СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 6 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса к учебнику ТП Герасимовой и НП Неклюковой »



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа адресована для обучающихся 6-х классов, изучающих предмет на базовом уровне.

Нормативная база

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

1.   Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации".

2. Примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 71 с. – (Стандарты второго поколения);

5. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы – И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012. – 409 с.);

Общая характеристика предмета

Курс географии 6 класса - курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле - картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Структура предмета

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой:

Введение

1 ч.

Виды изображений поверхности Земли

11 ч.

Строение Земли. Земные оболочки

18 ч.

Биосфера. Географическая оболочка

2 ч.

Население Земли

1 ч.

Главная цель изучения предмета

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, необходимых для

усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий

развития географической оболочки.

Задачи предмета

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

  • развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

  • развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Образовательная область

География входит в образовательную область «Обществознание».

Связи предмета с другими предметами

Для данного курса географии характерны следующие межпредметные связи:

  • введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература;

  • план местности – картография, биология, математика, астрономия;

  • географическая карта – картография, история, математика;

  • литосфера – геология, химия, физика;

  • гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература;

  • атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература;

  • биосфера – биология, зоология, экология;

  • население Земли – демография, история.

Педагогические принципы отбора содержания

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

География входит в образовательную область «Обществознание»

Основные методы обучения

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

- объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.);

- репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование (искусственно созданные ситуации, требующие применения на практике полученных знаний);

- частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей;

- исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:

  • в организации метеорологических наблюдений и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем и т.д.);

  • в описании природных факторов и явлений, включая свою местность;

  • при составлении характеристики географических объектов;

  • при работе с различными источниками географического содержания;

При работе с одаренными детьми и детьми с повышенным интересом к географии предполагается больше уделять внимания исследовательской работе через краеведческий материал и проблемные задания и ситуации.

Формы контроля знаний:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность - анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах, проектная деятельность и т.д.).

Специфика предмета

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний

В рабочей программе предусмотрено 10 практических работ. Практические работы необходимы для формирования у учащихся базовых знаний и умений, направленных на успешное освоение курса географии в целом. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы.

Все практические работы по рекомендации ОГБУ «Центра ОСИ» разделены на два типа:

обучающие

итоговые

1,3,5,9,10

2,4,6,7,8

5

5

В КТП итоговые работы обозначены *


Учебно-методический комплекс:

  1. Программа. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы – И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012. – 409с.)

  2. Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа. 2015 г. (Федеральный перечень:ФГОС 2011 Рекомендовно (№ 940 Приложение 1))

  3. Методическое пособие. Т.П. Громова. Методическое пособие. География. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.

  4. Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.

  5. Контурные карты. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.


















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п



Раздел


Тема


Общее

кол-во часов



Введение


1

1





Виды изображений

поверхности Земли



11

2


Понятие о плане местности. Масштаб.


3


Стороны горизонта.

Ориентирование


4


Составление простейших

планов местности


5


Изображение на плане неровностей земной поверхности

6

6


Форма и размеры Земли.

Географическая карта


7


Градусная сеть на глобусе и картах


8


Географическая широта.


9


Географическая долгота.


10


Географические координаты


11


Изображение на физических картах высот и глубин


12


Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли

7


Строение Земли.

Земные оболочки



18


Литосфера


6

13


Земля и ее внутреннее строение


14


Движение земной коры


15


Вулканизм


16


Рельеф суши. Горы


17


Равнины суши


18


Рельеф дна Мирового океана



Гидросфера



6

19


Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана


20


Движение воды в океане


21


Подземные воды


22


Реки


23


Озера


24


Ледники



Атмосфера


7

25


Атмосфера: строение,

значение, изучение


26


Температура воздуха


27


Атмосферное давление.


28


Ветер


29


Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки


30


Погода


31


Климат. Причины, влияющие

на климат



Биосфера. Географическая оболочка



2

32


Разнообразие и распространение организмов на Земле


33


Природный комплекс



Население Земли


1

34


Население Земли


35

Итоговый урок


1




35


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть методы изучения Земли;

  • называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли.


ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (9 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практическая работа №1: «Изображение здания школы в масштабе».

Практическая работа №2*: «Определение направлений и азимутов по плану местности»

Практическая работа №3: «Составление плана местности методом маршрутной съемки».

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.

Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практическая работа №4*: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • читать план местности и карту;

  • определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на

местности;

  • производить простейшую съемку местности;

  • работать с компасом, картой;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. (22 ч)

ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа №5: «Описание форм рельефа»


ГИДРОСФЕРА (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа №6*: «Составление описания внутренних вод».


АТМОСФЕРА (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практическая работа №7*: «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».

Практическая работа №8*: «Построение розы ветров».

Практическая работа №9: «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным».


БИОСФЕРА, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практическая работа №10: «Составление характеристики природного комплекса (ПК)».


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

  • называть и показывать основные географические объекты;

  • работать с контурной картой;

  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

  • определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и

относительную высоту точек, глубину морей;

  • классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

  • составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

  • описывать погоду и климат своей местности;

  • называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

  • называть меры по охране природы.


НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

  • составлять описание природного комплекса;

  • приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.





  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Предметные результаты обучения

Ключевые компетенции

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

1. Называть /или показывать:

  • существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

  • форму и размеры Земли (длина окружности);

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • части Мирового океана;

  • среднюю соленость вод океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему, речной бассейн;

  • компоненты ПТК;

  • правила поведения в природе;

  • причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

  • связей между элементами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

  • воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • горных пород и минералов, их использования человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

  • взаимосвязей: река — рельеф;

  • искусственных водоемов;

  • из истории географических исследований и от­крытий.

3. Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

  • по карте географическое положение объектов;

  • по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

  • фенологические сроки начала времен года.

4. Описывать:

— географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение че­ловеком; давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

— особенности рельефа, климата, вод, биокомп­лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос­ти).


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • оценивать работу одноклассников;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

  • давать характеристику географических объектов;

  • классифицировать информацию;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • основами экологической культуры.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Дата


Тема урока



Содержание урока


Планируемые результаты


Номенклатура


Оборудование


Д/З



личностные


метопредметные


предметные



Введение – 1 час



1



Вводный урок


Предмет и задачи изучения географии. Методы исследования.

Источники географической информации.



Обладать:

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.





Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- работать с текстом;

- выделять существенные признаки понятий.



Называть методы изучения Земли, источники географической информации.


Объяснять значение понятий:

«география», «физическая география», «экономическая география», «географический прогноз».




- Физическая карта полушарий

- Комплект портретов ученых и путе-

шественников,

Т§

11-2



Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 11 часов




2



План местности. Масштаб.


Практическая работа № 1: «Изображение здания

школы в масштабе»


План местности.

Условные знаки. Масштаб.

Численный и именованный масштаб. Линейный масштаб.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативной компетентностью

в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

-искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- оценивать работу одноклассников.



Объяснять

значение понятий: «план местности», «масштаб»;

называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

читать план местности;

определять (измерять) расстояния на плане.



-Электоронное приложение

- Циркуль-измеритель,

- Линейка;

- Планшет,

-Рулетка,


§

§

3-4

§

11-211-211-2






3




Стороны горизонта.

Ориентирование


Практическая работа №2*:

«Определение направлений и азимутов по плану местности»




Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативной компетентностью

в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

-работать с нетекстовым компонентом;

- участвовать в совместной деятельности;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей.



Объяснять

значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять

направления на плане и на

местности; ориентироваться на местности при

помощи компаса и местных предметов.



- компас,

-топографический план,

- линейка,

транспортир.

§

§5



4




Составление простейших

планов местности


Практическая работа № 3: «Составление местности методом маршрутной съемки

плана»



Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- участвовать в совместной деятельности.


Производить

простейшую съемку местности.

Строить простейший план местности с учетом масштаба.



- планшет,

-компас,

-карандаш, -линейка,

-рулетка,

-визирная линейка.


§7



5





Изображение на плане неровностей земной поверхности


Относительная

высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы).

Профиль местности.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- работать с нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей.


Объяснять

значение понятий: «рельеф», «относительная вы-

сота»,

«абсолютная высота», «горизонталь».

Определять по плану местности абсолютную и от-

носительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа.

Строить

профиль местности.




- Топографическая карта


§6



6





Форма и размеры Земли.

Географическая карта


Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта— изображение Земли на плоскости.

Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий


Объяснять

значение понятия «географическая карта».

Классифицировать карты по назначению, масштабу

и охвату территории.

Приводить примеры разных видов географических карт.



-Электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий

- Глобус


§

§8,9



7



Градусная сеть на глобусе и картах


Меридианы и параллели.

Градусная сеть на глобусе и картах.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- выделять главное, существенные признаки понятий; - работать с нетекстовым компонентом.



Объяснять

значение понятий: «градусная сеть», «меридианы», «параллели».

Называть (показывать) эле-

менты градусной сети, географические полюса,

объяснять их особенности.

Находить и назы-

вать сходство и различия в изображении элемен-

тов градусной сети на глобусе и на карте.

Определять (измерять) направления на глобусе и географической карте.




-Электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий

- Глобус



§10



8




Географическая широта.


Географическая широта.

Определение географической широты.



Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- работать с нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- работать в соответствии с предложенным планом.


Объяснять

значение понятий: «географическая широта»

Определять географическую широту точки на

географической карте.



-Электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий

- Глобус




§11



9




Географическая долгота.


Географическая долгота. Определение географической дол-

готы.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- работать с нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- работать в соответствии с предложенным планом.


Объяснять

значение понятий:

«географическая долгота».

Определять географические долготу точки, местоположение

на географической

карте.



-Электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий

- Глобус



§12



10





Географические координаты.


Практическая работа № 4*:

«Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам»


Географические координаты.




Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- работать с нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- оценивать работу одноклассников.


Объяснять

значение понятий:

«географические координаты».

Определять географические коорди наты точки, местоположение географических

объектов на глобусе и географической карте.


материки: Африка.

полюса: Северный, Южный.

города:

Мехико, Каир, Москва, Лондон,

Санкт-Петербург, Токио.



-Электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий

- Глобус



§12



11



Изображение на физических картах высот и глубин



Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек.

Шкала высот и глубин.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- работать с нетекстовым компонентом;

классифицировать информацию;

- работать в соответствии с предложенным планом.


Определять

по карте абсолютную и относительную высоту то-

чек и глубину морей.


вулкан:

Ключеская Сопка.

моря: КаспийскоеБалтийское;

низменностьАмазонская

нагорье: Тибет.


Электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий


§


§13



12





Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли»



Анализ уровня знаний и умений



Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.




Уметь:

- работать с нетекстовым компонентом;

- участвовать в совместной деятельности;

- создавать объяснительные текст.




- Физическая карта полушарий

- Глобус



тв\

зд



Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки -

Литосфера




13



Земля и ее внутреннее строение


Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические

горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.




Уметь:

- работать с нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

- выделять главное, существенные признаки понятий





Объяснять

значение понятий: «литосфера», «земная кора»,

«горные породы», «полезные ископаемые».

Называть и показывать на схеме составные части

литосферы. Называть отличия материковой и

океанической земной коры.

Называть особен-

ности образования горных пород различных

групп.

Приводить примеры горных пород.



полуостров: Кольский.


- Физическая карта мира;

-электоронное приложение к учебнику

-таблица «Строение Земли»



§14



§




14



Движение земной коры


Землетрясения.

Медленные вертикальные движения земной коры. Виды

залегания горных пород.



Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.




Уметь:

- отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами.


Объяснять

значение понятий: «землетрясение», «очаг магмы», «лава», «сейсмический пояс».

Называть и показывать основные географические объекты.

Работать с контурной картой.

Называть методы изучения земных недр.

Определять по карте сейсмические районы мира.



материки: Евразия, Африка;

океан: Тихий;

острова: Гавайские, Исландия;

полуостроваСкандинавский, Камчатка.

равнина:

Восточно-Европейская

горы: Гималаи, Анды, Кавказские;

страна: Нидерланды


- Физическая карта полушарий;

-электоронное приложение к учебнику


§15



15



Вулканизм


Вулканы. Виды вулканов. Горячие источники и гейзеры.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом;

- давать характеристику географических объектов;

- искать и отбирать информацию в справочных пособиях.



Объяснять

значение понятий: «гейзер».

Называть и показывать основные географические объекты.

Работать с контурной картой.

Называть методы изучения земных недр.



вулканы: Килиманджаро,

Везувий.



- Физическая карта России;

-Физическая карта полушарий;

-электоронное приложение.


§15



16




Рельеф суши. Горы.


Практическая работа № 5:

«Составление описания

форм рельефа»



Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в

горах.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативной компетентностью

в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- давать характеристику географических объектов;

-классифицировать информацию.



Объяснять

значение понятий: «рельеф», «горы». Работать

с контурной картой; Классифицировать горы по высоте. Приводить примеры гор и показывать их на географической карте.

Составлять

краткую характеристику гор по плану.


горы:

Анды, Уральские, Гималаи, Кавказские.


- Физическая карта России;

-Физическая карта полушарий;

-электоронное приложение.


§16



17




Равнины суши



Рельеф равнин. Различие

равнин по высоте. Изменение равнин во времени.

Человек на равнинах.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативной компетентностью

в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию.


Объяснять

значение понятия «равнина».

Классифициро-

вать равнины по высоте.

Называть и показывать крупнейшие равнины мира.

Работать

с контурной картой.

Составлять краткую характеристику равнин по плану.



материки: Южная Америка, Африка;

равнины: Западно-Сибирская, Восточно-Евро-

пейская;

низменности: Амазонская, Прикаспийская;

плоскогорья: Аравийское, Среднесибирское;

полуостров: Аравийский.


- Физическая карта России;

-Физическая карта полушарий;

-электоронное приложение.


§17



18




Рельеф дна Мирового океана.



Основное содержание: изменение представлений

о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана.

Процессы, образующие рельеф дна Мировогоокеана.



Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

-выделять главное, существенные признаки понятий.



Объяснять

значение понятий: «материковая отмель», «мате-

риковый склон», «глубоководный океанический

желоб», «срединно-океаничрового океанаеский хребет».

Называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана.

Называть методы изучения.

Приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять

их взаимосвязь с тектоническими структурами.



океаны: Тихий, Атлантический, Индийский;

острова: Курильские, Канарские, Азорские;

желоб: Марианский


- Карта океанов

-электоронное приложение.


§18



Гидросфера




19



Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.


Гидросфера.

Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан?

Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.



Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Уметь:

-классифицировать информацию;

- давать характеристику географических объектов;

- выделять главное, существенные признаки понятий.

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами.



Объяснять

значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «соленость».

Объяснять

процесс мирового круговорота воды. Называть и

показывать части Мирового океана.

Составлять краткую характеристику моря по плану.


материки: Австралия, Антарктида, Африка,

Северная Америка, Южная Америка, Евразия;

океаны: Тихий, Атлантический, Индийский,

Северный Ледовитый, Южный;

острова: Гренландия, Тасмания;

полуострова: Камчатка, Аравийский, Индостан;

моря:

Черное, Саргассово, Красное, Карское,

Аравийское, Балтийское, Охотское;

заливы: Бискайский, Бенгальский, Персидский;

проливы: Берингов, Магелланов, Дрейка,

Гибралтарский;

каналы: Суэцкий, Панамский.



-электоронное приложение к учебнику

-Физическая карта полушарий;



§19




20



Движение воды в океане.



Ветровые волны. Цунами.

Приливы и отливы. Океанические течения.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- сравнивать явления по заданным критериям.




Объяснять

значение понятий: «волна», «прилив», «отлив»,

«океаническое течение».

Объяснять особенности движения вод в Мировом океане.


материки: Северная Америка

океаны: Тихий, Северный Ледовитый;

моря:

Белое, Черное, Баренцево;

залив: Мексиканский;

остров: Гаити;

страны: Япония, Испания;

течения: Западных Ветров, Гольфстрим, Северо-

Атлантическое.


-электоронное приложение к учебнику

-Физическая карта полушарий;



§21




21



Подземные воды


Образование подземных

вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом;

- выделять главное, существенные признаки понятий.




Объяснять

значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы»,

«грунтовые воды», «межпластовые воды», «мине-

ральные воды».

Называть меры по охране подземных вод.



- электоронное приложение к учебнику

-Физическая карта полушарий;



§22



22



Реки.


Практическая работа № 6*:

«Составление описания

внутренних вод».


Что такое река? Бассейн

реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы.

Использование и охрана рек.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- давать характеристику географических объектов;

- выделять главное, существенные признаки понятий.



Объяснять

значение понятий: «река», «исток», «устье»,

«речная долина», «речная система», «водосборный бассейн», «режим реки», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад».

Называть и показывать на географической карте крупнейшие реки мира.

Работать с

контурной картой.

Составлять краткую характеристику реки по плану. Называть меры по охране рек.


материк: Австралия;

реки:

Волга, Ангара, Терек, Обь, Бия, Катунь,

Нил, Инд, Припять, Москва, Ока, Кама, Иртыш,

Енисей, Амазонка, Конго, Амударья, Дон;

озера:

Байкал, Каспийское;

моря: Балтийское, Белое, Азовское, Черное;

возвышенность: Валдайская;

горы:

Кавказ, Уральские;

каналы: имени Москвы, Волго-Донской.



-электоронное приложение к учебнику

-Физическая карта полушарий;




§23



23



Озёра


Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

- выделять главное, существенные признаки понятий.



Объяснять

значение понятий: «озеро», «карст», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «водохранили-

ще».

Называть и показывать крупнейшие озера мира.

Приводить примеры озер различного

происхождения.

Составлять краткую характе-

ристику озера по плану.

Называть меры по охране озер.


реки:

Волга, Кама, Ангара;

озера: Каспийское, Байкал, Аральское, Ладожское, Онежское, Кроноцкое, Виктория, Верхнее,

Балхаш,

Чад, Мертвое море;

полуостров: Камчатка;

водохранилища: Братское, Куйбышевское.


- электоронное приложение к учебнику

-Физическая карта полушарий;



§24



24



Ледники


Образование ледников

Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.










Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий.



Объяснять

значение понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота».

Определять с помощью карты снеговую границу; Показывать ледники на географической карте.

Работать с контурной картой








материки: Евразия, Северная Америка, Антарктида, Австралия;

океан: Атлантический;

остров: Гренландия;

горы: Уральские.


-электоронное приложение к учебнику

-Физическая карта полушарий;



§25



Атмосфера





Соседи Солнца. Планеты.



25



Атмосфера:

строение,

значение, изучение


Атмосфера— воздушная

оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение

атмосферы. Изучение атмосферы.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом;

- выделять главное, существенные признаки понятий.



Объяснять

значение понятия «атмосфера». Объяснять строение, состав и значение атмосферы.

Называть

методы изучения атмосферы.

Составлять

характеристику атмосферы по плану.



электоронное приложение к учебнику





§26



26



Температура воздуха.


Практическая работа №7*:

«Построение графика

хода температуры и вычисление средней темпера-

туры».



Суточная амплитуда

температуры воздуха, средняя суточная темпера-

тура воздуха, средняя месячная температура воз-

духа, средняя многолетняя температура воздуха,

средняя годовая температура воздуха, годовая

амплитуда температуры воздуха.




Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



Уметь:

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать с нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий.



Объяснять

значение понятий: «амплитуда температуры воз-

духа», «средняя температура воздуха».

Измерять (определять) температуру воздуха, ампли-

туды температур, среднюю температуру воздуха

за сутки, месяц, год.


океаны: Атлантический, Северный Ледовитый.


-электоронное приложение к учебнику


§27



27



Атмосферное давление.


Понятие об атмосферном

давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления.



Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом.

- выделять главное, существенные признаки понятий


Объяснять

значение понятий: «атмосферное давление».

Измерять (определять) атмосферное давление.






-электоронное приложение к учебнику


§28




28







Ветер.


Практическая работа № 8*:

«Построение розы ветров».


Образование ветра. Виды ветров. Определение направления

и силы ветра. Значение ветра.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативной компетентностью

в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий.


Объяснять

значение понятий: «ветер».

Объяснять ветра

и особенности причину

циркуляции возникновения

атмосферы.

Измерять (определять) на-

правление ветра.

Строить розу ветров.



-электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий;



§28



29



Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.


Практическая работа № 9: «Построение диаграммы

количества осадков по многолетним данным»


Водяной пар в атмосфере.

Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.



Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

- выделять главное, существенные признаки понятий


Объяснять

значение понятий: «абсолютная влажность возду-

ха», «относительная влажность воздуха», «обла-

ко», «атмосферные осадки».

Называть виды

облаков и атмосферных осадков.

Объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха.

Определять облачность. Строить диаграмму

количества осадков по многолетним данным.





-электоронное приложение к учебнику



§29



30



Погода.


Погода. Причи-

ны изменения погоды. Прогноз погоды.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



Уметь:

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- выделять главное, существенные признаки понятий.


Объяснять

значение понятий: «погода», «воздушная масса».

Описывать погоду своей местности.


материки: Антарктида, Австралия, Евразия,

Северная Америка;

океан: Северный Ледовитый;

города: Москва, Вашингтон, Мельбурн.


-электоронное приложение к учебнику



§30



31



Климат.

Причины,

влияющие

на климат.


Климат. Харак-

теристика климата. Влияние климата на природу

и жизнь человека.

Основное содержание: изменение освещения и

Нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов

и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависи-

мость климата от высоты местности над уровнем

моря и рельефа.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

-классифицировать информацию;

- выделять главное, существенные признаки понятий.


Объяснять

значение понятия «климат».

Называть основные элементы климата.

Составлять краткую

характеристику климатического пояса по плану.

Описывать климат своей местности.

Объяснять

значение понятий: «тропик», «полярный круг»;

называть причины, влияющие на климат.

Называть основные типы климатов Земли.


материки: Южная Америка, Евразия;

океан: Индийский;

море: Баренцево;

остров: Великобритания;

полуостроваКольский, Лабрадор, Скандинав-

ский;

пустыня: Атакама;

горы: Гималаи, Памир;

течения: Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Перуанское.


- Физическая карта полушарий;

-электоронное приложение к учебниу



§31



Раздел 3. Биосфера. Географическая оболочка



32



Разнообразие и распространение организмов на Земле.


Разнообразие и распространение организмов на Земле.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.



Уметь:

- искать и отбирать информацию в учебнике;

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

классифицировать информацию:

- выделять главное, существенные признаки понятий


Объяснять

значение понятий: «биосфера», «природная зона».

Называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы.


материки: Австралия, Африка, Евразия,

Северная Америка, Антарктида;

океан: Северный Ледовитый;

пустыня: Сахара.


-электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий;




§32



33



Природный комплекс.


Практическая работа № 10:

«Составление характеристики природного комплекса (ПК)»



Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.



Уметь:

- давать характеристику географических объектов;

- выделять главное, существенные признаки понятий


Объяснять

значение понятий: «почва», «природный комп-

лекс», «географическая оболочка».

Называть

основные типы природных комплексов.

Называть меры по охране природы.



-электоронное приложение к учебнику

- Физическая карта полушарий;



§33



Раздел 4. Население Земли – 1 час









34



Население Земли.


Человечество — единый

биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.





Уметь:

- работать с текстом и нетекстовым компонентом;

- искать и отбирать информацию в учебнике;

классифицировать информацию;

- выделять главное, существенные признаки понятий

.



Называть

основные человеческие расы и их признаки.

Рассказывать об изменении численности населения

Земли.

Называть основные типы населенных

пунктов.

Составлять характеристику своего населенного пункта по плану.


страны: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия.


- Физическая карта полушарий;

-электоронное приложение к учебнику

-таблица «Расы»



§34



35



Итоговый урок

Контрольная работа


Анализ уровня знаний и умений.


Обладать:

- ответственным отношением к учению;

- способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основами экологической культуры.



Уметь:

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- оценивать работу одноклассников.




Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.



- Физическая карта полушарий;

- Физическая карта России;






Всего 35 часов; в неделю 1 час.

контрольных уроков - 1,

практических работ – 10



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004

  2. Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.

  3. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.

  4. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2006.

  5. Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2004.


Дополнительная литература для учащихся:


  1. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.


  1. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 1997.



Региональный компонент:


  1. Географическое краеведение: учебное пособие для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. \ Под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.



  1. Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.. Географическое краеведение в тестах, схемах, таблицах, заданиях: Мет. Пособие. – Ульяновск., Корпорация технологий продвижения, 2004



  1. Энциклопедия Ненецкого округа: - Нарьян-Мар, 2000. Т.1, 2.



  1. Особо охраняемые природные территории НАО / Под.ред. В.В. Благовещенского. –Нарьян-Мар: Дом печати, 1997.





НАТУРАЛНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Гербарии:

      • гербарий дикорастущих растений;

      • гербарий культурных растений;

      • гербарий для курса географии.

Коллекции:

      • почва и ее состав;

      • известняк;

      • формы сохранности растений и животных;

      • гранит и его составные части;

      • минералы и горные породы с раздаточным материалом;

      • полезные ископаемые к курсу природоведения;

      • нефть и продукты ее переработки;

      • каменный уголь и продукты его переработки с раздаточным материалом;

      • торф.

МОДЕЛИ

  • развитие оврага;

  • модели горок (горизонтали).

ПРИБОРЫ

  • барометр-анероид;

  • термометр оконный;

  • компасы

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Карты:

      1. физическая карта полушарий;

      2. физическая карта России;

      3. карта звёздного неба.

Таблицы:

Таблицы по начальному курсу физической географии:

  • внутренне строение Земли. Строение литосферы;

  • вулканы и землетрясения;

  • выветривание;

  • работа ветра;

  • речная долина

  • круговорот воды в природе;

  • строение атмосферы;

  • годовое движение Земли;

  • природные комплексы;

  • биосфера

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  • http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/geography/

  • Видеофрагменты


















































14



Просмотр содержимого документа
«тит лист к раб программе»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа с. Ома»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы__________ Болтовская Л.В.

Приказ №___ от «___»_________2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР

______________ Вольхина Н.Г.

«____»_______________2018 г.















Рабочая программа

по географии для 6 класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин

2018-2019 учебный год

Учитель: Бобрикова Юлия Анатольевна (первая квалификационная категория)




РАССМОТРЕНО на заседании Методического объединения учителей естественно – математического цикла

Протокол №___ от «___»_________2018 г.







Просмотр содержимого документа
«титульный лист»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа с. Ома»





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы__________ Болтовская Л.В.

Приказ №___ от «___»_________2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР

______________ Вольхина Н.Г.

«____»_______________2018 г.

















Рабочая программа факультатива

«Занимательная география»

6 класс

2018-2019 учебный год

Учитель: Бобрикова Юлия Анатольевна (первая квалификационная категория)





РАССМОТРЕНО на заседании Методического объединения учителей естественно – математического цикла

Протокол №___ от «___»_________2018 г.












Обратите внимание:

  •  Поместите здесь наиболее интересные сведения.

  •  Поместите здесь наиболее интересные сведения.

  •  Поместите здесь наиболее интересные сведения.

  •  Поместите здесь наиболее интересные сведения.

Прямоугольник 4




Просмотр содержимого документа
«факультатив»



Рабочая программа факультатива

«Занимательная география»

6 класс

Пояснительная записка

к рабочей программе факультатива «Занимательная география»

Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Новизна предлагаемой программы:

Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.

Педагогическая целесообразность:

Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»

Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).

- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)

Цели:

- Освоение знаний об основных географических понятиях,

- овладение умением решения заданий повышенной сложности.

- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;

3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;

4.Воспитание географической культуры школьников.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:

-формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;

-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.

- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;

- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.

Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни

Направленность предлагаемого курса:

-по содержанию: предметная

-по функциональному предназначению: учебно-познавательная

-по форме организации: факультативная

-по времени реализации: годичная

Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Ожидаемые результаты:

Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:

- умение работать с разными источниками географической информации;

-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- картографическая грамотность;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- умение составлять географический прогноз.


Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.

Образовательные результаты предусматривают: -овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Место учебного курса в учебном плане гимназии.

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 35 ч. в год (1 час в неделю). В программе предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.

Содержание и планируемые результаты изучения разделов курса «Занимательная география»


Содержание раздела (темы)



Планируемые результаты изучения раздела.

Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества.

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия – близнецы .Приключения с географией (история географических названий)


Знать и объяснять понятия «географический объект». Применять изображения из космоса для определения географических объектов. Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии.

Путешествие по родному краю.

История заселения НАО. Регионы нашего края.

Составления визитных карточек регионов области. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края.

«И жизни след оставили свой…»

Проектная деятельность учащихся.

Защита проектов.


Знать историю своего края, его заселение, формирование обычаев, традиций.

Уметь давать характеристику регионов области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала.

Загадки географических оболочек Земли.

Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера - каменная оболочка Земли. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли.Уникальные памятники созданные природой.

Загадки атмосферы. Живые барометры. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие - природы планеты. Природа и здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края.

Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав.

Страны мира.

Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. Страны, которых нет

Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека, его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира.



Содержание курса «Занимательная география»

6 класс






Кол-во

часов



Название темы



Содержание темы

1


1 час

Введение. Программа факультатива.

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

2


6 часов

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.


Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия – близнецы . Приключения с географией (история географических названий)

Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

3

6 часов

Путешествие по родному краю.


Занимательный материал по родному краю. Рекорды в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов области («блинная столица», родина колобка). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

«И жизни след оставили свой…»

Оборудование: презентации видеоматериала

4

15 часов

Загадки географических оболочек Земли.

Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты.

Загадки атмосферы. Живые барометры . Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.

Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель.

Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). Красная книга.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии.

5

5 часов

Страны мира


Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.

Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

6

2ч.

Итоговое занятие


Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.


35ч.




Распределение часов факультатива

«Занимательная география»

п.п.


Перечень тем и разделов

Количество часов

Теория

Практика

Виды и формы деятельности

1.

Введение. Программа факультатива

1 ч

1

1

Беседа


2.

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества

6 ч.


4

2

Лекция Практикум.

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

3.

Путешествие по родному краю


6 ч.


4

2

Лекция. Практикум. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

4.

Загадки географических оболочек Земли.



15 ч.


8

7

Практикум

5.


Страны мира


5 ч.


3

2

Практикум

Проектная деятельность учащихся. Защита проектов

6.

Итоговое занятие

2 ч.



1

Итоговое тестирование.

Защита проектов.


Итого


35

20

15






Календарно-тематическое планирование

«Занимательная география»



Тема внеурочной деятельности


Цель работы


Результаты обучения


Методы


Оборудование

Виды

деятельности

Введение. 1час

1.

Этот загадочный мир природы.

Пробудить познавательный интерес к миру природы

Предметные:-представление о природных условиях, о растительном и животном мире, умение надлюдать за окружающей природой.

Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса.

Личностные: осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы.

Наблюдения

Справочники, учебник географии атласы.


Источники географической информации. 6 час.

2.

Основные источники географической информации.

Найти необходимую информацию с помощью географических источников.

Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий. Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте.

Предметные: -представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации. представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте, представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий.


Универсальные: умение сравнивать, анализировать, сличать, вносить коррекцию, развитие навыков

Работы с различными источниками знаний.


Личностные: формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры.



Методы анализа и сравнения

Атлас, глобус, географические карты. Портреты путешественников

Практикум









Практикум

3.

Карта- величайшее творение человечества.


4.

Типы географических карт. Географическая карта в профессиях.

5.

История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте

6.

По следам великих географических открытий. Географические закрытия.

7.

Приключения с географией. (История с географическими названиями)

Путешествие по родному краю. 6 часов.

8.

История заселения НАО


История заселения края древними племенами Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками, их вклад в историю края.

Предметные:

умение овладевать картографическими знаниями

Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края.

Личностные: осознание своей этнической принадлежности.



Методы исследования.






Метод проектирования.

Карта НАО








Практикум








Практикум

9.

Составление визитной

карточки округа.


10.

Регионы нашего края.


11.

Обычаи и традиции НАО


12.

Обычаи и традиции НАО


13.

«И жизни след оставили свой…»

Загадки географических оболочек Земли.15 часов.


14.

Неразгаданные тайны глубин Земли.


Особенности

Рельефа Земли.

Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым

географическим объектам.

Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, и силах формирующих рельеф планеты, умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана, сходство и различие географических объектов.

Умение доказывать необходимость охраны природы.

Универсальные: анализировать необходимую информацию из различных источников (карты, дневник наблюдения, диаграммы).

Личностные: формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию.


Метод исследования и проектов.

Физические карты мира, России.

Практикум









Практикум




Практикум
















Защита проек

тов









Практикум



Защита проек

тов









Экскурсия

15.

Земли. Геологическое прошлое планеты.


16.

Уникальные памятники, созданные природой.


17

Уникальные памятники, созданные природой




18

Загадки атмосферы.

19

Живые барометры.



20.

Защита проектов по темам.


21.

Аномальные зоны океанов.


22.

Атлас несуществующих земель. Топонимика.


23.

Биосфера.



24.

Эти удивительные растения. «Зеленая аптека».


25.

Защита проектов по теме «Лекарственные растения»


26

Природные парки и заповедники.


27.

Парки и скверы города округа Ландшафтный дизайн.


28.

Экскурсия по парку «Приволжский»



Страны мира.5 часов.


29.

Путешествие по странам мира.

Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Знакомство с обычаями и традициями народов мира.


Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени. Универсальные: умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков.

Личностные: уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности.


Исследовательский.

Политическая карта мира и отдельных стран.
























Защита проек

тов








Защита проек

тов

30.

Различие стран по площади, положению на карте.


31.

Люди такие разные. Народы мира.



32.

Обычаи и традиции народов мира.



33.

Защита проектов. Презентации.



34-35

Итоговое занятие.2ч.


Подведение итогов. Самоанализ курса.

Тестирование.












 




























Методическое обеспечение.



Наименование программы факультатива



Литература для учащихся



Литература и пособия для учителя



Медиа ресурсы



«Занимательная география».

6 класс

География. Начальный курс. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Летягин.\\Вентана граф//; -М. 2015.

Географическое краеведение. .2010г

Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ; -М.2014

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.


Ресурсы Интернета

Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера»


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!