СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 7 класс составлена для учебника Геометрия 7-9. Авторы Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7 класс»

Муниципальное образование «Хиславичский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соинская основная школа»




Утверждено

педагогическим советом

МБОУ «Соинская ОШ»

Протокол № 01 от 30.08.2017

Директор школы:

Гончарова И. А.

.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по геометрии

для 7 класса

(основная школа, базовый уровень)

2017/2018 учебный год






Разработана

Филюк О.В., учителем

физики и математики первой квалификационной категории



Соино




Пояснительная записка

Программа составлена для учебника Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы.; авторы: Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина , М., «Просвещение», 2015, включенного в Федеральный перечень учебников рекомендованных , (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от.17.12.2010г. №1897)

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017учебный год;

  • Авторская программа Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б. составитель БурмистроваТ.А., М. «Просвещение», 2015г.

Основные цели курса:

1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи курса:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.


Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов из расчета 2 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень самостоятельных и практических работ.




Планируемые результаты обучения

Программа обеспечивает достижения следующих результатов обучения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • слушать партнера;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:





  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.

В результате изучения курса геометрии 7 класса ученик научится:

  • использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;

  • использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;

  • решать задачи на вычисление градусных мер углов от до с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;

  • решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Ученик получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование



Содержание учебного предмета

  1. Начальные геометрические сведения (10 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2. Треугольники (17 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач приводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

3. Параллельные прямые (13 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

5. Повторение. Решение задач (5 часов)

Предпочтительные методы и формы обучения и контроля.


1. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

2. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

3. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

4. Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

5. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

6. Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

7. Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Методы и приемы:

  1. Групповая работа: коллективная, в парах, взаимопроверка.

  2. Индивидуальная работа по карточкам; тестам.

  3. Нестандартные, исследовательские задания.

  4. Творческие задания.

  5. Изготовление презентаций.

  6. Проектная деятельность.

Формы контроля: текущий и итоговый.

Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы проводятся

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце года.

Педагогические технологии, средства обучения.

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; проблемный метод; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.











Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Дата проведения

По плану

фактически

1

Прямая и отрезок

1

Владеют понятием «отрезок»



2

Луч и угол

1

Владеют понятиями «луч», «угол»



3

Сравнение отрезков и углов

1

Приобретают навык геометрических построений, применяют изученные понятия, методы для решения задач практического характера



4

Измерение отрезков

1

Измеряют длины отрезков



5

Измерение углов

1


Измеряют величины углов



6

Измерение углов

1

Находят градусную меру угла, используя свойство измерения углов



7

Смежные и вертикальные углы

1

Работают с геометрическим текстом, проводят логические обоснования, доказательства математических утверждений



8

Перпендикулярные прямые

1

Приобретают навык геометрических построений, применяют изученные понятия, методы для решения задач практического характера



9

Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

Используют свойства измерения отрезков и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла



10

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач



11

Треугольник

1

Распознают и изображают на чертежах треугольники. Используют свойства измерения длин отрезков при решении задач на нахождение периметра треугольника



12

Треугольник

1

Вычисляют элементы треугольников, используя свойства измерения длин и градусной меры угла



13

Первый признак равенства треугольников

1

Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство



14

Перпендикуляр к прямой

1

Распознают и изображают на чертежах и рисунках перпендикуляр и наклонную к прямой.



15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Распознают и изображают на чертежах и рисунках медианы, биссектрисы и высоты треугольника



16

Свойства равнобедренного треугольника

1

Применяют изученные свойства фигур и отношения между ними при решении задач на доказательство и вычисление длин, линейных элементов фигур



17

Второй и третий признаки равенства треугольников

1

Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения



18

Второй и третий признаки равенства треугольников

1

Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство



19

Второй и третий признаки равенства треугольников

1

Применяют отношения фигур и их элементов при решении задач на вычисление и доказательство



20

Второй и третий признаки равенства треугольников

1

Применяют отношения фигур и их элементов при решении задач на вычисление и доказательство



21

Окружность

1

Изображают на чертежах и рисунках окружность и ее элементы. Применяют знания при решении задач на доказательство



22

Построения циркулем и линейкой

1

Выполняют построение, используя алгоритм построения отрезка равного данному



23

Задачи на построение

1

Выполняют построения, используя алгоритмы построения угла, равного данному, биссектрисы данного угла



24

Задачи на построение

1

Выполняют построения, используя алгоритмы построения перпендикулярных прямых, середины данного отрезка



25

Решение задач по теме: «Треугольники»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



26

Решение задач по теме: «Треугольники»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



27

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

1

Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач



28

Параллельные прямые

1

Распознают и изображают на чертежах и рисунках параллельные прямые, секущую. На рисунке обозначают пары углов, образованных при пересечении двух прямых секущей



29

Признаки параллельности двух прямых

1

Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство



30

Признаки параллельности двух прямых

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



31

Признаки параллельности двух прямых

1

Выполняют построения, используя алгоритмы построения параллельных прямых



32

Аксиома параллельных прямых

1

Владеют понятием «аксиома». Приводят примеры аксиом



33

Аксиома параллельных прямых

1





1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



34

Аксиома параллельных прямых

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



35

Аксиома параллельных прямых

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



36

Аксиома параллельных прямых

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



37

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



38

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство

Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации



39

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство

Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации



40

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач



41

Сумма углов треугольника

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



42

Сумма углов треугольника

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



43

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



44

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



45

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



46

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач



47

Прямоугольные треугольники

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



48

Прямоугольные треугольники

1

Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство



49

Прямоугольные треугольники

1

Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения



50

Прямоугольные треугольники

1

Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения



51

Построение треугольника по трем элементам

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



52

Построение треугольника по трем элементам

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



53

Построение треугольника по трем элементам

1

Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения



54

Построение треугольника по трем элементам

1

Выполняют построения, используя известные алгоритмы построения геометрических фигур: отрезок, равный данному; угол, равный данному



55

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



56

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



57

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление, доказательство и построение

Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации



58

Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»

1

Демонстрируют математические знания и умения при решении задач



60-61

Повторение. Треугольники

2

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



62-64

Повторение. Параллельные прямые

3

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство



65-


68

Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!