Пояснительная записка.
Программа по географии составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классов. Москва, «ВЛАДОС», 2012г. География. Т.М.Лифанова.
Изучение географии России расширяет кругозор воспитанников с ОВЗ об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического школьника.
Основная цель: ознакомление учащегося с географическим наследием России.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представления об окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности и коррекция мышления;
- воспитывать интерес к предмету.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
- развитие представления об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина «География». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2007г
Требования к уровню подготовки.
Знать:
- географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
- границы, государственный строй и символику России;
- особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
- медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Уметь:
- находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида;
- показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
- находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и
- давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
- называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
- правильно вести себя в природе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей воспитанника).
Содержание программы
Название раздела | Содержание тем учебного курса |
Введение. | Политическая карта Евразии. |
Европа. | Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика стран Европы. |
Азия. | Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика стран Азии. |
Россия. | Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика России. |
Наш край. | Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Реки и озера, население и экономика Кузбасса. |
.
Приложение 1
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Европа. | 5 |
2 | Азия. | 4 |
3 | Россия. | 4 |
4 | Наш край. | 4 |
| Итого | 17 |
Приложение 2
Календарно-тематический план
№ урока | Раздел, тема урока | Дата проведения |
| Европа | |
1 | Великобритания. Франция.Германия.Австрия.Швейцария | |
2 | Испания. Португалия.Италия.Греция | |
3 | Норвегия. Швеция. Финляндия.Польша.Чехия.Словакия | |
4 | Венгрия. Румыния.Болгария.Сербия,Черногория. | |
5 | Эстония. Латвия. Литва.Белоруссия.Украина.Молдавия | |
| Азия | |
6 | Казахстан. Узбекистан.Туркмения.Киргизия.Таджикистан.Грузия.Азербайджан | |
7 | Армения. Турция.Ирак.Иран.Афганистан.Индия | |
8 | Китай. Монголия.КНДР.Корея.Япония. | |
9 | Тайланд. Вьетнам.Индонезия. | |
| Россия |
10 | Границы России. Россия – крупнейшее государство Евразии. |
11 | Административное деление России. |
12 | Столица, крупные города России. |
13 | Проект «Моя Россия» |
| Свой край |
14 | История возникновения нашего города. Географическое положение. Границы. Рельеф. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.Полезные ископаемые.Водоёмы. |
15 | Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира. |
16 | Животный мир местности. Красная книга. Охрана животных. |
17 | Население нашего края. Национальный состав. Обычаи, традиции.Промышленность.Сельское хозяйство. Транспорт. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края |