СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 9 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 9 классе»

36


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Туртасская средняя общеобразовательная школа»

Уватского муниципального района


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол №1

«29» августа 2017 г.

«Согласовано»

30.08.2017 г.

Заместитель директора

школы по УВР

__________ Л.А.Рябцева

«Принято» на педагогическом совете

Протокол №1 от 31.08.2017 г.

«Утверждаю» Приказом № 76/ОД

от «31» августа 2017 г.

Директор школы

_______________ Л.Д.Маслюкова











Рабочая программа

по географии

для 9 «А», «Б», «В» классов

на 2018 – 2019 учебный год















Составитель:

учитель географии

Созонова Галина Петровна

1 квалификационная категория







2018

Аннотация к рабочей программе по географии (9 класс ФГОС)


  1. Полное наименование программы

УМК «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

География России. Население и хозяйство 9 кл.: учебник / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2014.


2. Нормативная основа разработки программы

Рабочая программа по географии построена на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ; Фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями от 08.04.2015 г.; «Примерной основной программы основного общего образования» от 8 апреля 2015 №1/15; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год.


3. Количество часов для реализации программы

Программа по географии 9 класс предусматривает обучение географии в объеме 2 часов в неделю (68 часов).

4. Цель реализации программы

Раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды; создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей; раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами; формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) смысловое чтение;

8) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование представлений о географиии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


6. Используемые технологии

1. Обучение на основе проблемных ситуаций

2. Проектная деятельность

3. Уровневая дифференциация

4. Информационно-коммуникационные.

5. Теория активизации познавательной деятельности.


7. Ведущие формы организации деятельности

1. Индивидуальная работа

2. Работа в парах.

3. Групповая работа.


8. Межпредметные связи учебного предмета, курса

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Обществознание», «Русский язык», «Литература» и др.


9. Методы и формы оценки результатов освоения.

Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

10. Используемые учебники и пособия:

УМК «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

1. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова «География России. Население и хозяйство». 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «География России. Население и хозяйство». 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева, И.А Кугут, О.П. Федорова. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы. – М.: Глобус, 2010.

4. Мультимедийное пособие: «Кирилл и Мефодий».

5. Атлас. География России. 9 класс.

6. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М.: «ВАКО», 2007

7. Журналы «География в школе». 2003-2016 гг.

8. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «География» в 9 классе являются следующие умения:

Обучающийся научиться:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Формировать экологическое мышление: уметь оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

  • Соблюдать правила поведения в природе;

  • Уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • Осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • Понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • Признавать право каждого на собственное мнение;

  • Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • Понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Уметь слушать и слышать другое мнение;

  • Уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Метапредметными результатами изучения предмета «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Обучающийся научиться:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Предметные результаты обучения

Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть методы изучения Земли;

  • называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.

Содержание учебного предмета


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО

9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч, их них 9 ч — резервное время)

1. Общий обзор России (4 часа)

Что мы будем изучать? Российская Федерация. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние.

Практическая работа «Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны»

2. Население России (9 часов)

История освоения и изучения территории России. Население России. Численность, размещение, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Направления и типы миграций. Особенности расселения. Городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Практические работы «Анализ карт населения территорий»; «Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий»; «Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений»

3. Хозяйство России (5 часов)

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России.

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (19 часов)

Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Месторождения нефти и газа в Тюменской области. Электроэнергетика. ТЭС Тюменской области. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Лесничество в Тюменской области. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Сельское хозяйство в Тюменской области. Предприятия пищевой промышленности в Тюменской области. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. Развитие инфраструктурного комплекса в Тюменской области.

Практические работы: «Характеристика одного из угольных бассейнов по плану»; «Составление схемы межотраслевых связей лесной промышленности»

5. Районы России (27 часов)

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Географическое положение Тюменской области. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Практические работы: «Сравнение географического положения двух городов»; «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского бассейна»; «Характеристика Самарского промышленного узла»; «Анализ взаимосвязи природы и человека на примере развития Урала»; «Характеристика ТПК по плану»; «Сравнительная характеристика экономических районов Восточного макрорегиона»

6. Россия в современном мире (3 часа)

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

7. География своего района (4 часа)

Экономико-географическое положение Тюменской области. Природные условия и природные ресурсы Тюменской области. Население и трудовые ресурсы. Промышленность области. Сельское хозяйство. Инфраструктурный комплекс. Взаимодействие человека и природы на территории Тюменской области.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Виды деятельности на уроке

География России. Население и хозяйство. 9 класс

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 9 ч – резервное время)

Общая часть курса (33 ч)

Место России в мире (4 ч)

1

Место России в мире. Политико-государственное

Устройство Российской Федерации


Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа. Практические работы. 1. Анализ административно-территориального деления России


Анализ карт и статистических материалов (таблиц, диаграмм, графиков, Интернет-ресурсов), позволяющих выявлять различные аспекты, характеризующие место России в мире. Анализ схемы административно-территориального деления страны. Выявление специфики административно-территориального устройства Российской Федерации. Определение субъектов и их столиц по политико-административной карте РФ. Определение состава и границ федеральных округов по карте федеральных округов

2

Географическое

Положение и границы России


Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.

Практические работы. 2. Сравнение

географического положения России

с другими странами


Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России. Сравнение

географического положения России и других стран. Выявление зависимости между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определение границ РФ и

приграничных государств по физической и политической картам, обозначение их на контурной карте. Сравнение морских и сухопутных границ РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с

другими государствами. Сравнение протяженности границ РФ с разными странами-соседями. Определение наиболее разнообразных в природном отношении границ. Составление описания границ России. Сравнение размеров территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных.

Выявление на основе анализа схемы преимуществ и недостатков больших

3

Экономико- и

Транспортно-географическое,

геополитическое

и эколого-географическое положение России


Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны

Анализ карты, выявление и оценка благоприятных и неблагоприятных

особенностей разных видов географического положения России на макро-, мезо и микроуровнях. Выявление изменений в различных видах положения России на разных исторических этапах на протяжении XX в.

4

Государственная

территория России


Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России


Сравнение размеров и конфигурации

государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на

основе анализа карт и статистических данных. Оценка достоинств и недостатков размеров и конфигурации государственной территории России. Сопоставление размеров территории, благоприятной для ведения хозяйства, России и других крупнейших стран мира. Выявление природных и экономических факторов развития хозяйства страны, связанных с обширностью российской зоны Севера. Обсуждение различных точек зрения по оценке государственной территории

России

Население Российской Федерации (5 ч)

5

Исторические

особенности заселения и освоения

территории России


Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства.

Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI—XIX вв.


Выявление особенностей формирования государственной территории России, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализ карт для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеристика изменений национального состава России, связанных с ростом ее территории. Подготовка и обсуждение сообщений и презентаций об основных этапах формирования Российского государства

6

Численность

и естественный

прирост населения


Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения

и его динамика. Прогноз численности населения. Практические работы. 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России


Определение места России в мире по численности населения на основе статистических данных. Анализ графиков изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения России. Сравнение особенностей

традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определение и сравнение по статистическим данным показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания; обозначение их на контурной карте. Сравнение показателей воспроизводства населения России с показателями других стран мира по статистическим данным. Прогнозирование темпов роста населения России

и ее отдельных территорий на основе статистических данных. Выявление факторов, определяющих соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определение полового состава населения России по статистическим данным. Анализ и сравнение половозрастных пирамид населения России для начала и конца XX в., для разных

территорий России, для региона своего проживания. Определение по статистическим данным соотношения мужского и женского населения в разных районах страны. Решение учебных задач на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков

7

Национальный

состав населения

России


Россия — многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны.

Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий


Определение крупнейших по численности народов России по статистическим данным. Определение особенностей размещения народов России

и сравнение по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Определение по карте основных языковых семей (и групп), территорий России, где они наиболее широко распространены. Исследование по картам особенностей языкового состава отдельных регионов России. Определение современного религиозного состава населения России по статистическим данным. Определение главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Обозначение на контурной карте

крупнейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма

8

Миграции населения


Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны. Практические работы. 4. Характеристика особенностей миграционного движения населения России


Составление схемы разных видов миграций и вызывающих их причин. Подготовка и обсуждение сообщений (презентаций) об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определение основных направлений современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определение по статистическим данным и тематической карте

территорий России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения

9

Городское и сельское население. Расселение населения


Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера


Определение видов городов в России по численности населения, функциям,

роли в жизни страны. Обозначение на контурной карте крупнейших городов

и городских агломераций России. Обсуждение социально-экономических

и экологических проблем в крупных городах страны. Обсуждение современных социальных проблем малых

городов. Выявление особенностей урбанизации в России (темпов, уровня

урбанизации) по статистическим данным. Определение по тематической карте территорий России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации. Обсуждение

современных социальных и экономических проблем сельских поселений.

Выявление факторов (природных, исторических, социально-экономических), влияющих на размещение

населения страны. Выявление закономерностей размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Обозначение на контурной карте основной зоны расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера

Географические особенности экономики России (3 ч)

10

География основных типов экономики на территории России


Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России


Анализ схем отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определение их различий. Установление черт сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделение

Типов историко-географических систем регионов России на основе анализа тематических (экономических) карт

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны


Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России


Анализ состава добывающей промышленности России, определение ее отличия от других отраслей промышленности. Выявление по тематическим картам районов страны с высоким уровнем добывающей промышленности и определение их различия. Анализ классификации природных ресурсов по их назначению и видам. Определение уровня остроты экологических ситуаций и основных экологических проблем различных регионов России

12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России


Особенности постиндустриальной

стадии развития. Понятия центра и

полупериферии мирового хозяйства.

Пути развития России в обозримой

перспективе

Обсуждение важнейших социально-экономических проблем России и возможных сценариев ее инновационного развития

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч)

13

Научный комплекс


Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования


Определение по статистическим данным доли России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, доли затрат стран на научные исследования. Анализ по картам географии городов науки. Установление по картам и статистическим данным районов России, лидирующих в науке и образовании. Обсуждение проблемы утечки умов из России и путей ее преодоления

Машиностроительный комплекс (3 ч)

14

Роль, значение и

проблемы развития машиностроения


Ведущая роль машиностроительного

комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения


Аргументирование конкретными примерами решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Анализ состава и связей машиностроительного комплекса. Обсуждение проблем современного этапа развития российского машиностроения

15

Факторы размещения машиностроения


Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения


Анализ зависимости между металлоемкостью и трудоемкостью продукции

машиностроения. Выявление по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции; районов с наиболее высокой долей машиностроения в

промышленности. Составление и анализ схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия

16

География машиностроения



Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий. Практические работы. 5. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Выявление особенностей географии

машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности. Определение различий в уровнях развития

машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе

анализа карты машиностроения. Обозначение на контурной карте основных районов и крупнейших центров

машиностроения России. Анализ перспектив развития российского машиностроения в целом и в отдельных районах страны

Топливно-энергетический комплекс (3 ч)

17

Роль, значение

и проблемы ТЭК


Состав, структура и значение ТЭК в

хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК


Анализ схемы «Состав топливно-энергетического комплекса», объяснение

функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Анализ топливно-энергетического баланса России и динамики его основных параметров на основе статистических материалов

18

Топливная

промышленность


Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа.

Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Практические работы. 6. Характеристика угольного бассейна России


Обозначение на контурной карте основных районов добычи нефти и газа

и крупнейших нефте- и газопроводов. Сопоставление карты размещения

предприятий нефтяной и газовой промышленности с картой плотности населения, формулирование выводов.

Характеристика одного из нефтяных бассейнов и газодобывающих районов

по картам и статистическим материалам. Установление экономических следствий концентрации запасов нефти и газа на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывание мнения о воздействии нефтяной и газовой промышленности и других отраслей ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране. Сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт. Характеристика одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

19

Электроэнергетика


Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики


Составление (анализ) таблицы «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду,

стоимости электроэнергии». Выявление причинно-следственных связей

в размещении гидроэнергетических

ресурсов и географии ГЭС. Высказывание мнения о существовании или

отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументирование необходимости экономии электроэнергии

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 ч)

20

Состав и значение

комплексов


Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства


Анализ состава и связей комплексов

конструкционных материалов химических веществ. Подбор примеров использования различных конструкционных материалов в хозяйстве и повседневной жизни людей. Анализ и сопоставление доли и роли комплексов в промышленности разных

страны мира

21

Металлургический комплекс


Роль в хозяйстве. Черная и цветная

металлургия — основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии

Сопоставление важнейших особенностей черной и цветной металлургии. Выявление отличий «старых» и «новых» технологий производства металлов

22

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная

металлургия



Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Формулирование главных факторов размещения предприятий черной

металлургии. Сопоставление по картам географии месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Подбор примеров (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий черной металлургии. Обозначение на контурной карте главных металлургических баз. Высказывание мнения о причинах сохранения за сталью роли главного

конструкционного материала. Характеристика одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. Осуждение проблем современного этапа развития российской черной

металлургии и перспектив ее

развития

23

Цветная металлургия



Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы

развития отрасли


Поиск информации (в Интернете и других источниках) об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них.

Сопоставление по картам географии месторождений цветных металлов

с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявление главной закономерности в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов. Сопоставление карт атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика»,

установление главных факторов размещения выплавки алюминия и

крупнейших центров алюминиевого производства. Обсуждение проблем современного этапа развития российской цветной металлургии и перспектив ее развития

24

Химико-лесной

комплекс. Химическая промышленность


Состав химико-лесного комплекса.

Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей


Анализ схемы «Состав химической промышленности России» и выявление роли важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Подбор примеров (из контекста реальной жизни) изделий химической промышленности и соотнесение их с той или иной отраслью. Определение

влияния важнейших особенностей химической промышленности на географию ее предприятий

25

Факторы размещения предприятий химической промышленности


Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли


Определение по карте атласа основных баз и комплексов химической промышленности, развивающихся на собственном и ввозимом сырье. Объяснение негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств. Характеристика одной из химических баз по картам и статистическим материалам. Обсуждение проблем современного этапа развития российской химической промышленности и перспектив ее развития

26

Лесная промышленность


Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли


Выявление направлений использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определение по картам атласа географического положения основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявление роли потребительского и экологического факторов размещении предприятий лесной промышленности. Высказывание мнения о проблемах, задачах и перспективах развития российской лесной промышленности. Характеристика одной

из лесных баз по картам и статистическим материалам

Агропромышленный комплекс (АПК) (3 ч)

27

Состав и значение

АПК


Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура


Анализ схемы «Состав агропромышленного комплекса России», установление звеньев и взаимосвязей агропромышленного комплекса. Сравнение

сельскохозяйственных угодий России с другими странами (регионами). Выявление существенных черт отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики

28

Земледелие и животноводство


Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение

и география. Перспективы развития

животноводства. Практические работы. 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. 8. Определение главных районов животноводства


Определение по картам и характеристика агроклиматических ресурсов со значительными посевами тех или иных культур. Определение по картам

и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение по картам и эколого-климатическим показателям главных районов развития разных отраслей животноводства

29

Пищевая и легкая

промышленность


Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития


Установление доли пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывание мнения о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития пищевой и легкой промышленности. Подбор примеров предприятий своего края с указанием факторов их размещения

Инфраструктурный комплекс (4 ч)

30

Состав комплекса. Роль транспорта


Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности.

Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная

система. Типы транспортных узлов.

Влияние на размещение населения и

предприятий


Анализ схемы «Состав инфраструктурного комплекса», установление

звеньев и роли отдельных отраслей комплекса. Сравнение доли инфраструктурного комплекса в экономике

разных стран. Сравнение видов транспорта по различным показателям на основе анализа статистических данных. Выявление преимуществ и недостатков каждого вида

31

Железнодорожный и автомобильный транспорт


Показатели развития и особенности

железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития


Анализ достоинств и недостатков железнодорожного транспорта. Установление по картам причин ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определение по статистическим данным доли железнодорожного транспорта в транспортной работе страны. Анализ достоинств и недостатков автомобильного транспорта. Определение по статистическим данным доли автомобильного транспорта в транспортной работе страны. Определение по материалам учебника достоинств и недостатков воздушного транспорта. Определение по статистическим данным доли воздушного транспорта в транспортной работе страны

32

Водный и другие

виды транспорта


Показатели развития и особенности

морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного

транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт

Анализ достоинств и недостатков морского и речного транспорта. Установление по картам роли отдельных морских и речных бассейнов в работе

морского и речного транспорта. Определение по статистическим данным

доли морского и речного транспорта в транспортной работе страны. Обозначение на контурной карте крупнейших морских и речных портов страны

33

Связь. Сфера

обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство


Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития


Определение видов связи, достоинств и недостатков каждого из них. Сравнение по статистическим данным уровня развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализ территориальных различий в уровне телефонизации районов России. Определение территориальных различий в

обеспеченности жильем районов России. Анализ статистических данных

по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других странах мира. Анализ карт для определения географических различий в уровне жизни населения

Региональная часть курса (26 ч)

Районирование России. Общественная география крупных районов (1 ч)

34

Районирование

России


Районирование — важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа. Практические работы. 9. Определение разных видов районирования России

Анализ схемы «Районирование». Подбор примеров районов различного уровня. Определение по картам отраслей хозяйства специализации отдельных территорий

Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч)

35

Общая характеристика


Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны


Выявление на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегиона, специфики территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (6 ч)

36

Состав, природа,

историческое изменение географического положения. Общие

проблемы


Центральная Россия и Европейский

Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы


Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Центральной России и Европейского Северо-Запада. Установление характера воздействия географического положении на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйств

37

Население и главные черты хозяйства


Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития


Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и

статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Составление описания и характеристики населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач

38

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион


Центральное положение Москвы как фактор формирования региона.

Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация.

Важнейшие отрасли хозяйства

региона. Культурно-исторические

памятники


Анализ тематических, исторических, физико-географических карт и карт

населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе

анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач.

Анализ тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Подготовка и обсуждение сообщений (презентаций)

об основных объектах культуры и истории района

39

Географические

особенности областей Центрального района


Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного


Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика

населения на основе анализа разных источников информации, в том числе

карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру,

формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение

района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы,

населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

40

Волго-Вятский и

Центрально-Черноземный районы


Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития


Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе

карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

41

Северо-Западный

район: состав, ЭГП, население


Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные

памятники района


Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития

хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

Европейский Север (3 ч)

42

Географическое

положение, природные условия и ресурсы


Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района


Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для установления природных различий западной и восточной частей Европейского Севера. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика особенностей природы. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщений (презентаций) о природе и природно-ресурсной базе района

43

Население


Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии


Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач

44

Хозяйство


Факторы развития и особенности

хозяйства. География важнейших

отраслей хозяйства, особенности его

территориальной организации. Географические аспекты основных

экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера


Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов.

Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и

человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

Европейский Юг – Северный Кавказ (3 ч)

45

Географическое

положение, природные условия и

ресурсы



Состав Европейского Юга. Физико-

и экономико-географическое положение, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Европейского Юга. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для частей Европейского Юга. Установление причинно-следственных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью,

между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения

(презентации) о природе и природно-ресурсной базе Европейского Юга

46

Население



Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и

миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схемы и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач

47

Хозяйство


Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития


Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития

хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление характеристик, таблиц, диаграмм, графиков, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе

карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Опредеение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и

человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

Поволжье (3 ч)

48

Географическое

положение, природные условия

и ресурсы


Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения


Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Поволжья. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и

хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для установления природных различий северной и южной, западной и восточной частей Поволжья. Установление причинно-следственных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными

ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала.

Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе

и природно-ресурсной базе Поволжья

49

Население


Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура


Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов

хозяйственной деятельности. Анализ схемы и статистических материалов,

отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа

разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач

50

Хозяйство


Факторы развития и особенности

хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития


Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру,

формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Определение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и

познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

Урал (3 ч)

51

Географическое

положение, природные условия и ресурсы


Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения


Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Урала. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Сопоставление

различных по содержанию физико-географических карт для установления изменения природных условий Уральского района по направлениям с севера на юг, с запада на восток, от подножий гор к их вершинам. Установление на основе анализа карт причинно-следственных связей: между особенностями строения земной коры и составом

минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика

особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Урала

52

Население


Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения.

Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура


Сопоставление тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей

размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.

Анализ схемы и статистических материалов, отражающих качественные

и количественные параметры населения. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт

53

Хозяйство


Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития


Сопоставление различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру,

формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение

района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий, формулирование выводов. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 ч)

54

Общая характеристика


Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны


Выявление на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегиона, специфики территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

55

Этапы, проблемы

и перспективы

развития экономики


Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития


Анализ тематических физико-географических и карт населения, установление причинно-следственных связей

и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру,

формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства на основе анализа разных источников информации, в том числе карт

56

Западная Сибирь


Состав района, его роль в хозяйстве

России. Природно-территориальные

комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны населения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей

хозяйства


Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Западной Сибири. Сравнительная

характеристика природно-территориальных комплексов района на основе анализа карт. Установление характера

воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для установления природных различий северной и южной частей Западной Сибири. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала.

Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и

Природно-ресурсной базе подрайонов Западной Сибири. Составление таблиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хозяйства на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт

природы, населения и хозяйства. Выявление черт сходства и различия

в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами. Установление

Причинно-следственных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами

57

Восточная Сибирь


Состав района, его роль в хозяйстве

России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и

особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Практические работы. 11. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири


Сопоставление различных по содержанию физико-географических карт с целью установления отличительных особенностей природы Восточной Сибири, обусловленных изменением природных условий России по направлению с запада на восток. Характеристика компонентов природы Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов, установление черт сходства и различия; оценка обеспеченности районов природными ресурсами. Описание и характеристика особенностей природных компонентов Восточной

Сибири на основе анализа карт, схем, диаграмм. Сопоставление тематических физико-географических карт и

карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач. Сопоставление различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры

хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Сравнение отраслевого состава промышленности Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского районов, установление главных факторов размещения промышленных предприятий Восточной Сибири. Составление описаний, таблиц, графиков, отражающих специфику хозяйства района, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт

58

Дальний Восток


Состав района, его роль в хозяйстве

страны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития


Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Дальнего Востока. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для установления изменения природных условий по направлениям с севера на юг и с запада на восток. Установление на основе анализа причинно-следственных связей: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью,

между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения

(презентации) о природе и природно-ресурсной базе Дальнего Востока.

Сопоставление тематических и физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.

Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры

населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру,

формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение

района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства

59

Обобщающее

повторение по курсу

Итоговая проверочная работа по курсу

Выполнение проверочной работы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!