Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей естественно-математического цикла классов детей с задержкой психического развития ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от «_____» августа 2020 Руководитель _______ / Л.П.Гуренко | УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7 ____________ / И.П. Попова Приказ №____ от «___» ___________2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География»
6-А класс
(уровень основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.
г. Азов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 6-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития,) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской программы по географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам «Классической линии» для 5-9 классов под редакцией С.В.Курчина - Москва, «Дрофа» 2017 год, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 31.12.2015 года).
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
География. Начальный курс. 6 класс. Учебник/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, - 5-е издание, стереотип. – Москва, Дрофа, 2017.
Атлас по географии для 6 класса.
Т.П.Герасимова. География. 6 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.
С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная– -формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; -формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; -развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; -развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; -Воспитательная- - воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности. -Развивающая- – развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний. |
| Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на изучение географии в 6-а классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 33 часа с учетом выходных и праздничных дней. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях
-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку,
- Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,
- Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
-Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
РАЗДЕЛ 1. Введение. |
- объяснять, для чего изучают географию; -умению работать с новым учебником, контурной картой и атласом; | - анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию; |
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. |
-определять своё местоположение на местности при помощи приборов и правил ориентирования, расстояния на карте и плане при помощи масштаба. -определять географические координаты пунктов, абсолютные и относительные высоты. -объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»; -называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе; -приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; -находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; -определять (измерять) географические координаты. | -находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; -читать план местности и карты, классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; -ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; |
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ |
-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», -называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; -называть методы изучения земных недр и Мирового океана; -измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, -описывать погоду и климат своей местности; -называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; | -приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; -определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; -классифицировать горы и равнины по высоте -объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы |
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ. |
-рассказывать о численности населения Земли и её показателях. -приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; -составлять описание природного комплекса; | -приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. | 2 часа | |
1. | Земля – планета Солнечной системы. Открытие и изучение Земли. | | Практические работы, тест. |
2. | РАЗДЕЛ 2. –ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Составление планов местности. Практическая работа №1Изображение здания школы в масштабе Практическая работа №2Определение направлений и азимутов по плану местности. Практическая работа №3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки Географическая карта. Форма и размеры Земли. Географическая карта. Географические координаты. Изображение на картах высот и глубин. Практическая работа №4Определение географических координат объектов Тестирование по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 9 часов | Географический диктант практические работы, тест. |
3. | РАЗДЕЛ 3. - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. Литосфера(5 час) Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Рельеф. Горы и равнины. Практическая работа №5Составлениеописания форм рельефа. Гидросфера(6час) Части Мирового океана. Движение воды в океане. Реки и озёра. Ледники. Практическая работа №6Составление описания внутренних вод. Атмосфера (5 час) Строение, значение изучение атмосферы. Температура воздуха, Давление. Ветер. Погода и климат. Практическая работа №7Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. Практическая работа №8Построение розы ветров. Практическая работа №9Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. Биосфера. Географическая оболочка. (4 час) Распространение организмов на Земле. Природный комплекс. Практическая работа №10Составление характеристики природного комплекса. Тестирование по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 20 часов | Практические работы, географический диктант, тестирование. |
4. | РАЗДЕЛ 4. – НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ. Итоговое тестирование | 2 часа | Тестирование |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 «А» КЛАССЕ.
№ урока | Содержание учебного материала | Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
| | по плану | по факту |
РАЗДЕЛ 1. - ВВЕДЕНИЕ – 2 часа. |
1. | День Знаний. | вводный урок | 1 | 01.09. | |
2. | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 08.09. | |
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. - 9 часов. |
3. | План местности(4ч) Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №1 Изображение здания школы в масштабе. | урок овладения новыми знаниями, урок решения практических задач | 1 | 15.09. | |
4. | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2 Определение направлений и азимутов по плану местности. | урок решения практических задач | 1 | 22.09. | |
5. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | комбинированный урок | 1 | 29.09. | |
6. | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки. | урок решения практических задач | 1 | 06.10. | |
7. | Географическая карта(5ч) Форма и размеры Земли. Географическая карта. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 13.10. | |
8. | Градусная сеть на глобусе и картах. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 20.10. | |
9. | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа №4Определение географических координат объектов. | урок решения практических задач | 1 | 10.11. | |
10. | Изображение на физических картах высот и глубин. | комбинированный урок | 1 | 17.11. | |
11. | Тестирование по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | урок контроля знаний и умений | 1 | 24.11. | |
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. – 20 часов. |
12. | Литосфера(5ч) Земля и её внутреннее строение. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 01.12. | |
13. | Движение земной коры. Вулканизм. | комбинированный урок | 1 | 08.12. | |
14. | Рельеф суши. Горы. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.12. | |
15. | Равнины суши. Рельеф Ростовской области. Практическая работа №5 Составление описания форм рельефа. | урок решения практических задач | 1 | 22.12. | |
16. | Рельеф дна Мирового океана. | комбинированный урок | 1 | 12.01. | |
17. | Гидросфера(6ч) Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 19.12. | |
18. | Движение воды в океане. | | 1 | 26.01. | |
19. | Подземные воды. | комбинированный урок | 1 | 02.02. | |
20. | Реки. Реки Ростовской области. | комбинированный урок | 1 | 09.02. | |
21. | Озёра. Практическая работа №6 Составление описания внутренних вод. | урок решения практических задач | 1 | 16.02. | |
22. | Ледники. | комбинированный урок | 1 | 02.03. | |
23. | Атмосфера(5ч) Атмосфера: строение, значение, изучение. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 09.03. | |
24. | Температура воздуха. Практическая работа №7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | урок решения практических задач | 1 | 16.03. | |
25. | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №8 Построение розы ветров. | урок решения практических задач | 1 | 30.03. | |
26. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | урок решения практических задач | 1 | 06.04. | |
27. | Погода и климат. Причины, влияющие на климат. | комбинированный урок | 1 | 13.04. | |
28. | Биосфера. Географическая оболочка(4ч) Разнообразие и распространение организмов на Земле. | комбинированный урок | 1 | 20.04. | |
29. | Распространение организмов в Мировом океане. | комбинированный урок | 1 | 27.04. | |
30. | Природный комплекс. Практическая работа №10 Составление характеристики природного комплекса | комбинированный урок | 1 | 04.05. | |
31. | Тестирование по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | урок решения практических задач | 1 | 11.05. | |
РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ – 2 часа. |
32. | Население Земли. | комбинированный урок | 1 | 18.05. | |
33. | Человек и природа. Итоговое тестирование | урок актуализации и систематизации знаний и умений | 1 | 25.05. | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1 География. Начальный курс. 6 класс. Учебник/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, - 5-е издание, стереотип. – Москва, Дрофа, 2017. 2.Атлас по географии для 6 класса с набором контурных карт. 3.Т.П.Герасимова. География. 6 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019. 4.С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1.География. Начальный курс. 6 класс. Учебник/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, - 5-е издание, стереотип. – Москва, Дрофа, 2017. 2. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019. 3.С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Разработки презентаций к урокам географии 6 класс. |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Тренажёр по географии для 5-6 класса. |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/ Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/ GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/ Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Таблицы и раздаточный материал по географии для 6 класса. |
6. | Натуральные объекты | Гербарий, раздаточный материал (горные породы) |
7. | Демонстрационные пособия | Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира, Политическая карта мира, Природные зоны мира), таблицы , глобус. |