МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на методическом на педагогическом Приказом директора школы
объединении совете № 65 от 13.05.2022 г.
Протокол № Протокол № 7
от ________2022 г. от 13 мая 2022 г. ___________/Н.В.Рекунова/
Рабочая программа
по предмету
ГЕОМЕТРИЯ
(базовый и профильный уровни)
11 КЛАСС
Учитель математики:
Рекунова Наталья Владимировна
с. Санномыск
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета Геометрия 11 класса
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Геометрия 11 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2021.
В данной программе на изучение Геометрии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели – 68 часов.
Результаты освоения программного материала по предмету «Геометрия 11 класс» представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.
Изучение математики в условиях реализации ФГОС дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в общеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Выпускник научится:
оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
• распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
• изображать геометрические фигуры с помощью чертёжных инструментов;
• извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах;
• применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
• находить объёмы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;
• распознавать тела вращения: конус, цилиндр, сферу и шар;
• вычислять объёмы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с помощью формул;
• оперировать понятием «декартовы координаты в пространстве»;
• находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда;
• находить примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
• понимать роль математики в развитии России.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
• использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения задач практического содержания;
• соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы и различного размера;
• оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т. п. (определять количество вершин, рёбер и граней полученных многогранников).
Выпускник получит возможность научиться:
• применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;
• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
• делать плоские (выносные) чертежи из рисунков объёмных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников;
• извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
• применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения;
• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
• формулировать свойства и признаки фигур;
• доказывать геометрические утверждения;
• задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;
• владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды);
• использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний;
• решать простейшие задачи введением векторного базиса.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Координаты и векторы в пространстве (16ч)
Движения в пространстве: параллельный перенос, центральная симметрия, симметрия относительно плоскости, поворот. Свойства движений. Применение движений при решении задач. Векторы и координаты в пространстве. Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объёмов. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве.
Глава 2. Тела вращения (29ч)
Цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости. Представление об усечённом конусе, сечениях конуса (параллельных основанию и проходящих через вершину), сечениях цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечениях шара. Развёртка цилиндра и конуса.
Глава 3. Объёмы тел. Площадь сферы (17ч)
Понятие об объёме. Объём пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объём шара. Параллельность и перпендикулярность в пространстве Многогранники Тела вращения Объёмы тел. Площадь сферы Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел. Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара
Повторение и систематизация учебного материала(6ч)
Тематическое планирование
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
| Повторение курса 10 класса | 3 |
1 | Параллельность в пространстве | 1 |
2 | Перпендикулярность в пространстве | 1 |
3 | Многогранники | 1 |
| Глава 1. Координаты и векторы в пространстве | 16 |
4-5 | Декартовы координаты точки в пространстве | 2 |
6-7 | Векторы в пространстве | 2 |
8-9 | Сложение и вычитание векторов | 2 |
10-12 | Умножение вектора на число. Гомотетия | 3 |
13-15 | Скалярное произведение векторов | 3 |
16-18 | Геометрическое место точек пространства. Уравнение плоскости | 3 |
19 | Контрольная работа №1 по теме ««Координаты и векторы в пространстве» | 1 |
| Глава 2. Тела вращения | 29 |
20-22 | Цилиндр | 3 |
23-24 | Комбинации цилиндра и призмы | 2 |
25-27 | Конус | 3 |
28-29 | Усечённый конус | 2 |
30-32 | Комбинации конуса и пирамиды | 3 |
33 | Контрольная работа № 2 "Цилиндр, конус, пирамида, призма" | 1 |
34-35 | Сфера и шар. Уравнение сферы | 2 |
36-38 | Взаимное расположение сферы и плоскости | 3 |
39-41 | Многогранники, вписанные в сферу | 3 |
42-44 | Многогранники, описанные около сферы | 3 |
45-47 | Комбинации цилиндра и сферы, конуса и сферы | 3 |
48 | Контрольная работа №3 «Тела вращения» | 1 |
| Глава 3. Объёмы тел. Площадь сферы | 17 |
49-51 | Объём тела. Формулы для вычисления объёма призмы | 3 |
52-56 | Формулы для вычисления объёмов пирамиды и усечённой пирамиды | 5 |
57 | Контрольная работа №4 «Объем тела» | 1 |
58-62 | Объёмы тел вращения | 5 |
63-64 | Площадь сферы | 2 |
65 | Контрольная работа №5 «Объёмы тел. Площадь сферы» | 1 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 3 |
66-68 | Повторение и систематизация учебного материала за курс геометрии. Подготовка к ЕГЭ | 3 |