Рабочая программа географии 8 класс.
Рабочая программа по географии в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение алгебры в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в году.
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Основные задачи курса.
Сформировать географический образ своей страны на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными);
Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета географии в 8 классе.
Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-
Предметными результатами освоения образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
7) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета географии в 8 классе.
Тема 1. Россия в мире (4 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
Тема 2. Россияне (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Анализ карты народов России. 5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.
Тема 3. Природа (17 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности
. Тема4. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.
Тема 5.Хозяйство (15 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.
Тема 6. Наше наследие (4 ч)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».
Формы организации учебных занятий
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Курс включает 5 лабораторных работ способствующих развитию любознательности и интереса к предмету и 7 контрольных работ.
Резервное учебное время, предусмотренное авторской программой, в объеме 2 часа распределено по темам Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13 (1 час), «Обобщение и систематизация знаний по теме 3» (1час).
Наиболее частые технологии обучения в 7классе:
-объяснительно-иллюстративная,
-частично-поисковая,
-практическая,
-лабораторная.
Курс основан на знаниях, полученных при изучении таких предметов, природоведение, биология, история.
Календарно- тематическое планирование 8 класс
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | Дата |
По плану | Фактич. |
1 | Мы и наша страна на карте мира. | 1 | | |
2 | Наша страна на карте часовых поясов. | 1 | | |
3 | Как ориенитоваться по карте России. | 1 | | |
4 | Формирование территории России. | 1 | | |
5 | Административно-территориальное деление России | 1 | | |
| Россияне | | | |
6 | Воспроизводство населения.. | 1 | | |
7 | Численность населения. | 1 | | |
8 | Миграции населения.. | 1 | | |
9-10 | Наш «демографический портрет».. | 1 | | |
11 | Россияне на рынке труда | 1 | | |
12 | Мозаика народов.. | 1 | | |
13 | Размещение населения. | 1 | | |
14 | Расселение и урбанизация. | 1 | | |
15 | Города и сельские поселения. | 1 | | |
16 | Города России. Практикум | 1 | | |
17 | Контрольная работа «Население России» | 1 | | |
| Природа | | | |
18 | Геологическая история.. | 1 | | |
19 | Рельеф: тектоническая основа.. | 1 | | |
20 | Рельеф: скульптура поверхности.. | 1 | | |
21 | Как осваивали россияне свой участок земной поверхности. | 1 | | |
22 | Солнечная радиация. | 1 | | |
23 | Атмосферная циркуляция.. | 1 | | |
24 | Зима и лето в нашей северной стране. | 1 | | |
25 | Изучаем карту климатических поясов России. | 1 | | |
26 | Как мы живем и работаем в нашем климате. | 1 | | |
27 | Наши моря. | 1 | | |
28 | Наши реки.. | 1 | | |
29 | Крупнейшие реки России. Практикум | 1 | | |
30 | Где спрятана вода. | 1 | | |
31 | Водные дороги и перекрестки. | 1 | | |
32 | Учимся с «Полярной звездой». Практикум. | 1 | | |
33 | Почва - особое природное тело.. | 1 | | |
34 | Построение почвенного профиля. Практикум | 1 | | |
35 | Почва - основа сельского хозяйства | 1 | | |
36 | Контрольная работа «Природа России» | 1 | | |
| Природно-хозяйственные зоны | | | |
37 | Зональность в природе и жизни людей | | | |
38 | Северные безлесные зоны. | | | |
39 | Лесные зоны. | | | |
40 | Степи и лесостепи. | | | |
41 | Южные безлесные зоны.. | | | |
42 | Субтропики. Высотная поясность. | | | |
43 | Контрольная работа «Природно-хозяйственные зоны» | | | |
| Хозяйство | | | |
44 | Развитие хозяйства. | 1 | | |
45 | Особенности экономики России. | 1 | | |
46 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.. | 1 | | |
47 | Нефтяная и промышленность. | 1 | | |
48 | Газовая промышленность. | 1 | | |
49 | Электроэнергетика. | 1 | | |
50 | Металлургия. | 1 | | |
51 | Машиностроение. | 1 | | |
52 | Автомобилестроение России: проблемы и перспективы. | 1 | | |
53 | Химическая промышленность.. | 1 | | |
54 | Лесной комплекс. | 1 | | |
55 | Растениеводство. | 1 | | |
56 | Животноводство. | 1 | | |
57 | Учимся с «Полярной звездой». Практикум. | 1 | | |
58 | Сухопутный транспорт. Комбинированный урок. | 1 | | |
59 | Водный и воздушный транспорт.. | 1 | | |
60 | Сфера услуг. | 1 | | |
61 | Учимся с «Поляной звездой». Практикум | 1 | | |
62 | Контрольная работа «Хозяйство России» | 1 | | |
| Наше наследие | | | |
63 | Территориальная организация общества. | 1 | | |
64 | «Все связано со всеми». | 1 | | |
65 | Что мы оставим потомкам.. | 1 | | |
66 | Итоговый урок «География. Россия» | 1 | | |
67 | Итоговая контрольная работа «География. Россия». | 1 | | |
68 | Резерв | 1 | | |
| | | | |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение курса.
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.
2. География. Мой тренажер. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина; М.: Просвещение, 2011.
3. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2010
4. География поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителя / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2009.
5.Электронное приложение к учебнику. География. 8 класс. (1 DVD)