СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 9 класс. Алексеев, Николина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Амаранская средняя общеобразовательная школа»

Ромненский район Амурская область







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Разумова Анжела Андреевна

Ф.И.О.педагога


география

Название предмета


для 9 класса

класс


на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка


  1. Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - Москва "Просвещение"

Нормативно-правовая основа рабочей программы

1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413

3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.

4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ

5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год

6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .

7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи изучения географии 9 класса:

  • способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  • формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;

  • служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;

  • развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;

  • способствовать формированию картографической грамотности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии обучающий должен

знать/понимать

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.

Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ -17.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



Раздел 1. Россия на карте мира (5 часов)

Экономико-географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географи­ческого положения России. Сравнение географического положения России с положением других государств.

Границы России, Государственные границы России, их виды. Мор­ские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Феде­рации.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Фе­деральные округа.

Практические работы.

•   Границы, соседи России.    

           

Раздел 2. Человек и природа(5 часов)

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон и хозяйственного значения её природных условий. Природные условия, природные ресурсы; исчерпаемые, неисчерпаемые, адаптация, рекреационные ресурсы, мелиорация.

Районы размещения природных ресурсов по территории России и возможности их использования.



Раздел 3. Население России (12 часов)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные по­казатели, характеризующие население страны и ее отдельных тер­риторий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие. Продолжительность жизни мужского и женского на­селения.

Народы и религии России. Россия — многонациональное го­сударство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отноше­ний. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические осо­бенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы

•   Изучение и анализ таблиц, характеризующих численность населения.



Раздел 4. Хозяйство России (19 часов)

Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Предприятие — пер­вичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения пред­приятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в эко­номике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хо­зяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельс­кохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отрас­лей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее нацио­нального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль рос­сийской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневос­точного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы

•   Анализ экономических карт для определения типов терри­ториальной структуры хозяйства.

•   Группировка отраслей по различным показателям.

•   Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и пер­спектив его рационального использования.

•   Определение по картам основных районов выращивания зер­новых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Фак­торы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Маши­ностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, осо­бенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комп­лексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяй­стве. Факторы размещения предприятий, особенности геогра­фии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесопе­рерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении на­селения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важ­нейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и техно­полисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном 26обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы

- Описание районов добычи угля, газа, нефти.

- Размещение черной и цветной металлургии

- Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

- Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.



Раздел 5. Крупные регионы России (21 час)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, спе­цифика расселения, национальный состав, традиции и культура. Го­рода. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем рай­она, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, спе­цифика расселения, национальный состав, традиции и культура. Го­рода. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем рай­она, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы

•   Моделирование вариантов нового районирования России.

•   Составить промышленные связи Центрального района с другими районами.

•   Сравнить географическое положение Москвы и Санкт-Петербурга.

• Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерского района



Раздел 6. Россия в мире (3 часа)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия



Раздел 7. Хозяйство и население Амурской области (3 часа)

Определение особенностей географического положения терри­тории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры наро­дов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География», 9 класс ( 68 часов в год, 2 часа в неделю)

Дата

Тема

Дата

Требования к уровню подготовки

Практические работы


Регионы России 12 ч

1


Учимся с "Полярной звездой" (1)




2


Районирование России




3


Административно- территориальное устройство России


Уметь объяснять значение административно-территориального устройства России.

Практическая работа №1 Характеристика географического района.

4


Учимся с "Полярной звездой" (3)



Практическая работа №2 Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков.

5


Великие равнины России- Восточно-Европейская и Западно-Сибирская


Уметь определять особенности географического положения состав и особенности природы и природных объектов; объяснять зависимость природы от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера


6


Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири


Рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и


7


Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь


Животного мира территории; характеризовать и оценивать природные


8


Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток



Условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека


9


Экологическая ситуация в России


Уметь объяснять значение природы в жизни человека; роль географической науки в рациональном природопользовании;


10


Экологическая безопасность России


Составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России ; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы


11


Учимся с "Полярной звездой" (3)



Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати

12


Тест по теме "Регионы России"





Европейская Россия 36 ч


Тема 1. Центральная Россия 10 ч


13


Пространство Центральной России


Оценивать ЭГП Центральной России, природно-ресурсную базу, центры хозяйственной специализации района.

Практическая работа №4 Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа

14


Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России


Оценивать ЭГП Центральной России, природно-ресурсную базу, центры хозяйственной специализации района.


15


Центральная Россия: освоение территории и население




16


Центральный район


Оценивать влияния природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства


17


Волго - Вятский район



Составлять описание и характеристики. Положительное отрицатель-


18


Центрально- Черноземный район


-ное влияние географического положения.


19


Учимся с "Полярной звездой" (4)



Практическая работа №5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

20


Москва и Подмосковье



Пр. раб № 5 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования


21


Учимся с "Полярной звездой" (5)




22


Обобщение темы Центральная Россия. Тест





Тема 2. Северо - Запад 5 ч

23


Пространство Северо-Запада


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения.


24


Северо-Запад: хозяйство "окно в Европу"


Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство.


25


Северо-Запад: хозяйство




26


Санкт-Петербург – вторая столица России



Пр. раб. №6 Подготовка сообщения « Санкт- Петербург в системе мировых культурных ценностей»

27


Учимся с "Полярной звездой" (6)





Тема 3. Европейский Север 5 ч

28


Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной звездой" (6)


Оценивать влияния природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства



29


Европейский Север: освоение территории и население




30


Европейский Север: хозяйство и проблемы.


Составлять описание и характеристики. Положительное отрицатель-

-ное влияние географического положения.

Пр. раб. №7 Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт

31


Учимся с "Полярной звездой" (7)



Пр. раб. №8 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района

32


Обобщение темы Европейский Север. Тест





Тема 4. Северный Кавказ 5 ч

33


Пространство Северного Кавказа


Уметь объяснять значение природы в жизни человека; роль географической науки в рациональном природопользовании;

Составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России;


34


Северный Кавказ: освоение территории и население




35


Северный Кавказ: хозяйство и проблемы


выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Практическая работа №9 Оценка природно- ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт

36


Учимся с "Полярной звездой" (8)



Практическая работа №10 Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа

37


Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест





Тема 5. Поволжье 5 ч


38


Пространство Поволжья


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения


39


Поволжье: освоение территории и население




40


Поволжье: хозяйство и проблемы


Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы, статистические материалы. Решать практические и познавательные задачи.

Практическая работа № 11 Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства

41


Учимся с "Полярной звездой" (9)




42


Обобщение темы Поволжья. Тест





Тема 6. Урал 6 ч

43


Пространство Урала


Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство.

Практическая работа № 12 Оценка ресурсов региона

44


Урал: освоение территории и население




45


Население и города. Уровень урбанизации


Определять влияние окружающей среды на формирование культуры народов


46


Современное хозяйство и проблемы Урала


Знать размещение районов разной специализации ,центров производства важнейших видов продукции.


47


Анализ ситуации "Специфика проблем Урала"



Практическая работа №13 Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала

48


Обобщение темы Урал. Тест





Азиатская Россия 21 ч


Тема 7. Сибирь 9 ч


49


Пространство Сибири


Определять географическое положение региона


50


Сибирь: освоение территории и население




51


Сибирь: хозяйство


Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства


52


Западная Сибирь


Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов.

Практическая работа №14 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири

53


Восточная Сибирь


Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Пр. раб. №15 Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт)

54


Озеро Байкал - объект Всемирного наследия


Формирование представления об озере Байкал как своеобразном природном комплексе; Установить его значение

Пр. раб. №16 Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт

55


Крупные города Западной и Восточной Сибири




56


Учимся с "Полярной звездой" (11)




57


Обобщение темы Сибирь. Тест





Тема 8. Дальний Восток 7 ч


58


Пространство Дальнего Востока


Определять географическое положение региона.


59


Дальний Восток: освоение территории и население (1)


Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов.


60


Дальний Восток: освоение территории и население (2)




61


Дальний Восток: хозяйство


Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство.

Пр. раб. №17 Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона


62


Учимся с "Полярной звездой" (12)




63


Обобщение темы Дальний Восток. Тест




64


Итоговый тест





Россия в современном мире 5 ч

65


Соседи России


Уметь показывать на карте пограничные государство РФ.


66


Сфера влияния России


Давать характеристику экономическому и геополитическому влиянию РФ.


67


Учимся с "Полярной звездой" (13)




68


Учимся с "Полярной звездой" (14)


























УМК:

  1. Учебник. География. России. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И Алексеев, С.И. Болысов, ВВ. Николина. – М.: Просвещение,2014.

  2. География: 9 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Автор: Николина В.В. М: Просвещение.

  3. Атлас. География России 8-9 класс.



Дополнительная литература:



  1. Алексеев А.И. География России. Природа населения. – М.: Дрофа,2010.

  2. Дронов В.П., Баринова В.И., Ром В.Я. Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008. \

  3. География в цифрах. 6-10 кл: справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.

  4. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугкт, Л.И. Елисеева и др. -3-е изд., стереотип. –М.: Планета, 2011. -205 с. (Современная школа).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!