СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»












Образовательная программа

по ____________географии_____________

класс _______________9___________

уровень __общеобразовательный________

























г. Ханты-Мансийск, 2017




Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по географии, примерной программы основного общего образования по географии, а также программы курса географии для 9 класса общеобразовательных учреждений (автор: Душина И.В. – М.: Дрофа, 2010), рассчитана на 70 учебных часов (2 час в неделю).

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  • Приказ Министерства образования РФ от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312».

  • Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312».

  • Приказ Министерства образования РФ от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089».

  • Приказ Министерства образования  и науки РФ   от 08.06.2015 г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»

  • Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры об организации образовательного процесса в образовательных организациях ХМАО-Югры в 2015-2016 учебном году от 26.06.2015 №10-Исх-6681.

  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5».


Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа».

Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (М., Дрофа, 2012г), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Место предмета в решении задач географического образования.

Основное содержание курса экономической и социальной географии России направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.


Цели курса

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи курса


  • сформировать географический образ своей стра­ны в ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Межпредметные связи

С курсом «География России. Природа»: Географическое по­ложение Рос­сии, географическая обо­лочка, при­родно-ре­сурсный по­тен­циал России, При­родное рай­онирова­ние, при­родные зоны Рос­сии, ан­тро­по­генное воз­дей­ст­вие на при­роду, ра­цио­нальное приро­до­пользова­ние, эко­ло­гиче­ская ситуация в России, тектоническое строение и при­род­ные ресурсы России, их хо­зяйст­венная оценка, взаи­мо­действие об­ще­ства и при­роды. С курсом «География»: численность на­селе­ния, типы населенных пунктов, расселение, расы, народы. С курсом «География материков и океанов», раздел «страноведение».

Формы контроля, способы, средства проверки и оценки результатов обучения

Контрольные, проверочные и практические работы, географические диктанты, тестовый контроль, защита рефератов и творческих проектов, работы на контурной карте, презентации, а также устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос).

Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе.

При оценке учитывается глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

  • знание основных географических законов и явлений, выделение их отличительных особенностей;

  • картографические навыки, связанные со знаниями в сфере исторической географии;

  • умение проведения сопоставительного анализа географических явлений, процессов и событий

Для проверки ЗУН этого уровня использованы следующие формы проверки знаний (в процессе индивидуальной или групповой, устной или письменной работы):

  • тестовые задания самого широкого спектра выявления знаний, умений соотносить явления и факты и т.д;

  • письменные или устные работы описательного характера, позволяющие понять адекватность восприятия и умение использования вербальных форм осмысления изучаемого материала; зачеты по разделам и темам;

  • ролевые игры;

  • практические работы по заполнению контурной карты с опорой на соответствующий атлас, а также без помощи атласа;

  • проверка собственной письменной работы или работы одноклассников с использованием различных информационных источников.

Контроль неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

-предварительный- установление исходного состояния разных сторон личности учащегося и, прежде всего- исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь индивидуального уровня каждого ученика.

-текущий- необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными.

- итоговый- учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться

  • тест с применением ИКТ;

  • фронтальный опрос;

  • практические работы;

  • номенклатура;

  • контрольные работы;

  • самостоятельные работы;

  • проверочные работы;

  • географические диктанты;

  • творческие работы;

  • исследовательские работы, рефераты;

  • уроки обобщения знаний.


























Содержание учебного предмета

Ведение (4 часа)

  1. Что изучает экономическая география России. Особенности заселения и освоения территории России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Россия на карте мира. Оценка размеров территории, географического, экономико-географического и геополитического положения России. Политико-административное устройство России.


Раздел 1 Общая часть курса (37 часов)

Население (8ч)

Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы.

Численность населения России и причины, ее определяющие. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост). Современный демографический кризис в России, его причины и последствия. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями.

Народы. Языковые семьи. Национальный и религиозный состав. Миграции, Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Городское и сельское население. Расселение. Интенсивность урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социальных и экологических проблем. Городские агломерации. «Забытые» малые города и проблемы их возрождения, центры конверсии ВПК.

Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы и беды села. Сельская местность.

Типы населенных пунктов. Структура и занятость населения. Экономически активное население, его роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность в обеспечении ЭАН различных территорий страны. Изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Рынок труда.


Экономика Российской Федерации. Хозяйство (7ч)

Общая характеристика хозяйства. Структура экономики России. Хозяйство России. Роль России в экономике стран СНГ. Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Проблемы развития хозяйства. Экономические системы в истории России. Научный комплекс – вершина экономики России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики Природно-ресурсный потенциал России. Территориальное сочетание природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Основные этапы развития хозяйства. Первая социально-экономическая «перестройка» при Петре I. Географический рисунок индустриализации. Изменение географии хозяйства в годы Великой Отечественной войны. Формирование и развитие хозяйства в послевоенный период. Преобладание первичных природно-эксплуатирующих отраслей. Ограниченное развитие верхних «этажей» экономики и инфраструктурного комплекса. Сдвиги экономики на восток и север и связанные с этим трудности. Распад СССР и его географические следствия. Переход к рыночной экономике и проблемы его осуществления. Разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Экономический кризис и его географические следствия; «свертывание» и география производства, перспективы выхода из кризиса. Экономический кризис в России и пути экономических реформ.

География отраслей и межотраслевых комплексов. (22ч)

Научный комплекс России. Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Система трубопроводов. Роль экспорта энергоносителей в экономике страны. Главные экспортные трубопроводы.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Металлургический комплекс: состав и структура, место в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Проблемы формирования новых металлургических баз в восточных районах страны. Металлургия и окружающая среда.

Черная и цветная металлургия, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы их размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспотр металлов и его роль в экономике страны.

Химико-лесной комплекс, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР и формирующихся рыночных отношений. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Агропромышленный комплекс (АПК), место и значение в народном хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Диспропорции в структуре российского АПК: недостаточное развитие обеспечивающих и перерабатывающих отраслей. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов.

Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность. География АПК, влияние НТР и перехода к рыночным отношением на сдвиги географии его отраслей. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс, значение, состав, связь с другими межотраслевыми комплексами. Недостаточный уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившиеся несовершенство транспортной сети в России. Обострение транспортных проблем в связи с распадом СССР. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Тема: Коренные социально-экономические реформы в России. Отличие экономической структуры в западной и восточной частях, разнообразие и концентрация ресурсов и перерабатывающих отраслей на востоке, научно-производственный комплекс на западе. Роль морей, омывающих берега России, в экономике и внешней торговле. Фокусы экологических проблем морских и речных бассейнов, экологизация хозяйственной деятельности человека. Формирование свободных экономических зон и технополисов. Обострение социальных, экономических, экологических проблем. Роль и место экономики России в СНГ и мире.

Раздел 2 Региональная часть курса (21ч)

Районирование территории. Как можно районировать территорию (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, экологическое и другие виды районирования).

Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Проблемы районирования России.

Зона Севера и ее проблемы. Региональная политика.

Тема: Европейская часть России (общая характеристика). Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России и Северного Кавказа. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории государства Российского, давно освоенная и заселенная часть страны. Причины и следствия этого. Место и роль Европейской России и Северного Кавказа в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Проблемы социально-экономического развития. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Своеобразие географического и геополитического положения на севере Восточно-Европейской равнины, за 60-й параллелью, с выходом к Северному Ледовитому океану. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатства озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию экономики. Развитие топливно-энергического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинского - Печорского районов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Отток населения с севера и его причины. Национальный состав, традиции и культура. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Города региона. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севра. Роль Северного военного – морского флота. Космодром в г. Мирном.

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф равной степени сохранности. Пояс полесий и ополий. Эрозионные равнины.

Климатические условия Центральной России и их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природные ресурсы. Дефицит большинства их видов.

Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города Науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы, отдых и туризм. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Обилие памятников старины. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Москва – столица России. Радиально – кольцевая планировка Москвы и столичного региона. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородские и Макарьевские ярмарки. Конверсия, новые технологии и очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних русских городов – Новгорода, Владимира, Пскова, Смолянска.

Европейский Северо-Запад. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Особенности географического положения района после распада СССР. Природные особенности: сочетание возвышенностей и низменностей. Влияние моря на климат. Густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Район одного города. Роль Санкт - Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Его основание, планировка, архитектурные ансамбли и памятники. Пригородные садово-парниковые ансамбли. Санкт-Петербурский научно-промышленный и транспортный узел. Экологические и социальные проблемы великого города. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Поволжье. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.

Многонациональный состав населения. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское население территории. Территориальная организация расселения и хозяйства. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопастности. Гидроэнергетика. АПК – ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Европейский Юг. Особенности географического положения региона и его состав. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повешенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Урал. Различия на границах Урала при разных подходах к районированию. Важная особенность географического положения Урала – расположение на разнообразных природных и социально-экономических границах.

Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, невысоких гор и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Особенности климата Урала. Пути решения водных проблем. Урал – водораздел крупных рек и климатораздел. Разделяющая и связующая роль стыкового положения Урала в природе и хозяйстве. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов. Две меридиональные полосы расселения, влияние на их формирование речных систем и рельефа.

Основные отрасли специализации: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Тема: Азиатская часть России (общая характеристика). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырьедобывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Сибирь. Географическое положение. Границы Сибири с точки зрения физико-географического и экономического районирования. Экстремальность условий. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Богатство и разнообразие природных ресурсов, легко ранимая природа.

Влияние природных и экономических условий на особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Проникновение русских в Сибирь. Низкая численность и плотность населения, особенности размещения населения, проблема трудовых ресурсов. Старые и новые города. Стратегия освоения территории: полноценные города или города времянки. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Коренное население Сибири: религии, экологические традиции и обряды, основные занятия. Проблемы малочисленных народов.

Современная география промышленности. Место и роль Сибири в жизни страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Западная Сибирь. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Её положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение.

Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Относительно молодой рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, способы их добычи. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и её проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта; Транссибирская магистраль, БАМ. Современные проблемы и перспективы развития горнодобывающей промышленности, АПК, транспорта.

Природно-хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Географическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком в центре азиатской части России.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Чередование средневысотных складчато-глыбовых гор и межгорных котловин Прибайкалья и Забайкалья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, каменный и бурый уголь. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительного покрова.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Условия для строительства ГЭС. Тектоническая впадина Байкала – прообраз океана будущего. Уникальность Байкала.

Тайга – основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники (Таймырский Баргузинский) и Кодаро-Чарский национальный парк.

Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Топливно-энергетический комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения.

Транссибирская железная дорога – главная транспортная артерия региона; БАМ, проблемы его развития. Водные и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Дальний Восток. Особенности географического и геополитического положения. Границы Дальнего Востока с точки зрения физико-географического и экономического районирования. ЭГП разных частей региона.

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в ХVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Резко континентальный климат, «полюс холода» Северного полушария, температурные инверсии, многолетняя мерзлота Якутии. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс.

Дальний Восток в системе АТР. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.



Раздел 3 Россия и страны нового Зарубежья. (8ч)

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен:


Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и страны;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;

  • особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

 

Оценивать и прогнозировать:

  • Изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • Изменение в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны своего региона и своей местности.

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Объяснять:

  • Роль географических знаний в решении социально – экономических, экологических проблем страны;

  • Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения России;

  • Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • Особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • Особенности орудия труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.

  • Различия в освоении территории;

  • Влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • Размещение главных центров производства;

  • Сельскохозяйственную специализацию территории;

  • Структуру ввоза и вывоза;

  • Современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.


Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:

  • «агломерация», «мегалополис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение».

Описывать:

  • Экономико-географическое, геополитическое положение страны;

  • Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • Особенности быта и религий отдельных народов.

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

Определять (измерять):

  • Географическое положение объектов;

  • Параметры социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Называть и (или) показывать:

  • Предмет изучения географии России;

  • Основные средства и методы получения географической информации;

  • Субъекты Федерации;

  • Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные, научно информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

  • Народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • Примеры рационального и нерационального размещения производства.

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;

  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока / Тема урока, практической работы


Кол-во

часов


Дата

по плану

Дата

по факту

Введение 4 часов


1. Экономическая география – наука о хозяйстве и населении.

1

01.09


2. Географическое и геополитическое положение России, его изменение во времени. Геополитика.

1

03.09


3. Административно- территориальное деление России.

1

08.09


4. Контрольная работа по теме:

«Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России».

1

10.09


Общая часть курса - 38 часов


Население России - 9 часов


5. Особенности заселения и освоения территории России

1

15.09


6. Численность, воспроизводство и размещение населения.

Практическая работа №1

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение.

1

17.09


7. Национальный и религиозный состав. Практическая работа №2

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения.

1

22.09


8. Народы России. Культура, религия, быт.

Урок конференция.


1

23.09


9. Миграции населения.

1

24.09


10. Городское и сельское население.

1

29.09


11. Расселение. Типы населенных

Пунктов

1

01.10


12. Структура и занятость населения. Рынок труда. Практическая работа №3

Определение по картам и статистическим материала тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

1

06.10


13. Контрольная работа по теме: «Население Российской Федерации».

1

08.10


Экономика Российской Федерации - 7 часов


14. Структурные особенности экономики России. Хозяйство России.

1

13.10


15. Роль России в экономике стран СНГ, в мировой экономике. Перспективы развития России

1

15.10


16. Экономические системы в истории

России. Традиционная и командная системы.

1

20.10


17. Рыночная и смешанная экономика

1

22.10


18. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

27.10


19. Экономический кризис в России и пути реформ.

1

29.10


20. Контрольная работа по теме:

«Экономика Российской Федерации».

1

10.11


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география - 22 часа


21. Научный комплекс.

1

12.11


22. Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

17.11


23. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.

Практическая работа №4. Определение по картам главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения

1

19.11


24. Топливно-энергетический комплекс. Роль и особенности.

Практическая работа №5

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника.

1

24.11


25. Топливная промышленность, проблемы и перспективы развития.

1

26.11


26. Электроэнергетика.

1

01.12


27. Контрольная работа по темам: «Топливно-энергетический, машиностроительный комплекс».

1

03.12


28. Комплексы конструкционных материалов. Состав и значение.

1

08.12


29. Металлургический комплекс.

1

10.12


30. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная и цветная металлургия.

Практическая работа № 6. Характеристика одной из металлургических баз, факторов размещения металлургии меди и алюминия.

1

15.12


31. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий.

Практическая работа №7 Характеристика

одной из баз химической промышленности.

1

17.12


32. Лесная промышленность.

1

22.12


33. Факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса.

1

24.12


34. Контрольная работа по теме: «Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества».

1

26.12


35. Военно-промышленный комплекс.

1

12.01


36. Агропромышленный комплекс.

Состав, значение.

1

14.01


37. Земледелие и животноводство. Зональная специализация

Практическая работа №8

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

1

19.01


38. Пищевая и лёгкая промышленности

1

21.01


39. Инфраструктурный комплекс.

1

26.01


40. Сфера услуг. Дорожно- транспортная сеть, связь.

1

28.01


41. Транспортный комплекс, роль, виды транспорта.

Практическая работа № 9

Сравнение транспортной обеспеченности

отдельных районов России.

1

02.02


42. Контрольная работа по темам:

«АПК, ВПК, инфраструктурный комплекс».

1

04.02


Раздел 2 Региональная часть курса 21 час


43. Экономическое районирование.

Практическая работа №10

Презентация проектов «Районирование России».

1

06.02


Западный макрорегион.


44. Центральная Россия. ЭГП.

Население и трудовые ресурсы.

1

09.02


45. Экономика ЦР (технико- экономические показатели, центры специализации хозяйства)

1

11.02


46. Узловые районы ЦР

Практическая работа № 11

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

1

16.02


47. Северо-Западная Россия. ЭГП, природные условия и ресурсы.

1

18.02


48. География народных промыслов ЦР.

Урок-конференция.

1

20.02


49. Население, хозяйство Северо-Западной России.

1

25.02


50. Европейский Север. ЭГП, природные условия и ресурсы.

1

01.03


51. Население, хозяйство.

1

03.03


52. Европейский Юг-Северный Кавказ. ЭГП, природные условия и ресурсы.

1

10.03


53. Население и хозяйство.

Практическая работа №12

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

1

15.03


54. Поволжье. ЭГП, природные условия и ресурсы.

1

17.03


55. Население и хозяйство.

Практическая работа №13

Экологические и водные проблемы

Волги – оценки и пути их решения

1

31.03


56. Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы.

1

05.04


57. Население и хозяйство.

Практическая работа №14

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. (Результат работы представить в виде картосхемы)

1

07.04


58. Контрольная работа по западному макрорегиону

1

12.04


59. Восточный макрорегион.

Общая характеристика

1

14.04


60. Западная Сибирь.

Практическая работа №15

Составление характеристики нефтяного комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы).

1

19.04


61. Восточная Сибирь.

Практическая работа №16

Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).

1

21.04


62. Дальний Восток.

Практическая работа № 17

Выделение на карте индустриальных,

транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

1

26.04


63. Контрольная работа по теме:

«Восточный макрорегион – Азиатская Россия».

1

28.04


Раздел 3 Россия и страны нового Зарубежья - 6 часов


64. Общая характеристика Европейского Запада (Прибалтика, Белоруссия) и Европейского Юго- Запада (Молдова и Украина)

1

03.05


65. Общая характеристика Закавказья и азиатского Юго- Востока

1

05.05


66. Представление о Мировом хозяйстве, Мировом рынке.

1

10.05


67. Экономические торговые группировки.

1

12.05


68. Россия в мировой торговле.

Участие в МГРТ. (Урок- конференция)

1

17.05


69. Контрольная работа по теме:

«Россия и страны нового Зарубежья»

1

19.05


70. Обобщение за курс

«Экономическая и социальная география России»

1

24.05


Итого 70 часов











































Контроль уровня обученности

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка контрольных работ


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.






Оценка качества выполнения практических работ

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.


Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.


Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.


Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.


Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используются линии градусной сетки, речных систем, береговой линии и границ государств.

3. Названия географических объектов пишутся вдоль параллелей или меридианов.

5. Географические названия объектов подписываются с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно, без грамматических ошибок. (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


































Литература и средства обучения



1.   В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

2.    В.П. Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова „География России. Население и хозяйство “. 9 класс – М.: Дрофа, 2014.

3.   Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс. 2012г.

5.    Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

7. География. Тематические тесты для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Эртель А.Б.

Легион, Р-Н, 2011

8. Г.Н. Элькин. География населения и хозяйства России. Поурочное планирование. С-П, «Паритет»,2001

9. Е.А. Жижина Универсальные поурочные разработки по географии к учебным

комплекту.   В.П. Дронова, В.Я. Рома. М.: «Вако», 2007.

  1. Евдокимов В.И. Тесты по географии. 8-9 классы к учебнику В.П. Дронова. – М.: Экзамен, 2009г.

  2. Смирнова М.С. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. К учебнику Дронова В.П. – М.: Экзамен, 2012г.

  3. Интерактивные географические карты.

  4. http://www.fipi.ru/

  5. Географический образовательный портал http://mygeog.ru/

  6. Книги и учебники в электронном виде: http://www.mathsolution.ru/books/:

  7. HTTP://SDAMGIA.RU/

Дополнительная литература:

1. Алексеев А.А. География России. Природа и население. –М.: Дрофа, 2010

2. О.В. Антушева. География России, 9 класс. Поурочные планы по учебнику.   В.П.

Дронова, В.Я., Рома, часть 1,2. Волгоград, 2007г.

Оборудование

    1. Физическая карта полушарий

    2. Политико-административная карта России

    3. Физическая карта России

    4. Политическая карта мира

    5. Карта народов России.

    6. Карта полезных ископаемых России

    7. Карта топливной промышленности России

    8. Карта электроэнергетики

    9. Карты промышленностей.

    10. Карта «Растительности»

    11. Плотность населения России

    12. Физические карты: Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Центральная Россия. Европейский Север. Северо-Западная Россия. Кавказ. Урал. ЦЧР. Поволжье.

    13. Природа России.

    14. Почвенная карта России

    15. Пищевая промышленность

    16. Зоогеографическая карта России.




29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!