СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класса к учебнику Домогацких, Алексеевского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохарьковская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского муниципального района

Воронежской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО естественно-математического цикла

_______/Е.Д. Михайленко/

Протокол №___

от «01» сентября 2015 г.

«Принято»


протокол педсовета №1


от «27» августа 2015 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ Новохарьковская СОШ


________/Н.Н. Мартыненко/

Приказ № 164

от «03» сентября 2015 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«География»

8 КЛАСС

Базовый уровень



Учитель: Н. Н. Мартыненко

Высшая КК












сл. Новохарьковка


2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года.

  • Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.).

  • Образовательной программы основного общего образования МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015-2019 учебные годы. Приказ № 161 от 31.08.15г.

  • Учебного плана МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015- 2016 учебный год.

  • ·      Авторская программа по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2008.

  • Положения МКОУ Новохарьковская СОШ о рабочей программе учителя, осуществляющего обучение по ГОС.

  • соответствует учебнику для 8 класса И.И. Баринова География (природа России), 8 класс, М.: Дрофа, 2011 г.).



Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Природа» – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 8 класса муниципального образовательного учреждения «Хуртэйская средняя общеобразовательная школа». При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 8 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:

География России. Природа – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

Ведущие принципы:

В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

Учет возрастных и психологических особенностей детей:

Курс географии предназначен для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 13-14 лет). Особенности возрастного периода ребенка 13-14 лет характеризуются необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Если школьники еще недавно охотно слушали подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами».

Подросток стремится утвердить свою личность в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность. Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом. Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными.

Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа рассчитана на один учебный год – 70 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.



2. Содержание тем учебного курса

1. Введение. Что изучает физическая география России? Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы. 6 часов.

2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. 6 часов.

3. Климат и климатические ресурсы. Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы. 6 часов.

4. Внутренние воды и водные ресурсы. Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами. 5 часов.

5. Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России. 4 часа.

6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. 4 часа.

7. Природные комплексы России. Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. 7 часов.

8. Крупные природные районы России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 22 часа.

9. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России. 8 часов.



3. Календарно-тематический план


Тема урока

Дата

Содержание

Требования к уровню подготовки

Тип урока

Средства

Домашнее задание

По плану

Фактически

Тема 1. Введение (6 часов)

1.

Что изучает физическая география России? Источники географической информации

02.09


Познакомить учащихся с особенностями предмета. Сформировать представление об особенностях природы России.

Знать: О основах географии России

Изучение нового материала

Карты мира и России (политическая и физическая). справочник

См. в тетрадь

2.

Географическое положение России

07.09


Изучить главные черты географического положения России. Их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.


Определять ФГП России

Изучение нового материала

Физическая карта мира и России.

§ 1. Зад. № 3, 4 на с. 12-13

3.

Моря, омывающие берега России.

09.09


Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Природные ресурсы морей и их экономические проблемы.


Знать: водные ресурсы России

Изучение нового материала

Физическая карта России. Диск.

§ 2

4.

Россия на карте часовых поясов. Время.

14.09


Познакомить с видами времени на территории России. Дать понятие о линии перемены дат.

Знать: о часовых поясах на территории страны


Физическая и политико-административная карта России. Глобус. Карточки с заданиями.

§ 3 вопр. 1-8

5.

Как осваивали и изучали территорию России Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы

16.09


Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России в XVIII – XIX вв.

Знать: фамилии главных первопроходцев Знать: фамилии ученых и путешес твенников

Изучение нового материала

Физическая карта России, контурные карты.

§ 4 по рис. 8.9 описать путь одного из путешественников

Тема 2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (6 часов)

6.

Особенности геологического строения и тектонических структур Рельеф России

21.09


Сформировать представление о науках, изучающих земную кору. Геохронологическая таблица. Геологическое летоисчисление.

Уметь работать с геохронологической таблицей

Изучение нового материала

Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица

§ 6

7.

Особенности геологического строения и тектонических структур

25.09


Сформировать представление о науках, изучающих земную кору. Геохронологическая таблица. Геологическое летоисчисление.

Уметь работать с геохронологической таблицей

Изучение нового материала

Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица

§ 6

8.

Минеральные ресурсы России

30.09


Сформировать представление о составе полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Связь между полезными ископаемыми. Рельефом и тектоническими структурами.

Определять взаимосвязи полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами


Комбинированный урок

Физическая и тектоническая карты, коллекция полезных ископаемых.

§ 7

вопросы

задания

9

Развитие форм рельефа

05.10


Показать непрерывность развития рельефа. Стихийные явления.

Различать причины формирования рельефа

Комбинированный урок

Физическая карта России. Справочный материал

§ 8

10

Стихийные природные явления, происходящие в литосфере

07.10


Дать представление об оползнях, селях обвалах, вулканизме, землетрясении

Знать основные стихийные явления в литосфере

Изучение нового материала

Физическая и тектоническая карты


11

Контроль знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы»

12.10


Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков



Тема 3. Климат и климатические ресурсы (6 часов)

12

Факторы, влияющие на климат России

14.10


Познакомить с основными факторами: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс.

Анализировать факторы, влияющие на климат России

Изучение нового материала

Климатическая карта России. Таблицы.

§ 9

13

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

19.10


Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Главные черты климата России.

Знать атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Изучение нового материала

Климатическая и физическая карты России. Таблицы, схемы

§ 10

14

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

21.10


Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Испаряемость и коэффициент увлажнения.

Определять: элементы и факторы климата

Изучение нового материала

Климатическая и физическая карты России.

таблица

15

Типы климатов России

26.10


Познакомить с основными типами климата России.

Определять климатические пояса территории

Изучение нового материала

Карты: «Типы климатов России», «Воздушные массы».

§ 10, вопросы на с. 67

16

Климат и человек. Климатические ресурсы.

26.10


Расширить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Неблагоприятные климатические явления и причины их возникновения. Причины экологических проблем. Агроклиматические ресурсы.


Анализировать: влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Комбинированный урок

Физическая и климатическая карты.

§ 11. См. в тетрадь

17

Контроль знаний по теме «Климат и климатические ресурсы»

28.10


Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков






Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

18

Реки России.

09.11


Расширить представление о различных видах вод суши и их размещении на территории России Особенности рек России. Уклон, падение реки.


Различать свойства рек России

Комбинированный урок

Физическая карта России.

§ 12

19

Озера, болота, подземные воды

11.11


Расширить знания о происхождении озерных котловин. Типы болот и причины их происхождения.

Определять особенности размещения, происхождения

Комбинированный урок

Физическая карта России.

§ 13

20

Ледники, многолетняя мерзлота.

18.11


Расширить знания о ледниках и многолетней мерзлоте Особенности размещения, происхождения.

Определять особенности размещения, происхождения

Комбинированный урок

Физическая карта России.

§ 13, вопрос, сообщения

21

Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.

18.11


Систематизировать знания о роли воды. Оценка водных ресурсов России

Знать о обеспеченности водными ресурсами

Изучение нового материала

Физическая карта России.

§ 14

22

Контроль знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

23.11


Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков



Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

23

Образование почв и их разнообразие

25.11


Сформировать понятие «почва». Почвы России. Создание почвоведения.

Виды почв

Изучение нового материала

Почвенная и физическая карта России

§ 15 вопросы

24

Закономерности распределения почв.

30.11


Выяснить главные закономерности распределения почв на территории России

Знать об основных почвообразованиях

Изучение нового материала

Почвенная и физическая карта России

§ 16 см. в тетрадь

25

Почвенные ресурсы России

02.12


Установить закономерности использования почв. Пути повышения плодородия.

Выявлять закономерности использования почв, пути повышения плодородия


Изучение нового материала

Почвенная и физическая карта России

§ 17

26

Контроль знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

07.12


Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков




Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа)

27

Растительный и животный мир России

09.12


Расширить знания о: Типы растительности и взаимосвязь растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Распространение типичных представителей животного мира и приспособление их к среде обитания.

Понимать: о типах растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами.

Изучение нового материала

Карта растительности и физическая карта России

§ 18 подготовить сообщение

28

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

14.12


Углубить представление о роли растений и животных в жизни человека. Дать определение основным понятиям темы.

Понимать: роль растений и животных в жизни человека

Изучение нового материала

Карта растительности и физическая карта России

§ 19

29

Природно-ресурсный потенциал России

16.12


Сформировать понятия: «природные ресурсы», «природные условия»

Оценивать природно-ресурсный потенциал России

Комбинированный урок

Карта животного мира и физическая карта России

§ 20

30

Контроль знаний по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

21.12


Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков



Тема 7. Природные комплексы России. (7 часов)

31

Природное районирование.

23.12


Сформировать понятия: Природный комплекс. Ландшафт. ПТК.

Знать о разнообразие ПК России

Изучение нового материала

Диск.

§ 21

32

Моря, как крупные природные комплексы.

28.12


Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Взаимосвязь между компонентами моря.

Знать основные компоненты морей

Комбинированный урок

Физическая карта России. Диск.

§ 22

33

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.



Дать знания о природные зонах России. Природные комплексы севера России. Хозяйственное использование ресурсов природных зон

Знать о природных зонах России

Изучение нового материала

Таблица «Природные зоны России». Диск. Гербарии.

§ 23

34

Лесные зоны России



Изучить леса России. Взаимосвязь компонентов природы в лесной зоне России.

Различать свойства лесных массивов

Изучение нового материала

Физическая карта России Таблица «Природные зоны России». Гербарий.

§ 24

35

Безлесные зоны на юге России.



Изучить особенности компонентов безлесных зон на юге России. Степи и полупустыни.

Различать свойства безлесных зон на юге России

Изучение нового материала

Физическая карта России Таблица «Природные зоны России». Гербарий.

§ 25

36

Высотная поясность.



Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Высотная поясность. Обзор гор.

Определять факторы влияющие на высотную зональность


Изучение нового материала

Физическая карта России Таблица «Природные зоны России». Диск.

§ 26

37

Контроль знаний по теме «Природные комплексы России»



Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков



Тема 8. Крупные природные районы России (22 часа)

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина.



Формировать представление об особенностях природного района – Русской равнины. Природа и ресурсы Русской равнины. ПТК равнины.

Знать: особенности Русской равнины

Изучение нового материала

Физическая, климатическая карта России Таблица «Природные зоны России»

§ 27

39

Природные комплексы Русской равнины.



Углубить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины.

Определять природные комплексы Русской равнины

Комбинированный урок

Физическая, климатическая карта России Таблица «Природные зоны России». Гербарий.

§ 28

40

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования



Углубить и расширить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины. Проблемы.

Знать о проблемах рационального использования природных ресурсов

Изучение нового материала

Физическая, тектоническая карта России Таблица «Природные зоны России». Диск.

§ 29, дополнительные задания

41

Кавказ



Создать образ Кавказских гор: рельеф, климат, высотная поясность

Знать главные особенности гор Кавказа

Изучение нового материала

Физическая, климатическая карта Кавказа. Таблица «Природные зоны России». Диск

§ 30, сообщения

42

Природные комплексы Северного Кавказа.



Закрепить и углубить знания о природных условиях Кавказа.


Комбинированный урок

Физическая, климатическая карта России

§ 31

43

Урал



Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала.

Знать главные особенности гор

Изучение нового материала

Физическая, климатическая, тектоническая карта России, Урала.

§ 32, вопросы

44

Своеобразие природы Урала.



Продолжить знакомство с особенностями природы Урала.

Определять природные зоны Урала

Изучение нового материала

Физическая карта Урала

§ 33

45

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.



Познакомить с наиболее интересными объектами Урала.

Знать о экологических проблемах Урала


Изучение нового материала

Физическая карта России и Урала.

§ 34, вопросы, работа по к/картам

46

Западная Сибирь



Сформировать представление об особенностях рельефа, геологическом строении, о водах, климате.

Знать об особенностях Западно-Сибирской низменности


Изучение нового материала

Физическая, климатическая, тектоническая карта России

§ 35, вопросы, сообщения

47

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения.



Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири и их освоении.

Знать о проблемах рационального использования природных ресурсов


Комбинированный урок

Физическая карта России

§ 36, вопросы

48

Условия работы и быта человека в западной Сибири



Закрепить знания о природных условиях и ресурсах Западной Сибири

Знать о проблемах использования природных богатств

Комбинированный урок

Физическая, климатическая, тектоническая карта России

См. в тетерадь

49

Восточная Сибирь



Изучить особенности: ГП, геологического строения рельефа. Суровость природы.

Знать главные особенности региона

Изучение нового материала

Физическая, климатическая, тектоническая карта России

§ 37, вопросы, сообщения

50

Природные комплексы Восточной Сибири.



Закрепить знания о природе ВС, вечной мерзлоте.

Определять природные зоны ВС

Изучение нового материала

Физическая, климатическая, тектоническая карта России, зон ВС

§ 38, 3 вопроса к параграфу, сообщения

51

Жемчужина Сибири – Байкал.



Раскрыть уникальность природы озера. Причины уникальности. История открытия.

Знать главное о великом озере

Изучение нового материала

Физическая карта России. Карта гор юга Сибири, презентация

§ 39, 5 вопросов

52

Байкал



Закрепить знания об озере Байкал

Проверить знания по теме

Оценка знаний, умений и навыков

Физическая карта России. Карта гор юга Сибири

§ 39, составить кроссворд

53

Пояс гор Южной Сибири



Сформировать представление о составе, происхождении гор ЮС.

Знать главные особенности региона

Изучение нового материала

Физическая карта России. Карта гор юга Сибири

повторить

54

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.



Познакомить с природными ресурсами ВС, проблемы их освоения. Наиболее интересные объекты.

Знать о проблемах рационального использования природных ресурсов

Комбинированный урок

Физическая, климатическая карта России, карта природных зон

§ 40, повторить

55

Дальний Восток: край контрастов.



Сформировать представление об особенностях природы ДВ. История открытия, исследования и заселения.

Знать главные особенности региона

Изучение нового материала

Физическая, климатическая, тектоническая карта России Физическая карта ДВ


§ 41, сообщения

56

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.



Расширить и углубить знания об уникальной природе ДВ. ПТК ДВ.

Определять природные комплексы ДВ

Комбинированный урок

Физическая карта России и ДВ. Диск.

§ 42, провести сравнения объектов

57

Природные ресурсы Дальнего Востока.



Рассмотреть природные ресурсы ДВ – виды, размещение, возможность использования.

Знать о природных ресурсах ДВ

Изучение нового материала

Физическая, климатическая карта России и ДВ. Зоогеографическая карта


§ 43

58

Природные комплексы России



Описание природного комплекса России с использованием карт, текстов учебника.

Определять природные комплексы

Комбинированный урок

Физическая, климатическая, тектоническая, природных зон, растительности карта России


Повторить материал

59

Контроль знаний по теме «Крупные природные районы России»






Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков

Физическая, климатическая карты России


Тема 9. Человек и природа (8 часов)

60

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека



Обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Знать о природных условиях, влияющих на жизнь человека

Комбинированный урок

Физическая, климатическая карты России

§ 44, сообщения

61

Стихийные природные явления.



Сформировать и углубить знания и представления о стихийных явлениях, стихийных бедствиях. Причины, вызывающие стихийные явления и меры борьбы с ними.

Основные стихийные явления

Комбинированный урок

Физическая карта России, диск, таблички

См. в тетрадь

62

Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов.



Формировать представление о видах природных ресурсов. Влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Знать о влиянии человека на природу

Обобщение и систематизация

Физическая карта России. Презентация.

§ 45

63

Объекты всемирного природного и культурного наследия в России



Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.

Знать: заповедники, заказники, национальна парки, памятники природы.

Изучение нового материала

Физическая карта России. Презентация.

См. в тетрадь

64

Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека



Сформировать представление о рациональном природопользовании.

Знать: рациональное и нерациональное природопользование

Комбинированный урок

Физическая карта России, схемы, таблицы

§ 46

65

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.



Систематизировать знания об антропогенных воздействиях на природную среду.

Знать о экологических проблемах России

Изучение нового материала


§ 47, повторение пройденной темы

66

Контроль знаний по теме «Человек и природа»



Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков



67

Обобщение знаний по пройденному курсу



Обобщение знаний по пройденному материалу


Совершенствование знаний, умений и навыков



68

Итоговый урок по курсу «Физическая география России»



Закрепление знаний и умений


Учет и оценка знаний, умений и навыков



69-70

Повторение












4. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.




5. Перечень учебно-методического обеспечения:


    1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.

    2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М. : «ВАКО», 2007.

    3. О.В. Антушева. География России. Природа. Поурочные разработки. 8 класс. – Волгоград: «Учитель», 2007.

    4. Асонова Г. С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР (Из опыта работы). - М.: Просвещение 1974.

    5. Баринова И И, РОМ В. Я. География России. 8 - 9 кл.: метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.

    6. Батuй Ю. Ю., Донец Л. М. Элементы программирования на уроках географии. - Минск, 1972.

    7. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии России. 8 кл.: кн. для учителя: (Из опыта работы).- М.: Просвещение, 1997.

    8. Богданова А. А. Уроки географии. 7 кл.: пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, J 985.

    9. Ермошкина А. С. Уроки географии. 8 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

    10. Карпов Г. В., Соловьев А. И Хрестоматия по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1974.

    11. Козлов И В. По родной стране: книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1974.

    12. Лисенкова Г. Я. и др. Тематическое планирование по географии. - М.: Просвещение, 1989.

    13. Номенклатурный материал по курсам географии общеобразовательной средней школы // География в школе. - 2000. - N2 7. - С. 48 - 50.

    14. Пармузин Ю. П, Карпов Г. В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994.

    15. Планируемые результаты обучения по географии для общеобразовательной школы // География в школе. - 1997. - N2 4. - С.12-14.

    16. По родной стране: кн. для чтения по физ. географии СССР для учащихся 7 кл. сред. шк. / сост. А. А. Шибанова. - М.: Просвещение, 1986.

    17. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2002.

    18. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2002.

    19. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 - 1 О классы: метод. пособие. - М. Дрофа, 1996.

    20. Сиротин В. И География России. Природа. Население. 8 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2001.




Оборудование

  1. Физическая карта полушарий

  2. Плотность населения России

  3. Физические карты: Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

  4. Природа России.

  5. Почвенная карта России

  6. Пищевая промышленность

  7. Зоогеографическая карта России.

  8. Карты мира и России (политическая и физическая).

  9. Политико-административная карта России

  10. Тектоническая, геологическая карты России

  11. Климатическая карта России.

  12. Карта растительности

  13. Таблица «Природные зоны России».

  14. Интерактивные уроки. КиМ. География 8 класс.

  15. Раздаточный материал, карточки, гербарий, презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых


4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!