СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класса (Учебник Климановой)

Категория: География
Тема: 6 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено в соотвествии с авторской программой, требованиями ФГОС, локальными актами школы. В календарном планировании имеются даты 2022 - 2023 у.г. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класса (Учебник Климановой)»


МБОУ Чурапчинская СОШ имени С.А.Новгородова


«Согласовано»

Руководитель МО: _____________

/Макарова Л.С. /


«____»_______________________2022 г

«Согласовано»

Зам.дир. по УМР:___________/Захарова Е.А./


«_____»__________________2022г



«Утверждаю»:

Директор МБОУ-ЧСОШ им. С.А. Новгородова:

________/Уарова Н.В./


«____»____________________2022г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС на 2022 – 2023 уч.год

6 класс.






Разработала: Макарова Л.С.

Учитель географии







с. Чурапча, 2022 г.


Пояснительная записка


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Место учебного предмета в учебном плане. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В связи с этим рабочая программа содержит рекомендации по изучению регионального компонента по географии своей области, так как изучение малой родины, её географических особенности, активная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся являются необходимыми условиями изучения географии своей страны. В курсе «Физическая география» происходит знакомство учащихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов.

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, резерв 1 час

Оценочных практических работ: 6.

Обобщение, контроль и коррекция по теме: 4

Формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно–исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.

Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.


Планирование составлено на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  6. Устав образовательной организации;

  7. Авторская программа: Ким, Э. В. География. 5 — 9 классы: рабочая программа к ли­нии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2017. — 90, [2] с.

  8. Учебный план образовательной организации;

  9. Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)

  10. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  11. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  12. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.


Учебно – методический комплекс для учителя

Данный учебно-методический комплект для изуче­ния курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учеб­ников, методические пособия, рабочие тетради, электрон­ные мультимедийные издания.

УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»

  1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авто­ры О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким).

  2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климано­ва).

  3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (ав­торы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).

  4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (ав­торы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).

  5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.


Литература для учащегося

  1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авто­ры О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким).



Цели и задачи курса:

Целями изучения дисциплины являются:

  • формирование знаний законов и закономерностей про­странственно-временной организации географической обо­лочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мел­ких ПТК), географических основ охраны природы и рацио­нального природопользования;

  • формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географиче­ских закономерностей, понимания насущных проблем взаи­модействия человека и природной среды; подготовка уча­щихся к решению многих проблем: политических, экономи­ческих, социальных, экологических;

  • развитие ассоциативного мышления путем формирова­ния географического образа мира, его крупных частей (мате­риков и стран), своей страны и малой родины.

Основные задачи:

  • формирование географической картины мира и общей культуры;

  • формирование географического (пространственно-вре­менного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

  • осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

  • воспитание любви к своему краю, своей стране, уваже­ния к другим народам и культурам.



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса



п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

Научится

Получит возможность научиться

1


Раздел IV. Земля во Вселенной

Личностные

  • осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • ответственному отношению к учебе;

  • основам экологической культуры.


Предметные

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;


  • Объяснять значение понятий" геоцентрическая и гелиоцентрическая модель "

  • Объяснять значение слов "звезда", "Галактика"

  • Называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение "астероид", метеорит", "комета". По результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость фазы Луны от освещения Солнцем.

  • Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему "Географические следствия вращения Земли". Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия..

Метапредметные

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • составлять простой план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • оценивать работу одноклассников.

Коммуникативные

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

  • общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

2



Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

Личностные

  • развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  • формированию нравственных чувств и нравственного поведения;

  • осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • опыту участия в социально значимом труде;

  • осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;


Предметные

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;


  • Объяснять значение ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показ географич. объектов на карте.

  • Называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом.

  • Показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы; объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа Определение расстояний и направлений по глобусу.

Метапредметные

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

  • работать индивидуально и в группе:

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • оценивать работу одноклассников.

Коммуникативные

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

  • общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

3

Раздел VI. Природа Земли

Личностные

  • развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  • формированию нравственных чувств и нравственного поведения;

  • осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • опыту участия в социально значимом труде;

  • осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;


Предметные

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;


  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.


Метапредметные

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

  • работать индивидуально и в группе:

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • оценивать работу одноклассников.



Коммуникативные

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

  • общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

4.

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни

Личностные

  • осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • ответственному отношению к учебе;

  • основам экологической культуры;

  • опыту участия в социально значимом труде;

Предметная

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;


  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты

  • географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. - объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

  • - находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • - читать план местности и карту;

  • - производить простейшую съемку местности;

  • - работать с компасом, картой;

  • - классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • - показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

Метапредметная

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;


Коммуникативная

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

  • общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности







2. Содержание учебного предмета, курса

Раздела

№ темы

Количество часов

Практическая работа

Контроль и обобщение, коррекция по теме:

Раздел IV. Земля во Вселенной

3

Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?


V.Путешествия и их географическое отражение

5

Практическая работа №2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Практическая работа №3. Работа с картой. Описание местоположения объекта на карте. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?


1

Раздел VI. Природа Земли

18

Практическая работа №4. Работа с картами температуры воздуха.

Практическая работа №5. Работа с климатическими картами.

Практическая работа 6. Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?


1

10. Планета воды

2

11. Внутреннее строение Земли

3

12. Рельеф суши

3

13. Атмосфера и климаты Земли

6

14. Гидросфера – кровеносная система Земли

4

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни


2

15. Живая планета

2


  1. Географическая оболочка и её закономерности

3


  1. Природа и человек

3


Всего часов:

34







Критерии оценивания учебной деятельности учащихся по географии в 6 классе

Требования к работе в контурных картах:

  1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

  2. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

  3. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

  4. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

  5. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

  6. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по географии


Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. Применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3” ставится, если ученик:

1)усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2)материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3)показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4)допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5)не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6)испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие значение в этом тексте;

7)обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну, две грубые ошибки.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения практических работ по предмету.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) правильно определил цель работы;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения её;

3) самостоятельно и рационально выбрал для работы необходимое оборудование, обеспечивающее получение результатов и выводов с наибольшей точностью по данной работе;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей

6) проявляет организационно-трудовые умения .

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

  1. работу проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  2. или было допущено два-три недочета;

  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  4. или работу выполнил не полностью;

  5. или в описании допустил неточности, выводы сделал неполные.

 Оценка “3” ставится, если ученик:

1. правильно определил цель работы; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу провел с помощью учителя; или в ходе проведения работы и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. допускает грубую ошибку в ходе проведения практической работы, в объяснении, в оформлении работы, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не выбрал нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Примечание

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.



Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

3. календарное планирование

Тема урока

Дата/ Фактдата

Целевая установка урока

Планируемые результаты

Практическая работа

Дом/ зад

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 4. Земля во Вселенной. 3 часа.

1

Вращение Земли и его следствия.

06.09.

Формирование представлений о естественных процессах, объек­тах и явлениях, изучением ко­торых они за­нимаются

Выявлять и знать причины смены времён года, объяснять понятия: Северный и Южный полярный круг, Северный и Южный тропик, полярный день и полярная ночь.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран


Введение §32 стр. 136-139. Задания 2,3 выполнить

2

Географические координаты.

13.09.

Изучение особенностей различных ме­тодов определения географи­ческих координат. Форми­рование и кор­рекция

навыков и уме­ний определения географических координат по карте.

Давать определение понятию географические координаты.

Называть методы определения географических координат. Знать правила работы с картой при определении географических координат точки.

Слуховое восприятие текстов, умение выделять в них главное, оформлять конспект урока в тетради. Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях


§ 33 стр. 139-142. Задания 5,6 выполнить.

3

Определение географических координат точки по глобусу.

20.09.

Формирование практических навыков и умений определения координат точки по глобусу.

Уметь определять географические координаты по глобусу и карте.



Практическая работа № 1. Определение географических координат точки по глобусу.

§ 34 стр. 142-146. Задания3,4 выполнить

Раздел 5. Путешествия и их географическое отражение. 5 часов.

4

План местности.



27.09.

Формирование представлений о способах изображения земной поверхности.

Давать определение понятиям: план местности, аэрофотоснимок, виды масштаба. Объяс­нять что показывает масштаб, условные знаки, легенда плана.

Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;



§ 35 стр. 148-153. Задания 4.

5

Ориентирование по плану и на местности.

04.10.

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;



§ 36 стр. 153-156. Задания 2,3.

6

Урок-практикум. Составление плана местности.

11.10.

Формирование практических навыков составления плана местности.

Давать понятие определению: Полярная съёмка местности, маршрутная съёмка местности.

Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

Практическая работа №2. Составление плана местности.

§ 37 стр. 156-160.

7

Многообразие карт.

18.10.2022

Формирование навыков работы с разными видами карт.

Выделять существенные признаки и особенности географических карт по теме раздела. Объяснять особенности форм рельефа Земли по карте, свойства географической карты и плана местности, Определять отличительные особенности изображений земной поверхности.

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран


Практическая работа №3. Работа с картой. Описание местоположения объекта на карте.

§ 38 стр. 161-164. Задания 4.

8

Урок-практикум. Работа с картой.

25/10

Формирование практических навыков и умений работы с различными видами географических карт.

Выделять различия между географической картой и планом местности, географической картой и схемой. Объяснять какие сведения дают карты, план местности, схема. Легенда карты, плана местности, схемы.






Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире

Практическая работа №4. Работа с картой.

§ 39 стр. 164-166. Задания 3,4

Раздел 6. Природа Земли. 18 часов.

9

Свойства вод Мирового океана.


01/11

Формирование представлений о свойствах вод мирового океана.

Объяснять свойства вод мирового океана. Определять причины и следс­твия различий вод мирового океана. Опреде­лять и показывать на карте различные по солёности моря и океаны. Описывать различия температуры вод мирового океана от экватора к полюсам.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями


§ 40 стр. 168-170. Задания 3,4.

10

Движение вод в Мировом океане.

15.11.2022

Формирование

представлений

о движении вод в мировом океане.


Выявлять причины и следствия образования волн, умение работать с картографическими источниками гео­графической ин­формации. Описы­вать образования волн, течений, цунами.

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране


§ 41 стр. 170-176. Задания 4,5.

11

Движение литосферных плит.

22.11.2022

Формирование представлений о движениях земной коры.

Объяснять причины и следствия движения земной коры, а также влияние движений литосферных плит на разви­тие географических знаний. Опреде­лять и показывать на карте положение литосферных плит.

Объяснять, почему происходит движение земной коры.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран


§ 42 стр. 177-180. Задания 2,3.

12

Землетрясения: причины и последствия.

29.11.2022

Формирование

представлений о землетрясениях и их последствиях.


Объяснять причины и последствия землетрясений, влияние землетрясений на развитие гео­графических зна­ний.

Определять причи­ны и следствия землетрясений. Опреде­лять и показывать на карте сейсмические пояса. Со­ставлять описания событий по теме урока.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране


§ 43 стр. 180-183. Задания 3,4.

13

Вулканы.

06.12.2022

Формирование представлений о вулканах Земли.

Объяснять причины возникновения вулканов, влияние вулканов на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия вулканической деятельности. Опреде­лять и показывать на карте вулканические пояса Земли. Со­ставлять описание видов вулканов.

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран



§ 44 стр. 183-187. Задания 4,5.

14

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.


13.12.2023

Формирование представлений об изображении рельефа на планах местности и географических картах.


Опреде­лять и показывать на карте высоты и глубины. Да­вать определение понятию «профиль местности, абсолютная высота, относительная высота, шкала высот и глубин, горизонталь».




§ 45 стр. 188-194. Задания 4,5.

15

Горы.

20.12.2023

Формирование представлений о причинах и следствиях процессов горообразования.

Объяснять причины и следствия горообразования. Определять причины и след­ствия процесса горообразования. Опреде­лять и наносить на карту основные горные системы Земли. Формулировать вы­вод о значении горообразования. Составлять описа­ние природы гор. Объяснять, чем отличаются горные системы Земли.

Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях


§ 46 стр. 194-200. Задания 3,4.

16

Равнины.

17.01.2023

Формирование представлений о равнинах Земли.

Объяснять причины и следствия образования равнин, влияние знаний о равнинах на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия образования равнин. Опреде­лять и показывать на карте основные равнины Земли.

Наносить на кон­турную карту равнины, овраги, балки, возвышенности, низменности, плоскогорья.

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;



§ 47 стр. 200-206. Задания 5,6

17

Температура воздуха.

24.01.2023

Формирование представлений о температуре воздуха.

Объяснять результа­ты температурных колебаний. Определять причины и след­ствия изменений температуры воздуха. Опреде­лять и показывать на карте тепловые пояса Земли.

Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире

Практическая работа №5. Работа с картами температуры воздуха.


§ 48 стр. 207-210. Задания 3,4

18

Атмосферное давление. Ветер.

31.01.2023

Формирование представлений об атмосферном давлении и ветре.

Объяснять влияние атмосферного давления на развитие гео­графических зна­ний. Определять причины и след­ствия атмосферного давления. Опреде­лять и показывать на карте области высокого и низкого атмосферного давления.Объяснять причины изменения атмосферного давления.


ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей


§ 49 стр. 210-213. Задания 4,5

19

Облака и атмосферные осадки.

07/02

Формирование представлений о роли атмосферных осадков в формировании географических знаний.

Объяснять причины и следствия атмосферных осадков. Определять причины и следствия атмосферных осадков. Оп­ределять и показывать на климатической карте области высоких и низких осадков. Формулировать вывод о роли атмосферных осадков в исследовании Земли.

Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей


§50 стр. 213-215. Задания 5,6.

20

Погода и климат.

14/02

Формирование представлений о роли климата в формировании географических знаний.

Объяснять причины и следствия циркуляции атмосферы, влияние знаний о климате на развитие гео­графических зна­ний. Объяснять понятия «пассаты, западные ветры, годовая амплитуда температур».

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей


§ 51 стр. 216-222. Задания 6,7

21

Урок-практикум. Работа с климатическими картами.

21/02

Формирова­ние практических навыков и умений работы с климатическими картами.

Определять климат районов Земли по климатическим картам. Составление среднесуточной температуры воздуха. Определение средней температуры июля и января по климатическим картам.

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность

Практическая работа №6.

Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

§ 52 стр. 222-226. Задания 2,3

22

Урок-практикум. Наблюдение за погодой.

28.02.2023

Формирова­ние практических навыков и умений наблюдения за погодой.

Определять направление ветра, измерять температуру воздуха, определять среднюю температуру воздуха за сутки, определять облачность, определять атмосферное давление.

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Практическая работа №6. Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды.

§ 53 стр. 227-230. Задания

23

Реки в природе и на географических картах.

07/03

Формирование представлений о гидросфере Земли.

Объяснять причины и следствия зависимости питания и режима реки от климата местности где протекает река.

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями


§ 54 стр. 231-236. Задания 2,3.

24

Озёра.

14.03.2023

Формирование представлений о значении озёр в формировании животного и растительного мира.

Объяснять особен­ности взаимодейс­твия озера и суши, значение озёр для природы и человека. Опреде­лять характер вза­имного влияния озера и местности где оно расположено друг на друга. Обозначать на кон­турной карте различные виды озёр Зем­ли.

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране


§ 55 стр. 136-139. Задания 3.

25

Подземные воды, болота, ледники.

21.03.2023

Формирование представлений о значении подземных вод, болот и ледников в формировании животного и растительного мира.


Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества


§ 56 нарисовать схему

26

Урок обобще­ния и контроля знаний по теме раз­дела

04.04.2023

Формирование навыков и уме­ний обобще­ния темати­ческого мате­риала, работы с различными КИМ

Объяснять особен­ности гидросферы Земли. Определять специфику внутренних вод по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты


Повторить § § 40-56

27

Закономерности распространения живых организмов на Земле.

11.04.2023

Формирование представлений о специфичес­ких чертах распространения жизни на земле.

Объяснять причины и факторы от которых зависит растительность.. Определять специфику типов растительного покрова на земном шаре. На­зывать и показывать на карте географи­ческие объекты по теме урока. Выде­лять специфические черты природы ма­терика

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран


§ 57 стр. 246-250. Задания 3,4

Раздел 7. Географическая оболочка – среда жизни. 8 часов.

28

Почва как особое природное тело.

18.04.2023

Формирование представлений о специфичес­ких чертах почвы и горных пород. Виды почв. Формирование понятия – охрана почв.

Объяснять особен­ности типов почв. Опреде­лять специфику почв Земли по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте типы почв.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране


§ 58 стр. 250-253. Задания 3,4

29

Понятие о географической оболочке.

25.04.2023

Формирование представлений о специфичес­ких чертах географической оболочке Земли. Формирование понятий о взаимосвязи оболочек Земли.

Объяснять особен­ности географических оболочек Земли. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях


§59 стр. 254-256. Задания 3,4

30

Природные комплексы как части географической оболочки.

02/05

09/05

16/05

Формирование представлений о специфичес­ких чертах природных комплексов.

Объяснять особен­ности природных комплексов. Определять специфику природы по тексту и кар­там. Называть и по­казывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной кар­те природные гео­графические объ­екты

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире


§ 60 стр. 257-260. Задания 3,4

31

Природные зоны Земли.


Формирование представлений о специфичес­ких чертах природных зон.

Объяснять особен­ности природных зон. Определять специфику природных зон по тексту и картам. Называть и

показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.



§ 61 стр. 261-266. Задания 4,5

32

Стихийные бедствия и человек.

23.05.2023

Формирование представлений о причинах и следствиях стихийных бедствий.

Объяснять особен­ности причин и следствий стихийных бедствий. Определять специфику стихийных бедствий. Называть и

показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.




§ 62 стр. 267-269. Задания 2,3.

33

Урок обобще­ния и контроля знаний по теме раз­дела



Формирование навыков и уме­ний обобще­ния темати­ческого мате­риала, работы с различными контрольно- измерительны­ми материала­ми

Объяснять особен­ности природы и природных компонентов Земли. Определять специфику природы и природных комплексов по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.





34

Итоговая контрольная по курсу «География. Землеведение».

30.05.2023










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!