СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 7-9 класс. Учебник Атанасян

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7-9 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии в 7-9 классах разработана на основании:

-ФГОС ООО (приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 г № 1897) с изменениями (приказ Министерства образования РФ от 31.12.2015 г № 1577);

-письма Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10. 2015 г. «О рабочих программах»

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «ООШ»

п. Березовый;

- Примерной программы (основного общего образования) по геометрии 7-9 классы. / Сост.Т. А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2016 г

Рабочая программа по математике содержит:

1) пояснительную записку

2) планируемые результаты освоения геометрии;

3) содержание учебного предмета;

4) календарно-тематическое планирование.


Данная программа рассчитана на 186 часов: 2 часа в неделю (начиная со второй четверти) в 7 классе (50 часов), 2 часа в неделю в 8 классе (68 часов), 2 часа в неделю в 9 классе (68 часов). Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по математике.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит свой вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства


Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.


В соответствии с целью формируются задачи учебного процесса: систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Система промежуточного и итогового контроля предусматривает следующие формы: самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, математические диктанты, устный опрос.

Программу сопровождает календарно-тематическое планирование, составленное на основе примерного.

Общее количество контрольных работ в 7 классе - 5 итоговый контроль проводится в форме теста (1 ч);

В 8 классе контрольных работ - 6 итоговый контроль проводится в форме теста (1 ч);

В 9 классе контрольных работ - 5 итоговый контроль проводится в форме контрольной работы (1 ч) и теста (1 ч);

Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала по геометрии для 7 класса (базовый уровень) составлено из расчета 2 часов в неделю во 2, 3, 4 четвертях (всего 50 часов в год); для 8 класса 2 часа в неделю (всего 68 часов); для 9 класса 2 часа в неделю (всего 68 часов);

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методической литературы:

  • Л.И.  Звавич и другие. Контрольно-измерительные материалы по геометрии  7-9 классы. М. 2012г.

  • Поурочные планы по геометрии 9 класс. / Составители Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина – Волгоград: Учитель, 2011

  • Поурочные планы по геометрии 7 класс. / Составители Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина – Волгоград: Учитель, 2011

  • Поурочные разработки по геометрии 8 класс/ Сост. Н. Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2004

  • Уроки геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации. / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева, Л. Б. Крайнева. – М.: Вербум-М,2004

  • Учебник «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян  В.Ф. Бутузов М. Просвещение 2010г.; 

  • М.Ю Шуба Занимательные задания в обучении математике. М. 19997г.

  • Я. И. Перельман. Занимательная геометрия. / Под ред. Б. А. Кордемского. – М.: ТРИАДА-ЛИТЕРА, 1994.

  • Геометрия. Тесты / Л. М. Короткова. – М.: Айрис-пресс,2004

  • Тесты по геометрии 7 класс / Л. И. Звавич и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

  • Тесты по геометрии 8 класс / Л. И. Звавич и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

  • Тесты по геометрии 9 класс / Л. И. Звавич и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013


Планируемые результаты освоения геометрии

Ученик научится

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;

  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;

  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;

  • определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости.

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

  • понимать роль математики в развитии России

  • Выбирать подходящий изученный метод при решении изученных типов математических задач;

  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.


Ученик получит возможность научиться:

  • Оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, доказательство, доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;

  • выполнять рисунок по тексту задачи, использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

  • уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;

  • анализировать затруднения при решении задач;

  • выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи.

  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций. Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;

  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;

  • доказывать геометрические утверждения

  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;

  • использовать подобие и равенство фигур при решении задач;

  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;

  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами.

  • Применять теорему Пифагора, теоремы синусов и косинусов, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников), вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;

  • проводить простые вычисления на объёмных телах;

  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.

  • проводить вычисления на местности;

  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;

  • свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,

  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;

  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;

  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;

  • применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений

  • Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;

  • выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;

  • применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;

  • понимать роль математики в развитии России

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

  • Выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач


Содержание учебного предмета 7 класс


1. Начальные геометрические сведения 8 ч

Основная цель: Систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах. Ввести понятие равенства фигур

Содержание обучения: Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путём обобщения очевидных или известных из курса математики 1 – 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определённое внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Контрольная работа № 1

2. Треугольники 14 ч

Основная цель: Ввести понятие теоремы. Выработать умения доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков. Ввести новы класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

Содержание обучения: Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и так же решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач даёт возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников, целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Контрольная работа № 2

3. Параллельные прямые 9 ч

Основная цель: Ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых. Дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии. Ввести аксиому параллельных прямых.

Содержание обучения: Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырёхугольников, подобных треугольников, при решении задач.

Контрольная работа № 3

4. Соотношение между сторонами и углами треугольника 16 ч

Основная цель: Рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Содержание обучения: Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности, используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Контрольная работа № 4

Контрольная работа № 5


5. Повторение. Решение задач 3 ч

Итоговый тест


8 класс


1. Вводное повторение 2 ч

Стартовая контрольная работа


2. Четырёхугольники 14 ч

Основная цель: Изучить наиболее важные виды четырёхугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию. Дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Содержание обучения: Многоугольники, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Доказательство большинства теорем данной темы и решение многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральные симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойство геометрических фигур, в частности, четырёхугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Контрольная работа № 1


3. Площадь 14 ч

Основная цель: Расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей. Вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

Содержание обучения: Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.

Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и треугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Контрольная работа № 2


4. Подобные треугольники 20 ч

Основная цель: Ввести понятие подобных треугольников. Рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения. Сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Содержание обучения: Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Определение подобных треугольников даётся не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Даётся представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Контрольная работа № 3

Контрольная работа № 4


5. Окружность 16 ч

Основная цель: Расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе. Изучить новые факты, связанные с окружностью. Познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Содержание обучения: Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырёхугольника и свойство углов вписанного четырёхугольника.

Контрольная работа № 5


6. Повторение 2 ч

Итоговый тест

9 класс


1. Векторы (8 ч). Метод координат (10 ч)

Основная цель: Научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике. Познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Содержание обучения: Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т.е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применятся к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат средины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым даётся представление об изучении геометрических фигур с помощью алгебры.

Контрольная работа № 1


3. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (13 ч)

Основная цель: Развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Содержание обучения: Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Синус и косинус любого угла от до вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится ещё одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Контрольная работа № 2


4. Длина окружности и площадь круга (13 ч)

Основная цель: Расширить знание учащихся о многоугольниках. Рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Содержание обучения: Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Дина окружности. Площадь круга.

В начале темы даётся определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного -угольника, если дан правильный -угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.

Контрольная работа № 3


5. Движения (9 ч)

Основная цель: Познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношений наложений и движений.

Содержание обучения: Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Контрольная работа № 4


6. Об аксиомах геометрии (2 ч)

Основная цель: Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

Содержание обучения: Беседа об аксиомах геометрии.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности, о различных способах введения понятия равенства фигур.


7. Начальные сведения из стереометрии (6 ч)

Основная цель: Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве. Познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.

Содержание обучения: Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычислений их площадей поверхностей и объёмов.

Рассматриваются определения и свойства простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объёмов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью развёрток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.


8. Повторение (7 ч)

Итоговая контрольная работа

Итоговый тест






















Календарно-тематическое планирование

Геометрия 7 класс




п.п.

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание



Начальные геометрические сведения

8


1


Прямая и отрезок

1


2


Луч и угол

1


3


Сравнение отрезков и углов

1


4


Измерение отрезков

1


5


Измерение углов

1


6,7


Перпендикулярные прямые


2



8


Контрольная работа № 1по теме «Начальные геометрические сведения»

1




Треугольники

14


9,10


Первый признак равенства треугольников


2



11-14


Медианы, биссектрисы и высоты треугольников



4





15-17


Второй и третий признаки равенства треугольников

3




18-21


Задачи на построение




4





22


Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1




Параллельные прямые

9


23-26


Признаки параллельности двух прямых




4





27-30


Аксиома параллельных прямых




4





31


Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

1




Соотношения между сторонами

и углами треугольника

16


32-34


Сумма углов треугольника



3




35-37


Соотношения между сторонами и углами треугольника


3




38


Контрольная работа №4 по теме « Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1


39-42


Прямоугольные треугольники




4





43-45


Построение треугольника по трём элементам



3




46


Решение задач

1


47


Контрольная работа № 5 по теме « Прямоугольные треугольники»

1




Повторение

3


48,49


Решение задач


2



50


Итоговый тест

1




Итого

50


































Календарно-тематическое планирование

Геометрия 8 класс



п.п.

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

1,2


Повторение изученного в 7 классе

Стартовая контрольная работа

2





Четырёхугольники

14


3


Многоугольники

1


4-8




Параллелограмм и трапеция



5






9-12




Прямоугольник, ромб, квадрат



4





13-15



Повторение. Решение задач


3




16


Контрольная работа № 1по теме Четырехугольники

1




Площадь

14 ч

17,18


Площадь многоугольника


2



19-22



Площади параллелограмма, треугольника и трапеции



4





23-27




Теорема Пифагора



5






28,29


Повторение. Решение задач


2



30


Контрольная работа № 2 по теме Площадь

1




Подобные треугольники

20


31,32


Определение подобных треугольников


2


33-36



Признаки подобия треугольников


4





37


Повторение. Решение задач

1


38


Контрольная работа №3 по теме Подобные треугольники

1


39-44




Применение подобия к доказательству теорем и решению задач




6







45-47



Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника


3




48,49


Повторение. Решение задач


2



50


Контрольная работа № 4по теме Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1




Окружность

16


51-53



Касательная к окружности


3




54-56



Центральные и вписанные углы


3




57-59



Четыре замечательные точки треугольника


3




60-63



Вписанная и описанная окружность



4





64,65


Повторение. Решение задач


2



66


Контрольная работа № 5по теме Окружность

1


67,68


Повторение. Итоговый тест


2





Итого

68













Календарно-тематическое планирование

Геометрия 9 класс





п.п.

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание



Векторы

8


1,2


Понятие вектора


2



3-5



Сложение и вычитание векторов


3




6-8



Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач


3






Метод координат

10


9,10


Координаты вектора


2



11-13



Простейшие задачи в координатах


3




14-14



Уравнения окружности и прямой



4





18


Контрольная работа № 1по теме Векторы

1


Соотношение между сторонами и углами

треугольника.

Скалярное произведение векторов

13


19-21



Синус, косинус, тангенс угла


3




22-25



Соотношения между сторонами и углами треугольника



4





26-28



Скалярное произведение векторов


3




29,30


Повторение. Решение задач


2


31


Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1




Длина окружности и площадь круга

13


32-36



Правильные многоугольники



5






37-39



Длина окружности и площадь круга


3




40-43



Повторение. Решение задач


4





44


Контрольная работа № 3по теме «Длина окружности. Площадь круга»

1




Движения

9


45-47


Понятие движения



3




48-51


Параллельный перенос и поворот




4





52


Повторение. Решение задач

1


53


Контрольная работа № 4 по теме «Движения»

1




Начальные сведения из стереометрии

6


54-57


Многогранники




4






58,59


Тела и поверхности вращения



2





Об аксиомах планиметрии

2


60


Об аксиомах планиметрии

1


61


Некоторые сведения о развитии геометрии

1




Повторение

7


62-66


Решение задач





5






67


Итоговая контрольная работа № 5

1


68


Итоговый тест

1




Итого

68




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!