» | Обобще-ния и систематизации знаний | | | Индивидуальные карточки | | | § прочитать, подготовиться к контрольной работе | 20.05 | | |
68 | Итоговая контрольная работа за курс «География материков и океанов» | Обобще-ния и систематизации знаний | | | Тестирование, дифференцированный контроль | | | | 25.05 | | |
69 | Итоговый урок по курсу | | | | | | | Задания на лето | 27.05 | | |