Отдел образования администрации
Новоселицкого муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
с.Чернолесского Новоселицкого района
СОГЛАСОВАНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2021
.
Рабочая программа по географии
8 класс
Реализация программы 2021 – 2022 учебный год
Программа составлена на основе
основной образовательной программы
основного общего образования 5-9 классы (ФГОС)
Учитель
Иванова Елена Ивановна
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»
Четвертый год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность населения страны и её отдельных регионов;
– определять возраст пород, слагающих территорию, выявлять взаимосвязи между тектоническим строением и размещением крупных форм рельефа, зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом, объяснять закономерности распространения гидрологических опасных природных явлений на территории страны;
– описывать погоду территории по карте погоды, сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; на основе имеющихся знаний и сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
– выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы и (или) населения России;
– представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
– различать изученные географические объекты, процессы и явления:
1. государственная граница и территория РФ, территориальные воды; исключительная экономическая зона, континентальный шельф России; страны – соседи РФ, географическое положение, местное, поясное и зональное время; федеративное устройство, субъекты РФ, федеральные округа, районирование, макрорегионы России;
2. природные условия и природные ресурсы; основные тектонические структуры на территории России, области современного горообразования, землетрясений и вулканизма, основные формы рельефа; древнее и современное оледенение, работа текучих вод, ветра, моря и их влияние на формирование рельефа России, антропогенные формы рельефа, минеральные ресурсы;
3. солнечная радиация и её виды, радиационный баланс, влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат, циркуляция воздушных масс на территории России, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, испаряемость, коэффициент увлажнения, способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны, агроклиматические ресурсы, опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, карты погоды, климатические изменения на территории России;
4. водные ресурсы, факторы почвообразования почв, основные зональные типы почв, почвенные ресурсы России, изменение почв в ходе их хозяйственного использования, меры по сохранению плодородия почв – мелиорация земель (борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений);
5. природно-хозяйственные зоны России, прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России;
6. высотная поясность в различных горах на территории России, рациональное природопользование и устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории России
(заповедники, заказники, национальные парки, объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО);
7. рождаемость, смертность и естественный прирост, половой и возрастной состав и структура населения РФ, половозрастные пирамиды, Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство, размещение населения, основная полоса (зона) расселения, городское и сельское население, виды городских и сельских населенных пунктов, урбанизация в России, крупнейшие города и городские агломерации, функции городов России, монофункциональные города;
8. виды миграций (внешние и внутренние, эмиграция и иммиграция), миграционный прирост, причины миграций и основные направления миграционных потоков в России;
– использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне России, о мировом, поясном, декретном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
– использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
– сравнивать города России по численности населения, отдельные территории страны по плотности населения;
– использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: сравнивать особенности компонентов природы отдельных частей страны, объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
– характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России, вклад российских ученых и путешественников в освоении страны;
– классифицировать природные ресурсы, типы почв и типы климатов России;
– проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям;
– распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды, демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов страны (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост);
– показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и природных зон в пределах страны;
– описывать положение на карте: стран – соседей России, крупных форм рельефа и элементов гидрографической сети, границы природных районов крупнейших заповедников и национальных парков.
2. Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.
Раздел I Пространства России (6 часов)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.
Практические работы. 1. «Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Оценка особенностей географического положения России». 2. «Решение задач на определение поясного времени»
Раздел II. Природа и человек
Тема 1. Рельеф и недра ( 4 часа)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.
Практические работы: 1. «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой. 2. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная)
Тема 2. Климат ( 6 часов)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
Практические работы: 1. «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная).
Тема 3 Богатство внутренних вод России ( 6 часов)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Практические работы: 1. «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная). 2. «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой. 3. «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная).
Тема 4. Почвы- национальное достояние страны ( 4 часа)
Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы- особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.
Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
работы:1. «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная).
Тема 5 В природе все взаимосвязано (4 часа)
ПТК. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.
Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.
Тема 6 Природно-хозяйственные зоны. (10 часов)
Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.
Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.
Практические работы:1. «Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы» (оценочная)
Тема 7 Природопользование и охрана природы. (4 часа)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы. 1. «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная). 2. «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная).
Раздел III Население России
Тема 1. Сколько нас – Россиян? (2 часа)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.
Тема 2. Кто мы? ( 2 часа)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Практические работы. 1«Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная).
Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3 часа)
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Практические работы. 1. «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве»
Тема 4. Человек и труд. (1 час)
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Тема 5. Народы и религии России. (3 часа)
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.
Практические работы: 1. «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России»
Тема 6. Где и как живут люди? (4 часа)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
Практические работы: 1«Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания». 2. Практическая работа №17 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны».
География Ставропольского края (8 часов)
Список используемой литературы
1. Учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2012.
2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2014.
3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература:
1. Учебник Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2012.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2014.
3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2012.
4. Дюкова С.Е. Тесты по географии: 7 класс: К учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной и В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» - М: Издательство «Экзамен», 2012
5. Хабибуллин Р.Х.Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс. К учебнику Э.М.Раковской «География: природа России: 8 класс» - М: Издательство «Экзамен», 2014.
6. Назарова Л.Д., Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
7. Баранчиков, Е.В,Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1/Е.В.Баранчиков.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
3. Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (1 час) | |
1 | Зачем мы изучаем географию России. | 1 |
Раздел I. Пространства России (6 часов) | |
2 | Россия на карте мира | 1 |
3 | Границы России. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Оценка особенностей географического положения России». (оценочная) | 1 |
4 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» (оценочная) | 1 |
5 | Формирование территории России. | 1 |
6 | Географическое изучение территории России. | 1 |
7 | Географическое районирование. Диагностическая контрольная работа (входная). | 1 |
Раздел II. Природа и человек. Тема 1 Рельеф и недра (4 часа) |
8 | Строение земной коры (литосферы) на территории России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой. | 1 |
9 | Важнейшие особенности рельефа России | 1 |
10 | Современное развитие рельефа. | 1 |
11 | Использование недр. Практическая работа №3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная) | 1 |
Тема 2. Климат (6 часов) |
12 | Общая характеристика климата России. | 1 |
13 | Закономерности циркуляции воздушных масс | 1 |
14 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | 1 |
15 | Распределение температур и осадков | 1 |
16 | Типы климата нашей страны. Практическая работа №4 «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная) | 1 |
17 | Климат и человек. | 1 |
Тема 3. Богатство внутренних вод России (10 часов) |
18 | Реки. | 1 |
19 | Особенности рек. Практическая работа №5 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная) | 1 |
20 | Озера, подземные воды, болота. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой. | 1 |
21 | Многолетняя мерзлота, ледники. | 1 |
22 | Человек и вода. Практическая работа №6 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная) | 1 |
23 | Обобщение по теме « Богатство внутренних вод России». | 1 |
24 | Почвы - «особое природное тело» | 1 |
25 | География почв России. Практическая работа №7 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная) | 1 |
26 | Почвы и урожай | 1 |
27 | Рациональное использование и охрана почв | 1 |
Тема 5. В природе все взаимосвязано (4 часа) | |
28 | Понятие о природном территориальном комплексе | 1 |
29 | Свойства природных территориальных комплексов | 1 |
30 | Человек в ландшафте | 1 |
31 | Диагностическая контрольная работа (полугодовая) | 1 |
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (10 часов) |
32 | Учение о природных зонах | 1 |
33 | «Безмолвная» Арктика | 1 |
34 | Чуткая Субарктика | 1 |
35 | Таежная зона | 1 |
36 | Болота | 1 |
37 | Зона смешанных широколиственных лесов | 1 |
38 | Лесостепи и степи | 1 |
39 | Полупустыни и пустыни, субтропики | 1 |
40 | «Многоэтажность» природы гор. | 1 |
41 | Человек и горы. Практическая работа №8 «Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон» (оценочная) | 1 |
Тема 7. Природопользование и охрана природы (4 часа) | |
42 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Практическая работа №9 «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная) | 1 |
43 | Рациональное использование природных ресурсов | 1 |
44 | Охрана природы и охраняемые территории. | 1 |
45 | Охраняемые территории России. Практическая работа №10 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная) | 1 |
Раздел III . Население России Тема 8. Сколько нас – россиян? (2 часа) | |
46 | Численность населения | 1 |
47 | Воспроизводство населения | 1 |
Тема 9. Кто мы?(2 часа) | |
48 | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | 1 |
49 | Возрастной состав населения. Практическая работа №11 «Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная) | 1 |
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 часа) |
50 | Миграции населения России | 1 |
51 | Внешние миграции – в Россию и из неё. | 1 |
52 | Территориальная подвижность населения. Практическая работа «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве» | 1 |
Тема 11. Человек и труд (1 час) |
53 | География рынка труда | 1 |
Тема 12. Народы и религии России (3 часа) |
54 | Этнический состав населения | 1 |
55 | Этническая мозаика России. Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России» | 1 |
56 | Религии народов России | 1 |
Тема 13. Где и как живут люди? (4 часа) |
57 | Плотность населения. Практическая работа «Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания» | 1 |
58 | Расселение и урбанизация | 1 |
59 | Города России. Практическая работа «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны» | 1 |
60 | Сельская Россия | 1 |
Региональный компонент (8 часов) |
61 | Географическое положение Ставропольского края. | 1 |
62 | Рельеф и полезные ископаемые Ставропольского края. | 1 |
63 | Климат Ставропольского края. | 1 |
64 | Внутренние воды Ставропольского края. | 1 |
65 | Природные зоны Ставропольского края. Почвы Ставропольского края. | 1 |
66 | Растительный мир Ставропольского края. Диагностическая контрольная работа (итоговая). | 1 |
67 | Рациональное использование природных ресурсов. | 1 |
68 | Охрана природы и охраняемые территории края. | 1 |
Оценка качества выполнения практических работ по географии.
Оценка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4"
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка "1"
Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей истории и географии
протокол №1 от 26.08.2021
_______________Донцова В.А