СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику География России. Природа И.И. Бариновой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

___________Волгина Н.И.

«27» августа 2019 г.

«Принято»

Протокол педагогического совета

10

«29»августа 2019

«Утверждено»

Директор МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

_____________Ланина Е.Н.

Приказ № 35

от «29» августа 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «География»

8 класс

Основное общее образование

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год




Составитель: учитель географии Долгов В.В., учитель высшей категории







Баюновские Ключи

2019


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО) (принят приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010г.)(с изменениями от 31 декабря 2015 года Приказ №1577)

  • Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказа Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" 

  • Программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин

  • Учебного плана МБОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год

  • Календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год.

  • Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Баюновоключевская СОШ» (утверждено директором школы, приказ №35 от 29.08.2017)


Общая характеристика учебного предмета.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической линии», выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников.

Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Общая характеристика курса «География России. Природа. 8 класс»

Изучение курса географии в 8 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении географии в 5 — 7 классах. Курс «География России» (8 — 9 классы) завершает изучение географии в основ-ной школе, поэтому ему принадлежит особая роль в формировании у учащихся комплексного мышления и целостного восприятия территории, понимания проблем взаимодействия человека и природы.

Цели обучения:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • формирование эмоционально- и нравственно ценностного отношения к миру;

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства России;

  • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам;

  • формирование личности, ответственно относящейся к природе своей страны.

Задачи обучения:

  • формирование географического образа своей страны как территории с уникальными природными условиями и ресурсами;

  • формирование представления о природе России как целостного географического региона и одновременно части глобального пространства; формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде;

  • развитие исследовательских умений и навыков;

  • развитие умения использовать географическую информацию в повседневной жизни.


Место курса географии в учебном плане ОУ.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. На изучение географии в 8 классе 68 часов (2ч в неделю).

Место предмета в учебном плане

На изучение географии в 8 классе отводится 68 ч, т. е. 2 ч в неделю. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса. Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифферен-циации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, мини-мум которых определен в программе.

Технологии

При преподавании курса географии в 8 классе планируется использование следующих педагогических технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно ориентированных, коммуникативно-диалоговой деятельности, интеграционных, развития исследовательских навыков, проектной деятельности, опережающего обучения, продуктивного чтения, развития навыков контроля и самоконтроля и др.

Формы контроля

Входной, промежуточный и итоговый контроль в форме контрольных (диагностических) работ. Текущий контроль — в форме тестов, устного опроса, практических работ, работы с контурными картами.

Изменения в программе: В связи с Годовым календарным графиком, расписанием МБОУ «Б.Ключевская СОШ» на 2019-2020 учебный год и в целях полного прохождения программы объединены уроки 63-64, 65-66, 67-68.


Планируемые результатам обучения. Сформированность личностных, метапредметных и предметных учебных действий

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценности здорового образа жизни;

  • понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные ХУД.

  • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

  • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки;

  • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

  • оценивать работу одноклассников;

  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

  • критично относиться к своему мнению.
    Познавательные УУД:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • устанавливать причинно-следственные связи;
    определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • решать проблемные задачи;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Учащийся должен уметь:

  • называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

  • определять географическое положение России;

  • показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

  • определять поясное время;

  • называть и показывать крупные равнины и горы;

  • выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

  • показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

  • объяснять закономерности их размещения;

  • приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

  • делать описания отдельных форм рельефа по картам;

  • называть факторы, влияющие на формирование климата России;

  • определять характерные особенности климата России;

  • иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

  • давать описания климата отдельных территорий;

  • с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

  • приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

  • называть и показывать крупнейшие реки, озера;

  • используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

  • оценивать водные ресурсы;

  • называть факторы почвообразования;

  • используя карту, называть типы почв и их свойства;

  • объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

  • объяснять видовое разнообразие животного мира;

  • называть меры по охране растений и животных;

  • показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

  • приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

  • объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

  • показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

  • приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

  • показывать на карте крупные природные районы России;

  • называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

  • давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

  • отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

  • оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

  • выделять экологические проблемы природных регионов;

  • объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

  • объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

  • объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА:

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • описывать погоду своей местности;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи

Ученик получит возможность научиться:

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

Содержание курса обучения

В процессе изучения предмета «География» в 8 классе учащиеся осваивают следующие основные знания и выполняют практические работы.

Что изучает география России

Что изучает физическая география России. Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом.

Наша Родина на карте мира

Географическое положение России. Россия — крупнейшее по площади государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Географическое положение своего региона.

Моря, омывающие берега России. Какие моря омывают территорию России? Физико-географическая характеристика морей, омывающих территорию России. Северный морской путь. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Поясное время. Линия перемены дат. Часовые пояса (зоны) на территории России. Исчисление времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Освоение Западной Сибири. Географические открытия русских в XVI — начале XVII в. Вклад М.В. Ломоносова в развитие географии. Открытия Нового времени (середина XVII — XVIII вв.). Открытия XVIII в. Исследования XIX — ХХ вв. Роль Русского географического общества в изучении территории России.

Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа. Субъекты Федерации.

Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России».

Практическая работа № 2 «Определение поясного времени в различных пунктах России».

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

Особенности рельефа России. Рельеф и его влияние на компоненты природы. Крупные формы рельефа России и их размещение. Преобладающие формы рельефа в своей местности.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Зависимость размещения крупных форм рельефа от строения литосферы. Науки, изучающие литосферу. Геохронологическая таблица. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Крупные бассейны и месторождения. Минерально-сырьевая база России. Минеральные ресурсы своего региона. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Рельефообразующие процессы. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».

Климат и климатические ресурсы

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс: атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Коэффициент увлажнения. Испаряемость.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Климат своей местности.

Практическая работа № 4 «Определение по кар-там закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России».

Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

Внутренние воды и водные ресурсы

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа: падение и уклон реки. Влияние климата на реки: половодье, межень, паводок. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Практическое использование болот. Важность сохранения водно-болотных угодий. Подземные воды. Охрана подземных вод. Ледники. Влияние ледников на природу. Многолетняя мерзлота: причины образования и границы распространения в России. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Почвы и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв России. Почвы своей местности.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего следует охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы своей местности.

Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в природе и в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир своей местности.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия и природные ресурсы России. Особенности размещения природных ресурсов.

Практическая работа № 7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

Практическая работа № 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».

РАЗДЕЛ П. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ| РОССИИ

Природное районирование

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Природные комплексы разных уровней. Физико-географическое районирование России. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей страны.

Разнообразие лесов России. Характеристика лесных зон. Роль лесов в жизни человека. Необходимость охраны лесов.

Безлесные зоны на юге России. Степи. Полупустыни и пустыни. Хозяйственное использование безлесных зон.

Высотная поясность. Влияние гор на компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость числа высотных поясов от географического положения и высоты гор.

Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

Практическая работа № 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».

Природа регионов России

Восточно-Европейская (Русская) равнина. История освоения. Особенности географического положения и природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни. Памятники природы Восточно-Европейской равнины: Карелия. Валдай. Волга. Селигер. Природные ресурсы равнины: минеральные, водные, агроклиматические, лесные и рекреационные ресурсы. Проблемы рационального использования.

Кавказ. Особенности географического положения и природы Северного Кавказа. Особенности природы высокогорий: пример «многоэтажности» природы; отличие климата высокогорий; местные ветры (фён, бора). Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Уникальный курортный регион России. Население Северного Кавказа.

Урал. Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы и своеобразие природы Урала. Растительный и животный мир. Части Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения и природы. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Разнообразие природных ресурсов равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь. Состав территории и особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы. Природные районы Восточной Сибири. Озеро Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток. Особенности географического положения и природы. История освоения. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практическая работа № 11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

Практическая работа № 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов».

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления, их причины и география. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Влияние человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте мири. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Влияние ландшафта на здоровье человека.

География для природы и общества. Взаимоотношения человека и географической среды. НТР — благо или причина экологического кризиса?

Практическая работа № 13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».

Практическая работа №14 «Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию).

Практическая работа № 15 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».


Тематический план

Название темы, раздела

Кол-во часов

Практических работ

Контрольных работ

1

Что изучает физическая география России

1



2

Наша Родина на карте мира

6

2

1

3

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

18

6

1


1.1 Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

4

1



1.2 Климат и климатические ресурсы

4

2



1.3 Внутренние воды и водные ресурсы

3




1.4 Почвы и почвенные ресурсы

3

1



1.5 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

2


4

Раздел 2. Природные комплексы России

36

4



2.1 Природное районирование

6

2



2.2 Природа регионов России

31

2


5

Раздел 3. Человек и природа

6

3

1

6

Резерв

2




Итого

70

15

3


Календарно-тематический план

№ урока

№ урока в теме

Название урока

Виды деятельности обучающихся

Дата урока



Тема 1. Что изучает физическая география России


1

1.1

Что изучает физическая география России

Знакомство с учебником, атласом, интернет-ресурсами

06.09



Тема 2. Наша Родина на карте мира


2

2.1

Географическое положение России. Практическая работа №1 «Характеристика ГП России»

Анализ и сопоставление карт атласа, работа с различными источниками информации. Обозначение границ России на контурной карте

07.09

3

2.2

Моря, омывающие берега России

Характеристика морей. Обозначение на контурной карте береговой линии России

13.09

4

2.3

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для различных пунктов России»

Решение задач на определение поясного и местного времени

14.09

5

2.4

Как осваивали и изучали территорию России

Сбор информации из разных источников о русских ученых, землепроходцах – открывателях земель на севере и востоке страны.

20.09

6

2.5

Современное административно-территориальное устройство России

Анализ политико-административной карты России (государственные границы, федеральные округа и их


столицы, субъекты)

21.09

7

2.6

Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Самоиндентификация «Я – гражданин России (житель ее конкретного региона)». Подготовка презентации

27.09



3. Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов)


3.1 Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа)


8

3.1.1

Особенности рельефа России

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России

28.09

9

3.1.2

Геологическое строение территории России

Анализ и сопоставление физической и тектонической карт

04.10

10

3.1.3

Минеральные ресурсы России. Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры»

Характеристика размещения полезных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных месторождений. Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых

05.10

11

3.1.4

Развитие форм рельефа

Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы

11.10

3.2 Климат и климатические ресурсы (4 часа)


12

3.2.1

От чего зависит климат нашей страны

Анализ климатических карт и диаграмм

12.10

13

3.2.2

Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны»

Характеристика разных типов климата

18.10

14

3.2.3

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

Характеристика стихийных явлений и их последствий для человека (1-2 явления, типичных для своего края). Работа с контурной картой

19.10

15

3.2.4

Климат родного края

Характеристика климата родного края

25.10

3.3 Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа)


16

3.3.1

Разнообразие внутренних вод России

Характеристика реки. Объяснение влияния климата на реки.

26.10


17


3.3.2


Озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота.


Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты


08.11

18

3.3.3

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

Оценка роли воды в жизни человека. Объяснение эстетической и оздоровительной роли водных ландшафтов

09.11

3.4 Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)


19

3.4.1

Образование почв и их разнообразие

Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока

15.11

20

3.4.2

Закономерности распространения почв. Практическая работа №6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия»

Выявление зависимости распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов

16.11

21

3.4.3

Почвенные ресурсы России.

Характеристика основных типов почв. Оценка почвенных ресурсов страны.

22.11

3.5 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа)


22

3.5.1

Растительный и животный мир России. Практическая работа №7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»

Анализ карт атласа. Объяснение приспособления животных и растений к условиям окружающей среды.

23.11

23

3.5.2

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа №8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России»

Обозначение на контурной карте основных ООПТ России

29.11

24

3.5.3

Природно-ресурсный потенциал России

Оценка природных условий и ресурсов России. Подготовка и защита презентации, проекта.

30.11

25

3.5.4

Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

Работа с картами атласа. Итоговый контроль в форме географического теста

06.12

4. Природные комплексы России (36 часов)


4.1 Природное районирование (6 часов)


26

4.1.1

Разнообразие природных комплексов России

Повторение и систематизация ранее усвоенных знаний и умений.

07.12

27

4.1.2

Моря как крупные природные комплексы

Характеристика ПК Белого моря

13.12

28

4.1.3

Природные зоны России

Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных источников географической


информации

14.12

29

4.1.4

Разнообразие лесов России

Обозначение на контурной карте природных зон России. Сравнительная характеристика тайги и смешанных лесов

20.12

30

4.1.5

Безлесные зоны на юге России. Практическая работа «9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)». Практическая работа №10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России»

Сравнительная характеристика

21.12

31

4.1.6

Высотная поясность

Составление схемы высотной поясности для различных гор нашей страны

27.12

4.2 Природа регионов России (31 час) (1 час из резерва на изучение Крыма)


32

4.2.1

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения.

Характеристика региона по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей.

28.12

33

4.2.2

Особенности природы Русской равнины

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон

17.01

34

4.2.3

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

Характеристика природных зон

18.01

35

4.2.4

Памятники природы равнины

Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них (на выбор) с опорой на межпредметные связи

24.01

36

4.2.5

Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования

Комплексная оценка природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов.

25.01

37

4.2.6

Особенности природы Крыма. Природные комплексы. Природные ресурсы

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон

31.01

38

4.2.7

Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение.

Характеристика географического положения Кавказа. Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника.

01.02

39

4.2.8

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.

Сопоставление и анализ различных источников географической информации. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых.

07.02


40


4.2.9


Особенности природы высокогорий


Построение вертикального профиля Северного Кавказа, обозначение высотных поясов


08.02

41

4.2.10

Природные комплексы Северного Кавказа

Характеристика одного из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору)

14.02

42

4.2.11

Природные ресурсы. Население Северного Кавказа

Составление схемы или таблицы «Природные ресурсы Кавказа»

15.02

43

4.2.12

Урал - «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения

Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника

21.02

44

4.2.13

Природные ресурсы Урала

Составление таблицы «Природные ресурсы Урала»

22.02

45

4.2.14

Своеобразие природы Урала

Сравнительная характеристика отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья)

28.02

46

4.2.15

Природные уникумы

Характеристика ООПТ Урала с использованием разных источников географической информации и литературных произведений

29.02

47

4.2.16

Экологические проблемы Урала

Оценка экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление её причин и возможных путей улучшения

06.03

48

4.2.17

Западно - Сибирская равнина. Особенности географического положения.

Сравнение ГП Западно – Сибирской и Русской равнины

07.03

49

4.2.18

Особенности природы Западно-Сибирской равнины

Характеристика климата региона с использованием учебника и атласа. Объяснение причин его суровости

13.03

50

4.2.19

Природные зоны Западно-Сибирской равнины

Характеристика природных зон. Сравнение природных зон Западной Сибири и Русской равнины, объяснение различий

14.03

51

4.2.20

Природные ресурсы равнины и условия их освоения

Характеристика природных ресурсов

20.03

52

4.2.21

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности ГП

«Путешествие» по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы

21.03

53

4.2.22

История освоения Восточной Сибири

Подготовка доклада, презентации об освоении русскими Сибири (по опережающим заданиям)

03.04

54

4.2.23

Особенности природы Восточной Сибири. Климат.

Подготовка географического эссе о природе региона, представление величия и красоты сибирских просторов России

04.04

55

4.2.24

Природные районы Восточной Сибири

Выявление главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической


информации. Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона

10.04

56

4.2.25

Жемчужина Сибири - Байкал

Составление конспекта урока «Черты уникальности Байкала»

11.04

57

4.2.26

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири»

17.04

58

4.2.27

Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения. История освоения.

Обозначение на контурной карте береговой линии региона, основных гор и равнин.

18.04

59

4.2.28

Особенности природы Дальнего Востока

Сравнительная характеристика природы северных и южных частей Дальнего Востока

24.04

60

4.2.29

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

Составление географического образа Дальнего Востока. Сравнительная характеристика природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина

25.04

61

4.2.30

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона.

02.05

62

4.2.31

Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». Практическая работа №11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности» Практическая работа № 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов»

Подготовка доклада, презентации об истории освоения регионов России. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов европейской и азиатской частей страны

08.05

5. Человек и природа (6 часов)


63

5.1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»

Объяснение географии природных стихийных явлений – землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей – на территории нашей страны.

15.05


64

5.2

Воздействие человека на природу

Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов

16.05

65

5.3

Рациональное природопользование. Практическая работа №14 «Составление карты «Природные уникумы

России» (по желанию)

Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края.

22.05

66

5.4

Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. Практическая работа №15 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

Оценка роли географического прогноза в жизни и деятельности человека

23.05

67

5.5

География для природы и общества

Выявление причин экологического кризиса в наши дни. Характеристика экологической ситуации в России

29.05

68

5.6

Итоговый контроль знаний за курс 8 класса

Работа с картами атласа. Итоговый контроль в виде теста

30.05


Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.

Критерии оценивания выполнения тестов:

90-100% - оценка «5», 70-89,9% - оценка «4», 50-69,9 – оценка «3», менее 50% - оценка «2»


Перечень учебно-методических средств обучения

Основные компоненты УМК:

1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 2015.

2. Атлас. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.

3.Контурные карты. География. 8 класс. М.: Дро-фа, 2015.

Дополнительное оборудование:

. основные источники географической инфор-мации (географические атласы, настенные и интерактивные географические карты, энци-клопедии, справочники, интернет-сайты офи-циальной статистики (например: gks.ru и др.)); демонстрационные печатные пособия (ком-плект портретов географов и путешественни-ков, настенные наглядные пособия);

  • ТСО и экранно-звуковые пособия к ним;

  • оборудование для организации практических работ;

  • демонстрационные модели и приборы; библиотека географической литературы (спра-вочники, научно-популярные издания, художе-ственные произведения).


Лист коррекции

№ урока в РП

Тема урока в РП

Факт. № урока

Тема урока фактически

Метод изменения

Основание для изменения




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!