Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (в ред. Приказов Министерства образования и науки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);
Приказ Министерства просвещения России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год» (в ред.ПриказаМинистерства образования и науки РФ №38 от 26.01.2016);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
УМК: «Геометрия 7-9» авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина, 8-е издание, М.: Просвещение, 2018 год.
Программа реализуется в объеме 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Цели
развивать пространственное мышление и математическую культуру;
учить ясно и точно излагать свои мысли;
формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи обучения:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | контроль |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
2 | Треугольники | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач | 12 | 1 |
ИТОГО | 68 | |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1 | ГлаваIНачальные геометрические сведения | 10 | Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. | научится: распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.); распознавать виды углов, виды треугольников; определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.); распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.); |
2 | Глава II. Треугольники | 17 | Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | научится: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до , применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение); решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве; получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов; приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач; овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование; приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ. |
3 | Глава III. Параллельные прямые | 13 | Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. | научится: использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла; вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы; вычислять периметры треугольников; решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников; приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление. |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение | научится: использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла; вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы; вычислять периметры треугольников; решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников; приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление. |
5 | Итоговое повторение | 12 | Повторение курса 7 класса | Научится: понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника); умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. |
Календарно-тематическое планирование геометрия 7 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | По плану | фактически | Виды контроля |
| 1. Начальные геометрические сведения | | 11 | 11 | |
1 | Прямая и отрезок | 1 | 1неделя | | Фронтальный,инд |
2 | Луч и угол | 1 | | | Фронтальный,инд |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
4 | Измерение отрезков | 1 | | | Фронтальный,инд |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
6 | Измерение углов | 1 | | | Фронтальный,инд |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | | | Фронтальный,инд |
9 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | Фронтальный,инд |
10 | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | К/р№1 |
11 | Зачет №1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | Зачет №1 |
| 2.Треугольники | | 18 | 18 | |
12 | Треугольники | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | | Фронтальный,инд |
14 | Решение задач на применение 1-го признака | 1 | | | Фронтальный,инд |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
16 | Решение задач на построение медиан, биссектрис, высот треугольника | 1 | | | Фронтальный,инд |
17 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
18 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | | | Фронтальный,инд |
19 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | | Фронтальный,инд |
20 | Решение задач на применение 2-го признака | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
21 | Третий признак равенства треугольников | 1 | | | Фронтальный,инд |
22 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
23 | Окружность | 1 | | | Фронтальный,инд |
24 | Примеры задач на построение | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
25 | Решение задач на построение | 1 | | | Фронтальный,инд |
26 | Решение задач на построение | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
27 | Решение задач на построение | 1 | | | Фронтальный,инд |
28 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | | Фронтальный,инд |
29 | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 1 | | | |
30 | Зачет №2 «Треугольники» | 1 | | | |
| 3.Параллельные прямые | 9 | | 13 | Фронтальный,инд |
31 | Признаки параллельных прямых | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
32 | Признаки параллельных прямых | 1 | | | Фронтальный,инд |
33 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | | | Фронтальный,инд |
34 | Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых» | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
35 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | | Фронтальный,инд |
36 | Свойства параллельных прямых | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
37 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | Фронтальный,инд |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | Фронтальный,инд |
40 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
41 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 2 неделя | | |
42 | Контрольная работа К/Р№3«Параллельные прямые» | 1 | | | К/Р№3 |
43 | Зачет по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | Зачет №3 |
| 4.Соотношение между углами и сторонами треугольника | 16 | | 14 | |
44 | Сумма углов треугольника | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
45 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 | | | Фронтальный,инд |
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
47 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | | Фронтальный,инд |
48 | Неравенство треугольника | 1 | | | Фронтальный,инд |
49 | Решение задач на соотношения между углами и сторонами треугольника | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
50 | Контрольная работа №4 «Соотношения между углами и сторонами треугольника» | 1 | | | |
51 | Зачет №3 «Соотношения между углами и сторонами треугольника» | 1 | | | |
52 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
53 | Решение задач на свойства прямоугольных треугольников | 1 | | | Фронтальный,инд |
54 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | | Фронтальный,инд |
55 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
56 | Расстояние от точки до прямой, между параллельными прямыми | 1 | | | Фронтальный,инд |
57 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | | Фронтальный,инд |
58 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
59 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | | Фронтальный,инд |
60 | Решение задач на построение | 1 | | | Фронтальный,инд |
61 | Решение задач на построение | 1 | | | Фронтальный,инд |
62 | Итоговая контрольная работа за год К/р№5 | 1 | | | К/р№5 |
63 | Зачет | 1 | | | Зачет№5 |
64 | Повторение | 1 | 1 неделя | | Фронтальный,инд |
65 | Повторение | 1 | | | Фронтальный,инд |
66 | Повторение | 1 | | | Фронтальный,инд |
67 | Повторение | 1 | 2 неделя | | Фронтальный,инд |
68 | Итоговый урок | 1 | | | Фронтальный,инд |