СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс + календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс + календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена к учебнику географии для 8 класса линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева; на основе авторской программы профессора А. И. Алексеева для 6—9 клас­сов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание рабо­чей программы соответствуют требованиям федерального государствен­ного образовательного стандарта основного общего образования.

Учебник «География. Россия» для 8 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. А. И. Алексеева 5 – е издание М.: Просвещение, 2017

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VIII классе — 68 часов, из расчета 2-часа в неделю. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом по курсу географии на ступени основного общего обра­зования предшествуют курсы География. Природа и люди,, География. Страны и континенты, включающие определённые географические сведения.

Курс «География. Россия» разделена на следующие содержательные линии:

Россия в мире. Россияне. Природа. Природно-хозяйственные зоны. Хозяйство.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Предметными  результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;

2)формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5)овладение основами  картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7)формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

9)формирование интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний.


Личностными результатами обучения географии являет­ся формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает до­стижение следующих результатов личностного развития:

1)воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

  1. формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору про­фильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4)формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инстру­ментами и техническими средствами информационных техно­логий;

  1. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  2. освоение социальных норм и правил поведения в груп­пах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-кри­тического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
    учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;

  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным
    поступкам;

  1. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятельности;

  2. формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей;

10)формирование основ экологического сознания наоснове признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде;

11) развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатамиосвоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выби­рать наиболее эффективный способ, осуществлять познава­тельную рефлексию в отношении действий по решению учеб­ных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логи­ческое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулиро­вать выводы, делать умозаключения, выполнять познаватель­ные и практические задания, в том числе проектные;

  1. формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оце­нивать свои действия и действия одноклассников, аргументи­рованно обосновывать правильность или ошибочность резуль­тата и способа действия, реально оценивать свои возможнос­ти достижения цели определённой сложности;

  2. умение организовывать и планировать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и со свер­стниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать обшие способы работы;

  3. формирование и развитие учебной и общепользова­тельской компетентности в области использования техничес­ких средств информационно-коммуникационных технологий(компьютеров и программного обеспечения) как инструмен­тальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инстру­менты и технические средства информационных технологий;

7)умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8)умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9)умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конф­ликтов;


10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязан­ностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социально­го взаимодействия.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли)

Межпредметные связи:

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: обществознание, история, биология, экономика, биология.

 Применяемые технологии:

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

Технологии развивающего обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология информационно – коммуникативного обучения.

Проектные технологии.

Уделяется большое внимание работе по выявлению одаренных детей, и дальнейшему их развитию. Упор делается на деятельностный подход в образовательном процессе.


Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами

Содержание учебного предмета

    Тема 1. Географическое пространство России. Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
      Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
      Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
      Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

П/р1.Обозначение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России

П/р 2.Решение задач на определение разницы во времени различных территорий

П/р.3.«Выявление по карте специфики административно – территориального деления РФ»

Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России»
   Тема 2. Население России Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
      Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
      Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
     «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
      Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
  Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
      Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
      Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
      Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

П/р.4.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России

П/р. 5. Построение графика «Численность населения».

П/р. 6. Анализ половозрастных пирамид регионов России

П/р.7.Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением.

П/р.8.Определение по стат. материалам и сравнение показателей соотношения городск. и сельского населения в разных частях страны.

П/р9.Определение по стат.данным показателей миграционного прироста для отдельных территорий России


 Тема 3. Природа России. История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
      Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
      Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
      Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
      Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
     Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
      Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
      Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
      Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
    Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

 Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.

.Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
      Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края. Флора¸ фауна, основные зональные типы растительности Эколог.ситуация, эколого-географическое положение Природно – территориальный комплекс , факторы формирования ПТК




П/р. 10. Выявление зависимости между тектоническим строением и расположением крупных форм рельефа.

П/р. 11. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности. Нанесение на к/к основных форм рельефа России.

П/р.12. Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции

П/р 13Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации по территории страны

П/р14.Определение по картам закономерностей распределения температуры в январе и июле и осадков

П/р15.Оценка климатических условий России на основе анализа различных источников информации

Мини-проект «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей»

П/р 16. Обозначение на к/к морей, портов, с описанием одного из морей

П/р. 17 Составление характеристики одной из рек (по выбору)

П/р 18. Обозначение на к/к рек и озёр России

П/р 19. Знакомство с образцами типов почв из школьной коллекции.

П/р 20. Обозначение на к.к. ПТК

 

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.      Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
  Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
  Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
  Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
  Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах. Особенности природных регионов России. Восточно-Ев­ропейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Экологическая безопасность России.


Тема 5. Родной край Географическое положение Курской области Геологическое строение и полезные ископаемые

Рельеф Курской области Климат и климатические ресурсы Курской области

Внутренние воды и водные ресурсы Курской области Почвы и почвенные ресурсы Курской области Растительный мир Животный мир

Почвы и почвенные ресурсы Курской области Природно-территориальные комплексы Курской области

Основные экологические проблемы Курской области

П.Р.1. «Физико-географическое положение Курской области»

П.р.2 Характеристика полезных ископаемых области, основные месторождения. КМА – крупнейший железорудный бассейн

П.р.3 «Обозначение основных форм рельефа на контурной карте

П.р.4 Выявление воздушных масс, господствующих на территории области, как они меняются, когда и почему. (Работа с тематическими карами).

П.р.5 Построение графика хода температур и расчет амплитуды колебания температур.

П.р.6 Обозначение рек на контурной карте.

П.р.7 Выявление особенностей типов почв Курской области Характеристика рек по плану

П.р.8 Оценивание природных условий и ресурсов

Географическая номенклатура в 8-9 классах

Тема "Географическое положение России": мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, горная система Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнёва, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив; проливы: Лаперуза, Кунаширский, Татарский Берингов; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское ,  Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля, остров Сахалин, Курильские о-ва, полуостров Камчатка, полуостров Ямал; Пенжинская губа

Тема "Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы": Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), ье, Западный и Восточный Саяны, Становое хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.

Нефтегазоносные бассейны: шельф Баренцева моря, Печорский, Волго-Уральский, Западно-Сибирский с шельфом Баренцева моря.

Каменноугольные бассейны: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА(Курская Магнитная Аномалия), Урал(Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана и Северо-Восток Сибири, ихотэ-Алинь.

Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.

Месторождения солей: Прикаспий(озёра Эльтон, Баскунчак), Предуралье (Соликамск и Березняки), юг Западной Сибири.

Тема "Климат": Оймякон, Верхоянск

Тема "Внутренние воды и водные ресурсы":

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур

Озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское

Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианский бассейн

Тема "Растительный и животный мир. Биологические ресурсы": заповедники:Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья г

Учебно – тематический план



п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Планируемые результаты










П.р.

кон.

тест



1

Введение. Как мы будем изучать географию России.

1




Восьмиклассник научится:оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;


Восьмиклассник получит возможность научиться: • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

П/р1.Обозначение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России

П/р 2.Решение задач на определение разницы во времени различных территорий

П/р.3.«Выявление по карте специфики административно – территориального деления РФ»

Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России»

2

Географическое пространство России

10

3

1

2

Население России

9

6

1

Восьмиклассник научится: • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран; • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по терри-тории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу; • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов; • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Восьмиклассник получит возможность научиться: • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населенияРоссии, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику

П/р.4.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны.

П/р. 5. Построение графика «Численность населения».

П/р. 6. Анализ половозрастных пирамид регионов России

П/р.7.Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением.

П/р.8.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны.

П/р9.Определение по стат.данным показателей миграционного прироста для отдельных территорий России




3

Природа России


24

11

1

Восьмиклассник научится:• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Восьмиклассник получит возможность научиться:• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

П/р. 10. Выявление зависимости между тектоническим строением и расположением крупных форм рельефа.

П/р. 11. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности. Нанесение на к/к основных форм рельефа России.

П/р.12. Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции

П/р 13Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации по территории страны

П/р14.Определение по картам закономерностей распределения температуры в январе и июле и осадков

П/р15.Оценка климатических условий России на основе анализа различных источников информации

П/р 16. Обозначение на к/к морей, портов, с описанием одного из морей

П/р. 17 Составление характеристики одной из рек (по выбору)

П/р 18. Обозначение на к/к рек и озёр России

П/р19. Знаком. с образцами типов почв из шк.коллекции.

П/р 20 Обозначение на к/к ПТК


4

Природно-хозяйственные зоны и районы

11

1

1

Восьмиклассник научится:• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Восьмиклассник получит возможность научиться:• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы,населения и хозяйства географических районов и их частей;• создавать собственные тексты и устные сообщенияо географических особенностях отдельных районов Россиии их частей на основе нескольких источников информации,сопровождать выступление презентацией;• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Пр. р. № 21 «Оценка эколог.ситуации в регионах России»



5

Родной край

11

8

1

Особенности географического поло­жения, размеры терри­тории, протяженность границ, основные виды природных ресурсов ..

П.Р.1. «Физико-географическое положение Курской области»

П.р.2 Характеристика полезных ископаемых области, основные месторождения. КМА – крупнейший железорудный бассейн. 

П.р.3 «Обозначение основных форм рельефа на контурной карте».

П.р.4Выявление воздушных масс, господствующих на территории области, как они меняются, когда и почему. (Работа с тематическими карами).

П.р.5Построение графика хода температур и расчет амплитуды колебания температур.

П.р.6 .Обозначение рек на контурной карте. Характеристика рек по плану

П/Р.7 Выявление особенностей типов почв Курской области.

П.р. 8.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны Курской области



ИТОГО

66+2

29

5+1




МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

  3. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 8 класс»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред.  А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2015 –192 с. -  (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

  4. Николина В.В. География: 8 классы: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.

  5. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015.

  6. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «География 8 классы»: Мой тренажер. М.: Просвещение, 2015.

  7. Географический атлас. 8 класс.

8.Контурные карты, 8 класс.



Цифровые образовательные ресурсы:


1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

2.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/

3.Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru

4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

5.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ 

6.Диск «География 8 классы» Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».

7. http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

8.http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

9.http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;










Календарно-тематическое планирование уроков географии 8 класс приложение

пп

ур. по теме

Тема урока

Элементы обязательного

минимума образования

Практиче­ские работы


Оборудование




До­маш­нее зада­ние


ДА

ТА

1

1

Введение. Как мы будем изучать географию России.



учебник

атласы

физ.карта РФ

§1,осн. пон.



ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ (10ч.)

2

1

Мы и наша страна на карте мира


Государственные границы и территория России.

Площадь России.

Морские и сухопутные границы.


П/р1.Обозначен.на к/к объектов, характеризующих географическое положение России


учебник

атласы

физ.карта РФ

§2осн.пон.в.1-2задан.4



3

2

Место России среди других государств мира

Россия на карте мира. Особенности геоположения


учебник

атласы

физ.карта РФ

полит.к.

§2осн.пон.в.1-3

задан. 5,6



4

3

Наши границы и наши соседи

Россия на карте мира.

Морские и сухопутные границы

П/р1.Обозначен.на к/к объектов, характеризующих географическое положение России


учебник

атласы

физ.карта РФ

полит.к.

§3осн. пон. в.1-4задан.5



5

4

Учимся с «Полярной звездой». Проводим исследование.



учебник

атласы

физ.карта РФ

полит.к.

§4осн. пон.



6

5

Наша страна на карте часовых поясов

Декретное время, летнее время

Отсчёт времени на территории России.

Местное солнечное время, поясное время

Линия перемены дат

П/р 2.Решение задач на определение разницы во времени различных территориях

учебник

атласы

физ.карта РФ к.часовые пояса

§5осн. пон. в.1-3 задан.4-6




7

6

Формирование территории России

Формирование и освоение территории России



учебник

атласы

физ.карта РФ


§6,осн.пон.в. 1-4задан.5-7




8

7

Учимся с «Полярной звездой». Устанавливаем межпредметные связи.

Межпредметные связи: география, история, обществознание


учебник

атласы

физ.карта РФ

карты рис.24,25

§7,осн.пон




9

8

Районирование России.


Принципы и виды районирования

П.р.3 Выявление по карте специфики административно-территор-ного деления РФ

учебник

атласы

физ.карта РФ

§8,осн.пон

В.1-5задан.6-8



10

9

Наше

национальное богатство и наследие

Национальное богатство и наследие


Мини-проект

 «Памятники Всемирного природного и культурного

наследия России»

учебник

атласы

физ.карта РФ

таблицы

§9,осн.пон.в. 1-5 задан.6-8повт.§1-6



11

10

Контрольное тестирование по теме «Россия в мире»




физ.карта РФ

тесты

знать осн. понятия по теме



НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9ч.)

12

1

Численность населения

Демографическая политика государства

П/р.4.Определение по стат. материалам и сравнение показ-ей прироста населения в разных частях страны.

П/р.5.Построение графика «Численность населения».

учебник

атласы

физ.карта РФ

к.население

§10,осн. пон.в.1-5задан.6




13

2

Воспроизводство населения

Особенности воспроизводства населения России


учебник

атласы

физ.карта РФ

к.население

§11осн. пон.в. 1-3задан.5-7



14

3

Наш «демографический портрет»

Возрастной и половой состав населения

П/р.6. Анализ половозрастных пирамид регионов России


учебник

атласы

физ.карта РФ

к.население

§12,13осн. пон.в.1-6задан 7-9




15

4

Мозаика народов

Этнос и народность


учебник

атласы

физ.карта РФ

§14,осн. пон.в.1-6задан. 8



16

5

Размещение населения

Факторы, влияющие на размещение населения

П/р.7.Определение по картам и стат.мат. крупн.народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением.

учебник

атласы

физ.карта РФ


§15,осн. пон.в.1-4задан.5-7




17

6

Города и сельские поселения.

Урбанизация

Главная полоса расселения

Типы городов России.

П/р8.Определение по стат. мат-лам и сравнение

показателей соотношения городского и сельского

населен. в разных частях страны.

учебник

атласы

физ.карта РФ

к.население

§16-17,осн. пон.в.1-5задан.6-8




18

7

Миграции населения

Миграции населения

П/р9.Определен.по статист.

Материалам показателей миграционного прироста для отдельн.террит. России

учебник

атласы

физ.карта РФ

к.население

§18-19,осн. пон.в.1-5задан.6-9



19

8

Россияне на рынке труда

Трудовые ресурсы, трудоспособный возраст


учебник

атласы

р/тетрадь

физ.карта РФ

к.население

§20,осн. пон.в.1-5 з.6повт.§10-20




20

9

Контрольное тестирование по теме «Население России»



атласы

физ.карта РФ тесты

повт.§10-20знатьосн.понятия




ПРИРОДА РОССИИ (24ч.)

21

1

История развития земной коры.


Основные этапы геологической истории формирова­ния земной коры на территории страны.



учебник

атласы

физ.карта РФ


§21,осн.пон.в.1-5задан.6-7




22

2

Рельеф:

тектоническая основа


Основные тектониче­ские структуры.

Движение земной коры.


П/р. 10. Выявление

зависимости между тектон. строением и расположением кр. форм рельеф

П/р. 11. Изучение закономерн-тейформир. рельефа и его современного развития на примере своей местности.

Нанесение на к/к основных форм рельефа России.

учебник

атласы

р/тетрадь

физ.карта РФ


§22,осн. пон.в.1-5задан.6-7




23

3

Рельеф: скульптура поверхности

Распространение крупных форм рельефа.Влияние внутренних и внешних процессов на форми-рование рельефа.Облас­ти современногого­рообразования, зем­летрясений и вулка­низма


П/р.12. Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции


учебник

атласы

р/тетрадь

физ.карта РФ


§23,осн. пон.в.1-4задан.5-9




24

4

Учимся с «Полярной звездой».

Строим профиль

Построение профиля



§24,осн. пон



25

5

Ресурсы

земной коры

Природные условия и ресурсы.

Закономер­ности размещения месторождений по­лезных ископаемых.Минеральные ресур­сы страны и пробле­мы их рационального использования


учебник

атласы

р/тетрадь

физ.карта РФ


§25осн. пон.в.1-6задан.7




26

6

Учимся с «Полярной звездой». Систематизируем информацию о полезных ископаемых России

Закономер­ности размещения месторождений по­лезных ископаемых России


учебник

атласы

р/тетрадь

физ.карта РФ


§26 осн. пон.в.1-6задан.7




27

7

Солнечная радиация

Суммарная солнечная радиация. Радиационный баланс


П/р13Опред.по картам

закономерностей распре-деления солнечной радиации по территории страны

учебник

атласы

р/тетрадь

физ.карта РФ

§27,осн. пон.в.1-8задан.9,10




28

8

Атмосферная циркуляция

Циркуля­ция воздушных масс.

Циклоны и антици­клоны.



учебник

атласы

р/тетрадь

физ.карта РФ

климат. карта

§28,осн. пон.в.1-7задан. 8




29

9

Зима и лето в нашей северной стране

Факторы формирова­ния климата:

Закономерности рас­пределения тепла и влаги на территории страны

. П/р14Определ. по картам закономерностей распределения температуры в январе и июле и осадков

учебник

атласы

физ.карта РФ

климат. карта

§29осн. пон.в.1-5задан.6-8



30

10

Климатические пояса России и типы климатов

Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов Рос­сии.Факторы их формирования, кли­матические пояса


учебник

атласы

физ.карта РФ

клим..пояса


§30осн. пон.знать табл.с.99




31


11

Как мы живем и работаем в нашем климате


Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвиже­ния, здоровье чело­века. Неблагоприят­ные клима-тические явления. Степень благоприят­ности прир. ус­ловий.

П/р15.Оценка климат.условий России на основе анализа различныхисточ.информации

Мини-проект

 «Влияние климата на быт и хоз. деятельность людей»

учебник

атласы

физ.карта РФ


§31осн. пон.в.1-7задан.8-10




32-33

12-13

Наши моря

Особенности наших морей

П/р 16. Обозначение на к/к морей, портов,

с описанием одного из морей


учебник

атласы

физ.карта РФ


§32осн. пон.в.1-4задан.5,6,7



34-35

14-15

Наши реки.


Виды вод .

Главные речные сис­темы.

Распределение рек по бассей­нам океанов. Роль рек в освоении территории и развитии эко­номики России.

П/р. 17 Составление характеристики одной из рек (по выбору)

П/р 18. Обозначение на к/к рек и озёр России


учебник

атласы

физ.карта РФ


§33осн. пон.в.1-7зад.8,9,10




36

16

Учимся с «Полярной звездой». Проблема: преобразование рек


учебник

атласы

физ.карта РФ


§34 сост. план работы над проблемой



37

17

Где спрятана вода

Озера, типы озер, болота, ледники, артезианские бассейны

учебник

атласы

физ.карта Р

§35осн. пон.в.1-6задан.7-8



38

18

Водные дороги и перекрестки


Внутренние воды и водные ресурсы, осо­бенности их разме­щения на территории страны


учебник

атласы

физ.карта РФ


§36осн. пон.в.1-6задан. 7-9



39

19

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем опасные гидрологи-ческие природные явления




§37осн. пон.в.1-6задан.7-8




40

20

Почва – особое природное тело

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - ос­новной компонент

природы. В.В. Доку­чаев - основополож­ник почвоведения

П/Р.19. Знаком. с образцами типов почв из шк.коллекции.

учебник

атласы

физ.карта РФ

к.почвы

§38осн. пон.в.1-6з.7,9повт.16-31



41

21

Растительный и животный мир

Флора¸ фауна, основные зональные типы растительности



§39осн. пон. в.1-3 з.5



42

22

Экологическая ситуация в России

Эколог.ситуация,

эколого-географическое

положение


физ. карта России

Экологич. карта

атласы

П.40-41

осн.пон.

в.1-3

зад.4-5



43

23

Природно – территориальные комплексы России

Природно – территориальный комплекс , факторы формирования ПТК

П/р 20 Обозначение на к/к ПТК


физ. карта России

атласы


П.43

осн.пон.

в.1-6

зад.7



44

24

Контрольное тестирование по теме

«Природа России»












учебник

атласы

физ.карта РФ

тесты






знать осн.понятияпо теме




ПРИРОДНО_ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (11ч.)

45

1

Северные безлесные зоны



Природные ресурсы зон,

их использование, экологические проблемы


.










Учимся с Полярной звездой. Сравниваем, моделируем, выбираем, природные зоны для жизни и деятельности человека



учебник

атласы

р/тетрадь

физ.картаРФ

к.прир.зоны



§44-45осн. пон.в.1-5задан.6




46

2

Лесные зоны


§46осн.пов.1-6 з.7



47

3

Степи и лесостепи


§47осн.пов.1-8 з..9



48

4

ЦЧЗ им.Алехина


записи в тетради



49

5

Южные безлесные зоны

§48осн.пов.1-5 з.6



50

6

Субтропики. Высотная поясность в горах.

§49-50 осн.пов.1-5 з.6,7 повт.32-36



51

7

Великие равнины России-Восточно-Европейская и Западно-Сибирская

Древняя,

молодая платформа коэффициент увлажнения


физ.карта России

атласы

§51осн.понв.2-7

задание

1,7,8



52

8

Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири.


Горный пояс




физ. карта России

атласы



§52осн.понв.1-3

зад.4-6



53

9

Регионы мерзлотной России - Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Траппы,габрро,

Полюс холода,

мерзлотный рельеф


физ. карта России

атласы

§53осн.понв.2-6

задание

1,7



54

10

Экзотика России: Северный Кавказ и Дальний Восток

Кедровый стланик.уссурийскаятайга,бора,вулканизм,огненное кольцо,желоба


физ. карта России

атласы


§54осн.понв.2-5

зад.1,7



55

11

Контрольное тестирование по теме « Природно-хозяйственные зоны»



учебник

атласы

физ.карта РФ

к.прир.зоны

знать осн. понятия




РОДНОЙ КРАЙ ( 10 ч.)

56

1

Географическое положение Курской области


Особенности географического положения Курской области. 

Дать характеристику географического положения по плану. Определение крайних точек Курской области и нахождение географических координат .Решение элементарных географических задач по нахождению географических координат различных географических объектов. Решение элементарных географических задач по расчету расстояний с использованием масштаба и географических координат .


П.Р.1. «Физико-географическое положение Курской области»

учебник

атласы

физ.карта РФ и Курской области

записи в тетради



57

2

Геологическое строение и полезные ископаемые


Тектоническое строение Курской области. Геологическое строение Курской области.


П.р.2 Характеристика полезных ископаемых области, основные месторождения. КМА – крупнейший железорудный бассейн. 

записи в тетради



58

3

Рельеф Курской области


Характеристика рельефа области в сравнении с рельефом России. Внутренние процессы формирования рельефа и его формы. Внешние процессы формирования рельефа и его формы.  Сопоставление форм рельефа с геологическим и тектоническим строением местности.


П.р.3 «Обозначение основных форм рельефа на контурной карте».

записи в тетради



59

4

Климат и климатические ресурсы Курской области



Особенности климата Курской области. Сезонные изменения климата Курской области. 

работа. (Практика)

П.р.4Выявление воздушных масс, господствующих на территории области, как они меняются, когда и почему. (Работа с тематическими карами).

П.р.5Построение графика хода температур и расчет амплитуды колебания температур.

записи в тетради



60

5

Внутренние воды и водные ресурсы Курской области


Характеристика водных ресурсов Курской области. Озёра, пруды и водохранилища Курской области. Подземные воды и их характеристика. Выявление некоторых последствий многочисленных искусственных водоёмов в области.


П.р.6 .Обозначение рек на контурной карте. Характеристика рек по плану

записи в тетради



61

6

Почвы и почвенные ресурсы Курской области


Характеристика почв Курской области. Состав почв, почвенный профиль. 

П.р.7Выявление особенностей типов почв Курской области

записи в тетради



62

7

Растительный мир Животный мир


Основные растительные сообщества Курской области. Редкие и охраняемые растения Курской области.

Общая характеристика животного мира Курской области. 




записи в тетради



63

8

Природно-территориальные комплексы Курской области

Характеристика ПТК области.   

Северо-Западный ( Свапский) район. Юго-Западный (Суджанский) район. Восточный (Тимано-Олымский) район. .Юго- Восточный (Осколо-Донецкий) район.


П.р.10Характеристика ПТК области.

записи в тетради



64

9

Основные экологические проблемы Курской области


Рациональное природопользование.




записи в тетради



65

10

Контрольное тестирование по теме « Родной край»








66

1

Итоговое контрольное тестирование по курсу

Россия в мире. Население. Природа. Хозяйство. Прир.-хозяйственные зоны. Культурное наследие.


учебник

атласы

физ.карта РФ

допол.лит.

знать осн. понятия




67,

68

2-3

Повторение по курсу









7