СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс. Алексеев, Николина 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Амаранская средняя общеобразовательная школа»

Ромненский район Амурская область







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Разумова Анжела Андреевна

Ф.И.О.педагога


география

Название предмета


для 8 класса

класс


на 2018-2019 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «География России» составлена на основании примерной программы основного общего образования.

Программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Рабочая примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

Основные цели:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Нормативно-правовая основа рабочей программы

1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413

3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.

4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ

5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год

6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .

7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Место географии России в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 8 классе —68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю (Резерв..- 5 часов распределено по темам следующим образом:

1 час – «Особенности географического положения»

3 часа – «Природа России»

1 час – «Хозяйство России»


Тематическое планирование:


Содержательные линии

Количество часов по рабочей программе

1

Особенности географического положения России

9

2

Природа России

48

3

Население России

11

6

Итого

68


Раздел. Особенности географического положения России (9 часов).

Введение. Что изучает география России. Роль географии в решении социально-экономических и экологических проблем.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах. История исследования Кольского Севера.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

1.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

2.Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Природа России (48 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Тренировочные практические работы:

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.


Раздел. Население России (11 ч.)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.


Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений. Программа: 1. География России (7-9 классы): Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»

2. Авторская программа по географии 6-10 классы / под редакцией И.В.Душиной. М.:Дрофа 2009


Количество часов: всего – 68 часа, в неделю – 2 часа, практических работ – 19, из них оценочных – 10, контрольных работ - 6, тест - 4


Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. Россия: природа, население, хозяйство «Просвещение», 2014


(Алексеев А.И. География России. Природа и население / А.И.Алексеев – М.Дрофа, 2013- резерв)


УМК:

1.Географический атлас. 8 класс. –М.:Дрофа, 2014

2.Географический атлас. 8 класс – М.Просвещение, 2014

2.Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. М.:Дрофа 2014

3. Мишняева Е.Ю., Ольховая, Банников С.В. География 8 класс. Тетрадь-тренажер 2014

4. Барабанов В.В. География. 8 класс Тетрадь-экзаменатор М.Просвещение

5. Тетрадь-практикум 8 класс. М. Просвещение, 2014

6.Географический атлас 8-9 классы. М.Просвещение, 2014


Дополнительная литература:

1.Дронов В.П.География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс /2014 В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А.Лобжанидзе. – М.Дрофа. 2014

2. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 класс/ М.:Дрофа 2006

3.Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России 8 класс / М.:Творческий центр, 2005

4. Тематический контроль. 8 класс, 2010

5.Тесты для итогового контроля. 8-9 класс / М.:Дрофа 2013

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География», 8 класс ( 68 часов в год, 2 часа в неделю)

п/п


урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Практика

Формы контроля

ИКТ- поддержка

ка

Планируемые результаты обучения

1четверть

Введение 1 час

1

1


Что изучают в курсе география России. Структура учебника.

География – один из способов познания окружающего мира. Задачи географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой.


Вводный урок, объяснение материала с элементами беседы



Анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии.

Раздел №1. Пространства России (7ч.)


2

1


Россия на карте мира.


Доля России в населении и территории мира. Географическое положение, крайние точки территории, протяжённость. Административно – территориальное устройство. Субъекты Российской Федерации.

Работа с политической картой России, мира АТД.

Устный опрос, подготовка к зачёту по АТД.

Презентация «Россия на карте мира»

Понимают уникаль­ность и знают специфи­ку географического по­ложения Российской Федерации. Сравнивают географическое положе­ние России и других стран

3

2


Границы России.

Границы России сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды.

Практическая работа №1 «Географическое положение России»

Практическая работа №1 «Географическое положение России»

Презентация «Границы России»

Знают особенности гра­ниц России. Составля­ют краткую географиче­скую характеристику территории на основе разнообразных источни­ков географической ин­формации

4

3


Россия на карте часовых поясов.

Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени»

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени»

Презентация «Россия на карте часовых поясов»

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. Умеют опреде­лять местное, поясное, декретное время

5

4


Формирование территории России.

Формирование территории России. Расширение Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля»

Составление таблицы по тексту

Устный опрос, составление таблицы по тексту учебника.


Знают историю осво­ения государственной территории России, име­на исследователей. Уме­ют находить и анализи­ровать различные источ­ники информации

6

5


Формирование территории России.

Дальний Восток на рубеже XIX-XX веков. Завершение процесса расширения территории в XX веке.

Составление таблицы по тексту учебника.

Зачёт АТД


Знают историю осво­ения государственной территории России, име­на исследователей. Уме­ют находить и анализи­ровать различные источ­ники информации

7

6


Географическое изучение территории России.

Главные задачи, которые стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий. Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России?


Фронтальный опрос


Понимают и объясняют задачи географии в раз­ные исторические пе­риоды; используют раз­личные источники гео­графических знаний.

8

7


Обобщающий урок по теме «Пространства России»

Систематизация и обобщение знаний по теме «Пространства России»


Проверочная работа по теме «Пространства России» (Тест)



Природа России и человек 41час. Рельеф и недра 6 часов.

9

1


Строение земной коры на территории России.

Геологическая история развития Земли. Геохронологическая шкала, что она отражает?

Работа с настенной картой «Тектоническое строение России»

Индивидуальный опрос

Презентация «Тектоническое строение России»

Знают особенности гео­логического строения территории России, тек­тонические структуры, области современного горообразования; чита­ют геологическую кар­ту, сопоставляют текто­ническую и физическую карты, анализируют раз­личные источники ин­формации

10

2


Строение земной коры на территории России.

Что такое тектонические структуры. Как образуются горы?


Индивидуальный опрос


Объясняют понятия: «платформа», «складча­тый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понима­ют взаимосвязь основ­ных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тек­сты, решают проблем­ные вопросы

11

3


Важнейшие особенности рельефа России?

Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины?

Работа с контурной картой

Работа с контурной картой

Презентация «Рельеф России»

Знают особенности гео­логического строения территории России, тек­тонические структуры, области современного горообразования; чита­ют геологическую кар­ту, сопоставляют текто­ническую и физическую карты, анализируют раз­личные источники ин­формации

12

4


Современное развитие рельефа.

Как внутренние силы влияют на рельеф?

Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа»

Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа»


Объясняют понятия: «платформа», «складча­тый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понима­ют взаимосвязь основ­ных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тек­сты, решают проблем­ные вопросы

13

5


Современное развитие рельефа.

Роль внешних сил в формировании рельефа.


Индивидуальный опрос


Знают основные рельефо­образующие процессы, объясняют понятие «по­кровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладаю­щем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека

14

6


Использование недр.

Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добывают полезные ископаемые осадочного происхождения?

Проверочная работа (тест)

Проверочная работа (тест)


Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «от­крытая разработка», «террикон», «рекульти­вация», приводят приме­ры использования и ох­раны минеральных ре­сурсов, адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

Климат 6 часов

15

1


Общая характеристика климата России.

Климатические пояса на территории России. Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны?

Работа с настенной картой и атласом «Климат России»

Индивидуальный опрос у карты


Знают факторы, опреде­ляющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверх­ность», «тепловое излу­чение Земли». Приводят примеры влияния клима­та на различные компо­ненты природы

16

2


Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Закономерности движения воздушных масс на территории России. Влияние западного переноса воздушных масс. Что такое атмосферный фронт. Циклоны, антициклоны.

Заполнение таблицы, сравнительная характеристика циклонов и антициклонов.

Работа в малых группах

Презентация «Циклоны и антициклоны»

Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания поня­тия: «воздушные массы», «области постоянного давления»

17

3


Распределение температуры и осадков на территории России.

Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион России самый холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории нашей страны?

Работа с настенной картой и атласом «Климат России»

Фронтальный опрос

Презентация «Распределение температуры и осадков на территории России»

Применяют в процессе учебного познания поня­тия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антицикло­нов. Прогнозируют по­году в связи с приближе­нием атмосферного фронта

18

4


Типы климата России.

Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Климатические области в пределах умеренного климатического пояса России? Характеристика типов климата России.

Работа с настенной картой и атласом «Климат России», характеристика климата по плану.

Фронтальный опрос.


Объясняют закономер­ности распределения тепла и влаги на терри­тории страны и понятия: «температурная анома­лия», «континентальность климата» Выделяют, описывают и объясняют разнообра­зие типов климатов на территории страны. Анализируют климато­граммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий

2четверть

19

5


Климат и человек.

Что такое комфортность климата? Почему важно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?

Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов»

Индивидуальный опрос Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов»


Составляют краткую географическую характе­ристику климата на осно­ве разнообразных источ­ников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

20

6


Обобщающий урок по теме: «Климат»

Обобщение и систематизация знаний.

Проверочная работа (Тест)

Проверочная работа (Тест)


Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тема №3. Богатство внутренних вод России 6 часов.

21

1


Реки России.

Как распределена речная сеть по территории России? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Чем питаются и в каком режиме живут реки? Характеристика рек по плану.

Разгадывание кроссворда, работа с контурной картой.

Объяснение нового материала с элементами беседы (разгадывание кроссворда)

Презентация «Волга – великая русская река»

Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, пи­тание и режим реки. Определяют их зависи­мость от рельефа и кли­мата. Знают и показы­вают крупные реки бас­сейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют воз­можности ее хозяйствен­ного использования

22

2


Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Происхождение озёрных котловин. Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми?

Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»

Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»

Презентация «Озеро Байкал»

Знают определения по­нятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможно­сти хозяйственного ис­пользования внутренних вод России.

23

3


Подземные воды.

Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников.


Индивидуальный опрос


Знают определения по­нятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможно­сти хозяйственного ис­пользования внутренних вод России.

24

4


Болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников. Почему воду считают источником всего живого на Земле?

Работ с настенной картой «Физическая карта России», номенклатура водных ресурсов России.

Индивидуальный опрос, подготовка к тесту


Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, грани­цы максимального по­кровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе

25

5


Человек и вода. Водные ресурсы и их охрана.

Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Экологические проблемы. Охрана вод.


Индивидуальный опрос, подготовка к тесту


Находят в разных ис­точниках и анализируют информацию, необходи­мую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ре­сурсов, адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

26

6


Обобщающий урок по теме Внутренние воды России»


Проверочная работа (тест)

Проверочная работа (тест)



Тема №4. Почвы – национальное достояние страны 5 часов.

27

1


Почвы – «особое природное тело»

Строение почв. Почему почвы «особое природное тело»?

Проверочная работа по теме «Внутренние воды России (тест)

Объяснение нового материала с элементами беседы.

Презентация «Почвы России»

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Ха­рактеризуют основ­ные типы почв России

28

2


География почв России.

Какие типы почв наиболее распространены в России. Почему на севере почвенный профиль маломощный?

Составление таблицы «Почвы России», Работа с картами атласа

Индивидуальный опрос


Характеризуют меха­нический состав и струк­туру почв, мероприя­тия по поддержанию их плодородия

29

3


География почв России.

Типы почв России. Почвенная карта России.

Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»

Индивидуальный опрос


Характеризуют меха­нический состав и струк­туру почв, мероприя­тия по поддержанию их плодородия

30

4


Почвы и урожай.

Плодородие почв. Структура почв. Как можно поддерживать плодородие почв? Агротехнические мероприятия.

Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»

Индивидуальный опрос


Характеризуют меха­нический состав и струк­туру почв, мероприя­тия по поддержанию их плодородия

31

5


Рациональное использование и охрана почв.

Важнейшие средства охраны почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы.

Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»

Индивидуальный опрос, подготовка к тесту


Знают важнейшие сред­ства охраны почв. Приводят примеры ра­ционального использо­вания и охраны почвен­ных ресурсов, районов, нуждающихся в ком­плексных мелиоратив­ных мероприятиях

Тема №5. В природе всё взаимосвязано 3 часа.

32

1


Понятие о природном территориальном комплексе.

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России.


Объяснение нового материала с элементами беседы


Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирова­ния. Объясняют значе­ние физико-географи­ческого районирования

3 четверть

33

2


Свойства природных территориальных комплексов.

Свойства ПТК: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Работа с текстом учебника.

Фронтальный опрос


Объясняют свойства природных территори­альных комплексов: це­лостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК

34

3


Человек в ландшафте.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные – причины их возникновения и условия существования.

Заполнение таблицы «Природно – антропогенные ландшафты»

Фронтальный опрос


Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйствен­ный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры по­ложительного и отрица­тельного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов

Тема №6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов

35

1


Учение о природных зонах.

Что такое природная зона. Зональность – всеобщий закон природы. Почему природные зоны точнее было бы назвать природно – хозяйственными?

Работа с картой «Природные зоны России», характеристика природных зон по плану.

Фронтальный опрос


Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйст­венные, приводят при­меры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздей­ствию

36

2


«Безмолвная» Арктика.

Природные особенности Арктики. Полярные дни и ночи. Занятия населения в Арктике. Экологические проблемы.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы

Заполнение таблицы, фронтальный опрос

Презентации «Природные зоны России – зона арктических пустынь»

Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повы­шенный интерес к терри­тории, где практически нет постоянных жителей

37

3


Чуткая Субарктика.

Тундра и лесотундра – северная полоса России. Особенности климата тундры и лесотундры. Вечная мерзлота. Её влияние на природу. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией

Подготовка к проектной деятельности, создание презентаций

Презентации «Природные зоны России – зона тундры»

Показывают на карте природные объекты, на­зывают коренные наро­ды тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятель­ности

38

4


Таёжная зона.

Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Преобразования тайги человеком. Последствия индустриального освоения тайги.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, характеристика природных зон по плану.

Индивидуальный опрос

Презентации «Природные зоны России – зона тайги»

Знают отличительные природные условия тай­ги, видовой состав рас­тительного и животного мира. Объясняют при­чины изменения таеж­ных ландшафтов

39

5


Болота.

Можно ли считать болота «гиблыми» местами России. Что такое болото? Низинные и верховые болота.


Фронтальный опрос


Объясняют причины образования болот, опре­деляют закономерности их распространения и значение, прогнозиру­ют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого

40

6


Зона смешанных широколиственных лесов.

Особенности жизни и хозяйственной деятельности в зоне смешанных широколиственно-хвойных лесов. Характеристика смешанных лесов Восточно-Европейской равнины.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы.

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России – зона смешанных лесов»

Составляют краткую географическую харак­теристику разных терри­торий, сравнивают при­родные условия и про­блемы освоения евро­пейской зоны смешан­ных лесов и уссурийской тайги

41

7


Зона смешанных широколиственных лесов.

Особенность муссонных лесов Дальнего Востока.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы.

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России – муссонные леса Дальнего Востока»

Составляют краткую географическую харак­теристику разных терри­торий, сравнивают при­родные условия и про­блемы освоения евро­пейской зоны смешан­ных лесов и уссурийской тайги

42

8


Лесостепи и степи.

Современные лесостепи и степи. Чем степи отличаются от лесостепи? Значение зоны степей.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России – лесостепи и степи»

Характеризуют лесостепные и степные при­родные комплексы. Объясняют причины господства антропоген­ных ландшафтов, значе­ние степной зоны для народного хозяйства

43

9


Полупустыни, пустыни, субтропики.

Характерные особенности природы полупустынь. Особенности природы пустынь. Природные условия полупустынь и пустынь и хозяйственная деятельность. Знакомство с субтропиками России.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России –пустыни и полупустыни, субтропики»

Описывают природу субтропиков полупус­тынь и пустынь. Знают ограничивающие факто­ры хозяйственного ос­воения пустынь

44

10


«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы.

Что такое высотная поясность, от чего она зависит. Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия гор отличают их от равнин? Растительность и животный мир горных районов. Хозяйственная деятельность человека в горах

Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов

Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов

Презентации «Природные зоны России»

Описывают особенности природы гор, показыва­ют горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Вос­тока. Приводят приме­ры, доказывающие влия­ние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность

45

11


Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»


Проверочная работа по теме.

Тестирование.

Презентации «Природные зоны России»

Составляют краткую географическую харак­теристику разных терри­торий России

Тема №7 Природопользование и охрана природы 4 часа.

46

1


Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости. Что такое природопользование?

Подготовка к презентации на тему «Охраняемые территории России»

Объяснение нового материала


Знают определения по­нятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресур­сы по их исчерпаемости

47

2


Рациональное использование природных ресурсов.

Как используются неисчерпаемые ресурсы? Использование исчерпаемых возобновимых ресурсов. Что значит рационально использовать минеральные ресурсы?


Фронтальный опрос


Прогнозируют возмож­ные изменения природы в случаях рационального и нерационального при­родопользования, умеют показывать на карте охраняемые территории России.

48

3


Охрана природы и охраняемые территории.

Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Работа с катами атласа «Охраняемые территории России»

Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации

Презентации «Заповедники и национальные парки на территории России»

Решают проблемные вопросы, устанавлива­ют причинно-следствен­ные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

49

4


Охрана природы и охраняемые территории России.

Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы

Работа с катами атласа «Охраняемые территории России»

Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации.


Знают примеры охраняемых территорий России, умеют их показывать на карте. Выступают с со­общениями об охра­няемых террито­риях (пре­зентации).

Раздел 3. Население России 16 часов.

Тема 8. Сколько нас - россиян? (2 часа)

50

1


Численность населения

Изменение численности населения России. Демографические кризисы.

Работа с картой «Население России»

Объяснение нового материала

Презентация «Население России»

Объясняют понятия демография, естествен­ное движение, демогра­фический кризис. Уме­ют читать график изме­нения численности насе­ления

51

2


Воспроизводство населения

Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Типы воспроизводства: традиционный тип воспроизводства, современный тип воспроизводства.

Таблица по тексту учебника «типы воспроизводства»

Индивидуальный опрос


Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения насе­ления, прогнозируют изменение численности населения России

Тема 9. Кто мы? (2 часа)

52

1


Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны.


Индивидуальный опрос.


Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны.

53

2


Возрастной состав населения

Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид.

Работа с текстом учебника и половозрастными пирамидами

Индивидуальный опрос.


Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид.

4 четверть

Тема 10. Зачем и куда едут люди? (3 часа)

54

1


Миграции населения России

Влияние миграций, причины миграций, переселение и поведение людей. Чтение картограмм. Изменение направления миграций

Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241

Индивидуальный опрос


Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы

55

2


Внешние миграции

Миграционный обмен с внешним миром. Миграции населения в20 веке. Причины внешних миграций.

Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241

Индивидуальный опрос


Приводят примеры эко­номических и политиче­ских миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему

56

3


Территориальная подвижность населения.

Причины территориальной подвижности населения.


Индивидуальный опрос


Называют причины территориальной подвижности населения и фак­торы ее повышения. Составляют краткую географическую зари­совку

Тема 11. Человек и труд. (1час)

57

1


География рынка труда.

Трудовые ресурсы их роль в создании национального богатства страны. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда.


Индивидуальный опрос


Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем

Тема 12. Народы и религии России (3 часа)

58

1


Этнический состав населения России.

Представление об этническом составе населения России. Отличительные признаки этносов. Языковые семьи и группы.

Работа с картой «Население России», «Народы России»

Индивидуальный опрос.

Презентации «Народы России»

Объясняют понятия: этнос, этнография, само­сознание, межнацио­нальные конфликты. Приводят примеры эт­нических проблем

59

2


Этническая мозаика России.

Разнообразие этнического состава населения России. География народов, и административно – территориальное деление страны.

Работа с картой «Население России», «Народы России»

Индивидуальный опрос.

Презентации «Народы России»

Объясняют понятия: языковая семья, авто­номный округ, титуль­ные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России

60

3


Религии народов России.

Преобладающие религии России, религиозный состав населения России.

Выступление с сообщениями.

Выступление с сообщениями

Презентации «Народы России»

Выступают с со­общениями религии народов и с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (пре­зентации)

Тема 13. Где и как живут люди? (5 часа)

61

1


Плотность населения.

Карта плотности населения России, плотность населения в определённых районах России.

Вычисление плотности населения отдельных территорий.

Индивидуальный опрос

Презентации «Народы России»

Объясняют понятия: средняя плотность насе­ления, комфортные рай­оны проживания, рек­реационная территория. Показывают на карте главную полосу расселе­ния. Объясняют разли­чия в плотности населе­ния отдельных террито­рий страны

62

2


Расселение и урбанизация.

Численность городского и сельского населения России. Главная полоса расселения. Что такое урбанизация?

Работа с картой – города главной полосы расселения.

Индивидуальный опрос

Презентации «Народы России»

Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни и сельского

63

3


Сельская Россия.

Сельская местность – это обитаемая территория вне города. Урбанизация сельской местности.

Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России»

Индивидуальный опрос. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России»


Описывают условия и образ жизни людей в различных типах посе­лений. Объясняют влия­ние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

64

4


Города России.

Как росло число городов России? Функции городов. Какие районы России самые городские и самые сельские. Города миллионеры

Работа с контурной картой и настенной картой – города миллионеры России


Презентации «Города России»

Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории

65

5


Обобщающий урок по теме «Население России»

Обобщение и систематизация знаний.


Фронтальный опрос, подготовка к тесту.


Используют приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности

Раздел 4. География Санкт – Петербурга и области (3часа).

66

1


Географическое положение региона.

Особенности географического положения своей местности. Положительные и отрицательные стороны географического положения региона.


Индивидуальный опрос.


Определяют географическое положение Ленинградской области, крайние точки и их координаты. Перечисляют административные районы города Санкт – Петербурга. Узнают историю развития региона.

67

2


Природные условия и ресурсы (рельеф, полезные ископаемые, климат)

Главные особенности рельефа, полезные ископаемые региона, климатические условия, агроклиматические ресурсы.

Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области»

Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области»


Умеют характеризовать рельеф Санкт – Петербурга, объясняют происхождение терасс, образование дельты Невы, знают полезные ископаемые своего региона. Знают особенности климата своего региона, объясняют причины неустойчивой погоды в Санкт – Петербурге зимой и летом, агроклиматические условия.

68

3


Природные условия и ресурсы (внутренние воды, почвы, природные зоны, растительный и животный мир)

Водные, почвенные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира.

Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области»

Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области»


Знать основные речные системы региона, крупнейшие озёра, распространение почв и основных представителей растительного и животного мира Ленинградской области. Уметь показывать на карте объекты своего края, давать краткую характеристику по плану.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!