СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии ФГОС к учебнику Климановой

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит программу и поурочное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии ФГОС к учебнику Климановой»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24»





УТВЕРЖДЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Приказом от 30 .08.2019 № 195







Рабочая программа

учебного предмета «География»

(базовый уровень)

для 5 класса



Составитель

Харитонова Юлия Сергеевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории





г. Воскресенск

2019 год



Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.14 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • Образовательной программой основного общего образования по ФГОС МОУ «Гимназия №24», утвержденной приказом директора гимназии от 26.08.2019 №192/1;

  • Положением по составлению рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в МОУ «Гимназия №24», утвержденным приказом директора от 26.08.2019 №193/1;

  • Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы / Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2017.


Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:

  • География: Землеведение.:5-6 классы: учебник/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. –М.: Дрофа,2019.

  • Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, 2019.

Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень.

Авторская программа рассчитана 70 часов в 5-6 классах( (в 5 классе – 35 часов(1 час в неделю, из них 4часа -резерв), в 6 классе – 35 часов(1 час в неделю, из них 4часа -резерв).В связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 34 недели, резерв составляет 3 часа и используется на повторение и обобщение по изученным разделам.

В соответствии с учебным планом МОУ «Гимназия №24»на 2019-2020г на изучение учебного предмета «География» в 5 классе отводится 34 часа(1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • ответственное отношение к учебе;

  • участие в социально значимом труде;

  • целостное мировоззрение;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

  • основы экологической культуры.

Метапредметные:

  • умение ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планирование своей деятельности под руководством учителя;

  • умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • умение работать в соответствии с предложенным планом;

  • умение выделять главные, существенные признаки;

  • умение участвовать в совместной деятельности;

  • умение высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • оценивание работы одноклассников;

  • составление вопросов к текстам, таблиц, схем.

Предметные:

  • владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных социально-экономических аспектах экологических проблем.


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Ученик научится:

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

  • определять и сравнивать качественные и количественны показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим кар-там разного содержания и другим источникам; выявлять не-достающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической ин-формации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

— выявления географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации, объяснения географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

— расчета количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;

— составления простейших географических прогнозов;

  • принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и на-правления ветра, абсолютной и относительной высоты, на-правления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории.


Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.

;

Содержание учебного предмета «География»

5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)

Раздел I. Как устроен наш мир (10 ч)


ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояния до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?


ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (5ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Повторение и обобщение по разделу: «Как устроен наш мир»


Основные виды учебной деятельности:

Учащийся должен уметь:

  • уметь работать с источниками информации: таблицами, схемами;

  • объяснять значение понятий «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

  • сравнивать карты и глобус;

  • определять расстояния и направления по глобусу.


Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (9ч)


ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?


ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (7ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства

других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.

Повторение и обобщение по разделу: «Развитие географических знаний о земной поверхности»


Основные виды учебной деятельности:

Учащийся должен уметь:

  • выявлять различия в изображении поверхности Земли;

  • объяснять значение понятий «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

  • читать планы местности и карты;

  • выявлять новые понятия, термины, выражения;

  • называть способы изучения Земли;

  • изучать по картам маршруты путешествий;

  • приводить примеры собственных путешествий.


Раздел III. Как устроена наша планета (15ч)


ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?


ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3ч)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?


ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?


ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия на природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?


ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Повторение и обобщение по разделу: «Как устроена наша планета»


Основные виды учебной деятельности:

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать методы изучения природы Земли;

  • объяснять значение понятий «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», »океан», «море», «заливы», «проливы», »гидросфера», « речная система», «озеро», «болото», «подземные воды», «атмосфера», «погода»;

  • находить на картах основные формы рельефа;

  • изучать горные породы;

  • работать со схемой Мирового круговорота воды;

  • измерять температуру воздуха и др;

  • описывать погоду своей местности;

  • вести простейшие наблюдения за погодой;

  • обозначать на контурной карте различные объекты;

  • приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов;

  • приводить примеры загрязнения человеком окружающей среды;

  • объяснять необходимость охраны природы.


Итого: 34 часа



СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ____________/______________________/

«______» августа 2019г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол №___ от «____» августа 2019г.

Руководитель ШМО ___________/Беляева Т.М.


Календарно-тематический план

по учебному предмету «География» 5 класс

на 2019-2020 учебный год

(34 часа/1 ч/н)

Номера уроков по порядку

урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированныесроки изучения учебного материала

Раздел 1 «Как устроен наш мир»(10ч)

Тема 1 «Земля во Вселенной»(5ч)

1

Представление об устройстве мира

02.09-06.09


2

Звезды и галактики

09.09-13.09


3

Солнечная система

16.09-20.09


4

Луна – спутник Земли

23.09-27.09


5

Земля – планета Солнечной системы

30.09-04.10


Тема 2 «Облик Земли»(5ч)

1

Облик земного шара

14.10-18.10


2

Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

21.10-25.10


3

Параллели и меридианы. Градусная сеть.


28.10-01.11


4

Урок-практикум «Глобус как источник географической информации»

05.11-08.11


5

Повторение и обобщение по разделу: «Как устроен наш мир»

11.11-15.11


Раздел 2 «Развитие географических знаний о земной поверхности»(9ч)

Тема 3 «Изображение Земли»(2ч)

1

Способы изображения земной поверхности

25.11-29.11


2

История географической карты

02.12-06.12


Тема 4 «История открытия и освоения Земли»(7ч)

1

Географические открытия древности

09.12-13.12


2

Географические открытия Средневековья

16.12-20.12




3

Великие географические открытия

23.12-27.12


4

В поисках Южной Земли

30.12-10.01


5

Исследования океанов и внутренних частей материков

13.01-17.01


6

Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации»

20.01-24.01




7

Повторение и обобщение по разделу: «Развитие географических знаний о земной поверхности»

27.01-31.01


Раздел 3 «Как устроена наша планета»(15 ч)

Тема 5 «Литосфера»(5ч)

1

Внутреннее строение Земли

03.02-07.02


2

Горные породы и их значение для человека

10.02-14.02


3

Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов»

17.02,

25.02-28.02


4

Рельеф и его значение для человека

02.03-06.03


5

Основные формы рельефа Земли

10.03-13.03


Тема 6 «Гидросфера»(3ч)

1

Мировой круговорот воды

16.03-20.03


2

Мировой океан и его части

23.03-27.03


3

Гидросфера – кровеносная система Земли

30.03-03.04


Тема 7 «Атмосфера»(3ч)

1

Атмосфера Земли и ее значение для человека

13.04-17.04





2

Погода

20.04-24.04


3

Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой»

27.04-30.04


Тема 8 «Биосфера»(2ч)

1

Биосфера – живая оболочка Земли

05.05-08.05


2

Урок-практикум «Экскурсия в природу»

13.05-15.05


Тема 9 «Природа и человек»(2ч)

1

Воздействие человека на природу Земли

18.05-22.05


2

Повторение и обобщение по разделу: «Как устроена наша планета»

25.05-29.05


Итого

часов

В том числе:



уроков повторения

Практических работ


по прог-рамме

34


5


выполнено






СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ____________/______________________/

«______» августа 2019г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол №___ от «____» августа 2019г.

Руководитель ШМО ___________/Беляева Т.М./






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!