Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ от 01 сентября 2018 г. № 7
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ___________геометрии ________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень общего образования (класс) основное общее образование ( 7класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов по плану-69
Учитель Прилукина Наталья Викторовна1
Программа разработана в соответствии с УМК для изучения курса геометрии в 7 классе, выпускаемом издательством «Просвещение»: Л.С.Атанасян , Геометрия 7-9, Учебник
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются внутренние логические связи курса; повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Обучающиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Прикладная направленность курса обеспечивается постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения обучающихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Личностные результаты:
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
-сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении со всеми участниками образовательных отношений, в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
- умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения . | 11 | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии, строить логические цепи рассуждений |
2 | Глава II . Треугольники | 18 | Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства; планировать свою индивидуальную образовательную траекторию | Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Определять основную и второстепенную информацию. Предвосхищать результат и уровень усвоения. Выделять количественные характеристики объектов, заданные словами. | Выражать свои мысли с достаточной полнотой в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, регулировать собственную деятельность посредством письменной и устной речи. Уметь работать в группе |
3 | Глава III . Параллельные прямые | 13 | Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ;свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий | Формирование положительного отношения к учению, познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Уметь управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия, оценивать достигнутый результат. |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; давать оценку своим личностным качествам и чертам характера | Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера | Оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь критично относиться к своему мнению. уметь выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задач |
5 | Повторение курса геометрии за 7 класс | 7 | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности, желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Формирование навыков организации анализа своей деятельности | Развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения . | 11 | распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность) | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:углубления и развития представлений о плоских геометрических фигурах |
2 | Глава II . Треугольники | 18 | пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; распознавать и изображать на чертежах и рисунках треугольники; вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы; вычислять периметры треугольников; решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников | Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни при решении практических задач и задач из смежных дисциплин для: вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников |
3 | Глава III . Параллельные прямые | 13 | получит понятие параллельных прямых (отрезков, лучей) ; научится формулировать определение параллельных прямых; формулировать и доказать признаки и свойства параллельных прямых ;применять полученные знания в практической деятельности при решении задач | Применять признаки параллельности прямых при решении нестандартных задач, овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; формулировать и доказывать теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника; формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников; решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки | приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач; овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование |
5 | Повторение курса геометрии за 7 класс | 7 | Формулировать и доказывать определения, свойства, признаки, выполнять чертеж по условию задачи. Находить геометрические элементы, определять виды треугольников, решать задачи | Обобщать и систематизировать знания по использованию приоритетных умений в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач. |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Содержание учебного предмета
Начальные геометрические сведения (11 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
2. Треугольники (18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
5. Повторение. Решение задач (7 часов)
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения . | 11 | Контрольная работа № 1 « Начальные геометрические сведения .» |
2 | Глава II . Треугольники | 18 | Контрольная работа № 2 « Треугольники» |
3 | Глава III . Параллельные прямые | 13 | Контрольная работа № 3 « Параллельные прямые» |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» Контрольная работа № 5«Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трём элементам» |
5 | Повторение курса геометрии за 7 класс | 7 | Итоговая контрольная работа. |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2018-2019 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2018-2019 учебном году (23.02.2019, 08.03.2019г., 01.05. 2019 г, 09.05.2019 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по геометрии в 2018-2019 учебном году в 7 классе будет реализована в объёме 69 часов
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по геометрии
(2 часа в неделю, всего 69 часов)
№ п/п | дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| | | Раздел 1. Начальные геометрические сведения | 11 |
1 | 04.09 | | Прямая и отрезок | 1 |
2 | 06.09 | | Луч и угол | 1 |
3 | 11.09 | | Сравнение отрезков и углов | 1 |
4 | 13.09 | | Измерение отрезков | 1 |
5 | 18.09 | | Решение задач по теме измерение отрезков | 1 |
6 | 20.09 | | Измерение углов | 1 |
7 | 25.09 | | Смежные и вертикальные углы | 1 |
8 | 27.09 | | Перпендикулярные прямые | 1 |
9 | 02.10 | | Решение задач, подготовка к контрольной работе | 1 |
10 | 04.10 | | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | 1 |
11 | 09.10 | | Анализ контрольной работы | 1 |
| | | Раздел 2. Треугольники | 18 |
12 | 11.10 | | Треугольники | 1 |
13 | 16.10 | | Первый признак равенства треугольников | 1 |
14 | 18.10 | | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 |
15 | 23.10 | | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 |
16 | 25.10 | | Свойства равнобедренного треугольника | 1 |
17 | 30.10 | | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 |
18 | 01.11 | | Второй признак равенства треугольников | 1 |
19 | 13.11 | | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 |
20 | 15.11 | | Третий признак равенства треугольников | 1 |
21 | 20.11 | | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников | 1 |
22 | 22.11 | | Окружность | 1 |
23 | 27.11 | | Примеры задач на построение | 1 |
24 | 29.11 | | Решение задач на построение | 1 |
25 | 04.12 | | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
26 | 06.12 | | Решение задач | 1 |
27 | 11.12 | | Решение задач, подготовка к контрольной работе | 1 |
28 | 13.12 | | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 1 |
29 | 18.12 | | Анализ контрольной работы | 1 |
| | | Раздел 3. Параллельные прямые | 13 |
30 | 20.12 | | Признаки параллельности прямых | 1 |
31 | 25.12 | | Признаки параллельности прямых | 1 |
32 | 27.12 | | Практические способы построения параллельных прямых | 1 |
33 | 10.01 | | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 |
34 | 15.01 | | Аксиома параллельных прямых | 1 |
35 | 17.01 | | Свойства параллельных прямых | 1 |
36 | 22.01 | | Свойства параллельных прямых | 1 |
37 | 24.01 | | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
38 | 29.01 | | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
39 | 31.01 | | Решение задач | 1 |
40 | 05.02 | | Подготовка к контрольной работе | 1 |
41 | 07.02 | | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 1 |
42 | 12.02 | | Анализ контрольной работы | 1 |
| | | Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 |
43 | 14.02 | | Сумма углов треугольника | 1 |
44 | 19.02 | | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 |
45 | 21.02 | | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
46 | 26.02 | | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
47 | 28.02 | | Неравенство треугольника | 1 |
48 | 05.03 | | Решение задач, подготовка к контрольной работе | 1 |
49 | 07.03 | | Контрольная работа №4 «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 |
50 | 12.03 | | Анализ контрольной работы | 1 |
51 | 14.03 | | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 |
52 | 19.03 | | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 1 |
53 | 02.04 | | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 |
54 | 04.04 | | Прямоугольный треугольник. Решение задач | 1 |
55 | 09.04 | | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 |
56 | 11.04 | | Построение треугольника по трём элементам | 1 |
57 | 16.04 | | Построение треугольника по трём элементам | 1 |
58 | 18.04 | | Построение треугольника по трём элементам. Решение задач | 1 |
59 | 23.04 | | Решение задач на построение | 1 |
60 | 25.04 | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
61 | 30.04 | | Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трём элементам» | 1 |
62 | 02.05 | | Анализ контрольной работы | 1 |
| | | Раздел 5. Повторение | 7 |
63 | 07.05 | | Повторение «Начальные геометрические сведения» | 1 |
64 | 14.05 | | Повторение «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» | 1 |
65 | 16.05 | | Повторение «Параллельные прямые» | 1 |
66 | 21.05 | | Повторение «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 |
67 | 23.05 | | Повторение «Прямоугольные треугольники» | 1 |
68 | 28.05 | | Итоговая контрольная работа №6 по курсу геометрии 7 класса | 1 |
69 | 30.05 | | Итоговое занятие | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей математики и информатики ______________(подпись)
МБОУ Елкинской СОШ Мыскина Л.А.
от 30 августа 2018 года № 1 « 31» августа 2018 года
_________________________
(подпись рук. МО)
Еловская Г.В. (ФИО)