СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

























































Данная рабочая программа по географии для 9 «Б» класса соответствует требованиям федерального базисного учебного плана 2004 года основного общего образования и разработана на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»г.Сергиев Посад

  • учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сергиев Посад

  • авторской рабочей программы по географии для 5-9 классов. Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово», 2017г.

ИспользуемыйУМК:

1) Авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов) - М.: Русское слово, 2017 год.

2) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. Учебник. География. Население и хозяйство России 9кл., - М. «Русское слово», 2018 год.

3) Географический атлас. 8-9 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.

4) Контурные карты. 8-9 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.

Изменения, внесенные в программу, обоснования : авторской программой предусмотрено 61 час + 9 часа резерв времени, поэтому в теме 8 «География Московской области» увеличена на 9 часов из резервного времени, с целью закрепления и обобщения данной темы. Количество практических работ (12) в данной рабочей программе соответствует количеству авторской программы

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса « География России» ученик должен:

знать/понимать:

• специфику географического положения и административно-территориального устрой Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов явлений;

находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры

составлятькраткую географическую характеристику территории на основе раз образных источников географической информации и форм ее представления;

определятьна карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для определения поясного  времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определений комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей мести ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

.проведения самостоятельного поиска географической информации на местности.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций идейно-нравственных культурных и этических принципов и норм поведения.

- создание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностных ориентаций,

готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

-понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- картографическая грамотность;

-владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.


Россия на карте мира (5 час)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Основные виды учебной деятельности:составление описания экономико-географического положения, политико-географического положения России по типовому плану;обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов; определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.


Природа и человек(4 час)

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние на человека. Биологическая и внебиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфлртность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию террироторий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы.Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. Экологические проблемы.

Основные виды учебной деятельности: расчет ресурсообеспеченности России по отдельным видам природных ресурсов; оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.


Население России (8 часов)

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Основные виды учебной деятельности:определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России; расчет численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.


Отрасли хозяйства России (18 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные виды учебной деятельности: овладение способностью принимать исохранять цели и задачи учебной деятельности;формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;объяснять влияние освещенности на природные ритмы;

прогнозировать изменения ПК под воздействием природных факторов и антропогенной деятельности; описание отрасли по типовому плану; описание транспортного узла; составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.


Природно-хозяйственная характеристика России (20ч)

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные виды учебной деятельности:владение основными географическими понятиями и терминами;определение признаков географических объектов и явлений;составление характеристики природно-экономических районов России; определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района; описание экономико-географического положения района; составление комплексного описания района по типовому плану.

Заключение (2 ч)

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до XX в. Россия в XX – XXI вв. Перспективы развития.

Основные виды учебной деятельности:определение по статистическим показателям места и роли России в мире


География Московской области (10 часов)


Экономико-географическое положение Московской области; природные условия и ресурсы; численность и воспроизводство населения; размещение населения и миграции, национальный и религиозный состав, трудовые ресурсы; промышленность и сельское хозяйство, транспорт, инфраструктура, крупные города и культурно-исторические достопримечательности


Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).

    Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника

  Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

  В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

 



Календарно-тематическое планирование

п\п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Введение-1час; 2 часа в неделю

1

Экономическая и социальная география

05.09


Россия на карте 5 – часов; 2 часа в неделю

2

Экономико- и политико-географическое положение России.Практическая работа №1 «Характеристика ЭГП России».

07.09


3

Формирование территории России

12.09


4

Административно-территориальное устройство России

14.09


5

Районирование территории России

19.09


6

Обобщение темы «Россия на карте»

21.09


Природа и человек – 4ч; 2 часа в неделю

7

Природные условия России

26.09


8

Природные ресурсы России

28.09


9

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды

03.10


10

Обобщение темы «Природа и человек»

05.10


Население России-8часов; 2 часа в неделю

11

Численность населения России

10.10


12

Размещение населения России

12.10


13

Миграции населения

17.10


14

Сельская форма расселения

19.10


15

Городская форма расселения

24.10


16

Этнический и религиозный состав населения

26.10


17

Трудовые ресурсы и рынок труда

07.11


18

Обобщение темы «Население России»

09.11


Отрасли хозяйства России – 18 часов; 2 часа в неделю

19

Национальная экономика

14.11


20

Факторы размещения производства

16.11


21

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность

21.11


22

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.Практическая работа №2 « Составление

сравнительной характеристики двух угольных бассейнов»

23.11


23

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

28.11


24

Металлургический комплекс. Черная металлургия

30.11


25

Металлургический комплекс. Цветная металлургия. Практическая работа №3«Определение по картам главных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии»

05.12


26

Машиностроительный комплекс

07.12


27

Машиностроительный комплекс (продолжение). Практическая работа №4 «Определение главных районов трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

12.12


28

Химическая промышленность. Практическая работа №5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по карте и статистическим материалам».

14.12


29

Лесная промышленность

19.12


30

Агропромышленный комплекс. Растениеводство

21.12


31

Агропромышленный комплекс. Животноводство

26.12


32

Зональная специализация сельского хозяйства.Практическая работа №6«Определение по картам основных районов размещения, зерновых и технических культур и главных районов животноводства».

28.12


33

Пищевая и легкая промышленность

16.01


34

Транспортный комплекс

18.01


35

Нематериальная сфера хозяйства

23.01


36

Обобщение темы «Отрасли хозяйства России»

25.01


Природно-хозяйственная характеристика России – 20 часов; 2 часа в неделю

37

Европейский Север. Общие сведения

30.01


38

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.Практическая работа №7«Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».

01.02


39

Европейский Северо-Запад. Общие сведения

06.02


40

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство

08.02


41

Центральная Россия. Общие сведения. Практическая работа №8«Определение ЭГП и состава территории Центрального района».

13.02


42

Центральная Россия. Население и природные ресурсы

15.02


43

Центральная Россия. Хозяйство

20.02


44

Европейский Юг. Общие сведения

22.02


45

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство

27.02


46

Поволжье. Общие сведения

01.03


47

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №9«Характеристика одного из промышленных узлов Поволжья (Самарский)».

06.03


48

Урал. Общие сведения

13.03


49

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №10 « Определение отраслевой специализации крупнейших промышленных центров Урала».

15.03


50

Западная Сибирь. Общие сведения

20.03


51

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №11 «Выявление внутренних различий района Западной Сибири»

22.03


52

Восточная Сибирь. Общие сведения

03.04


53

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

05.04


54

Дальний Восток. Общие сведения

10.04


55

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство

12.04


56

Обобщение темы « Природно-хозяйственная характеристика России»

17.04


Заключение – 2 часа; 2 часа в неделю

57

Место России в мировой экономике

19.04


58

Обобщение курса «Экономическая и социальная география России

24.04


География Московской области – 10 часов; 2 часа в неделю

59

Экономико-географическое положение Московской области.

26.04


60

Природно-ресурсный потенциал. Практическая работа №12 «Характеристика природно-ресурсного потенциала

Московской области»

08.05


61

Население.

15.05


62

Общая характеристика хозяйства

15.05


63

Промышленность.

17.05


64

Сельское хозяйство.

17.05


65

Транспорт

22.05


66

Место Московской области в экономике России

22.05


67

Обобщение темы «География Московской области»

24.05


68

Обобщение курса «География России»

24.05


Всего – 68 ч; практических работ - 12



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей

естественно-научного цикла

от _______2018 г №___



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Лебакова Т.Г.

«_____» _________ 2018 г.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!