Рабочая программа курса «География России» составлена на основании примерной программы основного общего образования.
Программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Рабочая примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413
3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год
6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .
7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 8 классе —68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю (Резерв..- 5 часов распределено по темам следующим образом:
Раздел. Особенности географического положения России (9 часов).
Введение. Что изучает география России. Роль географии в решении социально-экономических и экологических проблем.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах. История исследования Кольского Севера.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
1.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.
2.Определение поясного времени для разных городов России.
Раздел. Природа России (48 ч.)
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственное районирование. Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Раздел. Население России (11 ч.)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы.
Анализ карт населения.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений. Программа: 1. География России (7-9 классы): Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»
2. Авторская программа по географии 6-10 классы / под редакцией И.В.Душиной. М.:Дрофа 2009
Количество часов: всего – 68 часа, в неделю – 2 часа, практических работ – 19, из них оценочных – 10, контрольных работ - 6, тест - 4
Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. Россия: природа, население, хозяйство «Просвещение», 2014
(Алексеев А.И. География России. Природа и население / А.И.Алексеев – М.Дрофа, 2013- резерв)
1.Географический атлас. 8 класс. –М.:Дрофа, 2014
2.Географический атлас. 8 класс – М.Просвещение, 2014
2.Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. М.:Дрофа 2014
3. Мишняева Е.Ю., Ольховая, Банников С.В. География 8 класс. Тетрадь-тренажер 2014
4. Барабанов В.В. География. 8 класс Тетрадь-экзаменатор М.Просвещение
5. Тетрадь-практикум 8 класс. М. Просвещение, 2014
6.Географический атлас 8-9 классы. М.Просвещение, 2014
1.Дронов В.П.География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс /2014 В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А.Лобжанидзе. – М.Дрофа. 2014
2. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 класс/ М.:Дрофа 2006
3.Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России 8 класс / М.:Творческий центр, 2005
4. Тематический контроль. 8 класс, 2010
5.Тесты для итогового контроля. 8-9 класс / М.:Дрофа 2013
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Практика | Формы контроля | ИКТ- поддержка ка | Планируемые результаты обучения |
1четверть |
Введение 1 час |
1 | 1 | | Что изучают в курсе география России. Структура учебника. | География – один из способов познания окружающего мира. Задачи географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой. | | Вводный урок, объяснение материала с элементами беседы | | Анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии. |
Раздел №1. Пространства России (7ч.) |
2 | 1 | | Россия на карте мира. | Доля России в населении и территории мира. Географическое положение, крайние точки территории, протяжённость. Административно – территориальное устройство. Субъекты Российской Федерации. | Работа с политической картой России, мира АТД. | Устный опрос, подготовка к зачёту по АТД. | Презентация «Россия на карте мира» | Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран |
3 | 2 | | Границы России. | Границы России сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды. | Практическая работа №1 «Географическое положение России» | Практическая работа №1 «Географическое положение России» | Презентация «Границы России» | Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации |
4 | 3 | | Россия на карте часовых поясов. | Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения. | Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» | Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» | Презентация «Россия на карте часовых поясов» | Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. Умеют определять местное, поясное, декретное время |
5 | 4 | | Формирование территории России. | Формирование территории России. Расширение Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля» | Составление таблицы по тексту | Устный опрос, составление таблицы по тексту учебника. | | Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации |
6 | 5 | | Формирование территории России. | Дальний Восток на рубеже XIX-XX веков. Завершение процесса расширения территории в XX веке. | Составление таблицы по тексту учебника. | Зачёт АТД | | Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации |
7 | 6 | | Географическое изучение территории России. | Главные задачи, которые стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий. Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России? | | Фронтальный опрос | | Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний. |
8 | 7 | | Обобщающий урок по теме «Пространства России» | Систематизация и обобщение знаний по теме «Пространства России» | | Проверочная работа по теме «Пространства России» (Тест) | | |
Природа России и человек 41час. Рельеф и недра 6 часов. |
9 | 1 | | Строение земной коры на территории России. | Геологическая история развития Земли. Геохронологическая шкала, что она отражает? | Работа с настенной картой «Тектоническое строение России» | Индивидуальный опрос | Презентация «Тектоническое строение России» | Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации |
10 | 2 | | Строение земной коры на территории России. | Что такое тектонические структуры. Как образуются горы? | | Индивидуальный опрос | | Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы |
11 | 3 | | Важнейшие особенности рельефа России? | Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины? | Работа с контурной картой | Работа с контурной картой | Презентация «Рельеф России» | Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации |
12 | 4 | | Современное развитие рельефа. | Как внутренние силы влияют на рельеф? | Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа» | Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа» | | Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы |
13 | 5 | | Современное развитие рельефа. | Роль внешних сил в формировании рельефа. | | Индивидуальный опрос | | Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека |
14 | 6 | | Использование недр. | Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добывают полезные ископаемые осадочного происхождения? | Проверочная работа (тест) | Проверочная работа (тест) | | Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды |
Климат 6 часов |
15 | 1 | | Общая характеристика климата России. | Климатические пояса на территории России. Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны? | Работа с настенной картой и атласом «Климат России» | Индивидуальный опрос у карты | | Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы |
16 | 2 | | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. | Закономерности движения воздушных масс на территории России. Влияние западного переноса воздушных масс. Что такое атмосферный фронт. Циклоны, антициклоны. | Заполнение таблицы, сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. | Работа в малых группах | Презентация «Циклоны и антициклоны» | Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления» |
17 | 3 | | Распределение температуры и осадков на территории России. | Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион России самый холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории нашей страны? | Работа с настенной картой и атласом «Климат России» | Фронтальный опрос | Презентация «Распределение температуры и осадков на территории России» | Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта |
18 | 4 | | Типы климата России. | Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Климатические области в пределах умеренного климатического пояса России? Характеристика типов климата России. | Работа с настенной картой и атласом «Климат России», характеристика климата по плану. | Фронтальный опрос. | | Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата» Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий |
2четверть |
19 | 5 | | Климат и человек. | Что такое комфортность климата? Почему важно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства? | Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов» | Индивидуальный опрос Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов» | | Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды |
20 | 6 | | Обобщающий урок по теме: «Климат» | Обобщение и систематизация знаний. | Проверочная работа (Тест) | Проверочная работа (Тест) | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета |
Тема №3. Богатство внутренних вод России 6 часов. |
21 | 1 | | Реки России. | Как распределена речная сеть по территории России? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Чем питаются и в каком режиме живут реки? Характеристика рек по плану. | Разгадывание кроссворда, работа с контурной картой. | Объяснение нового материала с элементами беседы (разгадывание кроссворда) | Презентация «Волга – великая русская река» | Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования |
22 | 2 | | Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. | Происхождение озёрных котловин. Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? | Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования» | Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования» | Презентация «Озеро Байкал» | Знают определения понятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России. |
23 | 3 | | Подземные воды. | Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников. | | Индивидуальный опрос | | Знают определения понятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России. |
24 | 4 | | Болота, многолетняя мерзлота и ледники. | Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников. Почему воду считают источником всего живого на Земле? | Работ с настенной картой «Физическая карта России», номенклатура водных ресурсов России. | Индивидуальный опрос, подготовка к тесту | | Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе |
25 | 5 | | Человек и вода. Водные ресурсы и их охрана. | Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Экологические проблемы. Охрана вод. | | Индивидуальный опрос, подготовка к тесту | | Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды |
26 | 6 | | Обобщающий урок по теме Внутренние воды России» | | Проверочная работа (тест) | Проверочная работа (тест) | | |
Тема №4. Почвы – национальное достояние страны 5 часов. |
27 | 1 | | Почвы – «особое природное тело» | Строение почв. Почему почвы «особое природное тело»? | Проверочная работа по теме «Внутренние воды России (тест) | Объяснение нового материала с элементами беседы. | Презентация «Почвы России» | Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России |
28 | 2 | | География почв России. | Какие типы почв наиболее распространены в России. Почему на севере почвенный профиль маломощный? | Составление таблицы «Почвы России», Работа с картами атласа | Индивидуальный опрос | | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия |
29 | 3 | | География почв России. | Типы почв России. Почвенная карта России. | Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России» | Индивидуальный опрос | | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия |
30 | 4 | | Почвы и урожай. | Плодородие почв. Структура почв. Как можно поддерживать плодородие почв? Агротехнические мероприятия. | Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России» | Индивидуальный опрос | | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия |
31 | 5 | | Рациональное использование и охрана почв. | Важнейшие средства охраны почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы. | Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России» | Индивидуальный опрос, подготовка к тесту | | Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях |
Тема №5. В природе всё взаимосвязано 3 часа. |
32 | 1 | | Понятие о природном территориальном комплексе. | Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. | | Объяснение нового материала с элементами беседы | | Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования |
3 четверть |
33 | 2 | | Свойства природных территориальных комплексов. | Свойства ПТК: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности. | Работа с текстом учебника. | Фронтальный опрос | | Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК |
34 | 3 | | Человек в ландшафте. | Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные – причины их возникновения и условия существования. | Заполнение таблицы «Природно – антропогенные ландшафты» | Фронтальный опрос | | Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов |
Тема №6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов |
35 | 1 | | Учение о природных зонах. | Что такое природная зона. Зональность – всеобщий закон природы. Почему природные зоны точнее было бы назвать природно – хозяйственными? | Работа с картой «Природные зоны России», характеристика природных зон по плану. | Фронтальный опрос | | Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию |
36 | 2 | | «Безмолвная» Арктика. | Природные особенности Арктики. Полярные дни и ночи. Занятия населения в Арктике. Экологические проблемы. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы | Заполнение таблицы, фронтальный опрос | Презентации «Природные зоны России – зона арктических пустынь» | Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей |
37 | 3 | | Чуткая Субарктика. | Тундра и лесотундра – северная полоса России. Особенности климата тундры и лесотундры. Вечная мерзлота. Её влияние на природу. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией | Подготовка к проектной деятельности, создание презентаций | Презентации «Природные зоны России – зона тундры» | Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности |
38 | 4 | | Таёжная зона. | Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Преобразования тайги человеком. Последствия индустриального освоения тайги. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, характеристика природных зон по плану. | Индивидуальный опрос | Презентации «Природные зоны России – зона тайги» | Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов |
39 | 5 | | Болота. | Можно ли считать болота «гиблыми» местами России. Что такое болото? Низинные и верховые болота. | | Фронтальный опрос | | Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого |
40 | 6 | | Зона смешанных широколиственных лесов. | Особенности жизни и хозяйственной деятельности в зоне смешанных широколиственно-хвойных лесов. Характеристика смешанных лесов Восточно-Европейской равнины. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы. | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России – зона смешанных лесов» | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги |
41 | 7 | | Зона смешанных широколиственных лесов. | Особенность муссонных лесов Дальнего Востока. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы. | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России – муссонные леса Дальнего Востока» | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги |
42 | 8 | | Лесостепи и степи. | Современные лесостепи и степи. Чем степи отличаются от лесостепи? Значение зоны степей. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России – лесостепи и степи» | Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства |
43 | 9 | | Полупустыни, пустыни, субтропики. | Характерные особенности природы полупустынь. Особенности природы пустынь. Природные условия полупустынь и пустынь и хозяйственная деятельность. Знакомство с субтропиками России. | Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией | Защита проектов | Презентации «Природные зоны России –пустыни и полупустыни, субтропики» | Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь |
44 | 10 | | «Многоэтажность» природы гор. Человек и горы. | Что такое высотная поясность, от чего она зависит. Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия гор отличают их от равнин? Растительность и животный мир горных районов. Хозяйственная деятельность человека в горах | Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов | Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов | Презентации «Природные зоны России» | Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность |
45 | 11 | | Обобщающий урок по теме «Природные зоны России» | | Проверочная работа по теме. | Тестирование. | Презентации «Природные зоны России» | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий России |
Тема №7 Природопользование и охрана природы 4 часа. |
46 | 1 | | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. | Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости. Что такое природопользование? | Подготовка к презентации на тему «Охраняемые территории России» | Объяснение нового материала | | Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости |
47 | 2 | | Рациональное использование природных ресурсов. | Как используются неисчерпаемые ресурсы? Использование исчерпаемых возобновимых ресурсов. Что значит рационально использовать минеральные ресурсы? | | Фронтальный опрос | | Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования, умеют показывать на карте охраняемые территории России. |
48 | 3 | | Охрана природы и охраняемые территории. | Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. | Работа с катами атласа «Охраняемые территории России» | Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации | Презентации «Заповедники и национальные парки на территории России» | Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности |
49 | 4 | | Охрана природы и охраняемые территории России. | Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы | Работа с катами атласа «Охраняемые территории России» | Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации. | | Знают примеры охраняемых территорий России, умеют их показывать на карте. Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации). |
Раздел 3. Население России 16 часов. |
Тема 8. Сколько нас - россиян? (2 часа) |
50 | 1 | | Численность населения | Изменение численности населения России. Демографические кризисы. | Работа с картой «Население России» | Объяснение нового материала | Презентация «Население России» | Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения |
51 | 2 | | Воспроизводство населения | Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Типы воспроизводства: традиционный тип воспроизводства, современный тип воспроизводства. | Таблица по тексту учебника «типы воспроизводства» | Индивидуальный опрос | | Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России |
Тема 9. Кто мы? (2 часа) |
52 | 1 | | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны. | | Индивидуальный опрос. | | Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны. |
53 | 2 | | Возрастной состав населения | Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид. | Работа с текстом учебника и половозрастными пирамидами | Индивидуальный опрос. | | Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид. |
4 четверть |
Тема 10. Зачем и куда едут люди? (3 часа) |
54 | 1 | | Миграции населения России | Влияние миграций, причины миграций, переселение и поведение людей. Чтение картограмм. Изменение направления миграций | Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241 | Индивидуальный опрос | | Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы |
55 | 2 | | Внешние миграции | Миграционный обмен с внешним миром. Миграции населения в20 веке. Причины внешних миграций. | Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241 | Индивидуальный опрос | | Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему |
56 | 3 | | Территориальная подвижность населения. | Причины территориальной подвижности населения. | | Индивидуальный опрос | | Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку |
Тема 11. Человек и труд. (1час) |
57 | 1 | | География рынка труда. | Трудовые ресурсы их роль в создании национального богатства страны. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда. | | Индивидуальный опрос | | Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем |
Тема 12. Народы и религии России (3 часа) |
58 | 1 | | Этнический состав населения России. | Представление об этническом составе населения России. Отличительные признаки этносов. Языковые семьи и группы. | Работа с картой «Население России», «Народы России» | Индивидуальный опрос. | Презентации «Народы России» | Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем |
59 | 2 | | Этническая мозаика России. | Разнообразие этнического состава населения России. География народов, и административно – территориальное деление страны. | Работа с картой «Население России», «Народы России» | Индивидуальный опрос. | Презентации «Народы России» | Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России |
60 | 3 | | Религии народов России. | Преобладающие религии России, религиозный состав населения России. | Выступление с сообщениями. | Выступление с сообщениями | Презентации «Народы России» | Выступают с сообщениями религии народов и с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации) |
Тема 13. Где и как живут люди? (5 часа) |
61 | 1 | | Плотность населения. | Карта плотности населения России, плотность населения в определённых районах России. | Вычисление плотности населения отдельных территорий. | Индивидуальный опрос | Презентации «Народы России» | Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны |
62 | 2 | | Расселение и урбанизация. | Численность городского и сельского населения России. Главная полоса расселения. Что такое урбанизация? | Работа с картой – города главной полосы расселения. | Индивидуальный опрос | Презентации «Народы России» | Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни и сельского |
63 | 3 | | Сельская Россия. | Сельская местность – это обитаемая территория вне города. Урбанизация сельской местности. | Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» | Индивидуальный опрос. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» | | Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах |
64 | 4 | | Города России. | Как росло число городов России? Функции городов. Какие районы России самые городские и самые сельские. Города миллионеры | Работа с контурной картой и настенной картой – города миллионеры России | | Презентации «Города России» | Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории |
65 | 5 | | Обобщающий урок по теме «Население России» | Обобщение и систематизация знаний. | | Фронтальный опрос, подготовка к тесту. | | Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Раздел 4. География Санкт – Петербурга и области (3часа). |
66 | 1 | | Географическое положение региона. | Особенности географического положения своей местности. Положительные и отрицательные стороны географического положения региона. | | Индивидуальный опрос. | | Определяют географическое положение Ленинградской области, крайние точки и их координаты. Перечисляют административные районы города Санкт – Петербурга. Узнают историю развития региона. |
67 | 2 | | Природные условия и ресурсы (рельеф, полезные ископаемые, климат) | Главные особенности рельефа, полезные ископаемые региона, климатические условия, агроклиматические ресурсы. | Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области» | Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области» | | Умеют характеризовать рельеф Санкт – Петербурга, объясняют происхождение терасс, образование дельты Невы, знают полезные ископаемые своего региона. Знают особенности климата своего региона, объясняют причины неустойчивой погоды в Санкт – Петербурге зимой и летом, агроклиматические условия. |
68 | 3 | | Природные условия и ресурсы (внутренние воды, почвы, природные зоны, растительный и животный мир) | Водные, почвенные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира. | Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области» | Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области» | | Знать основные речные системы региона, крупнейшие озёра, распространение почв и основных представителей растительного и животного мира Ленинградской области. Уметь показывать на карте объекты своего края, давать краткую характеристику по плану. |