Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Перми
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор «МАОУ «СОШ № 37» г. Перми
протокол №1 от «__» ______________2021 г.
______________________Т.А. Мухатаева
приказ по школе № 059—08-/59-01-06-1/4-587 от 25.09.2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Геометрия» 7 класс
составили:
учитель математики высшей категории Шипигусева С.А.
Пермь, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе:
Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019 г.);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ред. от 29.12.2014 г. № 1644 и от 31.12.2015 г. № 1577);
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 37» г. Перми;
Примерной программы основного общего образования по геометрии.
Предмет «Геометрия» относится к области «Математика». Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования, составлена на основании государственной программы для ОУ и рассчитана на использование УМК: Учебник Геометрия, 7-9 классы, А.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина, 8-е издание; М: «Просвещение», 2018 г. и в распределении часов никаких изменений не внесено.
Учебник: Учебник Геометрия, 7-9 классы, А.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина, 8-е издание; М: «Просвещение», 2018 г. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минпросвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Основные цели и задачи курса
Основной целью курса геометрии в 7 классе является формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, развития логического мышления, формирование понятия доказательства.
Задачи:
овладеть символическим языком геометрии, выработать формально-оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь, умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в учебном плане: рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Перечень образовательных платформ, используемых в учебном процессе: Учи.ру, Решу ВПР,Фоксфорд, Яндекс учебник.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения предмета (курса) в 7 классе
Раздел | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Геометрические фигуры | - пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; - распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации; - классифицировать геометрические фигуры; - находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие); - доказывать теоремы; - решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательства; - решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения; - решать простейшие планиметрические задачи. | - овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек; - приобрести опыт применения алгебраического аппарата и идей движения при решении геометрических задач; - овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование; - научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия; - приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ; - приобрести опыт выполнения проектов. |
Измерение геометрических величин | - использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, градусной меры угла; - вычислять площади треугольников, прямоугольников; - вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, формулы площадей фигур; - решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур; - решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства). | - вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, треугольников; - вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности; - применят алгебраический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников. |
Критерии оценивания:
Формы работы вес оценки в ЭПОС | «5» | «4» | «3» | «2» | Время выполнения работы |
Самостоятельная работа 3 | 90-100% | 70-89% | 50-69% | | 15 |
Математический диктант3 | 90-100% | 70-89% | 50-69% | | 10 |
Тест3 | 90-100% | 70-89% | 50-69% | | 10 |
Проверочная работа(по теме) 4 | 90-100% | 70-89% | 50-69% | | 20-30 |
Контрольная работа(по теме) 5 | 90-100% | 70-89% | 50-69% | | 40 |
Контрольная работа(входящая и за год)5 | алгебра | 40 |
90-100% | 70-89% | 50-69% | |
геометрия |
90-100% | 70-89% | 50-69% | |
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Геометрия» в 7 классе
Простейшие геометрические фигуры
Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.
Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых.
Многоугольники
Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Окружность и круг. Геометрические построения
Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение
Измерение геометрических величин
Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Периметр многоугольника. Градусная мера угла.
Раздел 3. Тематическое планирование. Геометрия. 7 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Номер п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава 1 Начальные геометрические сведения | 10 | |
1-2 | Прямая и отрезок | 2 | Приводить примеры геометрических фигур. Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол. Формулировать: определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развернутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра; свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой. Классифицировать углы. Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов. Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений. Изображать с помощью чертежных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи. Пояснять, что такое аксиома, определение. Решать задачи на вычисление и доказательство, приводя необходимые доказательные рассуждения. |
3-6 | Луч. Угол. Измерение углов | 4 |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 |
9 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 |
10 | Контрольная работа №1 | 1 |
Глава 2 Треугольники | 17 | |
11-13 | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 3 | Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур. Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, треугольники и их элементы; окружность и ее элементы. Формулировать: определения: равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; отрезка; периметра треугольника; окружности и ее элементов; свойства: равнобедренного треугольника, основного свойства равенства треугольников; признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника. Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной; три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника. Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Решать задачи на вычисление и доказательство. |
14-16 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 3 |
17-18 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 2 |
19-20 | Третий признак равенства треугольников | 2 |
21 | Окружность | 1 |
22-24 | Построения циркулем и линейкой | 3 |
25-26 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 2 |
27 | Контрольная работа №2 | 1 |
Глава 3 Параллельные прямые | 13 | |
28 | Параллельные прямые | 1 | Распознавать на чертежах параллельные прямые. Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые. Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Объяснять, какую теорему называют обратной данной. Формулировать: определение параллельных прямых; свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; основное свойство параллельных прямых; признаки: параллельности прямых. Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, признаки параллельных прямых. |
29-31 | Признаки параллельности двух прямых | 3 |
32-36 | Аксиома параллельных прямых | 5 |
37-39 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 3 |
40 | Контрольная работа №3 | 1 |
Глава 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | |
41 | Сумма углов треугольника | 1 | Формулировать: определения: расстояния от точки до прямой; остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников; свойства: внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; признаки: равенства прямоугольных треугольников. Изображать и находить на рисунках прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники и их элементы. Классифицировать треугольники по сторонам и углам. Доказывать: теоремы о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, равенства прямоугольных треугольников. Решать задачи на вычисление и доказательство. |
42 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | 1 |
43-44 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 2 |
45 | Неравенство треугольников | 1 |
46 | Контрольная работа №4 | 1 |
47 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 |
48 | Прямоугольные треугольники | 1 |
49-50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 2 |
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 |
52-54 | Построение треугольника по трем элементам | 3 |
55-57 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 3 |
58 | Контрольная работа №5 | 1 |
Итоговое повторение | 10 | |
59-67 | Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса | 9 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год. Геометрия. 7 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Наименование урока (№ пункта) | Количество часов | Дата проведения | Примечание, причина корректировки |
По плану | Фактически |
Глава 1. Начальные геометрические сведения (10ч) |
1 | Прямая и отрезок (п.1-2) | 1 | | | |
2 | Луч и угол (п.3-4) | 1 | | | |
3 | Сравнение отрезков и углов (п.5-6) | 1 | | | |
4 | Измерение отрезков (п.7-8) | 1 | | | |
5 | Измерение углов (п.9-10) | 1 | | | |
6 | Измерение углов (п.9-10) | 1 | | | |
7 | Смежные и вертикальные углы (п.11) | 1 | | | |
8 | Перпендикулярные прямые (п.12-13) | 1 | | | |
9 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» (п.1-13) | 1 | | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | |
Глава 2. Треугольники (17ч) |
11 | Треугольник (п.14) | 1 | | | |
12 | Треугольник (п.14) | 1 | | | |
13 | Первый признак равенства треугольников (п.15) | 1 | | | |
14 | Перпендикуляр к прямой (п.16) | 1 | | | |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (п.17) | 1 | | | |
16 | Свойства равнобедренного треугольника (п.18) | 1 | | | |
17 | Второй признак равенства треугольников (п.19) | 1 | | | |
18 | Третий признак равенства треугольников (п.20) | 1 | | | |
19 | Второй и третий признаки равенства треугольников (п.19-20) | 1 | | | |
20 | Второй и третий признаки равенства треугольников (п.19-20) | 1 | | | |
21 | Окружность (п.21) | 1 | | | |
22 | Построения циркулем и линейкой (п.22) | 1 | | | |
23 | Задачи на построение (п.23) | 1 | | | |
24 | Задачи на построение (п.23) | 1 | | | |
25 | Решение задач по теме: «Треугольники» (п.14-23) | 1 | | | |
26 | Решение задач по теме: «Треугольники» (п.14-23) | 1 | | | |
27 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | 1 | | | |
Глава 3. Параллельные прямые (13ч) |
28 | Параллельные прямые (п.24) | 1 | | | |
29 | Признаки параллельности двух прямых (п.25) | 1 | | | |
30 | Признаки параллельности двух прямых (п.26) | 1 | | | |
31 | Признаки параллельности двух прямых (п.25-26) | 1 | | | |
32 | Аксиома параллельных прямых (п.27-28) | 1 | | | |
33 | Аксиома параллельных прямых (п.29) | 1 | | | |
34 | Аксиома параллельных прямых (п.27-29) | 1 | | | |
35 | Аксиома параллельных прямых (п.27-29) | 1 | | | |
36 | Аксиома параллельных прямых (п.27-29) | 1 | | | |
37 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» (п.24-29) | 1 | | | |
38 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» (п.24-29) | 1 | | | |
39 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» (п.24-29) | 1 | | | |
40 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | | |
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18ч) |
41 | Сумма углов треугольника (п.30) | 1 | | | |
42 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники (п.31) | 1 | | | |
43 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (п.32) | 1 | | | |
44 | Соотношения между сторонами и углами треугольника (п.32) | 1 | | | |
45 | Неравенство треугольника (п.33) | 1 | | | |
46 | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
47 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников (п.34) | 1 | | | |
48 | Прямоугольные треугольники (п.34) | 1 | | | |
49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников (п.35) | 1 | | | |
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников (п.35) | 1 | | | |
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми (п.37) | 1 | | | |
52 | Построение треугольника по трем элементам (п.38) | 1 | | | |
53 | Построение треугольника по трем элементам (п.38) | 1 | | | |
54 | Построение треугольника по трем элементам (п.38) | 1 | | | |
55 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» (п.34-38) | 1 | | | |
56 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» (п.34-38) | 1 | | | |
57 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» (п.34-38) | 1 | | | |
58 | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 1 | | | |
Итоговое повторение (10ч) |
59 | Повторение по теме «Треугольники» | 1 | | | |
60 | Повторение по теме «Треугольники» | 1 | | | |
61 | Повторение по теме «Треугольники» | 1 | | | |
62 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
63 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
64 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
65 | Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
66 | Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
67 | Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
68 | Контрольная работа №6 | 1 | | | |