СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс (52 часа)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование  по географии 8 класс, 1,5 часа в неделю,  52 часа в год 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс (52 часа)»

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанномувыбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование личностных представлений о целостности природы, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себяновые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментовдля определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической картыкак одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географическойинформации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  1. Содержаниепрограммы

Введение

Что изучает география РоссииГеографический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть 1. Россия на карте мира

Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют.

Физико-географическое положение России.

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение РоссииВ чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Как формировалась государственная территория России. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории. Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в 18 веке. Что отличало географические исследования 19 века. Что исследовали в 20 веке. Какие методы использовались для географического изучения России.

Особенности административно-территориального устройства России.Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Обобщение и повторение по теме : «Россия на карте мира»

Контрольная работа №1

Практические работы.

1.Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

2.Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.

3.Анализ административно-территориального деления России.





Часть 2. Природа России

Тема 1. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России.В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры.

Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Описание рельефа местности.

Практическая работа;

4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверх­ности.

Циркуляция воздушных масс.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность кли­мата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов России. Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Климат местности проживания.

Практические работы.

5. Определение по картам закономерностей распределения суммарно солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

Разнообразие внутренних вод России. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека.

Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота.

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Внутренние воды местности проживания.

Практические работы;

8. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.



Практическая работа

10. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

Почвы, растительный и животный мир своей местности проживания.

Контрольная работа №2

Практическая работа.

11. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6. Природное районирование

Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое райониро­вание. Моря как крупные природные комплексы. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепи и степи, полупустыни .Влияние хозяйственной деятельности человека ан природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные тер­ритории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

Обобщение и повторение по разделу : «Природа России».

Контрольная работа №3



Часть 3. Население России

Численность населения России. Как изменялась численность населения России.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше – мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки, религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населе­ния России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграция населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы. От чего зависит занятость людей и безработица.

Особенности населения своей местности.

Практические работы:

12. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

13. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Часть 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России..

Как география изучает хозяйство. Условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.



Тема 1. Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу.

Состав первичного сектора экономики. Понятие природных ресурсов, их классификации. Что относят к первичному сектору экономики.

Природно-ресурсный капитал Рос­сии. Что такое природно-ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

 Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК).

Растениеводство. Какие отрасли растениеводства развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике. Роль леса в жизни людей.

Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Особенности хозяйства местности проживания.

Обобщение и повторение за курс 8 класса.

Контрольная работа №4.

Практические работы:

14. Выявление и сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. 15. Определение главных районов животноводства в России.



  1. Тематическое планирование

п.п.

Наименование раздела

Количество часов

1

Россия на карте мира

9

2

Природа России

26

3

Население России

8

4

Хозяйство России

9

ИТОГО

52












Календарно-тематическое планирование. География 8 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Домашнее задание

Часть 1. Россия на карте мира (9 ч.)


1

Границы России

1




2

Россия на карте часовых поясов.Практическая работа №1

1




3

Географическое положение России. Практическая работа №2

1




4

Физико-географическое, экономико-географическое и транспорто-географическое положение России

1




5

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

1




6

Как формировалась государственная территория России

1




7

Этапы и методы географического изучения территории

1




8

Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа №3

1




9

Контрольная работа №1

1




Часть 2. Природа России (26ч)


Тема 1: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

6


10

Геологическая история и геологическое строение России

1




11

Рельеф России

1




12

Как и почему изменяется рельеф России

1




13

Стихийные природные явления в литосфере

1




14

Человек и литосфера. Практическая работа №4

1




Тема 2: «Климат и климатические ресурсы»

6


15

Факторы, определяющие климат России

1




16

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа №5

1




17

Сезонность климата.

1




18

Типы климатов России

1




19

Климат и человек. Практическая работа №6

1




Тема 3: «Внутренние воды и водные ресурсы»

6


20

Разнообразие внутренних вод. Реки.

1




21

Озёра. Болота Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1




22

Водные ресурсы и человек. Практическая работа №7

1




Тема 4: «Почва и почвенные ресурсы»

3


23

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв

1




24

Почвенные ресурсы России. Практическая работа №8

1




Тема 5: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

4


25

Растительный и животный мир России

1




26

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Практическая работа №9

1




27

Контрольная работа №2

1




Тема 6: «Природное районирование»

10


28

Разнообразие природных комплексов

1




29

Природно-хозяйственные зоны России

1




30

Арктические пустыни, тундры и лесотундры

1




31

Леса

1




32

Лесостепи, степи и полупустыни

1




33

Высотная поясность

1




34

Особо охраняемые природные территории

1




35

Контрольная работа №3

1




Часть 3. Население России (8ч)


36

Численность населения России

1




37

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Практическая работа №10

1




38

Народы, языки и религии

1




39

Городское и сельское население

1




40

Размещение населения России

1




41

Миграция населения в России. Практическая работа №11

1




42

Люди и труд

1




43

Особенности населения местности проживания

1




Часть 4. Хозяйство России (9 ч)


44

Что такое хозяйство страны

1




45

Как география изучает хозяйство

1




Тема 1 «Первичный сектор экономики – отрасли эксплуатирующие природу»

11


46

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал России. Практическая работа №12

1




47

Сельское хозяйство. Растениеводство

1




48

Животноводство. Практическая работа №15

1




49

Лесное хозяйство. Охота и рыбное хозяйство

1




50

Особенности хозяйства местности проживания

1




51

Обобщение и повторение знаний за курс 8 класса

1




52

Контрольная работа № 3

1




ИТОГО

52





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!