СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса географии разработана к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией А. И. Алексеева для 5 класса с КИМом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса»

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Целинное

муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан



Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла

Протокол № 1 от 30.08.2021г.

Согласовано

Замдиректора по УВР

______Иштакбаева Ф.А.

Утверждено приказом

№ 90 от 30.08.2021 г.

Директор __________

Р.Р. Хусаинов




  1. Рабочая программа       

  2. учебного предмета (курса) География»

  3. 5 класс

  1. основного общего образования 

  1.   на 2021-2022 учебный год




Составитель: Байгутлина Ф.А.

Учитель высшей категории


2021 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа курса географии разработана к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией А. И. Алексеева для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа по географии составлена на основах:

• фундаментального ядра содержания общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы Основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Источник: Николина В. В.География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева:

А. И. Алексеев и др. География. 5—б классы 2020г.(учебник)

В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)



Общая характеристика курса

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

  • понимание особенностей взаимодействия человека и ироды на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;

  • познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

  • понимание закономерностей размещения населения и Территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии, как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.


Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Учебное содержание курса географии в линии «Полярная сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 - география России.

  • Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей планете, о государствах и их столицах.

Место географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



Результаты освоения курса географии

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

  • Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и желательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в отношении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю- жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

З) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

  • Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Содержание курса

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Раздел 1. Источники географической информации. 5 класс.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека

в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование, 5 класс, 1 час в неделю, всего - 35 ч., в том числе резерв-5 часов



Сроки

(примерные)

Тема

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во

часов по

рабочей программе

Кол-во практических

работ

Кол-во

контрольных

работ





сентябрь

1.Развитие географических знаний о Земле

4

4

1

-





октябрь

2.Земля — планета Солнечной системы

3

3

1

1





октябрь ноябрь

декабрьянварь

3.План и карта

10

10

6

1





январь

февраль

4.Человек на Земле

3

3

1

-





февраль

мартапрель

5. Литосфера — твёрдая оболочка Земли

10

10

4

1





май

6.Резерв

5

5

3

1





уч. год

Итого

35

35

16

4




Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

География 5 класс

Тема урока


Дата проведения (коррекция)

Формы обучения и виды контроля

Темы программы

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Ресурсы урока

Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД

(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

ДЗ


Урок 1.

Наука география

1-3.09

Беседа

1.Географические методы изучения окружающей среды.

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

учебник, карты атласа

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

§1


Урок 2.

Как люди открывали Землю


7-11.09

Урок -путешествие

2. Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире, от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан. Составление таблицы «Путешественники и учёные»

учебник, карты атласа

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных, путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях

§2


Урок З.

Как люди открывали Землю

14-19.09

Урок -путешествие

Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы — исследователи Сибири и дальнего Востока: Ермак,

И. Москвитин, С. Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири

учебник, карты атласа

§3


Урок 4. География сегодня


21-26.09

Практическая работа. Проверочная работа №1

З. Современный этап

научных географических исследований

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической

деятельности людей

учебник, карты атласа, интернет

Определять значение современных географических исследований для общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии

§4


Урок 5.

Мы во Вселенной

28-2.10

Урок -путешествие

4. Земля — планета Солнечной системы

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли

учебник, электронное приложение к учебнику

Приводить доказательства тому, что Земля — одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

§5


Урок 6. Движения Земли

06-09.10

Комбинированный урок

движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

учебник, электронное приложение к учебнику

§6


Урок 7. Солнечный свет на Земле

12-16.10

Практическая работа

Проверочная работа №2

5. Солнечный свет на Земле

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещённости

учебник, электронное приложение к учебнику

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года

§7


Урок 8. Ориентирование на местности

19-23.10

Практическая работа

6. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане

учебник, компас, линейка, набор топографических карт

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам’. Определять азимут. Выявлять особенности плана местности

§8


Урок 9.

Земная поверхность на плане и карте

5-7.11

Комбинированный урок

7. Изображение земной поверхности на плоскости

Условные знаки. Масштаб.

Измерение расстояний масштаба

учебник, линейка, карты атласа, набор топографических карт

Определять, с помощью условных знаков, изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности

§9


Урок 10. Земная поверхность на плане и карте

9-13.11

Комбинированный урок

Способы изображения неровностей земной поверхности плоскости. Относительная и Абсолютная высота. Горизонтали.

учебник, линейка, карты атласа, набор топографических карт

§10


Урок 11. Топографическая карта

16-20.11

Практическая работа

Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности

учебник, компас, линейка, набор топографических карт

§11


Урок 12. Съёмка местности

23-27.11

Практическая работа

Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности

учебник, компас, линейка, рулетка, теодолит, планшет

план школы


Урок 13. Географическая карта




30-4.12

Урок -путешествие

8. Географическая карта — особый источник информации

Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территорий и содержанию. Географические карты в жизни человека

учебник, линейка, карты атласа

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

§12


Урок 14. Градусная сетка


7-11.12

Практическая работа

9. Градусная сетка

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте

учебник, линейка, карты атласа

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять рас- стояния по карте

§13


Урок 15. Географическая широта

14-18.12

Практическая работа

10. Географические координаты

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов

учебник, линейка, карты атласа

Определять географические координаты объектов на карте

§14


Урок 16. Географическая долгота

21-25.12

Практическая работа

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса

учебник, линейка, карты атласа

§15


Урок 17. Географические координаты

28-15.01

Контрольная работа

11. Решение практических задач по плану и карте

Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам

учебник, линейка, карты атласа

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

§16


Урок 18.

Как люди заселяли Землю


18-22.01

Урок -лекция

12. Заселение чело-

веком Земли

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

§17


Урок 19.

Расы и народы


25-30.01

Комбинированный урок

13. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств

мира, их столиц

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания, размещения

представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определить наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле

§18


Урок 20. Страны

1-5.02

Практическая работа

14. Многообразие стран мира

Сравнение стран мира по политической карте

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию

§19


Урок 21. Земная кора

8-12.02

Урок

15. Земная кора и литосфера

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит

§20


Урок 22. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые

15-19.02

Практическая работа

16. Горные

породы,

минералы, полезные ископаемые

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение

для человека. Охрана земных недр

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику, наборы горных пород

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

§21


Урок 23. Горные породы и минералы


22-26.02

Практическая работа

17. Движения земной коры

Движения земной коры: верти-

Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения

наборы горных пород

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и

пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.


§21


Урок 24. Горные породы и минералы

1-5.03

Практическая работа

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо

наборы горных пород

§21


Урок 25. Движения земной коры

9-12.03

Урок


18. Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность

земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной

высоте. Крупнейшие равнины

мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта

§22


Урок 26. Движения земной коры

15-19.03

Урок

19. Рельеф Земли. Горы

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять по географическим картам количественные и качественные 1характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности

§23


Урок 27. Рельеф Земли. Равнины

22-26.03

Комбинированный урок

20. Решение практических задач по карте

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».


учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

§24


Урок 28. Рельеф Земли. Горы

5-9.04

Комбинированный урок

Правила работы с контурной картой

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

§25


Урок 29. Рельефные структуры

12-16.04

Практическая работа

Защита проекта

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

§36


Урок 30. Литосфера и человек

19-23.04

Контрольная работа

21. Человек и литосфера

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

§27


Урок 31. Повторение и обобщение материала по курсу географии 5 класса

26-30.04

Комбинированный урок


Обобщение и повторение материала по курсу географии 5 класса

учебник, карты атласа,

электронное приложение к учебнику

Умение систематизировать полученные знания. Представлять результаты работ.

повтор по тетр. и учебн.


Урок 32. Годовая контрольная работа

3-7.05

Контрольная работа

Контрольная работа

карты атласа



Урок 33-35. Природный комплекс

10-14.05

17-21.05

24-25.05

Экскурсия

Практ. работа


Работа на пришкольной территории.

пришкольная территория, карточки, планшеты

Практические навыки работы во время полевых исследований

летние задания




Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы по географии для 5 класса
(образовательная программа основного общего образования)

Назначение контрольно-оценочных материалов – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов по географии.

Содержание контрольно-измерительных материалов определяется на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 29 декабря 2010г.).

2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

3. Рабочей программы по географии 5-9 классы (ФГОС ООО).



Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся



1. Перечень элементов предметного содержания

код

Описание элементов предметного содержания

1.

Источники географической информации

1.1

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности и их основы.

1.2

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

2.

Природа Земли

2.1

Земля как планета. Форма, движения Земли.

2.2

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие.Земная поверзность: форма рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной корв и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.





2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся

1

Источники географической информации


1.1.1


Оценить значимость науки география в современном обществе. Определять понятие «география», знать задачи и методы географической науки.

1.1.2

Определять по компасу направления на стороны горизонта. Ориентироваться по плану местности. Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане. Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

1.1.3

Распознавать условные знаки планов местности и карт. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков. Что показывает масштаб, его виды. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

1.1.4

Уметь определять стороны горизонта по Солнцу и звездам. Составлять простейший план небольшого участка местности и читать его.

1.1.5

Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов.

1.1.6

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения. Объяснять назначение сетки параллелей и меридианов.

1.1.7

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки. Часовые пояса и их связь с вращением земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.

1.2.1

Выявить значение эпохи Великих географических открытий для человечества, их влияние на представление людей об облике земли.

1.2.2

Знать великих путешественников и их вклад в освоение новых земель.Уметь наносить на контурную и показывать на карте полушарий маршруты путешественников и части земной поверхности.

2.

Природа Земли

2.1.1

Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Выяснить сколько на нашей планете материков и океанов

2.1.2

Описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.

2.1.3

Знать, как распределяется свет и тепло Солнца на поверхности Земли, что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости.

2.2.1

Внутренние и внешние силы Земли и их влияние на формирование неровностей на ее поверхности. Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой .
Устанавливать по иллюстрациям
и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.

2.2.2

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Определять горные породы по их свойствам. Анализировать схему полезных ископаемых.

2.2.3

Знать, что происходит при вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, причины движения земной коры. Землетрясения, их схема, находить на карте сейсмоопасные районы. Правила поведения при землетрясениях.

2.2.4

Знать, что происходит при вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, причины движения земной коры. Вулканы и гейзеры, горячие источники,их классификация и строение

2.2.5

Распознавать на физических картах разные формы рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

2.2.6

Распознавать на физических картах разные формы рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор, особенности их географического положения, существенные признаки гор ( различие гор по высоте).



3. Перечень требований элементов метапредметного содержания

код

Описание элементов метапредметного содержания

3.1

Определять понятия, называть отличия (познавательное УУД)

3.2

Классифицировать по заданным критериям, сопоставлять (познавательное УУД)

3.3

Устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД)

3.4

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта (познавательное УУД)

3.5

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач (познавательное УУД)

3.6

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема) (познавательное УУД)

3.7

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (познавательное УУД)

3.8

Оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД)

3.9

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




Контрольная работа по разделу №1 «На какой Земле мы живем»

Вид контроля: текущий

Спецификация КИМ

Назначение проверочной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 5 класса содержанияраздела№1«Развитие географических знаний о Земле» учебного предмета.

  1. Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география», а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной - География 5- 6 класс – М. : Просвещение, 2019 г.

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

Время, отводимое на выполнение работы: 15 минут.

Проверочная работа состоит из 6 заданий: 4 задания базового уровня, 2 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице.



Номер задания

Уровень

Коды проверяемых элементов

Коды

проверяемых требований к уровню

подготовки

Коды проверяемых элементов метапред-

метного содержания

Максималь- ный

балл за

выполнение

задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

1

базовый

1.1

1.1.1

3.1

1

2

2

повышенный

1.2

1.2.1

3.1

2

3

3

базовый

1.2

1.2.1

3.1

3.2

2

4

4

базовый

1.2

1.2.2

3.1

1

2

5

базовый

1.2

1.2.2

3.2

1

2

6

повышенный

1.2

1.2.2

3.1

1

2





Оценивание заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии

оценивания

1

а) земля

1

2

г) Птолемей

2

3

в) Магеллана

1

4

а) Африка

1

5

Мыс Дежнева

1

6

Руаль Амудсен

2

Всего


8





Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

8

5

7-5

4

4-3

3

0-2

2

Текст работы

1.Перевод слова «гео» (с греческого языка) обозначает:

а) земля б)луна в) планета г) озеро

2.Кто первым из ученых составил наиболее точную карту миру?

а) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель г) Птолемей

3. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

а) Колумбаб) Кукав) Магелланаг) Никитина

4. Какой из существующих материков был открыт раньше других?

а) Африкаб) Австралия в) Антарктидаг) Южная Америка

5. Имя Дежнева на географической карте носит ?

6. Кто первым достиг Южного полюса?



Контрольная работа по разделу №2 «Планета Земля»

Вид контроля: текущий

Спецификация КИМ

Назначение проверочной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 5 класса содержания раздела №2 «Планета Земля»учебного предмета.

  1. Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география», а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной - География 5- 6 класс – М. : Просвещение, 2019 г.

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

Время, отводимое на выполнение работы: 20 минут.

Проверочная работа состоит из 8 заданий: 6 задания базового уровня, 2 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице.

Номер задания

Уровень

Коды проверяемых элементов

Коды

проверяемых требований к уровню

подготовки

Коды проверяемых элементов метапред-

метного содержания

Максималь- ный

балл за

выполнение

задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

1

базовый

2.1

2.1.1

3.2

1

3

2

базовый

2.1

2.1.1

3.1

1

2

3

базовый

2.1

2.1.1

3.1

1

2

4

базовый

2.1

2.1.1

3.1

1

2

5

базовый

2.1

2.1.1

3.2

1

2

6

повышенный

2.1

2.1.2

3.1

2

3

7

повышенный

2.1

2.1.2

3.1

2

3

8

базовый

2.1

2.1.2

3.1

1

2



Оценивание заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии

оценивания

1

б) звезда

1

2

геоид

1

3

в) Евразия

1

4.

а) Тихий

1

5.

Евразия

1

6.

Происходит смена сезонов года

2

7.

Происходит смена дня и ночи

2

8

г ) раз в четыре года

1

Всего


10



Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

10

5

9-7

4

6-4

3

3-0

2



Текст работы

1. Солнце это:

а) планета б) звезда в) созвездие

2. Шар, геоид, эллипс, из перечисленного выбирите форму Земли.

3. Самый большой по площади материк?

а) Северная Америка б) Антарктила в) Евразия г) Африка

4. Самый большой по площади океан?

а) Тихий б) Индийский в) Атлантический г) Северный Ледовитый

5. На каком материке мы живем?

а) Африка б) Австралия в) Евразия г) Южная Америка

6. Назовите главное следствие вращения Земли вокруг Солнца оси?

7. Назовите главное следствие вращения Земли вокруг своей оси?

8. Високосный год наступает:

а) раз в год б) раз в два года в) раз в три года г) раз в четыре года







Контрольная работа по разделу №3 «План и карта»

Вид контроля: текущий

Спецификация КИМ

Назначение проверочной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 5 класса содержания раздела 3. «План и карта»учебного предмета.

  1. Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география», а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной - География 5- 6 класс – М. : Просвещение, 2019 г.

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

Время, отводимое на выполнение работы: 20минут.

Проверочная работа состоит из 9 заданий: 7 задания базового уровня, 2 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице.

Номер задания

Уровень

Коды проверяемых элементов

Коды

проверяемых требований к уровню

подготовки

Коды проверяемых элементов метапред-

метного содержания

Максималь- ный

балл за

выполнение

задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

1

базовый

1.1

1.1.2

3.1

1

1

2

базовый

1.1

1.1.3

3.1

2

3

3

повышенный

1.1

1.1.4

3.3

1

2

4

базовый

1.1

1.1.2

3.1

2

3

5

базовый

1.1

1.1.6

3.2

1

2

6

повышенный

1.1

1.1.6

3.1

1

2

7

базовый

1.1

1.1.6

3.1

1

2

8

базовый

1.1

1.1.7

3.1

1

2

9

базовый

1.1

1.1.7

3.5

2 (по 1 баллу за верный ответ)

3





Оценивание заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии

оценивания

1

в) 4

1

2

а) условных знаков

1

3

а) северным

2

4.

б) азимут

1

5.

б) запад - восток

1

6.

Нулевой мередиан

2

7.

б) 40000км

1

8

Широта и долгота

1

9.

59 с.ш. 30 в.д.

2

Всего


12



Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

12

5

11-8

4

7-4

3

3-0

2



Текст работы

1.Определите количество основных сторон горизонта? а) 1 б) 5 в) 4 г) 2

2.  Дополните определение, чтобы оно было точным. План местности – чертеж, на котором изображен небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде с помощью…

а) условных знаков б)масштабав) стрелки «север-юг»

3. На южном полюсе любое из направлений будет....?а)северным б) южным в) западным г) восточным

4.Угол между направлением на север и направлением на объект по ходу часовой стрелки- это….? а) горизонт б) азимут в) полюс

5. Какое направление показывают параллели?

а) север-югб) запад- восток

6. Самая длинный мередиан, делящий Землю на два полушария Западное и Восточное?

7. Длина экватора более:

30000км б) 40000км в) 20000км г) 10000км

8. Географические координаты - это?

9.Определите географические координаты Санкт - Петербурга?



Контрольная работа №4 «Литосфера - твердая оболочка Земли »

Вид контроля: текущий

Спецификация КИМ

Назначение проверочной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 5 класса содержания раздела №5 «Литосфера - твердая оболочка Земли»учебного предмета.

  1. Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география», а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной - География 5- 6 класс – М. : Просвещение, 2019 г.

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

Время, отводимое на выполнение работы: 20минут.

Проверочная работа состоит из 9 заданий: 6 задания базового уровня, 3 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице.

Номер задания

Уровень

Коды проверяемых элементов

Коды

проверяемых требований к уровню

подготовки

Коды проверяемых элементов метапред-

метного содержания

Максималь- ный

балл за

выполнение

задания

Примерное время выполнения задания ( мин)

1

базовый

2.2

2.2.2

3.2

1

3

2

повышенный

2.2

2.2.1

3.4

2

3

3

базовый

2.2

2.2.1

3.3

1

2

4

базовый

2.2

2.2.2

3.2

1

2

5

базовый

2.2

2.2.3

3.1

2

2

6

базовый

2.2

2.2.4

3.4

1

2

7

базовый

2.2

2.2.4

3.1

1

2

8

базовый

2.2

2.2.5

3.2

1

2

9

повышенный

2.2

2.2.6

3.2

2

2







Оценивание заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии

оценивания

1

в) три

1

2

а) железа и никеля

2

3

а)ниже

1

4.

г) железо

1

5.

в) эпицентр землетрясения

2

6.

Очаг, жерло, кратер, лава

1

7.

а) горячую воду и пар

1

8

б) Восточно-Европейская равнина

1

9.

а) Анды

2

Всего


12



Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

12

5

11-8

4

7-4

3

3-0

2



Текст работы

1.Сколько существует групп горных пород?

а)одна б) две в) три

2. Из чего состоит ядро Земли?

а) железа и никеляб) меди и водородав) водорода и гелия

3. Температура вещества мантии по сравнению с температурой вещества ядра:

а)ниже б) выше в) одинаковая

4.Что не относится к осадочным горным породам?

а) нефть и газ б) уголь в) торф г) железо

5. Как называется участок земной поверхности, где землетрясение проявляется с наибольшей силой?

а) разлом земной коры б) очаг землетрясения в) эпицентр землетрясения

6. Опишите строение вулкана?

7. Гейзер- это источник, периодически выбрасывающий из недр земли:

а) горячую воду и пар б)грязевые потоки в) камни г) газ и пепел

8.Какая равнина мира самая большая по площади?

а)Великая Китайская б) Восточно- Европейская в) Центральная г) Оринокская

9. Какая горная система мира самая протяженная?

а) Анды б) Гималаи в) Алтайские горы г) Кордильеры



Контрольная работа за курс 5 класса

Вид контроля: итоговый

Спецификация КИМ

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся 5 класса содержания учебного предмета.

  1. Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география», а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной - География 5- 6 класс – М. : Просвещение, 2019 г.

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

Время, отводимое на выполнение работы: 40 минут.

Контрольная работа состоит из 10 заданий: 7 задания базового уровня, 3 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице.

Номер задания

Уровень

Коды проверяемых элементов

Коды

проверяемых требований к уровню

подготовки

Коды проверяемых элементов метапред-

метного содержания

Максималь- ный

балл за

выполнение

задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

1

базовый

1.1

1.1.1

3.1

1

3

2

повышенный

1.2

1.2.1


3.1

4 (по 1 баллу за верное соответствие)

4

3

базовый


2.1


2.1.1

2.1.2


3.1

2 (по 1 баллу за верный ответ)

3

4

базовый

1.1

1.1.6

3.2

1

3

5

базовый

3.2

3.2.2

3.1

1

3

6

базовый

2.2

2.2.1

3.2

3( по1 баллу за верное ответ)

3

7

базовый

2.2

2.2.2

3.1

1

3

8

повышенный

2.2


2.2.3


3.3

3.5

2

4

9

базовый

2.2

2.2.4

3.1

1

2

10

повышенный

2.2

2.2.5

2.2.6

3.1

3( по1 баллу за верноесответствие)

4



Оценивание заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии

оценивания

1

б) Эратосфен

1

2

1.Христофор Колумб - б) Открытие Америки;

2.Васко да Гама – а) Проложил морской путь в Индию вокруг Африки;

3.Фернан Магеллан – г) Совершил первое кругосветное плавание;

4.Джеймс Кук – в) открыл Австралию



4

3

в) Атмосфера Земли по составу схожа с атмосферами других планет;

д) Находится на 2-ой орбите от Солнца

2


4

а) экватор

1

5

б) Монголоидная

1

6

Земная кора, мантия, ядро

3

7

г) бензин

1

8

Столкновения литосферных плит

2

9

Кратер

1

10

1. Северная Америка - а) Кордильеры

2. Южная Америка - б) Анды

3.Евразия - в) Гималаи


3


Всего


19

Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

19

5

18-15

4

14-7

3

6-0

2





Текст работы

1.Основоположник науки «география»?

а) Геродотб) Эратосфен в) Аристотель г) Пифагор.

2. Установите соответствие между путешественниками и их открытиями:

1.Христофор Колумб а) Проложил морской путь в Индию вокруг Африки;

2.Васко да Гама б) Открытие Америки;

3.Фернан Магеллан в)Открытие Австралии;

4.Джеймс Кукг) Совершил первое кругосветное плавание

3. Выберете черты, которые нехарактерны для планеты Земля?

а) Период вращения Земли вокруг своей оси 24 часа

б) Только Земля обладает уникальными запасами воды

в) Атмосфера Земли по составу схожа с атмосферами других планет

г) Только Земля имеет почву

д) Находится на 2-ой орбите от Солнца

е) Период вращения Земли вокруг Солнца 365 – 366 суток.

4.Самая длиная параллель земли, равная 40000 км, это:

а) экваторб)полюса в) полярный круг г)тропики

5.Назовитесамую многочисленную расу народов Земли?

а)Европеоидная б) Монголоидная в) Негроидная

6.Описать модель строения Земли.

7. Что не относиться к горючим полезным ископаемым?

а) природный газ б) уголь в) нефть г) бензин

8. Назовите причины возникновения землетрясений.

9.Как называется чашеобразное углубление на вершине вулкана?

10. Установите соответствие между горной системой и материком, на котором она находится:

1. Северная Америка а) Анды

2. Южная Америка б) Гималаи

3.Евразия в)Кордильеры









































Приложение 3

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик: 
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик: 
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; 
Наличие неточностей в изложении географического материала; 
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 

 Оценка "3" ставится, если ученик: 
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик: 
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 
Не делает выводов и обобщений. 
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 
Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 

 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик: 
выполнил работу без ошибок и недочетов; 
допустил не более одного недочета. 
 Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
или не более двух недочетов. 
 Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 
не более двух грубых ошибок; 
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
или не более двух-трех негрубых ошибок; 
или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Оценка "2" ставится, если ученик: 
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы. 

Примечание. 
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

 Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

 Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

 Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


 Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


 Требования к выполнению практических работ на контурной карте.


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»). 
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). 
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 
6.  Не забудьте подписать работу внизу карты! 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!