СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географии для 5 класса при очно-заочной форме обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса.»

Филиал « Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»




Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на МО учителей Зам. директора по МР Приказ директора школы предметников Протокол № 1 от 28.08.2019 г № 18 от 30.08.2019 г

Протокол № 1 от 26.08.2019 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «География» для 5 класса

основного общего образования

(очно-заочная форма обучения)

на 2019– 2020 учебный год













Разработчик: Ненашева С. В., учитель













г. Новоалтайск, 2019




Оглавление


Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3

1.Планируемые образовательные результаты обучения…………………….…………..6

2.Содержание учебного предмета ……………………………………………………… 9

3.Тематический план………………………………………………………………………11

Приложение №1……………………………………………………………………………12

Приложение №2………….………………………..…………………………………… 13













































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения предмета «География» для учащихся 5 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» при очно-заочной форме обучения.

Нормативная база рабочей программы

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г № 1897, с изменениями от 2014 г, 2015 г.);

  • Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 г № 345.);

  • Основная образовательная программа основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

  • Учебный план основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

  • Годовой календарный график КГКОУ ««Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

  • Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);

  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);

  • Письмо УФСИН России по Алтайскому краю «О разработке учебных планов» №5/3-9

Цели и задачи реализации рабочей программы (изучения предмета)


Рабочая программа рассчитана на реализацию целей и задач обучения географии в 5 классах, обозначенных в авторской программе, которые не противоречат целям ФГОС в части преподавания данного учебного предмета и основной образовательной программы основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение географии в 5 классе при очно-заочной форме обучения отводится 0,5 час в неделю, 17 часов в год соответственно.



Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

В рабочей программе уменьшено количество часов на изучение всех тем, так как авторская программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 часа в неделю, сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением заданий для закрепления при самостоятельной работе учащихся.

Практические работы, предусмотренные программой, проводятся виртуально с использованием видеоматериалов и интерактивных пособий, что объясняется режимными требованиями исправительного учреждения, на территории которого находится школа.


Формы организации учебного процесса, методы и приемы обучения, педагогические технологии, используемые для реализации рабочей программы.


Рабочая программа ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.

В преподавании предмета используются развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные педагогические технологии. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов. Такая продуктивная деятельность, создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся, обеспечивает осознанность работы обучающихся. Предпочтительными организационными формами образовательной деятельности являются проектная и исследовательская деятельность. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Обучение осуществляется через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

В данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования.


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета


Основными формами контроля степени достижения планируемых результатов обучения являются: устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестов, выполнение заданий с использованием ИКТ. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Оценивание результатов образовательной деятельности осуществляется согласно Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»


Средства реализации рабочей программы


Средствами реализации рабочей программы являются УМК, созданный коллективом авторов под руководством А.И. Алексеева, материально-техническое оборудование кабинета географии, дидактический материал по географии.

Программа

- В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». – М.:Прсвещение,2013.

Учебник:

- А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций. – М.:Прсвещение,2016.

Методические пособия:

- В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В. В. Николина. — М.: Просвещение, 2012. —

160 с. — (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

Рабочие тетради:

- В.В. Николина. География. Мой тренажер 5—6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /В. В. Николина. — М.: Просвещение, 2014. —

82с. — (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).






























1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«География»5 класс

Предметные результаты:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их

необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое

рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров,

программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно

пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее много национального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мир воззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому

и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору

профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, за данных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а так же во

взрослых сообществах; формирование основ социально - критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
































2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (5—7 КЛАССЫ)

5 класс (35 ч; из них 5 ч — резервное время)

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности.

Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумб, Ф. Магеллан Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Тема 2. Земля — планета Солнечной системы (3 ч)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света по поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Тема 3. План и карта (10 ч)

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. Способы глазомерной съёмки

местности. Составление плана местности.

Практическая работа. Определяем стороны горизонта по Солнцу звездам

Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов. Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по плану и карте.

Практическая работа. Определение направлений и географических координат на карте.

Тема 4. Человек на Земле (3 ч)

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на

Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. Сравнение стран мира по политической карте.

Тема 5. Литосфера — твёрдая оболочка Земли (10 ч)

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Практическая работа. Определение горных пород и их свойств.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и

России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте.

Практическая работа. Описание рельефа своей местности.

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».

Правила работы с контурной картой. Литосфера и человек. Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу


3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Тема раздела

Кол-во час.

Из них

Пр. работы

Лаб. работы

Проекты

5 класс

1

Развитие географических знаний о Земле

2



-

2

Земля — планета Солнечной системы

2



-

3

План и карта

5

2


-

4

Человек на Земле

2



-

5

Литосфера — твёрдая оболочка Земли

6

2


1


Итого:

17

4


1

































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема урока

Лабораторные и практические работы

Дата

план

факт

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (2 ч)

1

Что изучает география. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки


02.09


2


Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Великие географические открытия.


16.09


Тема 2. Земля — планета Солнечной системы (2 ч)

3

Земля — одна из планет Солнечной системы.


30.09


4

Движения Земли. Солнечный свет на Земле


14.10


Тема 3. План и карта (5 ч)


11.11

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. План местности.


11.11


6

Условные знаки. Масштаб и его виды. Способы изображения неровностей земной поверхности.

П.Р.№1 Определяем стороны горизонта по Солнцу и звездам

25.11


7

Глобус. Географическая карта. Свойства географической карты. Классификация карт.


09.12


8

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы.


23.12


9

Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Часовые пояса.

П.Р.№2 Определение направлений и географических координат на карте

20.01


Тема 4. Человек на Земле (2 ч)

10

Основные пути расселения древнего человека. Возникновение земледелия и животноводства.


03.02


11

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле.

Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.


17.02


Тема 5. Литосфера — твёрдая оболочка Земли (6 ч)


16.03

12

Внешние и внутренние силы Земли. Типы земной коры. Литосфера.


02.03


13

Горные породы и минералы. Виды полезных ископаемых. Охрана земных недр.

П.Р.№3 Определение горных пород и их свойств.

16.03


14

Движения земной коры. Землетрясения и их причины. Вулканизм. Строение вулкана. Гейзеры.


30.03


15

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши. Крупнейшие равнины мира и России. Описание равнин по карте.

П.Р.№4 Описание рельефа своей местности.

13.04


16

Рельеф Земли. Горы. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Описание гор по карте.


27.04


17

Значение литосферы для человека. Презентация проектного задания «Скульптурный портрет планеты

11.05








































ПРИЛОЖЕНИЕ №2


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ




Дата по журналу, когда была сделана корректировка


Номера уроков, которые были интегрированы


Тема урока, которая стала после интеграции


Основание для корректировки


Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!