СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс (70 часов)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 7 класс ( 2 часа внеделю, 70 часов в год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс (70 часов)»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.


Метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Материки, океаны, народы и страны» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)


Предметные ууд:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;

- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.


  1. Содержание программы

Введение

Знания материков, океанов, их расположения на карте.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо­ванием карты.

Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест­вия, расширяющие представления европейцев о Ста­ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст­ве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Меж­дународный геофизический год, исследования Миро­вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна­родное сотрудничество в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.


Раздел I. Земля — уникальная планета


ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере.


АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.



ГИДРОСФЕРА.

Мировой океан — главная часть гидросферы. Ги­потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек­сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео­графическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.


ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра­ции населения. Основные этносы. Основные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Стра­ны мира, их группировка по различным признакам.


Раздел II. Материки и океаны

АФРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых.. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севе­ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.


АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.


ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.


АНТАРКТИДА

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен¬та. Современные исследования материка.


ОКЕАНЫ

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло­жение. Основные этапы исследования природы оке­ана. Особенности природы океана, природные богат­ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.


СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй­ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.





ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.


Раздел III. Земля — наш дом

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи­вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо­гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен­ной деятельности людей. Необходимость междуна­родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци­ональном использовании природы.







III. Тематическое планирование


п.п.

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

3

2

Земля – уникальная планета

12

Литосфера и рельеф Земли

2

Атмосфера и климаты Земли

2

Гидросфера.

3

Географическая оболочка

2

Земля – планета людей

2

3

Материки и океаны

51

Африка

9

Австралия и Океания

4

Южная Америка

6

Антарктида

3

Океаны

4

Северная Америка

7

Евразия

18

4

Земля – наш дом

4

ИТОГО

70



Календарно-тематическое планирование. География 7 класс.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Домашнее задание

Введение (3ч)




1

Что изучают в курсе географии материков и океанов.

1




2

Как люди открывали и изучали Землю.

1




3

Карты материков и океанов.

П Р № 1 «Характеристика карт по плану»

1




Раздел 1. Земля – уникальная планета (12 ч.)




Тема 1: «Литосфера и рельеф Земли»

2


4

Происхождение материков и океанов.

1




5

Особенности рельефа Земли.

1




Тема 2: «Атмосфера и климаты Земли»

2


6

Климатообразующие факторы.

1





7

Климатические пояса

П Р № 2 «Описание климатических поясов »

«Климат нашей местности»

1




Тема 3: «Гидросфера»

3


8

Роль гидросферы в жизни Земли

1




9

Мировой океан – главная часть гидросферы

1




10

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1




Тема 4: «Географическая оболочка»

2


11

Строение и свойства географической оболочки.

1




12

Закономерности географической оболочки. Географическая зональность

1




Тема 5: «Земля – планета людей»

3


13

Население Земли

1




14

Страны мира.

1




15

Контрольная работа №1 по разделу I

1




Раздел 2. Океаны и материки - 51ч.




Тема 1: «Африка»

9


16

Географическое положение. История исследования.

П Р № 3 «Географическое положение Африки»

1




17

Рельеф и полезные ископаемые Африки.

1




18

Климат Африки.
П Р № 4«Сравнение климата различных частей материка»

1




19

Внутренние воды Африки.

1




20

Природные зоны.

П Р № 5 «Характеристика природной зоны»

1




21

Население Африки.

1




22

Страны Африки.

1




23

Обобщающий урок по теме: «Африка».

1




24

Контрольная работа № 2 по теме: «Африка»

1




Тема 2: «Австралия и Океания»

4


25

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые Австралии.

П Р № 6 «Обозначение на контурной карте береговой линии»

1




26

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны

1




27

Австралия

1




28

Океания.

1




Тема 3: «Южная Америка»

6


29

Географическое положение. История открытия и исследования.

1




30

Рельефа и полезные ископаемые. П Р № 7

«Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, полезных ископаемых»

1




31

Климат. Внутренние воды.

П Р № 8 «Характеристика рек по плану, определить зависимость течения от рельефа»

1




32

Природные зоны.

1




33

Население. Страны материка.

П Р № 9 Характеристика страны по плану».

1




34

Контрольная работа № 3 по теме: ««Южная Америка».

1




Тема 4: «Антарктида»

3


35

Географическое положение. Исследования и открытие.

1




36

Природа Антарктиды.

1




37

Обобщающее повторение Южных материков.

1




Тема 1: «Океаны»

4


38

Северный Ледовитый океан.

1




39

Тихий океан

1




40

Индийский океаны.

1




41

Атлантический океан.

1




Тема 8: «Северная Америка»

7




42

Географическое положение и исследование Северной Америки.

1




43

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

П Р № 10 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа »

1




44

Климат Северной Америки. Внутренние воды.

П Р № 11 «Сравнительная характеристика климата отдельных территорий.»

1




45

Природные зоны Северной Америки.

1




46

Население и политическая карта. Канада

1




47

Соединенные Штаты Америки

1




48

Контрольная работа № 3 по теме: «Северная Америка».

1




Тема 9: «Евразия»

18


49

Географическое положение. История открытия и исследования. П Р № 12 «Обозначение на контурной карте береговой линии Евразии»

1




50

Рельеф.

1




51

Полезные ископаемые

1




52

Климатические особенности материка

1




53

Внутренние воды

1




54

Природные зоны Евразии. П Р № 13 «Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40о северной широты»

1




55

Органический мир Евразии

1




56

Население и политическая карта

1




57

Страны Северной Европы

1




58

Страны Западной Европы.

1




59

Страны Восточной Европы.

1




60

Страны Южной Европы.

1




61

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.

1




62

Страны Центральной Азии

1




63

Страны Восточной Азии. Китай. Япония.

1




64

Страны Южной и Юго-Восточной Азии.

П Р № 14 «Характеристика страны по плану».

1




65

Обобщающее повторение по теме «Евразия»

1




66

Контрольная работа № 4 по теме «Евразия».

1




Раздел 3. Земля – наш дом (4ч)


67

Взаимодействие человеческого общества и природы

1




68

Уроки жизни. Сохранить окружающую среду.

1




69

Контрольная работа №5 за весь курс

1




70

Анализ контрольной работы

1




ИТОГО

70