Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Материки, океаны, народы и страны» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные ууд:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;
- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Содержание программы
Введение
Знания материков, океанов, их расположения на карте.
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.
Раздел I. Земля — уникальная планета
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
ГИДРОСФЕРА.
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Раздел II. Материки и океаны
АФРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
АНТАРКТИДА
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен¬та. Современные исследования материка.
ОКЕАНЫ
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
ЕВРАЗИЯ
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Раздел III. Земля — наш дом
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
III. Тематическое планирование
№ п.п. | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Земля – уникальная планета | 12 |
Литосфера и рельеф Земли | 2 |
Атмосфера и климаты Земли | 2 |
Гидросфера. | 3 |
Географическая оболочка | 2 |
Земля – планета людей | 2 |
3 | Материки и океаны | 51 |
Африка | 9 |
Австралия и Океания | 4 |
Южная Америка | 6 |
Антарктида | 3 |
Океаны | 4 |
Северная Америка | 7 |
Евразия | 18 |
4 | Земля – наш дом | 4 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематическое планирование. География 7 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения | Домашнее задание |
Введение (3ч) | | | |
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | | | |
2 | Как люди открывали и изучали Землю. | 1 | | | |
3 | Карты материков и океанов. П Р № 1 «Характеристика карт по плану» | 1 | | | |
Раздел 1. Земля – уникальная планета (12 ч.) | | | |
Тема 1: «Литосфера и рельеф Земли» | 2 | |
4 | Происхождение материков и океанов. | 1 | | | |
5 | Особенности рельефа Земли. | 1 | | | |
Тема 2: «Атмосфера и климаты Земли» | 2 | |
6 | Климатообразующие факторы. | 1 | | | |
7 | Климатические пояса П Р № 2 «Описание климатических поясов » «Климат нашей местности» | 1 | | | |
Тема 3: «Гидросфера» | 3 | |
8 | Роль гидросферы в жизни Земли | 1 | | | |
9 | Мировой океан – главная часть гидросферы | 1 | | | |
10 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1 | | | |
Тема 4: «Географическая оболочка» | 2 | |
11 | Строение и свойства географической оболочки. | 1 | | | |
12 | Закономерности географической оболочки. Географическая зональность | 1 | | | |
Тема 5: «Земля – планета людей» | 3 | |
13 | Население Земли | 1 | | | |
14 | Страны мира. | 1 | | | |
15 | Контрольная работа №1 по разделу I | 1 | | | |
Раздел 2. Океаны и материки - 51ч. | | | |
Тема 1: «Африка» | 9 | |
16 | Географическое положение. История исследования. П Р № 3 «Географическое положение Африки» | 1 | | | |
17 | Рельеф и полезные ископаемые Африки. | 1 | | | |
18 | Климат Африки. П Р № 4«Сравнение климата различных частей материка» | 1 | | | |
19 | Внутренние воды Африки. | 1 | | | |
20 | Природные зоны. П Р № 5 «Характеристика природной зоны» | 1 | | | |
21 | Население Африки. | 1 | | | |
22 | Страны Африки. | 1 | | | |
23 | Обобщающий урок по теме: «Африка». | 1 | | | |
24 | Контрольная работа № 2 по теме: «Африка» | 1 | | | |
Тема 2: «Австралия и Океания» | 4 | |
25 | Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые Австралии. П Р № 6 «Обозначение на контурной карте береговой линии» | 1 | | | |
26 | Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны | 1 | | | |
27 | Австралия | 1 | | | |
28 | Океания. | 1 | | | |
Тема 3: «Южная Америка» | 6 | |
29 | Географическое положение. История открытия и исследования. | 1 | | | |
30 | Рельефа и полезные ископаемые. П Р № 7 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, полезных ископаемых» | 1 | | | |
31 | Климат. Внутренние воды. П Р № 8 «Характеристика рек по плану, определить зависимость течения от рельефа» | 1 | | | |
32 | Природные зоны. | 1 | | | |
33 | Население. Страны материка. П Р № 9 Характеристика страны по плану». | 1 | | | |
34 | Контрольная работа № 3 по теме: ««Южная Америка». | 1 | | | |
Тема 4: «Антарктида» | 3 | |
35 | Географическое положение. Исследования и открытие. | 1 | | | |
36 | Природа Антарктиды. | 1 | | | |
37 | Обобщающее повторение Южных материков. | 1 | | | |
Тема 1: «Океаны» | 4 | |
38 | Северный Ледовитый океан. | 1 | | | |
39 | Тихий океан | 1 | | | |
40 | Индийский океаны. | 1 | | | |
41 | Атлантический океан. | 1 | | | |
Тема 8: «Северная Америка» | 7 | | | |
42 | Географическое положение и исследование Северной Америки. | 1 | | | |
43 | Особенности рельефа и полезные ископаемые. П Р № 10 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа » | 1 | | | |
44 | Климат Северной Америки. Внутренние воды. П Р № 11 «Сравнительная характеристика климата отдельных территорий.» | 1 | | | |
45 | Природные зоны Северной Америки. | 1 | | | |
46 | Население и политическая карта. Канада | 1 | | | |
47 | Соединенные Штаты Америки | 1 | | | |
48 | Контрольная работа № 3 по теме: «Северная Америка». | 1 | | | |
Тема 9: «Евразия» | 18 | |
49 | Географическое положение. История открытия и исследования. П Р № 12 «Обозначение на контурной карте береговой линии Евразии» | 1 | | | |
50 | Рельеф. | 1 | | | |
51 | Полезные ископаемые | 1 | | | |
52 | Климатические особенности материка | 1 | | | |
53 | Внутренние воды | 1 | | | |
54 | Природные зоны Евразии. П Р № 13 «Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40о северной широты» | 1 | | | |
55 | Органический мир Евразии | 1 | | | |
56 | Население и политическая карта | 1 | | | |
57 | Страны Северной Европы | 1 | | | |
58 | Страны Западной Европы. | 1 | | | |
59 | Страны Восточной Европы. | 1 | | | |
60 | Страны Южной Европы. | 1 | | | |
61 | Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. | 1 | | | |
62 | Страны Центральной Азии | 1 | | | |
63 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония. | 1 | | | |
64 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии. П Р № 14 «Характеристика страны по плану». | 1 | | | |
65 | Обобщающее повторение по теме «Евразия» | 1 | | | |
66 | Контрольная работа № 4 по теме «Евразия». | 1 | | | |
Раздел 3. Земля – наш дом (4ч) | |
67 | Взаимодействие человеческого общества и природы | 1 | | | |
68 | Уроки жизни. Сохранить окружающую среду. | 1 | | | |
69 | Контрольная работа №5 за весь курс | 1 | | | |
70 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
ИТОГО | 70 | |