СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии разработана на основе   примерной программы курса «География. 5-9 классы»  авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2017г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов

приказ № 94 от 25.08.2020 г .


………………………… Г. Д. Збыковская




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ____географии, География России ___________________________

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)


_______________8 «Г», основное общее_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов____70_________


Учитель _________Овсянникова Лилия Петровна____________________

(Ф.И.О.)



Программа разработана на основе примерной программы курса «География.

5-9 классы» авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2017г________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)






2020-2021 учебный год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии для __8 «Г» класса разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов с учѐтом Примерной программы основного общего образования курса «География. 5-9 классы» авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2017 год 276 с.__

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющую образовательную деятельность.

5. Письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного

Учебно – методический комплекс

Рабочая программа ориентирована на УМК «География. Алгоритм успеха». Учебник География России. Природа. Население 8 класс , авторы В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2018г.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с атласом «География» 8 класс. Москва, издательский центр «Дрофа», 2018г., контурная карта «География» 8 класс. Москва, издательский центр «Дрофа», 2018г., интернет ресурсы; библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии; интерактивные географические карты, мультимедийные обучающие программы: География 8 класс.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5,6,7 классах.

В рабочей программе учтены необходимые рекомендации по введению краеведческого стандарта Ростовской области.

Реализация краеведческого подхода в изучении географии России осуществляется через систему блочного изучения своего края (Ростовской области) в конце курса в количестве 9 часов. Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счет включения историко-географических, культурологических, этногеографических, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии.

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • формировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и ее отдельных регионов;

  • формировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

  • формировать представления о России, как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;

  • формировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени;

  • продолжить развивать у школьников практические умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами картографическими изображениями.

  • раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве страны;

  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами страны, отдельных субъектов, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  • формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;

  • раскрыть закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством знакомства с историко-культурными регионами страны;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

  • формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде, понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой.




Место учебного курса в учебном плане

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 8 классе отводиться 68 часов.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4 с УИОП в рабочей программе на изучение предмета география отводится в 8Г классе 2 часа в неделю (70 чаов в год).

В течение учебного года в календарно-тематическом планировании возможно изменение количества часов за счет повторения при изучение темы «Население России»,» Природные зоны», «Климат».

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Оценочные работы: контрольные работы __3__часа, практические работы___11__ часов.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно–исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.

Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.

Срок реализации рабочей программы _1__год.


Планируемые результаты освоения учебного предмета,

курса География России. Природа. Население.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

умение работать с разными источниками географической информации;

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

овладение основами картографической грамотности;

овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов, а также читать и находить информацию по различным тематическим картам;

  • читать диаграммы, снимки, строить графики и анализировать статистические данные;

  • строить простые планы местности, орографический профиль местности, проводить прогнозирование процессов и явлений, происходящих в России и мире;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении устойчивого развития.


Содержание учебного предмета,

курса География России. Природа. Население


Содержание раздела (темы)


Планируемые результаты

изучения раздела (темы)

Введение (1час)

Что и с какой целью изучают в курсе «География России»



Раздел 1 «Географическое положение и формирование

государственной территории России» (13часов)


Тема «Географическое положение России» (9 часов)

Понятие «географическое положение». Особенности географического

положения России, виды и уровни географического положения: природно-географическое (физико-географическое),

экономико- и транспортно-географическое; геокультурное, этнокультурное, эколого-географическое.

Отрицательные и положительные

аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Понятие «государственная

территория Российской Федерации».

Состав государственной территории: суша, внутренние и территориальные

воды, воздушное пространство и недра.

Виды и типы государственных границ РФ. Особенности и значение сухопутных и морских границ.

Государственное устройство и территориальное деление РФ.

Различия во времени на территории России.

Понятия «местное время» и «поясное время». Роль в хозяйстве и жизни людей.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическое положение», «государственная территория РФ», «местное время» и «поясное время»; использовать эти понятия для решения учебных задач.

Знать: место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ.

Понимать специфику политико- административного устройства Российской Федерации.

Называть: основных внешне экономических партнёров России виды (сухопутные, морские)

и типы (исторические, природные, экономические, геополитические)

государственных границ РФ.

Сравнивать географическое положение России и других стран (например, Канады, США).

Объяснять: влияние географического

положения России на особенности природы, хозяйство и жизнь населения; особенности

и значение границ РФ для осуществления связей с другими странами; показывать

по карте: крайние точки России; пограничные государства России, соседей России 2-го и 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ.

Определять по карте: координаты

крайних точек России; протяжённость России с севера на юг и с запада на восток; поясное

время в разных субъектах РФ; характеризовать с помощью карты (физической, политической

и др.) и оценивать разные виды географического положения России (природно-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое).

Приводить примеры событий (явлений), влияющих на изменения

разных видов географического положения России.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации об изменениях географического положения России и оценке их последствий; для чтения карт различного содержания; для определения поясного времени в разных точках России

Тема «История заселения,

освоения и исследования территории России» (4 часа). 

Освоение севера и востока Русской

равнины восточными славянами.

Военные и торговые походы славян в IX–XI вв.

Русские княжества в XII– XIII вв., путешествия и открытия новгородцев.

Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера,

роль монастырей.

Географические открытия и освоение

Сибири в XVII в.

Территориальные изменения в XVIII–XIX вв.

Заселение и хозяйственное освоение

территории России в XVIII–XIX вв. Географические исследования и открытия на территории России в XVIII–

XIX вв.

Территориальные изменения и географическое изучение

России в XX в.

Освоение Арктики.

Современные географические исследования; методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

Знать отечественных землепроходцев и первооткрывателей, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых

территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно- исторических особенностей народов.

Объяснять влияние геополитических и экономических интересов страны на направления территориального роста страны;

влияние истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении разных

территорий и акваторий; показывать по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс освоения и хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды.

Характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; основные этапы освоения территории страны, направления освоения

территории страны в разные исторические периоды; территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для самостоятельного поиска географической информации об истории географического изучения и заселения

территории России; для чтения карт различного содержания.

Раздел 2 «Природа России» (34 часов)

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»(6 часов)

Особенности рельефа России

как результат геологической истории формирования её территории.

Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры (платформы и области складчатости), их отображение

на тектонической карте.

Формы рельефа. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм

рельефа и месторождений полезных

ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы

страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под

влиянием внутренних и внешних процессов.

Современные рельефообразующие

природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере.

Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком.

Знать основные понятия и термины:

«платформа», «область складчатости (складчатый пояс)», «выветривание».

Знать основные этапы развития земной коры.

Называть геологические эры и периоды.

Знать общие особенности геологического строения и рельефа России.

Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Знать внутренние и внешние рельефообразующие факторы.

Уметь называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, районы распространения вулканизма и землетрясений.

Определять по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию.

Приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов;

влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность.

С помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику крупных форм рельефа.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для самостоятельного поиска географической информации о геологической

истории России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными явлениями природы, обусловленных действием внутренних и гравитационных

сил; для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства.

Тема «Климат

и агроклиматические ресурсы»(6 часов)

Факторы формирования климата на территории страны.

Понятие «солнечная радиация». Радиационный баланс. Типы воздушных масс; циркуляция атмосферы.

Понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон».

Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения.

Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных

факторов. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье

людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания,

одежды, способов передвижения).

Опасные и неблагоприятные климатические

явления

Знать и понимать существенные признаки понятий: «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать понятия для решения учебных задач. Представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман».

Понимать и уметь объяснять

главные особенности климата

России.

Знать и уметь показывать

по карте климатические пояса

и районы распространения

различных типы климатов на

территории страны.

Знать и уметь объяснять зависимость

климатических условий территории от климатообразующих факторов; закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории

страны.

Приводить примеры и объяснять

влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека.

Определять по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воздуха,

Годовое количество осадков, испаряемость; коэффициент увлажнения для различных

пунктов.

Уметь читать климатические диаграммы; определять по климатическим диаграммам

климатический пояс и тип климата.

Составлять краткую географическую

характеристику климатических поясов и типов климата с помощью различных источников информации. Определять по синоптическим

картам погодные условия данного

пункта.

Приводить примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой; мероприятий по охране атмосферного

воздуха.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для самостоятельного поиска географической информации о климатических

условиях России и региона проживания; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными явлениями природы; для оценки погодно- климатических условий для

различных целей; для прогнозирования

погодных условий на ближайшее время.

Тема «Внутренние воды

и водные ресурсы»(6 часов)

Состав внутренних вод на территории

страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России.

Главные речные системы, водоразделы,

бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость рек от рельефа

и климата.

Понятия «годовой сток», «падение рек» и «уклон рек». Основные показатели

жизни рек: понятие «режим реки», межень, паводок, половодье. Густота речной сети.

Важнейшие озёра, их происхождение.

Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы России. Неравномерность

их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана

водных ресурсов страны.

Стихийные явления, связанные с водами.

Знать и понимать существенные

признаки понятий: «падение», «уклон», «питание», «режим реки»; использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять значение терминов: «речной бассейн», «болото », «губа», «годовой сток»;

«густота речной сети»; «ледник », «ледяные поля», «наводнение», «подземные воды»,

«речная долина»; «снеговая граница».

Знать состав внутренних вод на территории страны, приво- дить примеры различных водных

объектов, уметь показывать их на карте.

Знать главные особенности крупных рек и озёр России, их зависимость от рельефа и климата.

Объяснять образование и распространение

Многолетней мерзлоты и её влияние на природу и хозяйственную деятельность

человека.

Определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания,

режим, замерзаемость, величину годового стока.

С помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов.

Приводить примеры опасных природных явлений, связанных с водами (наводнения,

сход снежных лавин); мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов, в том числе на примере региона проживания.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для самостоятельного поиска географической информации о водных объектах России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами; для оценки водных ресурсов региона проживания

для различных целей.

Тема «Почвы и почвенные

ресурсы» (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы.

Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородияпочв, понятие «мелиорация

Знать и понимать существенные признаки понятий: «почва», «гумус».

Представлять значение терминов

«гумус», «мелиорация»; «почвенные горизонты», «почвенный профиль», «почвенные ресурсы», «почвенная эрозия»,

«рекультивация».

Знать факторы почвообразования,

приводить примеры их влияния на свойства почвы.

Объяснять главные свойства зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования.

Уметь определять по картам зональный тип почв данной территории.

С помощью различных источников

информации составлять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв.

Приводить примеры неблагоприятных

изменений почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека,

мероприятий по рациональному использованию

почвенных ресурсов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для самостоятельного поиска географической информации о почвенном покрове России; для оценки почвенных ресурсов своей местности для различных целей и осуществления мероприятий

по охране почв.

Тема «Растительный мир

и животный мир. (3 часа)

Биологические ресурсы»

Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование.

Меры по охране растительного и животного мира.

Знать состав органического

мира России.

Представлять значение терминов

«биом», «лес».

Понимать условия, определяющие

численность и разнообразие органического мира.

Приводить примеры приспособления

животных и растений к условиям среды.

Знать состав биологических ресурсов.

Уметь определять по картам особенности распространения видов животных и растений.

Приводить примеры неблагоприятных

изменений органического мира в результате хозяйственной деятельности человека,

мероприятий по рациональному использованию

биологических ресурсов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для самостоятельного поиска географической информации о представителях

органического мира России; оценки биологических ресурсов региона проживания для различных целей и осуществления мероприятий по охране органического мира.

Тема «Природные различия

на территории России» (10 часов)

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической

оболочки Земли. Зональные и азональные ПТК.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения природно-территориальных

комплексов на территории страны.

Физико-географическое районирование

территории России. Наиболее крупные природные

районы. Проявления широтной зональности

и высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о ПЗ. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов.

Характеристика природных зон: северных безлесных природных зон (арктические пустыни, тундра и лесотундра), лесных зон (тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи), южных безлесных зон (степи, полупустыни и пустыни). Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой

из природных зон.

Высотная поясность. Районы распространения высотной поясности на территории России.

Аквальные природные комплексы

у берегов России. Природно- хозяйственные различия морей.

Понятие «особо охраняемые природные территории», виды ООПТ. Объекты всемирного природного наследия на территории

России.

Знать и понимать существенные признаки понятий и терминов: «высотная поясность»,

«природный территориальный комплекс», «природная зона», «особо охраняемые природные территории», «широтная зональность »; использовать понятия для решения учебных задач.

Представлять содержание терминов: «акватория», «архипелаг » «антропогенный ландшафт », «колки», «торосы».

Объяснять географические явления

и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности

человека.

Приводить примеры взаимосвязей

между компонентами природной зоны (моря).

Объяснять связи между географическим

положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственным использованием

отдельных территорий и акваторий.

Уметь определять по картам особенности размещения природных зон; районов распространения высотной поясности, моря, омывающие территорию России, их принадлежность к бассейну океана, природные особенности и ресурсы; крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные

парки, памятники всемирного природного наследия.

Знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Приводить примеры экологических проблем и природоохранных мероприятий, природных

и антропогенных комплексов, в том числе на примере региона проживания. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения

особенностей природных зон и морей России, их обеспеченности природными ресурсами,

хозяйственного использования, решения экологических проблем.

Составлять краткую географическую

характеристику природной зоны, моря по плану с помощью различных источников

географической информации.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для самостоятельного поиска географической информации о природных зонах и морях РФ; для оценки изменений природных зон под влиянием хозяйственной деятельностичеловека, в том числе на примере своей местности; для чтения карт различного

содержания; проведения наблюденийза отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Раздел 3 «Население России» 6 часов

Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Понятие «естественное движение населения». Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменение. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.

Народы России. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

Культурно-исторические особенности народов России.

Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий

на территории страны.

Межнациональные проблемы и их география.

Особенности урбанизации в России. Понятие «агломерация». Крупнейшие города и городские агломерации, их типы,

роль в жизни страны. Социально- экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения.

Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и

сёл. Понятие «миграция». Причины, типы и направления миграций населения на территории России. Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий и современных миграций на географические особенности современного размещения

населения. Основная полоса расселения,

зона Севера. Понятия «экономически активное население» и «трудовые ресурсы». Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения. Показатели, характеризующие

качество населения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественный прирост населения»,

«воспроизводство населения», «город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический

(миграционный) прирост населения», «плотность населения», «расселение населения», «трудовые ресурсы», «экономически активное население».

Использовать эти понятия для решения учебных задач. Знать основные показатели,

характеризующие население России и его место в мире: общую численность населения,

естественный прирост, соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую)

продолжительность жизни, крупнейшие по численности народы, соотношение городского

и сельского населения, среднюю плотность населения, уровень безработицы, долю человеческого капитала в национальном

богатстве страны. Определять и сравнивать по

статистическим данным и картам

территории (субъекты РФ, регион своего проживания)с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население.

Называть: виды и функции городов; виды сельских поселений; виды внутренних и внешних миграций; основные языковые

семьи и группы народов России; основные социально-экономические и экологические

проблемы больших городов, малых городов и сельских поселений.

Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения; городского и сельского образа

жизни; основные социально- социально экономические и экологические проблемы больших городов и сельских поселений.

Показывать по картам: крупнейшие

религиозные центры российского православия, ислама, буддизма и связанные с ними объекты всемирного культурного наследия на территории РФ; основную зону расселения населения и зону Севера; города-миллионники; территории с однородным и

многонациональным (пёстрым) составом населения; направления внутренних и внешних миграционных потоков.

Приводить примеры факторов, оказывающих влияние: на формирование культурно-исторических особенностей разных народов; размещение народов; современный религиозный состав населения; демографическую ситуацию; среднюю продолжительность жизни; соотношение

мужчин и женщин; интенсивность разных видов внешних и внутренних миграций населения России; уровень урбанизации; плотность и особенности расселения населения; уровень безработицы; формирование и эффективное функционирование человеческого капитала.

Объяснять закономерности в размещении населения России. Оценивать человеческий капитал России.

Читать, анализировать, срав сравнивать,

делать выводы, прогнозировать при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм (половозрастная пирамида и др.).

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных территорий,

составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий

(субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за процессами, характеризующими особенности

населения своего региона проживания.

Раздел 4 «Природный фактор в развитии России» (3 часа)

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Понятие «природные условия». Непосредственное и опосредованное

влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде. Понятие «природные ресурсы». Виды природных ресурсов. Принципы рационального использования природных ресурсов.

Обеспеченность России природными ресурсами. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных

ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно- ресурсного потенциала

России.

Знать и объяснять существенные

признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы».

Использовать эти понятия для решения учебных задач.

Знать: основные показатели,

характеризующие природно-ресурсный

потенциал России и его место в мире: показатели запасов и добычи основных видов

природных ресурсов; соотношение

промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически

эффективной территории и государственной территории.

Называть: виды и особенности

природных ресурсов (минерально-

сырьевые, земельные, агроклиматические, биологические, водные, рекреационные

и эстетические, ресурсы нетронутой природы); проблемы и перспективы использования

природно-ресурсного потенциала

России; меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов.

Приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния

природных условий и стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; изменения характера воздействия природы на человеческое общество на разных исторических этапах.

Определять по картам и статистическим

материалам: особенности размещения основных видов природных ресурсов; основные ресурсные базы.

Оценивать природно-ресурсный потенциал России. Читать, анализировать, сравнивать,

делать выводы, прогнозировать при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм. Находить в разных источниках

и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных

территорий и их обеспеченности разными видами природных ресурсов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной

жизни: для чтения карт различного содержания; для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; для оценки их последствий.

Раздел 5 «Природные условия и ресурсы Ростовской области» (8 часов)

Физико-географические условия Ростовской области

Тектоническое и геологическое строение

Рельеф. Полезные ископаемые

Климат Ростовской области

Внутренние воды

Особенности почвенного покрова Ростовской области

Растительный и животный мир

Знать: основные показатели, характеризующие природно-ресурсный потенциал Ростовской области место в стране: показатели запасов и добычи основных видов природных ресурсов; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически эффективной территории и государственной территории.

Называть: виды и особенности

природных ресурсов (минерально-

сырьевые, земельные, агроклиматические, биологические, водные, рекреационные

и эстетические, ресурсы нетронутой природы); проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала

России; меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов.

Приводить примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния

природных условий и стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; изменения характера воздействия природы на человеческое общество на разных исторических этапах.

Повторение 5 часов



Перечень практических работ

1.Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2.Определение поясного времени для разных пунктов России.

3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

4.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

6.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

7.Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв и оценка их плодородия.


Перечень географических объектов (номенклатура)


Тема «Географическое положение России»

Крайние точки: мыс Флигели (архипелаг Земля Франца Иосифа), мыс Челюскин (полуостров Таймыр), гора Базардюзю (Кавказ), Балтийская коса (Гданьский залив, город Калининград), мыс Дежнёва (Чукотский полуостров). Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро. Проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Финский, Пенжинская губа. Архипелаги и острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Курильские, Сахалин; полуострова: Кольский, Камчатка, Ямал, Таймыр.

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина, Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, горная страна Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: Курская магнитная аномалия (КМА), Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения руд цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

Тема «Климат и агроклиматические ресурсы» Оймякон.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

Реки:Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур; озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал; водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское; подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

Тема «Растительный и животный мир, биологические ресурсы»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.








Календарно - тематическое планирование

курса География. Природа России. Население.

на 2020 -2021 учебный год

Класс __8Г__

Учитель Овсянникова Лилия Петровна__

Общее количество часов на предмет по учебному плану__70__ часов

По __2__часа в неделю, контрольные работы __3__часа, практические работы_11_ часов.

Из них на:

I четверть__18_ часов

II четверть __14_часов

III четверть __22_ часа

IV четверть __16_часов

Учебник: География России. Природа. Население 8 класс авторы: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2018г


Дата

Количество часов

Тема урока

1 четверть

Введение.

1

02.09

1

Введение в курс «География России»

Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России (13 ч)

Географическое положение России (9 ч)

2

04.09

1

Географическое положение и его виды.

3

09.09

1

Размеры территории и природно- географическое положение России

4

11.09

1

Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России

5

16.09

1

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

6

18.09

1

Входной контроль по материалам 7 класса

7

23.09

1

Государственная территория России. Типы российских границ

8

25.09

1

Различия во времени на территории России.

9

30.09

1

Государственное устройство и территориальное деление РФ.

История заселения, освоения и исследования территории России (4ч)

10

02.10

1

Заселение и освоение территории России в 9– 17 вв.

11

07.10

1

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII - XIX вв.

12

09.10

1

Географическое исследование территории России

Раздел 2. Природа России (34ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6ч)

13

14.10

1

Геологическая  история.

14

16.10

1

Развитие земной коры

15

21.10

1

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.


16

23.10

1

Формирование рельефа под воздействием   внешних геологических процессов.

17

28.10

1

Литосфера. Рельеф. Человек

18

30.10

1

Обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

2 четверть

Климат и агроклиматические ресурсы (6ч)

19

11.11

1

Условия формирования климата

20

13.11

1

Движение воздушных масс.

21

18.11

1

Закономерности распределения тепла и влаги. 

22

20.11

1

Климатические пояса и типы климатов. 

23

25.11

1

Климат и человек.

24

27.11

1

Обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы»

Внутренние воды и водные ресурсы (7 ч)

25

02.12

1

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

26

04.12

1

Зависимость речной сети от климата.

27

09.12

1

Озера, болота, ледники, подземные воды.

28

11.12

1

Многолетняя мерзлота

29

16.12

1

Воды и человек. Водные ресурсы.

30

18.12

1

Обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы».

31

23.12

1

Промежуточный контроль по итогам 1 полугодия

Почвы и почвенные ресурсы (4ч)

32

25.12

1

Почва как особое природное образование

3 четверть

33

13.01

1

Главные типы почв и их размещение по территории России. 

34

15.01

1

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

35

20.01

1

Обобщение темы: «Почвы и почвенные ресурсы»

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3ч)

36

22.01

1

Растительный и животный мир.

37

27.01

1

Биологические ресурсы.

38

29.01

1

Обобщение темы «Растительный и животный мир. Биологические  ресурсы».

Природные различия на территории России (10ч)

39

03.02

1

Природные комплексы

40

05.02

1

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

41

10.02

1

Северные безлесные природные зоны

42

12.02

1

Лесные зоны. Тайга

43

17.02

1

Смешанные и широколиственные леса

44

19.02

1

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

45

24.02

1

Высотная поясность.

46

26.02

1

Моря как крупные природные комплексы.

47

03.03

1

Природно-хозяйственное значение российских морей.

48

05.03

1

Особо охраняемые природные территории

России

Раздел 3. Население России (6ч)

49

10.03

1

Численность и воспроизводство населения России.

50

12.03

1

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

51

17.03

1

Этнический и языковой состав населения России. География основных религий.

52

19.03

1

Формы расселения: городска и сельская

53

24.03

1

Размещение населения России. Миграция

54

26.03

1

Занятость населения. Человеческий капитал

4 четверть

Раздел 4. Природный фактор в развитии России (3ч)

55

07.04

1

Влияние природы на развитие общества

56

09.04

1

Природные ресурсы

57

14.04

1

Природно-ресурсный потенциал России.

Раздел 5 «Природные условия и ресурсы Ростовской области ( 8 ч)

58

16.04

1

Физико-географическое положение Ростовской области.

59

21.04

1

Геологическое строение. Рельеф. Полезные ископаемые

60

23.04

1

Климат Ростовской области

61

28.04

1

Гидрография Ростовской области. Охрана вод.

62

30.04

1

Особенности почвенного покрова Ростовской области

63

05.05

1

Растительный и животный мир

64

07.05

1

Охрана и преобразование природы родного края.


65

12.05

1

Обобщающий урок по теме «География Ростовской области»

Повторение 5 часов

66

14.05

1

Повторение темы «Население России»

67

19.05

1

Промежуточный контроль по итогам года

68

21.05

1

Повторение темы «Природные зоны»

69

26.05

1

Повторение темы» Климат»

70

28.05

1

Итоговый урок






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №4

от 25.08.2020 года № 1


____________________

Сычева Т.В.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


_________________________

Воловик Л.И..


25.08.2020 год









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!