СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии Свердловской области" для 10 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по предмету "География Свердловской области" составлена в соответствии с ФГОС СОО,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии Свердловской области" для 10 класса»


Приложение 18 к

образовательной программе

среднего общего образования

МОУ «Горкинская СОШ»









Рабочая программа

учебного предмета «География Свердловской области»

Базовый уровень































Структура рабочей программы

Структура рабочей программы

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

  2. Содержание учебного предмета «География»

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы










































Планируемые результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»

1.Сформировать системное представление о Свердловской области как географически целостном регионе, субъекте РФ и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так специфические региональные процессы и явления.

2.Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать исключительно большое практическое значение познания человеком взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнографических и геоэкологических явлений в регионе.

3.Формировать географическую культуру обучающихся через приобщение к конкретным знаниям по географии Свердловской области; развивать умение работать с географо-краеведческими источниками информации.

Личностные результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»:





1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);



2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические



  • демократические ценности;

    1. готовность к служению Отечеству, его защите;

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также



различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;



  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;



  1. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;



7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;



  1. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;



  1. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;



10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;

  1. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно -

оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,

употребления алкоголя, наркотиков;

  1. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;



13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как



возможности участия в решении личных, общественных, государственных,



общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;



  1. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.



Метапредметные результаты освоения учебного предмета «География Свердловской области»:

1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;



3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;



7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;



9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-Понимать ценности образования как средства развития культуры личности.

-Объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

- Соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

-Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

-Оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.

-Осознавать свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность.

-Определять собственное отношение к явлениям современной жизни.

-Отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

-Осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

-Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

- Исследовать несложные реальные связи и зависимости

-Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

-Участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если...").

-Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулировать полученные результаты.

-Создавать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-Находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения.

-Извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

-Переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

- Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

-Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

-Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

-Свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации.

- Редактировать текст, создавать собственный текст.

-Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

-Владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Предметные результаты по учебному предмету «География Свердловской области »:

1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально -экономических и экологических процессов и проблем;

3)сформированность системы комплексных социально-ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов Свердловской области;

4)владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5)владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6)владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7)владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8)сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально -экономических аспектах экологических проблем Свердловской области .

3.Содержание учебного предмета «География Свердловской области»

Общий обзор Свердловской области. Введение.

Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской области. Современное административно-территориальное устройство: территории, подчиненные сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными территориями, управленческие округа.

Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения, развития нации.

Источники и методы изучения родного края.

Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих знаний: учебная и научно-популярная литература, карты, атласы, периодическая печать, статистические и архивные материалы, устные сведения. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика.

Методы изучения географических природных и социально-экономических явлений: камеральные, экскурсионные, экспедиционные.

Географическое положение.

Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира). Конфигурация территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области.

Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.

Экономико - и политико-географическое положение: Свердловская область на политико-административной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во времени.

Оценка физико - политико- и экономико-географического положения.

Природные условия и ресурсы.

Геологическое строение

Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические структуры: Русская платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно-Сибирская плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в истории геологического развития: палеозойский, мезо-кайнозойский, неоген-четвертичный.

Карты тектоническая и геологическая.

Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды: Тагильская группа (Высокогорское и др.). Кушвинская группа (Горобдагодатское и др.). Ивдельская группа, Качканарское, Первоуральское. Медные руды (Красноуральское, Кировоградское, Дегтярское, Сафьяновское и др.). Марганцевые руды (Полуночное, Марсяты). Алюминиевые руды (Североуральская гр.). Золото (Березовское, рассыпные месторождения в долинах рек Туры, Салды, Тагила и др.). Платина (долины рек Лобвы, Иса, Тагила и др.).

Основные месторождения нерудных полезных ископаемых: асбест (Баженовское), тальк (Шабровское), кварциты (Первоуральск, г. Караульная), огнеупорные глины (Белкинское, Троицко-Байновское), самоцветы (Изумрудные копи, Мурзинка, Липовка, Адуй и др.), поделочные камни (Гумешевское, Меднорудянское, Седельниково), каменный уголь (Егоршинское, Еловская группа), бурый уголь (Карпинский бассейн). Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных ресурсов. Влияние человека на минеральные ресурсы.

Рельеф.

Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный Северный Урал). Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты (Бардымский, Коноваловский, Ревдинский, Уральский, Поясовый Камень, Хоза-Тумп), увалы (Киргишанский), кряжи, массивы (Конжаковский Камень, Денежкин Камень, Чистоп). Выдающиеся горные вершины. Асимметричное строение Урала.

Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные цокольные и пластовые, аккумулятивные. Западные и восточные предгорья (предгорные равнины, увалы и кряжи). Зауральская складчатая возвышенность. Уфимское плато. Западно-Сибирская равнина и ее части: Туринская наклонная равнина, Пелымо-Тавдинская низменность, Северо-Сосьвинская возвышенная равнина.

Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними
процессами. Эрозионный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: воронки, пещеры, известняковые скалы - «бойцы». Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф юго-восточных районов области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Северного Урала и на равнинах. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный, скалы-останцы и каменные реки на склонах гор. Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека.

Карты физическая, геоморфологическая.

Климат.

Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного и
циркуляционного. Географическое положение и солнечная радиация.
Изменение солнечной радиации по сезонам. Циркуляция воздушных
масс летом и зимой, типы воздушных масс и их повторяемость. Циклоническая деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских гор. Изменение континентальности климата, секторное положение территории области.

Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Анализ положения изотерм января и
июля. Осадки и их распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения.

Климатические районы.

Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость. Прогноз и предсказания погоды.

Климатические карты.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта.

Внутренние воды и водные ресурсы

Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой, Исеть. Реки западного склона Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва. Сток и густота речной сети. Питание и режим рек.

Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения котловин: тектонические (Таватуй, Шарташ), пойменные старичные и озера-туманы (Пелымский Туман), озера-водохранилища (Исетское). Водохранилища (Волчихинское, Белоярское).

Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения. Подземные воды. Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их использование. Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановления водных ресурсов.

Карты природных вод и водных ресурсов.

Растительность

Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные типы растительности на равнинах и предгорьях, секторные изменения зональных типов растительности, высотная поясность растительности Уральских гор. Интразональные типы растительности. Антропогенные изменения растительности.

Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика северной, средней и южной тайги, широколиственно-хвойнотаежных лесов. Растительность болот и водная растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные леса. Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных хребтов и массивов Урала.

Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осиново-березовых лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры в лесостепи. Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности. Карты растительности.

Почвы

Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород на формирование почвенного покрова. Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв области на равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные, черноземы оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные, пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди.

Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные буроземовидные, горно-луговые и горно-тундровые.

Почвенная карта.

Естественное плодородие почв. Оценка почвенных ресурсов области. Изменение почвенного покрова под влиянием человека.

Животный мир

Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные представители хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот. Промыслово-охотничьи ресурсы: основные виды и их добыча.

Карта животного мира.

Природные комплексы

Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие природных компонентов.

Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные, секторные) и ландшафтные. Карта природного районирования.

Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: Восточно-Европейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно-горная страна, Западно-Сибирская равнинная страна.

Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона.

Ландшафтные комплексы (ландшафтные области и природные районы).Ландшафты и низшие природные комплексы.

Ландшафтная карта.

Комплексный физико-географический профиль и его анализ. Выявление взаимосвязей между природными компонентами.

Низшие ландшафтные комплексы своей местности: болота, поймы рек, склоны холмов и др. Анализ ландшафтной крупномасштабной карты и ландшафтного профиля. Выявление взаимосвязей между природными компонентами.

Изменение природных комплексов под влиянием человека.

Население и хозяйство

История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области

Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по материалам археологических раскопок и древним литературным источникам.

Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.

Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв) - связь с Новгородской землей и Московской Русью.

Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв) - поход Ермака, присоединение к территории Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное сельскохозяйственное освоение юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных сельских поселений - слобод. Начало развития горнозаводской промышленности.

Третий этап (конец XVII - начало XIX вв) - бурное развитие горнозаводского дела на Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. Геннин - выдающиеся государственные деятели, основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых - основателей черной металлургии на Урале. Становление промышленной культуры Среднего Урала (И.И. Ползунов - изобретатель и конструктор паровой машины, Е.М. Артамонов - изобретатель двухколесного велосипеда).

Четвертый этап (XIX - начало ХХ вв) - застой в развитии горнозаводской промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности: металлообработки и машиностроения, химической, лесной. Изобретение и постройка нового паровоза Е.А. и И.Е. Черепановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и гранильного искусства.

Пятый этап - советский период - индустриализация, прием эвакуированных с запада предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в 60-е годы.

Шестой этап - развитие хозяйства по пути рыночных отношений, создание новых форм собственности и организации производства, конверсия ВПК.

Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие исследователи и исследования. Первые исследователи природы. А. Гумбольдт (1829), Р. Мурчисон (1841), Э.К. Гофман (1853-59), А.М. Карпинский (1860-80) - геолог, исследователь геологического строения и полезных ископаемых, Е.С. Федоров (1880-90), О.Е. Клер (1870-90) основатель Уральского Общества любителей естествознания (УОЛЕ), краевед. Современные исследования: крупнейшие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и уральские географы, Свердловский филиал Русского географического общества.

Описания Среднего Урала в произведениях уральских писателей. Д.Н. Мамин-Сибиряк - создатель образов быта и природы Урала. П.П. Бажов - автор сказов о каменных богатствах и мастерах старого Урала.

География населения

Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные занятия коренного населения в прошлом и настоящем.

Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения.

Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического развития области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения. «Старение» населения области. Проблема «невест» в сельской местности.

Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.

Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами. Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера, углежоги, металлурги. Народные промыслы. Современный профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров. наиболее крупные центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов. Использование трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых ресурсов в современных условиях.

Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская — их специфика.

Сельское расселение и его характерные особенности в различных
природно-хозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик уральской деревни в прошлом и настоящем.

Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений
в сельском расселении. Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская агломерация.

Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.

География хозяйства

Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно-хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности ,тесная взаимоувязанность производств.

Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения (специализации).

Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий уровень концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы размещения черной металлургии на территории области (сырьевой,экономико-географическое положение и исторический) и ее география.

Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная
промышленность – старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в размещении медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность -наиболее молодая отрасль цветной металлургии Свердловской области. Влияние сырьевой базы и электроэнергетики на размещение производств алюминия в области. Производство никеля. Проблемы развития цветной металлургии: дефицит сырья и электроэнергии.

Взаимосвязь черной и цветной металлургии с химической промышленностью на основе комплексного использования сырья и утилизации отходов. Развитие производства азотных удобрений и пластмасс на основе коксования угля на Нижнетагильском металлургическом комбинате; производство серной кислоты и фосфорных удобрений на Красноуральском и Среднеуральском медеплавильных комбинатах.

Химические производства, развивающиеся на привозном сырье: шинное и резинотехнических изделий, синтетических волокон.

Карты черной, цветной металлургии и химической промышленности.

Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого машиностроения (оборудование для горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетическое оборудование). Изменение отраслевого состава машиностроения за послевоенный период: развитие радиотехнического, инструментального машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых ресурсов и научно-технической базы на размещение машиностроения в Свердловской области. Место военно-промышленного комплекса в машиностроении области и проблемы конверсии.

Карта машиностроительного комплекса.

Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильно-деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая гидролизная промышленности). Углубленная переработка древесины и использование отходов, экологическая целесообразность дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель-Обь и Тавда-Сотник для развития и размещения предприятий комплекса.

Карта лесопромышленного комплекса.

Межотраслевые комплексы и отрасли внутриобластного значения (обслуживающие население и хозяйство Свердловской области).

Топливно-энергетический комплекс. Состав комплекса. Топливно-энергетический баланс Свердловской области и его изменение. Основные поставщики топлива.

Электроэнергетика. Несоответствие объемов производства и потребления электроэнергии. Проблемы и перспективы развития и размещения топливно-энергетического комплекса.

Карта топливно-энергетического комплекса Свердловской области.
Крупнейшие электростанции: Рефтинская, Среднеуральская, Белоярская (АЭС), Краснотурьинская.

Комплекс отраслей по производству строительных материалов.
Состав комплекса. Взаимосвязь комплекса с другими отраслями промышленности и межотраслевыми комплексами. Цементная промышленность и ее связь с черной металлургией. Асбестовая промышленность- отрасль государственной специализации. Производство стеновых материалов /кирпич, железобетонные изделия/ и их тяготение к потребителю. Стекольная промышленность.

Карта комплекса по производству строительных материалов. Невьянск, Сухой Лог (производство цемента), Асбест. Проблемы развития промышленного комплекса. Создание совместных предприятий, предпринимательство в промышленности.

Агропромышленный комплекс. Специфические особенности агроклиматических ресурсов: недостаточное количество тепла в северных районах, поздние весенние и ранние осенние заморозки в южных районах, переувлажненность северо-восточной части области. Структура земельного фонда, малый удельный вес сельскохозяйственных угодий и посевных площадей. Низкое естественное плодородие почв, каменистость и мало-
мощность горных почв. Карта агроклиматических ресурсов. Социальные факторы, влияющие на развитие и специализацию сельского хозяйства: высокий уровень урбанизации центральной и южной частый области, слабая транспортная обеспеченность северо-востока.

Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса. Животноводство в структуре сельского хозяйства области ,молочно-мясная специализация животноводства. География животноводства. Структура растениеводства: выращивание зерновых (яровая пшеница, озимая рожь, ячмень), овощеводство и картофелеводство. География растениеводства.

Неоднородность специализации и уровня развития сельского хозяйства. Три зоны сельскохозяйственной специализации: пригородная овоще – картофеле - молочная, предуральская и зауральская мясо -молочно - зерновая, северо-восточная мясного животноводства с очагами полеводства. Карты сельскохозяйственного производства. Промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции:
молочная, мукомольная, мясная. Ориентация пищевой промышленности на потребителя.

Производство машин, минеральных удобрений и комбикормов для
сельского хозяйство.

Проблемы агропромышленного комплекса Свердловской области, как части Нечерноземной зоны России. Развитие личных подсобных хозяйств. Становление и развитие новых социальных отношений в сельском хозяйстве.

Комплекс по производству товаров народного потребления и сфера услуг. Состав комплекса, относительно низкий уровень развития комплекса. Факторы размещения легкой промышленности Свердловской области: потребительский и необходимость использования свободных женских трудовых ресурсов.

Сфера услуг Свердловской области: бытовое, торговое, медицинское, культурно-просветительное обслуживание населения и их география. Народное образование, географические особенности школьного обслуживания. Иерархия центров обслуживания населения. Основные региональные центры сферы услуг: Екатеринбург. Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Ирбит, Тавда. Малый бизнес в сфере обслуживания.

Карты легкой промышленности и сферы обслуживания.

Транспортный комплекс. Состав комплекса и роль отдельных видов транспорта в его структуре.

Ведущая роль железнодорожного транспорта во внешних перевозках и во внутренних перевозках массовых грузов. Густота железных дорог в пределах области и её территориальные различия. Электрификация железных дорог. Крупные железнодорожные узлы и железнодорожные магистрали.

Автомобильный транспорт и его ведущая роль во внутриобластных перевозках. Густота автодорог с твердым покрытием в пределах области и её территориальные различия. Важнейшие автодороги.

Речной транспорт и его роль в северо-восточных районах. Основные судоходные реки: Тавда и Тура.

Воздушный транспорт. Екатеринбургский аэропорт - один из крупнейших в стране.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы, связывающие область c основными нефте- и газоносными районами страны: Бухара-Урал, Уренгой-Игрим-Серов-Нижний Тагил-Екатеринбург. Карты транспорта.

Внешние и внутренние связи. Характеристика структуры ввоза и вывоза: преобладание топлива, минерального сырья, продукции сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности - во ввозе и металла, проката, оборудования для тяжелой и горнодобывающей промышленности в вывозе. Сырьевые грузопотоки с севера и северо-востока области и продукции обрабатывающих отраслей в обратном направлении.

Карты внешних и внутренних связей Свердловской области.


4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Введение – 1ч

1

Вводный инструктаж. ИОТ №1. Что изучает география Свердловской области. Источники географической информации.

1

Свердловская область на карте России – 6ч

2

Особенности физико-географического положения. Крайние точки области.

1

3

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение. Соседи Свердловской области, роль во внешней торговле России.

1

4

Геологическое строение региона.

1

5

П.р.«Закономерности размещения полезных ископаемых».

1

6

Рельеф Свердловской области.

1

7

Факторы, определяющие климат.

1

Природные условия и ресурсы – 10ч

8

Природные ресурсы Свердловской области.

1

9

П.р. «Особенности климата Свердловской области».

1

10

Внутренние воды. Реки.

1

11

Разнообразие внутренних вод области.

1

12

Озера, болота, подземные воды.

1

13

Закономерности распространения почв.

1

14

Растительный и животный мир области.

1

15

Природные комплексы.

1

16

Природные зоны и ландшафты.

1

17

Промежуточная контрольная работа.

1

История заселения и хозяйственного освоения – 16ч

18

Историко - географические особенности населения.

1

19

Экономический облик Среднего Урала после реформы.

1

20

Численность населения области, естественный прирост.

1

21

Структура населения и формы расселения.

1

22

П.р. «Особенности населения Свердловской области».

1

23

Общая характеристика хозяйства.

1

24

Отрасли машиностроительного комплекса.

1

25

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

1

26

Топливно-энергетический комплекс,

1

27

Комплекс строительных материалов.


28

АПК области.

1

29

Комплекс по производству предметов народного потребления и сферы услуг.

1

30

Транспортный комплекс.

1

31

Горно-промышленный район.

1

32

Зауралье. Предуралье.

1

33

Итоговая контрольная работа.

1

Экологические проблемы Свердловской области - 2ч

34

Загрязнение окружающей среды и охрана природы.

2

Итого:

35








17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!