«ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ»
5 класс
УМК: «Полярная звезда» География 5-6 классы. Авторы: д-р географ.наук А.И.Алексеев, д-р пед.наук В.В.Николина, Е.К.Липкина
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса в 5 классе даёт первоначальные знания о природе Земли, об основных этапах её географического освоения и направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.
Развитие географических знаний о Земле.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия.
Современный этап научных географических исследований.
Тема 2. Земля — планета Солнечной системы.
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Тема 3. План и карта
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Земная поверхность на плане и карте.Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Градусная сетка.Географические координаты.
Тема 4. Человек на Земле.
Как люди заселяли Землю. Расы и народы.
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник 5 класса научится:
1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
Работать с различными источниками географической информации и приборами;
Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
Читать географические карты;
Создавать простейшие географические карты различного содержания;
Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
35 часов (1 час в неделю)
№ раздела | Темы разделов | Количество часов | Вид деятельности |
1 | Введение | 3 | - Беседа - Игра |
2 | Развитие географических знаний о Земле | 4 | - Работа с учебником «Смысловое чтение» - Работа с атласом - Беседа - Мини-конференция |
3 | Земля – планета Солнечной системы. | 4 | - Работа с учебником «Смысловое чтение» - Практикум - Работа в контурных картах - Проектная деятельность |
4 | План и карта | 10 | - Работа с учебником «Смысловое чтение» - Беседа - Исследование по картам атласа - Практикумы - Работа в контурных картах. - Решение топографических и географических задач. - Дидактические игры - Смотр знаний |
5 | Человек на Земле. | 4 | - Работа с учебником - «Смысловое чтение» - Беседа - Мини-конференция - Работа в контурных картах |
6 | Оболочки Земли | 1 | - Работа с учебником |
7 | Литосфера – твердая оболочка Земли. | 8 Резерв 1 час | - Работа с учебником «Смысловое чтение» - Исследование по картам атласа - Практикумы - Работа в контурных картах. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
Обучающихся 5-го класса с ОВЗ (ЗПР)
Тема раздела | Предметные результаты (ученик научится) | Практическая деятельность (получит возможность научиться) |
На какой Земле мы живём | Понимать: Как люди открывали Землю. География сегодня. Читать карту как источник информации. | Определять в контурной карте и подписывать, проложенные маршруты великих путешественников. |
Планета Земля. | Понимать: Место нашей планеты во Вселенной. Приводить примеры земных оболочек Движения Земли. Читать карту как источник информации. | Называть и показывать по карте части земли: материки и океаны. В контурной карте определять и подписывать материки и океаны. Показывать на глобусе и картах географические полюса, экватор, полярные круги и тропики. |
План и карта | Понимать: Чем карта отличается от плана. Роль масштаба. Изображение земной поверхности на плане и карте. Топографические знаки Читать карту как источник информации. Ориентироваться по плану местности. | Приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах. Определять формы рельефа на плане и карте. Ориентироваться на местности. |
Человек на Земле | Понимать: Как люди заселяли Землю. Расы и народы 3. Отличать по внешним чертам представителей различных рас. | 1. Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека |
Литосфера – твердая оболочка земли. | Понимать: Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы, полезные ископаемые. Опасные явления природы в литосфере. Раскрывать существенные признаки понятий «ядро», «мантия», « земная кора» Называть отличия океанической и континентальной земной коры. Читать физическую карту как источник информации. | Называть и показывать на карте горные системы, расположенные на границах литосферных плит. Определять основные виды горных пород по коллекции. Определять и показывать по карте примеры районов современных движений земной коры, вулканы. |