СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Альметьевска Республики Татарстан




«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ «СОШ № 12»

_________ /__________ /

Протокол №

от « » августа 2018г.


«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «СОШ № 12»

________ /_____________/

« » августа 2018 г.




«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ №12»

_________/ Калинина Н.А./

Приказ №

от « »сентября 2018г.












Рабочая программа

по географии для 7«А», 7«Б», 7«В» классов

Ибрагимовой Дильбар Габдулазаловны

учителя географии









«Принято»

педагогическим советом

Протокол №

от « » августа 2018 г.









г. Альметьевск

2018 г.







Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты, ученик научится

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Введение. Освоение Земли человеком

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации.

-работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом.

Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. , взаимодействие учащихся в парах и группах.

управлять своим поведением, оценивать свои действия

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

умение общаться и взаимодействовать друг с другом

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Личностные УУД:

формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.


-воспитание российской гражданской идентичности,

патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,

общемирового культурного наследия; усвоение традиционных

ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому

и духовному многообразию современного

мира;

-формирование ответственного отношения к учению,

готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору

профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

-формирование познавательной и информационной

культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной

работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

-формирование толерантности как нормы осознанного

и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и мира;

-освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации

соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении

и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций

с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

-формирование экологического сознания на основе

признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание важности семьи в жизни человека и общества,

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира,

творческой деятельности эстетической направленности

Главные закономерности природы Земли.

-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.

Население Земли. Взаимодействие природы и общества.


-различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

-использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.


приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Характеристика материков Земли.

-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптация человека к разным природным условиям.

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.





Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Раздел1Введение. Освоение Земли человеком

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Содержание и значение карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Г. Меркатора, М. Бехайма


2

Раздел 2 Главные закономерности природы Земли.



19

Тема 1. Рельеф Земли 


Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

Практическая работа:

1. Составление картосхемы «Литосферные плиты»


5

Тема 2. Атмосфера 

Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.

4

Тема 3. Мировой океан 


Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Экспедиция на корабле “Челленджер”

Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Практические работы:

1.Описание основных компонентов природы океанов Земли.

2.Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.


4

Тема 4. Геосфера 

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Практическая работа:

3. Описание природных зон Земли.


2

Раздел3.

Население Земли.

Взаимодействие природы и общества.


Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.


Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).


4

Раздел 4

Материки Земли.




46

Тема 1. Африка

Южные материки. Особенности южных материков Земли.

Африка. Географическое положение Африки и история исследования.

Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы.)

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья. Б. Диаш, Васко да Гама. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке. Н.Вавилов

Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

Практическая работа

4.Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.( на примере Африки)

5. Определение положения объектов относительно друг друга



10

Тема 2. Австралия 

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования.

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья. А. Тасман

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. Д. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).





6

Тема 3. Антарктида 

Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций)

Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.


2

Тема 4. Южная Америка 

Южная Америка. Географическое положение, история исследования.

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья. Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан, А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Н.И. Вавилов.

Особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).




8

Тема 5. Северная Америка 

Северные материки. Особенности северных материков Земли.

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет).

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, Х. Колумб, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Гудзон)

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, Г.И. Шелихов)

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (Р. Амундсен)


Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.


Практические работы:

6.Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов

7.Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.


9

Тема 6. Евразия 

Евразия. Географическое положение, история исследования материка.

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин В. Баренц, С. Дежнев)

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский Ф. Нансен, Р. Р. Пири и Ф. Кук.)

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, В.А. Обручев).

Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).



Практическая работа:

8.Описание основных компонентов природы материков Земли.

13

Повторение и обобщение.

Главные закономерности природы Земли.


1

Итого


70

































Календарно-тематическое планирование

УМК ЕМ. Домогацких, Н.И.Алексеевский, География. Материки и океаны, 7 класс, М.: Русское слово, 2017



Изучаемый раздел, тема урока

Коли чество
часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности учащихся

Планируемые сроки

Фактические сроки


Раздел 1. Введение. Освоение Земли человеком(2 часа)

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Содержание и значение карт.

1



2.09-7.09



Обсуждают особенности организации учебник. Анализируют фотографии; ставят вопросы к фото; выражают свои мысли. Работают с текстом учебника и атласом; определяют виды картографических проекций, в которых созданы карты учебника и атласы; определяют способы изображения содержания карты; анализируют географические карты по плану

2

Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Г. Меркатора, М. Бехайма

1

2.09-7.09



Выявляют изменение представлений о Земле у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях в древности и эпоху Великих географических открытий.

Раздел 2 Главные закономерности природы Земли.(19 часов)

Тема 1. Рельеф Земли (5 часов)



3

Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты

1

9.09-14.09


Изучают геохронологическую таблицу, эры, периоды и складчатости

4

Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли

1

9.09-14.09



Сравнивают очертания

древних и современных материков на картосхеме; анализируют схемы образования материковой и океанической земной коры; формулируют суть гипотезы А. Вегенера

5

Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.

1

16.09-21.09


Работают с картографической и текстовой информацией; анализируют карту

«Строение земной коры»; сопоставляют карту «Строение

земной коры» и физическую карту мира с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры; выявляют по карте закономерности размещения гор и равнин

6

Формирование современного рельефа Земли.

1

16.09-21.09


Работают с картографической и текстовой информацией; анализируют карту

«Строение земной коры»; сопоставляют карту «Строение

земной коры» и физическую карту мира с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры; выявляют по карте закономерности размещения гор и равнин

7

Влияние строения земной коры на облик Земли. Практическая работа.«Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом».

1

23.09-28.09










Анализируют схему

«Образование горных пород» и объясняют последовательность процессов; составляют схему «Виды горных пород» на основе текста параграфа; выявляют по карте «Строение

земной коры» закономерности размещения полезных ископаемых.


Тема2. Атмосфера(5 часов) 

8

Атмосфера и климаты Земли

1

23.09-28.09



9

Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах.

1

30.09-5.10


Анализируют схему

«Формирование поясов атмосферного давления» и карту

«Среднегодовое количество осадков»; сопоставляют физическую карту мира, карту «Среднегодовое количество

осадков» и картосхему «Тепловые пояса» с целью выявления самых сухих и самых влажных районов Земли, а также соответствия распределения осадков на Земле тепловым поясам и поясам атмосферного давления.

10

Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.

1

30.09-5.10


Анализируют схему

«Общая циркуляция атмосферы»; выявляют влияние постоянных ветров на климат; систематизируют знания о

господствующих ветрах в таблице

11

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.

1

07.10-12.10


Определяют роль

климатообразующих факторов в формировании климата;

сопоставляют климатическую карту мира и карту климатических поясов и областей; определяют тип климата

по совокупности признаков; планируют последовательность действий при работе с климатическими диаграммами; читают и анализируют климатические диаграммы;

наносят на контурную карту границы климатических

поясов







12

Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.







1

7.10-12.10


Определяют роль климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявляют виды современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.


Тема 3. Мировой океан (4часа)

13

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Экспедиция на корабле “Челленджер”. Географические исследования океанов в ХХв., покорение глубочайших впадин

1

14.10-19.10


Анализируют карты и текст учебника

14

Океанические течения. Система океанических течений.

1

14.10-19.10


Выявляют основные

причины образования океанических течений; анализируют схему основных поверхностных течений Мирового

океана; наносят на контурную карту основные течения

Мирового океана; составляют схему классификации течений на основе материала параграфа; находят и отбирают

информацию об океанических течениях; устанавливают

взаимосвязи Океана и атмосферы; оценивают влияние течений на климат отдельных территорий; дают характеристику одного из течений (по выбору).

15

Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан и Тихий океаны. Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности Практическая работа:

1.Описание основных компонентов природы океанов Земли

1

21.10-26.10


Выявляют характерные черты природы Тихого и Атлантического океанов, их особенности. Составляют описание основных компонентов природы любого из океанов






16

Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности Практическая работа:2.Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.







1

21.10-26.10.


Выявляют характерные черты природы и отличительные признаки Индийского и Тихого океанов. Готовят презентационные материалы об океанах на основе различных источников информации.

17

Зональность географической оболочки

1

28.10-29.10


Сравнивают приспособленность растений и животных разных природных зон к

среде обитания; высказывают мнение о причинах различия флоры и фауны на разных материках; осуществляют

планирование учебной деятельности и работу в группе

Тема 4. Геосфера (2 часа)

18

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

1

1.11-2.11


Объясняют причины

разнообразия почв на Земле; выявляют по карте основные зональные типы почв мира; сравнивают мощность гумусового горизонта почв на профиле; оценивают вклад

В. В. Докучаева в развитие науки о почвах; делают выводы о необходимости бережного отношения к почвам

19

Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность. Практическая работа:

3. Описание природных зон Земли.

1

11.11-16.11


Сравнивают приспособленность растений и животных разных природных зон к

среде обитания; высказывают мнение о причинах различия флоры и фауны на разных материках; осуществляют

планирование учебной деятельности и работу в группе

Объясняют причины

смены природных зон; сопоставляют карты природных

зон Земли и физическую

карту мира; составляют описание

природных зон по плану и карте; сравнивают природные

условия различных природных зон; приводят примеры

изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности людей

Раздел 2. Человечество на Земле.

Взаимодействие природы и общества. (4 часа)



20




Численность населения Земли. Расовый состав.







1

11.11-16.11


Определеляют крупнейшие по численности населения страны и регионы мира. Анализируют текст учебника, объясняют происхождение рас. Определяют отличительные признаки крупнейших рас. Работают с текстом и иллюстрациями параграфа; анализируют политическую карту мира;, диаграммы; планируют последовательность и способ действий при анализе иллюстративно-картографического материала; делают выводы



21

Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Практическая работа. «Составление характеристики населения мира».



1

18.11-23.11


Анализируют 1) схему «Происхождение ряда индоевропейских языков»; 2) карту «Народы и плотность населения Мира» с целью установления количества языковых семей и народов, входящих в эти семьи; 3) карту «Религии мира» с целью выявления географии основных религий мира. Практическая работа. «Составление характеристики населения мира».

22

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей, воздействие человека на природу на разных материка

1

18.11-23.11


Анализируют различные источники и ресурсы.

23

Международное сотрудничество в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе

1

25.11-30.11


Готовят материал по Международному союзу охраны природы, Международной Гидрографической организации, ЮНЕСКО и др.

Раздел 3 Характеристика материков Земли.(46 часов)


Тема 1. Африка (10 часов)

24

Южные материки. Особенности южных материков Земли. Африка. Географическое положение Африки и история исследования.

Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы.) Практическая работа. Определение положения объектов относительно друг друга(Определение географического положения Африки)

1

25.11-30.11


Устанавливают признаки, на основе которых делят Землю; устанавливают отличие материков от частей света; находят и показывают

на физической карте мира части света; приводят примеры географических и историко-культурных регионов, частей света; Определяют общие черты южных материков Земли..

Определяют географическое положение и координаты крайних точек материка;

Выявляют изменение представлений о Земле у людей в древности, систематизируют информацию о путешествиях и открытиях в древности

25

Важнейшие географические открытия и путешествия в Африке в эпоху Средневековья. Б. Диаш, Васко да Гама; в XVI–XIX вв.Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев; в XX веке Н.Вавилов.

1

2.12.-7.12


Выявляют изменение представлений о Земле у людей в эпоху Великих географических открытий. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях в древности и эпоху Великих географических открытий и в ХХ веке Определяют значение современных географических исследований для жизни общества.

26

Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.( на примере Африки)

1

2.12.-7.12


Объясняют размещение крупных форм рельефа

материка и дают их характеристику по плану; устанавливают взаимосвязи между строением земной коры,

рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Африки;


27

Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей

1

2.12.-7.12


Выявляют особенности климата,

внутренних вод, наносят на контурную карту географические объекты материка

28




Природные зоны Африки.







1

9.12.-14.12


Выявляют особенности растительного и животного мира; наносят на контурную карту географические объекты материка.

29

Население Африки, политическая карта. Особенности стран Северной Африки

1

16.12.-21.12


Объясняют особенности роста численности населения Африки на основе статистических данных; объясняют зависимость

занятий населения от природных условий и ресурсов;

строят круговую диаграмму хозяйственной занятости населения Африки; составляют описание населения материка по плану; определяют территории с самой большой и самой маленькой плотностью населения по карте «Народы и плотность населения мира». Устанавливают характерные особенности стран Северной Африки(регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).

30

Особенности стран Западной и Центральной Африки(регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

1

16.12-21.12


Планируют последовательность и способ действий; наносят маршрут путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определяют

их географические координаты; сопоставляют карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют

особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; читают климатическую диаграмму; выявляют особенности природных зон на маршруте; характеризуют

занятия населения, его проблемы; владеют устной речью, строят монологическое контекстное высказывание; обобщают информацию; участвуют в обсуждении

31

Особенности стран Восточной Африки(регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств) и Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

1

23.12-27.12


Планируют последовательность и способ действий; наносят маршрут путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определяют

их географические координаты; сопоставляют карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют

особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; читают климатическую диаграмму; выявляют особенности природных зон на маршруте; характеризуют

занятия населения, его проблемы; владеют устной речью, строят монологическое контекстное высказывание; обобщают информацию; участвуют в обсуждении

32

Обобщение и контроль знаний. Разработка проекта туристического маршрута путешествия по Африке (или разработка проекта национального парка)

1

23.12-27.12


Выполняют задания. Разрабатывают проект по этапам; организуют и планируют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; извлекают информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета) по данной теме; подготавливают и обсуждают презентацию проекта




Тема 2. Австралия(6 часов) 







33

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования Практическая работа: Описание основных компонентов природы материков Земли

1


9.01.-11.01


Определяют географическое положение и координаты крайних точек материка;

объясняют размещение крупных форм рельефа материка и давать их характеристику по плану; устанавливают взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления кар-

ты строения земной коры и физической карты Австралии;


34

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья. А. Тасман

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. Д. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.

1

13.01.-18.01


Выявляют изменение представлений о Земле у людей в эпоху Великих географических открытий. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях в древности и эпоху Великих географических открытий и в ХХ веке Определяют значение современных географических исследований для жизни общества.

35

Особенности природы материка. Эндемики.

1

13.01.- 18.01


Выявляют особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; объясняют особенности размещения природных зон; наносят на контурную карту географические объекты материка; подготавливают и обсуждают презентации об уникальных представителях растительного

и животного мира материка;






36

Австралийский Союз(географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).









1

20.01-25.01.


Находят на карте

географические объекты и

определяют их географические координаты; сопоставляют

карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; выявляют особенности природных

зон; характеризуют занятия населения;

подготавливают и обсуждают презентации о памятнике

Всемирного природного наследия — Большом Барьерном

рифе; наносят на контурную карту

географические объекты материка

37

Океания(уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).

1

20.01-25.01


Находят на карте

географические объекты и

определяют их географические координаты; сопоставляют

карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; выявляют особенности природных

зон; характеризуют занятия населения

Тема 3. Антарктида ( 2 часа)

38

Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций)

1

27.01-1.02


Определяют географическое положение, крайнюю точку Антарктиды и её координату; анализируют профиль подлёдного рельефа,

подготавливают и обсуждают презентацию

об исследовании Антарктиды

39

Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

1

27.01-1.02


Антарктиды; объясняют особенности климата материка;

Характеризуют растительный и животный мир Антарктиды; находят на физической карте моря, омывающие

Антарктиду, научные станции и страны, которым они принадлежат;

Тема 4. Южная Америка (8 часов)

40

Южная Америка. Географическое положение, история исследования.


1

3.02-8.02


Сравнивают географическое положение, строение земной коры и рельеф Южной Америки и Африки;


41

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья. Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан, А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Н.И. Вавилов.

1

3.02-8.02


Выявляют изменение представлений о Земле у людей в эпоху Великих географических открытий. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях в древности и эпоху Великих географических открытий и в ХХ веке. Определяют значение современных географических исследований для жизни общества.

42

Особенности рельефа материка.

1

10.02-15.02


Сравнивают профили рельефа Южной

Америки и Африки; сопоставляют карту строения земной

коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры Южной Америки; находят на карте и наносят на контурную карту географические объекты Южной Америки

43

Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.

1

10.02-15.02


Анализируют карту «Среднегодовое количество осадков и ветры в Южной

Америке»; составляют описание реки Амазонки по плану;












44

Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы.

1









1

17.02-22.02


анализируют схему и выявляют особенности высотной

поясности в Андах; находят на карте и наносят на контурную карту географические объекты Южной Америки

45

Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения).

1

17.02-22.02


Сравнивают карты

плотности населения и природных зон; находят на карте и наносят на контурную карту географические объекты Южной Америки, анализизируют тематические карты атласа


46

Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

1

25.02-29.02


Планируют последовательность и способ действий; наносят маршрут путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определяют

их географические координаты; сопоставляют карты: физическую, природных зон, политическую; характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; определяют тип климата по климатической

диаграмме, находят районы его распространения на других материках; выявляют особенности природных зон на

маршруте; характеризуют занятия населения, его проблемы

Тема 5. Северная Америка (9 часов)

47

Северные материки. Особенности северных материков Земли.

1

25.02-29.02


Устанавливают характерные особенности северных материков

48

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет).

1

2.03-7.03


Определяют географическое положение материка; находят на карте географические объекты, обозначают их на контурную карту; и определяют их географические координаты. Выявляют изменение представлений о Земле у людей в эпоху Великих географических открытий..

49

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, Х. Колумб, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Гудзон);

в XVI–XIX вв. (А. Макензи, Г.И. Шелихов); в XX веке (Р. Амундсен)

1

2.03.-7.03


Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях в эпоху Средневековья , Великих географических открытий и в ХХ веке. Определяют значение современных географических исследований для жизни общества

50

Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды.

1

10.03-14.03


объясняют размещение крупных форм рельефа; выявляют влияние на климат географической широты, течений, рельефа, постоянных ветров;

изучать по картам размещение крупных рек и озёр;

51

Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Практическая работа. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

1

10.03-14.03


объясняют особенности размещения природных зон на основе

сопоставления карт: физической, климатических поясов и

областей, природных зон; наносят на контурную карту

географические объекты, извлекают информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета) по данной теме; подготавливают и обсуждают презентацию проекта

52

Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

1

16.03-21.03


Характеризуют этнический состав населения материка

53

Практическая работа. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.


16.03-21.03


Планируют этапы практической работы, выбирают источники информации, изучают по картам атласа один из выбранных маршрутов путешественников Северной Америки, наносят его на контурную карту, описывают географические объекты

54

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира

1

1.04-4.04


Составляют по географическим картам и другим источникам информации характеристику США. Дают устную характеристику населения и хозяйства Канады и Мексики

55

Обобщение и контроль знаний

1

6.04-11.04


Выполняют задания

Тема 6. Евразия (13 часов)

56

Евразия. Географическое положение, история исследования материка.

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин В. Баренц, С. Дежнев)

1

6.04-11.04


Дают характеристику

географического положения Евразии; определяют координаты крайних точек материка; сравнивают географическое

положение Северной Америки и Евразии.

Выявляют изменение представлений о Земле у людей в эпоху Средневековья

57

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский Ф. Нансен, Р. Р. Пири и Ф. Кук.), в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, В.А. Обручев).

1

13.04-18.04


Выявляют изменение представлений о Земле у людей в эпоху Великих географических открытий. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях в Средневековье, в эпоху Великих географических открытий и в ХХ веке. Определяют значение современных географических исследований для жизни общества.

58

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

1

13.04-18.04


Определяют платформы, лежащие в основании Евразии; находят на физической карте и наносить на контурную карту географические

объекты; выявляют природные контрасты Евразии; объясняют особенности строения земной коры и рельефа; определяют по карте полезные ископаемые Евразии; анализируют карту «Стихийные явления на территории Евразии»

59

Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей

1

20.04-25.04


Объясняют, как рельеф влияет на климат материка; анализируют климатические карты и диаграммы; определяют по карте сезонность осадков и ветры в Евразии; сравнивают площади,

занимаемые климатическими поясами, в Евразии и Северной Америке, в Евразии и на южных материках;


60

Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.

1

20.04-25.04


Объясняют разнообразие обилие рек и озёр особенностями климата и рельефа; находят на физической карте реки и озёра материка,

наносят их на контурную карту; сравнивают географическое положение и январские температуры ряда городов; определяют районы распространения многолетней мерзлоты, современного оледенения


61

Природные зоны материка. Эндемики

1

27.04-2.05


Выявляют особенности природных зон объясняют разнообразие растительного и животного мира,

62

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).


1

27.04-2.05


Определяют географическое положение Европы; объясняют её роль в формировании современного мира; выясняют состав населения

Европы; выделяют регионы Европы; сравнивают города

различных регионов Европы; характеризуют природные условия и ресурсы; определяют по карте полезные

ископаемые Европы; наносят на контурную карту самые большие по территории европейские государства и их столицы. Наносят маршрут

путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и

определяют их географические координаты; сопоставляют

карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; читают климатическую диаграмму; выявляют особенности природных зон на маршруте;

подготавливают и обсуждают презентации о памятниках

Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Европы

63

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

1

4.05-8.05


Наносят маршрут

путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и

определяют их географические координаты; сопоставляют

карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; читают климатическую диаграмму; выявляют особенности природных зон на маршруте;

подготавливают и обсуждают презентации о памятниках

Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Европы

64

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

1

11.05-16.05


Наносят маршрут

путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и

определяют их географические координаты; сопоставляют

карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; читают климатическую диаграмму; выявляют особенности природных зон на маршруте;

подготавливают и обсуждают презентации о памятниках

Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Европы

65

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

1

18.05-23.05


Наносят маршрут путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и определяют их географические координаты; сопоставляют карты:

физическую, природных зон, политическую; характеризуют особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; наносят на контурную карту страны Персидского залива, богатые нефтью; выявляют особенности

природных зон на маршруте; подготавливают и обсуждают

презентации о памятниках Всемирного природного и культурного наследия, о столицах государств Азии

66

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).


1

18.05-23.05


Наносят маршрут

путешествия на контурную карту; находят на карте географические объекты, встречающиеся на маршруте, и

определяют их географические координаты; наносят на

контурную карту географические объекты, встречающиеся на маршруте; сопоставляют карты: физическую, природных зон, политическую; характеризуют особенности

рельефа, климата, растительного и животного мира; читают климатическую диаграмму; выявляют особенности

природных зон на маршруте; подготавливают и обсуждают презентации о памятниках Всемирного природного

и культурного наследия, о столицах государств Азии.

Составляют комплексное описание страны материка Евразия ( по выбору). Определяют географическое положение Индии; наносят на контурную карту

границы Индии, важнейшие полезные ископаемые, сто-

лицу и пограничные государства; сравнивают географическое положение Индии и Китая; сравнивают особенности

хозяйства Индии и Китая; анализируют карту «Использование земель в Индии»

67

Обобщение по теме «Евразия»

1

25.05-30.05


Выполняют задания по теме «Евразия»

68

Повторение по теме «Главные закономерности природы Земли»

1

25.05-30.05


Выполняют задания по теме «Главные закономерности природы Земли.»

69

Итоговая контрольная работа

1

27.05-31.05


Выполняют задания итоговой контрольной работы

70

Повторение и обобщение.

Главные закономерности природы Земли.


1

27.05-31.05


Выполняют практические задания по теме «Главные закономерности природы Земли»














Критерии оценки учебной деятельности обучающихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
           Исходя из поставленных целей, учитывается:

•     Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

•     Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
•     Самостоятельность ответа.
•     Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Критерии и нормы оценок за устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик: 

1.    Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 

2.    Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

3.    Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.    Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик: 

1.    Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 

2.    Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 

3.    В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 

4.    Ответ самостоятельный; 

5.    Наличие неточностей в изложении географического материала; 

6.    Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.    Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.    Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.    Понимание основных географических взаимосвязей;

10.    Знание карты и умение ей пользоваться;

11.    При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 

Оценка "3" ставится, если ученик: 

1.    Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 

2.    Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; 

3.    Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 

4.    Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 

5.    Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 

6.    Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 

7.    Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 

8.    Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 

9.    Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 

10.    Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.    Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.    Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик: 

1.    Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 

2.    Не делает выводов и обобщений. 

3.    Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 

4.    Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 

5.    При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 

6.    Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа, учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 

Критерии и нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик: 

-  выполнил работу без ошибок и недочетов; 

-  допустил не более одного недочета. 

- правильно выполнил более 90% всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 

-  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

-  или не более двух недочетов. 

- правильно выполнил более 75% всех заданий

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 

-  не более двух грубых ошибок; 

-  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 

-  или не более двух-трех негрубых ошибок; 

-  или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 

-  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 

- правильно выполнил более 60% всех заданий

Оценка "2" ставится, если ученик: 

-  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 

-  или если правильно выполнил менее половины работы. 

Примечание.  

-  Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 

-   Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. 

Критерии выставления оценок за проверочные тест

 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии и норма оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. 

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Критерии и норма оценки умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
        Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
        Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
        Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


3. Географическая номенклатура

Тема «Африка»:

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

- Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- Виктория, Танганьика, Чад;

- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания»:

- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- Муррей, Эйр;

- Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»:

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»:

- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;

- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»:

- Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

- Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботанический, Персидский заливы;

- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

-равнины ЗападноСибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.











Контрольная работа по географии

Вариант 1

1. Где земная кора имеет наибольшую толщину?

а) На Западно-Сибирской равнине;

б) В Гималаях;

в) На дне океана;

г) В Амазонской низменности.


2. Сейсмические пояса Земли образуются:

а) На границах столкновения литосферных плит;

б) На границах столкновений и разрыва литосферных плит;

в) В области с наибольшей скоростью перемещения литосферных плит.


3. Какие данные содержит климатическая карта?

а) Данные о температуре воздуха и осадках;

б) Данные об атмосферном давлении и ветрах;

в) Все ответы верны.


4. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами?

а) Изотерма;

б) Изобара;

в) Изохронна;

г) Изогипса.


5. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внутренних сил?

а) Процесс поглощения солнечной энергии Землёй;

б) Процесс движения литосферных плит;

в) Процесс внедрения мантии в земную кору;

г) Процесс сотрясения земной коры.




6. К активизированным участкам земной коры относятся:

а) Платформы;

б) Области новой складчатости (молодые горы);

в) Области древней складчатости (старые горы).


7. Если рельеф территории равнинный, то в основном находится:

а) Складчатая область;

б) Платформа.


8. Крайней северной точкой материка Африка является мыс

а) Рас-Хафун

б) Бен-Секка

в) Альмади


9. Пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези

а ) Васко да Гама

б) Давид Ливингстон

в) Н.И. Вавилов

10. Горы Атлас расположены

а) на древней платформе

б) в области новой складчатости

в) в области древней складчатости

11. Высочайшая вершина Африки

а) г. Кения

б) г. Тубкаль

в) г. Килиманджаро




12. Образование береговой пустыни Намиб связано

а) с горным рельефом на побережье

б) с влиянием Антарктиды

в) с холодным Бенгельским течением


13. Самая длинная река Африки

а) Конго

б) Нил

в) Нигер


14. Какая закономерность географической оболочки проявляется в смене природных зон от подножия к вершинам гор

а) ритмичность

б) целостность

в) широтная зональность

г) высотная поясность


15. Какие материки образовались в результате раскола древнего материка Лавразия

а) Северная Америка, Южная Америка, Африка

б) Евразия, Африка, Австралия, Антарктида

в) Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида

г) Африка, Австралия, Антарктида


16. Какая природная зона в Африке формируется в условиях преимущественно субэкваториального климата

а) экваториальные леса

б) саванна

в) пустыня

г) жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники


17. Установите соответствие

Природная зона Растения и животные

1. Экваториальные леса а) травы, баобабы, жирафы, слоны

2. Саванны б) пальмы, фикусы, лианы, гориллы

3. Пустыни в) колючие кустарники, ящерицы, змеи.

1

2

3






18. Укажите географические объекты от самого северного к самому южному

1. Новая Зеландия

2. Мадагаскар

3. Карское море

4. Желтое море

5. Аравийский полуостров

6. Балтийское море

7. Альпы

Ответ __________________________________



19. Определите координаты города Алжир, материк Африка

Ответ ________________________________________



20. Определите тип климата по описанию: Здесь преобладает пониженное атмосферное давление. Вследствие высокого положения Солнца над горизонтом здесь весь год высокие температуры воздуха. В связи с преобладанием восходящих токов в этом климате выпадает большое количество осадков в течение всего года. На каких материках представлен этот тип климата?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________










Контрольная работа по географии

Вариант 2

1. Где земная кора имеет наименьшую толщину?

а) В Кордильерах;

б) В Гималаях;

в) На дне океана;

г) В Амазонской низменности.


2. На каких картах можно обнаружить зависимость рельефа от особенностей земной коры?

а) Физической карте мира и карте «Строения земной коры»;

б) Карте «Строения земной коры» и карте природных зон;

в) Геологической карте и карте природных зон.


3. Направление ветров на климатической карте показывают:

а) Изотермы;

б) Изолинии;

в) Стрелки;

г) Изогипсы.


4. Почему Африка- самый жаркий материк?

а) Большая часть Африки расположена между тропиками;

б) Здесь расположены крупнейшие пустыни мира;

в) Африку омывает самый тёплый океан Земли- Индийский.


5. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внешних сил?

а) Процесс поглощения солнечной энергии Землёй;

б) Ветровая эрозия;

в) Процесс движения литосферных плит;

г) Процесс образования оврагов.


6. К устойчивым участкам земной коры относятся:

а) Платформы;

б) Области новой складчатости (молодые горы);

в) Области древней складчатости (старые горы).


7. Если рельеф территории горный, то в основном находится:

а) Складчатая область;

б) Платформа.


8. Крайней восточной точкой материка Африка является мыс

а) Рас-Энгела

б) Рас-Хафун

в) Игольный

9. В отличие от других материков Африка пересекается

а) южным полярным кругом

б) нулевым меридианом

в) почти посередине экватором

10. Обогнул Южную Африку, открыл морской путь в Индию

а) Васко да Гама

б) Давид Ливингстон

в) В.В. Юнкер

11. В основании большей части материка Африка лежит

а) область древнейшей складчатости

б) область новой складчатости

в) древняя платформа



12. Самая полноводная река Африки

а) Замбези

б) Конго

в) Нил


13. Самое большое по площади озеро Африки

а) Виктория

б) Чад

в) Танганьика


14. Какая закономерность географической оболочки проявляется в смене природных зон от экватора к полюсам

а) ритмичность

б) целостность

в) широтная зональность

г) высотная поясность


15. Какие материки образовались в результате раскола древнего материка Лавразия

а) Евразия, Африка

б) Африка, Южная Америка

в) Евразия, Северная Америка, Южная Америка

г) Евразия, Северная Америка

16. Какая природная зона в Африке формируется в условиях преимущественно тропического сухого климата

а) экваториальные леса

б) саванна

в) пустыня

г) жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники







17. Установите соответствие

Природная зона Растения, животные

1. Экваториальные леса а) алоэ, молочай, шакалы, гиены

2. Саванны б) пальмы, эбеновое дерево, окапи

3. Пустыни в) травы, зонтичные акации, зебры

1

2

3





18. Укажите географические объекты от самого северного к самому южному

1. Озеро Виктория

2. Водопад Виктория

3. Полуостров Сомали

4. Пустыня Калахари

5. Горы Атлас

6 . Капские горы

7. Озеро Чад

Ответ ________________________________________


19. Определите координаты города Луанда, материк Африка

Ответ ________________________________________

20. Определите тип климата по описанию: температура января -10..-15℃, температура июля +20..+25℃. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300мм. На каких материках представлен этот тип климата?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________










Эталоны ответов

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1

Б

В

2

А

А

3

В

В

4

А

А

5

А

В

6

Б

А

7

Б

А

8

Б

Б

9

Б

В

10

Б

А

11

В

В

12

В

Б

13

Б

А

14

Г

В

15

Г

В

16

Б

В

17

1б, 2а, 3в

1б, 2а, 3в

18

3674521

5731246

19

340 с.ш. 30 в.д.

90 ю.ш. 130 в.д.

20

Экваториальный. Ю. Америка, Африка, Евразия

Умеренно-континентальный.

С. Америка, Ю. Америка, Евразия.


























Скачать

© 2020, 944 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!