Данная рабочая программа по географии для 9 «Б» класса соответствует требованиям федерального базисного учебного плана 2004 года основного общего образования и разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»г.Сергиев Посад
учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сергиев Посад
авторской рабочей программы по географии для 5-9 классов. Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово», 2017г.
ИспользуемыйУМК:
1) Авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов) - М.: Русское слово, 2017 год.
2) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. Учебник. География. Население и хозяйство России 9кл., - М. «Русское слово», 2018 год.
3) Географический атлас. 8-9 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.
4) Контурные карты. 8-9 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.
Изменения, внесенные в программу, обоснования : авторской программой предусмотрено 61 час + 9 часа резерв времени, поэтому в теме 8 «География Московской области» увеличена на 9 часов из резервного времени, с целью закрепления и обобщения данной темы. Количество практических работ (12) в данной рабочей программе соответствует количеству авторской программы
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса « География России» ученик должен:
знать/понимать:
• специфику географического положения и административно-территориального устрой Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
уметь:
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов явлений;
• находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
• составлятькраткую географическую характеристику территории на основе раз образных источников географической информации и форм ее представления;
• определятьна карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определений комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей мести ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
.проведения самостоятельного поиска географической информации на местности.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций идейно-нравственных культурных и этических принципов и норм поведения.
- создание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
-понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
-владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
Россия на карте мира (5 час)
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Основные виды учебной деятельности:составление описания экономико-географического положения, политико-географического положения России по типовому плану;обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов; определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.
Природа и человек(4 час)
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние на человека. Биологическая и внебиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфлртность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию террироторий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы.Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. Экологические проблемы.
Основные виды учебной деятельности: расчет ресурсообеспеченности России по отдельным видам природных ресурсов; оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.
Население России (8 часов)
Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Основные виды учебной деятельности:определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России; расчет численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.
Отрасли хозяйства России (18 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Основные виды учебной деятельности: овладение способностью принимать исохранять цели и задачи учебной деятельности;формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;объяснять влияние освещенности на природные ритмы;
прогнозировать изменения ПК под воздействием природных факторов и антропогенной деятельности; описание отрасли по типовому плану; описание транспортного узла; составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
Природно-хозяйственная характеристика России (20ч)
Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.
Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.
Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные виды учебной деятельности:владение основными географическими понятиями и терминами;определение признаков географических объектов и явлений;составление характеристики природно-экономических районов России; определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района; описание экономико-географического положения района; составление комплексного описания района по типовому плану.
Заключение (2 ч)
Место России в мировой экономике. Хозяйство России до XX в. Россия в XX – XXI вв. Перспективы развития.
Основные виды учебной деятельности:определение по статистическим показателям места и роли России в мире
География Московской области (10 часов)
Экономико-географическое положение Московской области; природные условия и ресурсы; численность и воспроизводство населения; размещение населения и миграции, национальный и религиозный состав, трудовые ресурсы; промышленность и сельское хозяйство, транспорт, инфраструктура, крупные города и культурно-исторические достопримечательности
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
Календарно-тематическое планирование |
№ п\п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
Введение-1час; 2 часа в неделю |
1 | Экономическая и социальная география | 05.09 | |
Россия на карте 5 – часов; 2 часа в неделю |
2 | Экономико- и политико-географическое положение России.Практическая работа №1 «Характеристика ЭГП России». | 07.09 | |
3 | Формирование территории России | 12.09 | |
4 | Административно-территориальное устройство России | 14.09 | |
5 | Районирование территории России | 19.09 | |
6 | Обобщение темы «Россия на карте» | 21.09 | |
Природа и человек – 4ч; 2 часа в неделю |
7 | Природные условия России | 26.09 | |
8 | Природные ресурсы России | 28.09 | |
9 | Хозяйственная деятельность и изменение природной среды | 03.10 | |
10 | Обобщение темы «Природа и человек» | 05.10 | |
Население России-8часов; 2 часа в неделю |
11 | Численность населения России | 10.10 | |
12 | Размещение населения России | 12.10 | |
13 | Миграции населения | 17.10 | |
14 | Сельская форма расселения | 19.10 | |
15 | Городская форма расселения | 24.10 | |
16 | Этнический и религиозный состав населения | 26.10 | |
17 | Трудовые ресурсы и рынок труда | 07.11 | |
18 | Обобщение темы «Население России» | 09.11 | |
Отрасли хозяйства России – 18 часов; 2 часа в неделю |
19 | Национальная экономика | 14.11 | |
20 | Факторы размещения производства | 16.11 | |
21 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность | 21.11 | |
22 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.Практическая работа №2 « Составление сравнительной характеристики двух угольных бассейнов» | 23.11 | |
23 | Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика | 28.11 | |
24 | Металлургический комплекс. Черная металлургия | 30.11 | |
25 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия. Практическая работа №3«Определение по картам главных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии» | 05.12 | |
26 | Машиностроительный комплекс | 07.12 | |
27 | Машиностроительный комплекс (продолжение). Практическая работа №4 «Определение главных районов трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | 12.12 | |
28 | Химическая промышленность. Практическая работа №5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по карте и статистическим материалам». | 14.12 | |
29 | Лесная промышленность | 19.12 | |
30 | Агропромышленный комплекс. Растениеводство | 21.12 | |
31 | Агропромышленный комплекс. Животноводство | 26.12 | |
32 | Зональная специализация сельского хозяйства.Практическая работа №6«Определение по картам основных районов размещения, зерновых и технических культур и главных районов животноводства». | 28.12 | |
33 | Пищевая и легкая промышленность | 16.01 | |
34 | Транспортный комплекс | 18.01 | |
35 | Нематериальная сфера хозяйства | 23.01 | |
36 | Обобщение темы «Отрасли хозяйства России» | 25.01 | |
Природно-хозяйственная характеристика России – 20 часов; 2 часа в неделю |
37 | Европейский Север. Общие сведения | 30.01 | |
38 | Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.Практическая работа №7«Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера». | 01.02 | |
39 | Европейский Северо-Запад. Общие сведения | 06.02 | |
40 | Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство | 08.02 | |
41 | Центральная Россия. Общие сведения. Практическая работа №8«Определение ЭГП и состава территории Центрального района». | 13.02 | |
42 | Центральная Россия. Население и природные ресурсы | 15.02 | |
43 | Центральная Россия. Хозяйство | 20.02 | |
44 | Европейский Юг. Общие сведения | 22.02 | |
45 | Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство | 27.02 | |
46 | Поволжье. Общие сведения | 01.03 | |
47 | Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №9«Характеристика одного из промышленных узлов Поволжья (Самарский)». | 06.03 | |
48 | Урал. Общие сведения | 13.03 | |
49 | Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №10 « Определение отраслевой специализации крупнейших промышленных центров Урала». | 15.03 | |
50 | Западная Сибирь. Общие сведения | 20.03 | |
51 | Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №11 «Выявление внутренних различий района Западной Сибири» | 22.03 | |
52 | Восточная Сибирь. Общие сведения | 03.04 | |
53 | Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство | 05.04 | |
54 | Дальний Восток. Общие сведения | 10.04 | |
55 | Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство | 12.04 | |
56 | Обобщение темы « Природно-хозяйственная характеристика России» | 17.04 | |
Заключение – 2 часа; 2 часа в неделю |
57 | Место России в мировой экономике | 19.04 | |
58 | Обобщение курса «Экономическая и социальная география России | 24.04 | |
География Московской области – 10 часов; 2 часа в неделю |
59 | Экономико-географическое положение Московской области. | 26.04 | |
60 | Природно-ресурсный потенциал. Практическая работа №12 «Характеристика природно-ресурсного потенциала Московской области» | 08.05 | |
61 | Население. | 15.05 | |
62 | Общая характеристика хозяйства | 15.05 | |
63 | Промышленность. | 17.05 | |
64 | Сельское хозяйство. | 17.05 | |
65 | Транспорт | 22.05 | |
66 | Место Московской области в экономике России | 22.05 | |
67 | Обобщение темы «География Московской области» | 24.05 | |
68 | Обобщение курса «География России» | 24.05 | |
Всего – 68 ч; практических работ - 12 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно-научного цикла
от _______2018 г №___
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Лебакова Т.Г.
«_____» _________ 2018 г.
11