СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс (И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс (И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович)»

Приложение к приказу

от__________ №____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса географии

для 7 класса


на 2020-2021 учебный год


учитель:












2020 год



Рассмотрено: Согласовано:

на заседании МО Заместитель директора

___________________________ по УВР _____________

(наименование объединения )(подпись)

___________________________ ____________________

(И.О.Ф.)

Протокол от_________ №______ от_____________ 20____г.





Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс

на 2020-2021 год являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями от 22.05.2019г.


Программа ориентирована на УМК: И.В.Душина, Т.Л.Смоктунович. География. Материки, океаны, народы и страны: 7 класс.- М.: Вентана-Граф, 2017.

Согласно учебному плану школы на изучение курса географии в 7 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Курс «Материки, океаны, народы и страны» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи учебного курса:

- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации;

- создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности;

-раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;

-формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;

- усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством знакомства с историко-культурными регионами мира;

-обучать составлением комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

- способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы « научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;

- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

-на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран, формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде.


Планируемые результаты изучения учебного курса географии 7 класса

Ученик научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

Ученик получит возможность научиться:

    • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

    • объяснять особенности компонентов природы материков, раз­личия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

    • объяснять особенности расового и этнического состава населе­ния;

    • объяснять различия в условиях жизни народов, в степени за­селенности материков и отдельных стран;

    • Описывать основные источники географической информации;

    • Описывать географическое положение объектов (по карте);

    • Называть и (или) показывать важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

    • Называть и (или) показывать основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города


Содержание программы

«География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс

Раздел 1.Введение. Источники географической информации(2 часа).

Тема 1. Введение. Страноведение

Тема 2. Разнообразие источников географической информации.

Географические карты, географические описания и характеристики. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Раздел 2. Современный облик планеты Земля (5 часов)

Тема 1. Геологическая история Земли Развитие земной коры. Понятие «географическое положение».

Тема 2. Происхождение материков и впадин океанов.

Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового света. Понятие «географическое положение»; его влияние на формирование природы территории. Особенности географического положения каждого материка и океана. Практическая работа №1 «Определение географическое положение материков, океанов, частей света»

Тема 3. Географическая среда и человек

Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек.

Тема 4. Разнообразие природы Земли Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана.

Тема 5. Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля»

Раздел 3 Население Земли (5 часов)

Тема 1. Расселение людей. Численность населения Земли.Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции

Тема 2. Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.

Тема 3. Народы мира и разнообразие стран. Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население.

Тема 4. Религии мира и культурно- исторические регионы. Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.

Тема 5. Повторение и обобщение раздела «Население Земли». Практическая работа №2. Определение численности населения по карте

Раздел 4 Главные особенности природы Земли (17 ч).

Тема 1. Планетарные формы рельефа.Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков.

Тема 2. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре.

Тема 3. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей. Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.

Тема 4. Климатообразующие факторы. Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты.

Тема 5. Климатические пояса.Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов.

Тема 6. Человек и климат.Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат.Практическая работа №3«Оценивание климатических условий какого-либо материка для жизни населения»

Тема 7. Мировой океан – главная часть гидросферы.

Тема 8. Воды суши. Закономерности их питания и режима.Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота.

Тема 9. Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши

Тема 10. Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов.Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания.

Тема 11. Природные зоны субтропических поясов. Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон.

Тема 12. Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

Тема 13. Особенности природы и населения южных материков. Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон.

Тема 14. Особенности природы и населения северных материков.Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках.

Практическая работа №4.Характеристика одной из зон (по выбору)

Тема 15. Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. Географическое положение и особенности природы каждого из океанов.

Тема 16. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.

Тема 17. Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли».

Раздел 5. Материки и страны (37 ч).

Тема 1. Особенности природы Африки. Богатства природными ресурсами. Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод..Практическая работа №5. Определение географического положения материка.

Тема 2. Население и политическая карта Африки. Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы.

Тема 3. Северная Африка. Египет. Состав территории.Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта.Практическая работа № 6«Составление по картам и тексту учебника характеристики Египта».

Тема 4. Западная и Центральная Африка.Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры.

Тема 5. Восточная Африка. Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона

Тема 6. Южная Африка. Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона.

Тема 7. Особенности природы Австралии. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы. Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка.

Тема 8. Австралия. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны.

Тема 9. Океания. Типы островов по происхождению. Природные особенности.

Тема 10. Особенности природы Южной Америки. Природные ресурсы.Степень сохранения природы.

Тема 11. Население и политическая карта Южной Америки.История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы.

Тема 12. Страны Внеандийского Востока.Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население.

Тема 13. Бразилия. Аргентина.

Тема 14. Страны Андийского Запада. Общая характеристика природы и населения региона.

Тема 15. Особенности природы Антарктиды. Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.

Тема 16. Повторение и обобщение по теме «Южные материки» Практическая работа №7«Сравнение природы Южной Америки с природой Африки и Австралии».

Тема 17. Географическое положение и история исследования Северной Америки.Географическое положение. Краткая история исследования.

Тема 18. Особенности природы Северной Америки.

Тема 19. Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки.Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города.Практическая работа №8 Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка.

Тема 20. Канада.

Тема 21. Страны Средней Америки.Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности.

Тема 22. Основные черты природы Евразии. Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии.

Тема 23. Население материка

Тема 24. Страны Северной Европы. Природные богатства стран.

Тема 25. Страны Западной Европы. Великобритания. Франция.

Тема 26. Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария.

Тема 27. Страны Центральной и Восточной Европы. Природные богатства стран. Состав региона, страны в его пределах.

Тема 28. Центральная и Восточная Европа. Географическое положение каждой из стран. Природные богатства стран.Практическая работа №9. Описание одной из стран Центральной Европы

Тема 29. Южная Европа. Особенность этнического и религиозного состава населения.

Тема 30. Страны Юго-Западной Азии.

Тема 31. Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иран.

Тема 32. Южная Азия. Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии.

Тема 33. Страны Центральной Азии.

Тема 34. Страны Восточной Азии. Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая.

Тема 35. Восточная Азия. Япония.Комплексная характеристика страны.

Тема 36. Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Тема 37. Повторение и обобщение раздела «Материки и страны» Практическая работа №10. Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам.

Раздел 6. Природа Земли и человек (4 часа)

Тема 1. Природа — основа жизни людей.Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия.

Тема 2. Изменение природы человеком.Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды.

Тема 3. Роль географической науки в рациональном использовании природы.Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки.

Тема 4. Итоговый урок по разделу «Природа Земли и человек»

Практические работы

Практическая работа №1 «Определение географическое положение материков, океанов, частей света»

Практическая работа №2. Определение численности населения по карте

Практическая работа №3 «Оценивание климатических условий какого-либо материка для жизни населения»

Практическая работа №4. Характеристика одной из зон (по выбору)

Практическая работа №5. Определение географического положения материка.

Практическая работа № 6«Составление по картам и тексту учебника характеристики Египта».

Практическая работа №7«Сравнение природы Южной Америки с природой Африки и Австралии».

Практическая работа №8 Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка.

Практическая работа №9. Описание одной из стран Центральной Европы

Практическая работа №10. Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам.




Календарно-тематическое планирование по географии за 7 класс

п/п

Изучаемый раздел, тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки


Раздел 1.Введение. Источники географической информации(2 часа)

Введение. Страноведение

1



Разнообразие источников географической информации.

1



Раздел 2. Современный облик планеты Земля (5 часов)

Геологическая история Земли

1



Происхождение материков и впадин океанов.

1



Географическая среда и человек

1



Разнообразие природы Земли

1



Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля»

1



Раздел 3 Население Земли (5 часов)

1Расселение людей. Численность населения Земли.

1



Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность

1



Народы мира и разнообразие стран.

1



Религии мира и культурно- исторические регионы

1



Повторение и обобщение раздела «Население Земли»

1



Раздел 4 Главные особенности природы Земли (17 часов)

Планетарные формы рельефа

1



Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

1



Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей

1



Климатообразующие факторы

1



Климатические пояса

1



Человек и климат

1



Мировой океан – главная часть гидросферы

1



Воды суши. Закономерности их питания и режима

1



Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

1



Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов

1



Природные зоны субтропических поясов

1



Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов

1



Особенности природы и населения южных материков

1



Особенности природы и населения северных материков

1



Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

1



Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов

1



Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли».

1



Раздел 5. Материки и страны (37 часов)

Особенности природы Африки

1



Население и политическая карта Африки

1



Северная Африка. Египет

1



Западная и Центральная Африка

1



Восточная Африка

1



Южная Африка

1



Особенности природы Австралии.

1



Австралия

1



Океания

1



Особенности природы Южной Америки.

1



Население и политическая карта Южной Америки

1



Страны Внеандийского Востока

1



Бразилия. Аргентина.

1



Страны Андийского Запада.

1



Особенности природы Антарктиды

1



Повторение и обобщение по теме «Южные материки»

1



Географическое положение и история исследования Северной Америки

1



Особенности природы Северной Америки.

1



Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки.

1



Канада.

1



Страны Средней Америки.

1



Основные черты природы Евразии

1



Население материка

1



Страны Северной Европы

1



Страны Западной Европы. Великобритания. Франция.

1



Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария.

1



Страны Центральной и Восточной Европы.

1



Центральная и Восточная Европа.

1



Южная Европа

1



Страны Юго-Западной Азии

1



Юго-Западная Азия.

1



Южная Азия

1



Страны Центральной Азии.

1



Страны Восточной Азии

1



Восточная Азия. Япония.

1



Юго-Восточная Азия. Индонезия.

1



Повторение и обобщение раздела «Материки и страны»

1



Раздел 6 Природа Земли и человек( 4 часа)

Природа — основа жизни людей.

1



Изменение природы человеком

1



Роль географической науки в рациональном использовании природы

1



Итоговый урок по разделу «Природа Земли и человек»

1






























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для обучающихся:

Основная:

1) География: материки, океаны, народы и страны: 7 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений/ И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; под общ.ред. В.П.

Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2017

2) Атлас «География. Материки, океаны, народы и страны» ; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2017г

3) Контурная карта «География. Материки, океаны, народы и страны»; И. В. Душина, «Вентана- Граф», 2017г

Литература для учителя

1) География: материки, океаны, народы и страны: 7 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений/ И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; под общ.ред. В.П.

Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2017

2) Программа по Географии: 5- 9 классы./ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М.: Вентана – Граф. 2015

3) Б.В.Пятунина, О.А. Пятунин: География. 7 класс. Тесты к учебнику И.В.Душиной. ФГОС



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!