муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Амаранская средняя общеобразовательная школа»
Ромненский район Амурская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разумова Анжела Андреевна
Ф.И.О.педагога
география
Название предмета
для 9 класса
класс
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - Москва "Просвещение"
Нормативно-правовая основа рабочей программы
1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413
3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год
6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .
7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 9 класса:
способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;
способствовать формированию картографической грамотности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии обучающий должен
знать/понимать
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.
Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ -17.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Россия на карте мира (5 часов)
Экономико-географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России с положением других государств.
Границы России, Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
• Границы, соседи России.
Раздел 2. Человек и природа(5 часов)
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон и хозяйственного значения её природных условий. Природные условия, природные ресурсы; исчерпаемые, неисчерпаемые, адаптация, рекреационные ресурсы, мелиорация.
Районы размещения природных ресурсов по территории России и возможности их использования.
Раздел 3. Население России (12 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы
• Изучение и анализ таблиц, характеризующих численность населения.
Раздел 4. Хозяйство России (19 часов)
Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Практические работы
• Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
• Группировка отраслей по различным показателям.
• Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
• Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном 26обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы
- Описание районов добычи угля, газа, нефти.
- Размещение черной и цветной металлургии
- Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
- Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.
Раздел 5. Крупные регионы России (21 час)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы
• Моделирование вариантов нового районирования России.
• Составить промышленные связи Центрального района с другими районами.
• Сравнить географическое положение Москвы и Санкт-Петербурга.
• Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерского района
Раздел 6. Россия в мире (3 часа)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
Раздел 7. Хозяйство и население Амурской области (3 часа)
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«География», 9 класс ( 68 часов в год, 2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема | Дата | Требования к уровню подготовки | Практические работы |
| Регионы России 12 ч |
1 | | Учимся с "Полярной звездой" (1) | | | |
2 | | Районирование России | | | |
3 | | Административно- территориальное устройство России | | Уметь объяснять значение административно-территориального устройства России. | Практическая работа №1 Характеристика географического района. |
4 | | Учимся с "Полярной звездой" (3) | | | Практическая работа №2 Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков. |
5 | | Великие равнины России- Восточно-Европейская и Западно-Сибирская | | Уметь определять особенности географического положения состав и особенности природы и природных объектов; объяснять зависимость природы от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера | |
6 | | Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири | | Рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и | |
7 | | Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь | | Животного мира территории; характеризовать и оценивать природные | |
8 | | Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток | | Условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека | |
9 | | Экологическая ситуация в России | | Уметь объяснять значение природы в жизни человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; | |
10 | | Экологическая безопасность России | | Составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России ; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | |
11 | | Учимся с "Полярной звездой" (3) | | | Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати |
12 | | Тест по теме "Регионы России" | | | |
| Европейская Россия 36 ч |
| Тема 1. Центральная Россия 10 ч |
13 | | Пространство Центральной России | | Оценивать ЭГП Центральной России, природно-ресурсную базу, центры хозяйственной специализации района. | Практическая работа №4 Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа |
14 | | Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России | | Оценивать ЭГП Центральной России, природно-ресурсную базу, центры хозяйственной специализации района. | |
15 | | Центральная Россия: освоение территории и население | | | |
16 | | Центральный район | | Оценивать влияния природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства | |
17 | | Волго - Вятский район | | Составлять описание и характеристики. Положительное отрицатель- | |
18 | | Центрально- Черноземный район | | -ное влияние географического положения. | |
19 | | Учимся с "Полярной звездой" (4) | | | Практическая работа №5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. |
20 | | Москва и Подмосковье | | | Пр. раб № 5 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования |
21 | | Учимся с "Полярной звездой" (5) | | | |
22 | | Обобщение темы Центральная Россия. Тест | | | |
| Тема 2. Северо - Запад 5 ч |
23 | | Пространство Северо-Запада | | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. | |
24 | | Северо-Запад: хозяйство "окно в Европу" | | Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. | |
25 | | Северо-Запад: хозяйство | | | |
26 | | Санкт-Петербург – вторая столица России | | | Пр. раб. №6 Подготовка сообщения « Санкт- Петербург в системе мировых культурных ценностей» |
27 | | Учимся с "Полярной звездой" (6) | | | |
| Тема 3. Европейский Север 5 ч |
28 | | Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной звездой" (6) | | Оценивать влияния природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства | |
29 | | Европейский Север: освоение территории и население | | | |
30 | | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | | Составлять описание и характеристики. Положительное отрицатель- -ное влияние географического положения. | Пр. раб. №7 Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт |
31 | | Учимся с "Полярной звездой" (7) | | | Пр. раб. №8 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района |
32 | | Обобщение темы Европейский Север. Тест | | | |
| Тема 4. Северный Кавказ 5 ч |
33 | | Пространство Северного Кавказа | | Уметь объяснять значение природы в жизни человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; Составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; | |
34 | | Северный Кавказ: освоение территории и население | | | |
35 | | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | | выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | Практическая работа №9 Оценка природно- ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт |
36 | | Учимся с "Полярной звездой" (8) | | | Практическая работа №10 Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа |
37 | | Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест | | | |
| Тема 5. Поволжье 5 ч |
38 | | Пространство Поволжья | | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения | |
39 | | Поволжье: освоение территории и население | | | |
40 | | Поволжье: хозяйство и проблемы | | Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы, статистические материалы. Решать практические и познавательные задачи. | Практическая работа № 11 Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства |
41 | | Учимся с "Полярной звездой" (9) | | | |
42 | | Обобщение темы Поволжья. Тест | | | |
| Тема 6. Урал 6 ч |
43 | | Пространство Урала | | Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. | Практическая работа № 12 Оценка ресурсов региона |
44 | | Урал: освоение территории и население | | | |
45 | | Население и города. Уровень урбанизации | | Определять влияние окружающей среды на формирование культуры народов | |
46 | | Современное хозяйство и проблемы Урала | | Знать размещение районов разной специализации ,центров производства важнейших видов продукции. | |
47 | | Анализ ситуации "Специфика проблем Урала" | | | Практическая работа №13 Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала |
48 | | Обобщение темы Урал. Тест | | | |
| Азиатская Россия 21 ч |
| Тема 7. Сибирь 9 ч |
49 | | Пространство Сибири | | Определять географическое положение региона | |
50 | | Сибирь: освоение территории и население | | | |
51 | | Сибирь: хозяйство | | Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | |
52 | | Западная Сибирь | | Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. | Практическая работа №14 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири |
53 | | Восточная Сибирь | | Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов | Пр. раб. №15 Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт) |
54 | | Озеро Байкал - объект Всемирного наследия | | Формирование представления об озере Байкал как своеобразном природном комплексе; Установить его значение | Пр. раб. №16 Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт |
55 | | Крупные города Западной и Восточной Сибири | | | |
56 | | Учимся с "Полярной звездой" (11) | | | |
57 | | Обобщение темы Сибирь. Тест | | | |
| Тема 8. Дальний Восток 7 ч |
58 | | Пространство Дальнего Востока | | Определять географическое положение региона. | |
59 | | Дальний Восток: освоение территории и население (1) | | Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. | |
60 | | Дальний Восток: освоение территории и население (2) | | | |
61 | | Дальний Восток: хозяйство | | Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. | Пр. раб. №17 Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона |
62 | | Учимся с "Полярной звездой" (12) | | | |
63 | | Обобщение темы Дальний Восток. Тест | | | |
64 | | Итоговый тест | | | |
| Россия в современном мире 5 ч |
65 | | Соседи России | | Уметь показывать на карте пограничные государство РФ. | |
66 | | Сфера влияния России | | Давать характеристику экономическому и геополитическому влиянию РФ. | |
67 | | Учимся с "Полярной звездой" (13) | | | |
68 | | Учимся с "Полярной звездой" (14) | | | |
УМК:
Учебник. География. России. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И Алексеев, С.И. Болысов, ВВ. Николина. – М.: Просвещение,2014.
География: 9 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Автор: Николина В.В. М: Просвещение.
Атлас. География России 8-9 класс.
Дополнительная литература:
Алексеев А.И. География России. Природа населения. – М.: Дрофа,2010.
Дронов В.П., Баринова В.И., Ром В.Я. Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008. \
География в цифрах. 6-10 кл: справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугкт, Л.И. Елисеева и др. -3-е изд., стереотип. –М.: Планета, 2011. -205 с. (Современная школа).