Учитель: Н. Н. Мартыненко
сл. Новохарьковка
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
География России. Природа – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
Курс географии предназначен для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 13-14 лет). Особенности возрастного периода ребенка 13-14 лет характеризуются необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Если школьники еще недавно охотно слушали подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами».
Подросток стремится утвердить свою личность в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность. Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом. Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными.
Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 70 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
№ | Тема урока | Дата | Содержание | Требования к уровню подготовки | Тип урока | Средства | Домашнее задание |
По плану | Фактически |
Тема 1. Введение (6 часов) |
1. | Что изучает физическая география России? Источники географической информации | 02.09 | | Познакомить учащихся с особенностями предмета. Сформировать представление об особенностях природы России. | Знать: О основах географии России | Изучение нового материала | Карты мира и России (политическая и физическая). справочник | См. в тетрадь |
2. | Географическое положение России | 07.09 | | Изучить главные черты географического положения России. Их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. | Определять ФГП России | Изучение нового материала | Физическая карта мира и России. | § 1. Зад. № 3, 4 на с. 12-13 |
3. | Моря, омывающие берега России. | 09.09 | | Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Природные ресурсы морей и их экономические проблемы. | Знать: водные ресурсы России | Изучение нового материала | Физическая карта России. Диск. | § 2 |
4. | Россия на карте часовых поясов. Время. | 14.09 | | Познакомить с видами времени на территории России. Дать понятие о линии перемены дат. | Знать: о часовых поясах на территории страны | | Физическая и политико-административная карта России. Глобус. Карточки с заданиями. | § 3 вопр. 1-8 |
5. | Как осваивали и изучали территорию России Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы | 16.09 | | Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России в XVIII – XIX вв. | Знать: фамилии главных первопроходцев Знать: фамилии ученых и путешес твенников | Изучение нового материала | Физическая карта России, контурные карты. | § 4 по рис. 8.9 описать путь одного из путешественников |
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (6 часов) |
6. | Особенности геологического строения и тектонических структур Рельеф России | 21.09 | | Сформировать представление о науках, изучающих земную кору. Геохронологическая таблица. Геологическое летоисчисление. | Уметь работать с геохронологической таблицей | Изучение нового материала | Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица | § 6 |
7. | Особенности геологического строения и тектонических структур | 25.09 | | Сформировать представление о науках, изучающих земную кору. Геохронологическая таблица. Геологическое летоисчисление. | Уметь работать с геохронологической таблицей | Изучение нового материала | Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица | § 6 |
8. | Минеральные ресурсы России | 30.09 | | Сформировать представление о составе полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Связь между полезными ископаемыми. Рельефом и тектоническими структурами. | Определять взаимосвязи полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами | Комбинированный урок | Физическая и тектоническая карты, коллекция полезных ископаемых. | § 7 вопросы задания |
9 | Развитие форм рельефа | 05.10 | | Показать непрерывность развития рельефа. Стихийные явления. | Различать причины формирования рельефа | Комбинированный урок | Физическая карта России. Справочный материал | § 8 |
10 | Стихийные природные явления, происходящие в литосфере | 07.10 | | Дать представление об оползнях, селях обвалах, вулканизме, землетрясении | Знать основные стихийные явления в литосфере | Изучение нового материала | Физическая и тектоническая карты | |
11 | Контроль знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы» | 12.10 | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 3. Климат и климатические ресурсы (6 часов) |
12 | Факторы, влияющие на климат России | 14.10 | | Познакомить с основными факторами: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс. | Анализировать факторы, влияющие на климат России | Изучение нового материала | Климатическая карта России. Таблицы. | § 9 |
13 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | 19.10 | | Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Главные черты климата России. | Знать атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | Изучение нового материала | Климатическая и физическая карты России. Таблицы, схемы | § 10 |
14 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | 21.10 | | Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Испаряемость и коэффициент увлажнения. | Определять: элементы и факторы климата | Изучение нового материала | Климатическая и физическая карты России. | таблица |
15 | Типы климатов России | 26.10 | | Познакомить с основными типами климата России. | Определять климатические пояса территории | Изучение нового материала | Карты: «Типы климатов России», «Воздушные массы». | § 10, вопросы на с. 67 |
16 | Климат и человек. Климатические ресурсы. | 26.10 | | Расширить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Неблагоприятные климатические явления и причины их возникновения. Причины экологических проблем. Агроклиматические ресурсы. | Анализировать: влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека | Комбинированный урок | Физическая и климатическая карты. | § 11. См. в тетрадь |
17 | Контроль знаний по теме «Климат и климатические ресурсы» | 28.10 | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов) |
18 | Реки России. | 09.11 | | Расширить представление о различных видах вод суши и их размещении на территории России Особенности рек России. Уклон, падение реки. | Различать свойства рек России | Комбинированный урок | Физическая карта России. | § 12 |
19 | Озера, болота, подземные воды | 11.11 | | Расширить знания о происхождении озерных котловин. Типы болот и причины их происхождения. | Определять особенности размещения, происхождения | Комбинированный урок | Физическая карта России. | § 13 |
20 | Ледники, многолетняя мерзлота. | 18.11 | | Расширить знания о ледниках и многолетней мерзлоте Особенности размещения, происхождения. | Определять особенности размещения, происхождения | Комбинированный урок | Физическая карта России. | § 13, вопрос, сообщения |
21 | Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами. | 18.11 | | Систематизировать знания о роли воды. Оценка водных ресурсов России | Знать о обеспеченности водными ресурсами | Изучение нового материала | Физическая карта России. | § 14 |
22 | Контроль знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | 23.11 | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (4 часа) |
23 | Образование почв и их разнообразие | 25.11 | | Сформировать понятие «почва». Почвы России. Создание почвоведения. | Виды почв | Изучение нового материала | Почвенная и физическая карта России | § 15 вопросы |
24 | Закономерности распределения почв. | 30.11 | | Выяснить главные закономерности распределения почв на территории России | Знать об основных почвообразованиях | Изучение нового материала | Почвенная и физическая карта России | § 16 см. в тетрадь |
25 | Почвенные ресурсы России | 02.12 | | Установить закономерности использования почв. Пути повышения плодородия. | Выявлять закономерности использования почв, пути повышения плодородия | Изучение нового материала | Почвенная и физическая карта России | § 17 |
26 | Контроль знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | 07.12 | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа) |
27 | Растительный и животный мир России | 09.12 | | Расширить знания о: Типы растительности и взаимосвязь растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Распространение типичных представителей животного мира и приспособление их к среде обитания. | Понимать: о типах растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. | Изучение нового материала | Карта растительности и физическая карта России | § 18 подготовить сообщение |
28 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 14.12 | | Углубить представление о роли растений и животных в жизни человека. Дать определение основным понятиям темы. | Понимать: роль растений и животных в жизни человека | Изучение нового материала | Карта растительности и физическая карта России | § 19 |
29 | Природно-ресурсный потенциал России | 16.12 | | Сформировать понятия: «природные ресурсы», «природные условия» | Оценивать природно-ресурсный потенциал России | Комбинированный урок | Карта животного мира и физическая карта России | § 20 |
30 | Контроль знаний по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 21.12 | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 7. Природные комплексы России. (7 часов) |
31 | Природное районирование. | 23.12 | | Сформировать понятия: Природный комплекс. Ландшафт. ПТК. | Знать о разнообразие ПК России | Изучение нового материала | Диск. | § 21 |
32 | Моря, как крупные природные комплексы. | 28.12 | | Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Взаимосвязь между компонентами моря. | Знать основные компоненты морей | Комбинированный урок | Физическая карта России. Диск. | § 22 |
33 | Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. | | | Дать знания о природные зонах России. Природные комплексы севера России. Хозяйственное использование ресурсов природных зон | Знать о природных зонах России | Изучение нового материала | Таблица «Природные зоны России». Диск. Гербарии. | § 23 |
34 | Лесные зоны России | | | Изучить леса России. Взаимосвязь компонентов природы в лесной зоне России. | Различать свойства лесных массивов | Изучение нового материала | Физическая карта России Таблица «Природные зоны России». Гербарий. | § 24 |
35 | Безлесные зоны на юге России. | | | Изучить особенности компонентов безлесных зон на юге России. Степи и полупустыни. | Различать свойства безлесных зон на юге России | Изучение нового материала | Физическая карта России Таблица «Природные зоны России». Гербарий. | § 25 |
36 | Высотная поясность. | | | Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Высотная поясность. Обзор гор. | Определять факторы влияющие на высотную зональность | Изучение нового материала | Физическая карта России Таблица «Природные зоны России». Диск. | § 26 |
37 | Контроль знаний по теме «Природные комплексы России» | | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 8. Крупные природные районы России (22 часа) |
38 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | | | Формировать представление об особенностях природного района – Русской равнины. Природа и ресурсы Русской равнины. ПТК равнины. | Знать: особенности Русской равнины | Изучение нового материала | Физическая, климатическая карта России Таблица «Природные зоны России» | § 27 |
39 | Природные комплексы Русской равнины. | | | Углубить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины. | Определять природные комплексы Русской равнины | Комбинированный урок | Физическая, климатическая карта России Таблица «Природные зоны России». Гербарий. | § 28 |
40 | Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования | | | Углубить и расширить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины. Проблемы. | Знать о проблемах рационального использования природных ресурсов | Изучение нового материала | Физическая, тектоническая карта России Таблица «Природные зоны России». Диск. | § 29, дополнительные задания |
41 | Кавказ | | | Создать образ Кавказских гор: рельеф, климат, высотная поясность | Знать главные особенности гор Кавказа | Изучение нового материала | Физическая, климатическая карта Кавказа. Таблица «Природные зоны России». Диск | § 30, сообщения |
42 | Природные комплексы Северного Кавказа. | | | Закрепить и углубить знания о природных условиях Кавказа. | | Комбинированный урок | Физическая, климатическая карта России | § 31 |
43 | Урал | | | Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. | Знать главные особенности гор | Изучение нового материала | Физическая, климатическая, тектоническая карта России, Урала. | § 32, вопросы |
44 | Своеобразие природы Урала. | | | Продолжить знакомство с особенностями природы Урала. | Определять природные зоны Урала | Изучение нового материала | Физическая карта Урала | § 33 |
45 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. | | | Познакомить с наиболее интересными объектами Урала. | Знать о экологических проблемах Урала | Изучение нового материала | Физическая карта России и Урала. | § 34, вопросы, работа по к/картам |
46 | Западная Сибирь | | | Сформировать представление об особенностях рельефа, геологическом строении, о водах, климате. | Знать об особенностях Западно-Сибирской низменности | Изучение нового материала | Физическая, климатическая, тектоническая карта России | § 35, вопросы, сообщения |
47 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. | | | Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири и их освоении. | Знать о проблемах рационального использования природных ресурсов | Комбинированный урок | Физическая карта России | § 36, вопросы |
48 | Условия работы и быта человека в западной Сибири | | | Закрепить знания о природных условиях и ресурсах Западной Сибири | Знать о проблемах использования природных богатств | Комбинированный урок | Физическая, климатическая, тектоническая карта России | См. в тетерадь |
49 | Восточная Сибирь | | | Изучить особенности: ГП, геологического строения рельефа. Суровость природы. | Знать главные особенности региона | Изучение нового материала | Физическая, климатическая, тектоническая карта России | § 37, вопросы, сообщения |
50 | Природные комплексы Восточной Сибири. | | | Закрепить знания о природе ВС, вечной мерзлоте. | Определять природные зоны ВС | Изучение нового материала | Физическая, климатическая, тектоническая карта России, зон ВС | § 38, 3 вопроса к параграфу, сообщения |
51 | Жемчужина Сибири – Байкал. | | | Раскрыть уникальность природы озера. Причины уникальности. История открытия. | Знать главное о великом озере | Изучение нового материала | Физическая карта России. Карта гор юга Сибири, презентация | § 39, 5 вопросов |
52 | Байкал | | | Закрепить знания об озере Байкал | Проверить знания по теме | Оценка знаний, умений и навыков | Физическая карта России. Карта гор юга Сибири | § 39, составить кроссворд |
53 | Пояс гор Южной Сибири | | | Сформировать представление о составе, происхождении гор ЮС. | Знать главные особенности региона | Изучение нового материала | Физическая карта России. Карта гор юга Сибири | повторить |
54 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | | | Познакомить с природными ресурсами ВС, проблемы их освоения. Наиболее интересные объекты. | Знать о проблемах рационального использования природных ресурсов | Комбинированный урок | Физическая, климатическая карта России, карта природных зон | § 40, повторить |
55 | Дальний Восток: край контрастов. | | | Сформировать представление об особенностях природы ДВ. История открытия, исследования и заселения. | Знать главные особенности региона | Изучение нового материала | Физическая, климатическая, тектоническая карта России Физическая карта ДВ | § 41, сообщения |
56 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | | | Расширить и углубить знания об уникальной природе ДВ. ПТК ДВ. | Определять природные комплексы ДВ | Комбинированный урок | Физическая карта России и ДВ. Диск. | § 42, провести сравнения объектов |
57 | Природные ресурсы Дальнего Востока. | | | Рассмотреть природные ресурсы ДВ – виды, размещение, возможность использования. | Знать о природных ресурсах ДВ | Изучение нового материала | Физическая, климатическая карта России и ДВ. Зоогеографическая карта | § 43 |
58 | Природные комплексы России | | | Описание природного комплекса России с использованием карт, текстов учебника. | Определять природные комплексы | Комбинированный урок | Физическая, климатическая, тектоническая, природных зон, растительности карта России | Повторить материал |
59 | Контроль знаний по теме «Крупные природные районы России» | | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | Физическая, климатическая карты России | |
Тема 9. Человек и природа (8 часов) |
60 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | | | Обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Знать о природных условиях, влияющих на жизнь человека | Комбинированный урок | Физическая, климатическая карты России | § 44, сообщения |
61 | Стихийные природные явления. | | | Сформировать и углубить знания и представления о стихийных явлениях, стихийных бедствиях. Причины, вызывающие стихийные явления и меры борьбы с ними. | Основные стихийные явления | Комбинированный урок | Физическая карта России, диск, таблички | См. в тетрадь |
62 | Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. | | | Формировать представление о видах природных ресурсов. Влияние человеческой деятельности на природные комплексы. | Знать о влиянии человека на природу | Обобщение и систематизация | Физическая карта России. Презентация. | § 45 |
63 | Объекты всемирного природного и культурного наследия в России | | | Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. | Знать: заповедники, заказники, национальна парки, памятники природы. | Изучение нового материала | Физическая карта России. Презентация. | См. в тетрадь |
64 | Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека | | | Сформировать представление о рациональном природопользовании. | Знать: рациональное и нерациональное природопользование | Комбинированный урок | Физическая карта России, схемы, таблицы | § 46 |
65 | Экологические проблемы и экологическая ситуация в России. | | | Систематизировать знания об антропогенных воздействиях на природную среду. | Знать о экологических проблемах России | Изучение нового материала | | § 47, повторение пройденной темы |
66 | Контроль знаний по теме «Человек и природа» | | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
67 | Обобщение знаний по пройденному курсу | | | Обобщение знаний по пройденному материалу | | Совершенствование знаний, умений и навыков | | |
68 | Итоговый урок по курсу «Физическая география России» | | | Закрепление знаний и умений | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
69-70 | Повторение | | | | | | | |